Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Посредничество как форма разрешения социального конфликтаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Посредничество как одна из форм разрешения конфликта представляет собой способ вмешательства нейтральной третьей стороны, целью которого является оказание содействия процессу переговоров между основными участниками конфликта. Занимая нейтральную позицию между конфликтующими сторонами, посредник помогает им в преодолении разногласий и конструктивном разрешении конфликта, устанавливая и поддерживая общение непосредственно между сторонами. Посредничество применяется тогда, когда стороны оказались неспособны самостоятельно найти решение проблемы и достичь соглашения в ходе прямых переговоров, а также преодолеть тупиковую ситуацию, возникшую в ходе переговоров. Процесс посредничества целесообразно применять в тех случаях, когда: - налицо напряжение между конфликтующими сторонами, но они осознают необходимость сохранения и продолжения взаимоотношений. Процесс посредничества может не только восстановить взаимоотношения, но и способствовать созданию новых аспектов во взаимоотношениях сторон для достижения ими успеха; - непосредственное общение между сторонами серьезно осложнено или даже прекращено, и участие нейтральной стороны могло бы способствовать его улучшению или возобновлению прямого диалога между оппонентами; - стороны уже предпринимали самостоятельные попытки урегулировать конфликт, например путем прямых переговоров. Однако эти переговоры не только не дали положительного результата, но и завели стороны в тупик и усугубили ситуацию. Посредник содействует преодолению безвыходности; - конфликтующие стороны склонны к пересмотру своих прежних позиций в отношении оппонента и проявляют готовность к решению проблемы. Причем каждая из сторон считает, что занимает достаточно гибкую позицию и поэтому участие посредника в регулировании конфликта будет более эффективным, займет меньше времени и не потребует больших материальных затрат и моральных издержек, с которыми обычно связаны обращение в суд, административные органы и т. п. В этом случае инициатив посредника может помочь сторонам выработать приемлемую процедуру переговоров и достижения соглашения; - стороны заинтересованы в осуществлении контроля за достигнутыми результатами на каждом новом этапе процедуры разрешения конфликта и за окончательным соглашением. В этом случае соглашение в результате переговоров и посредничества предпочтительнее административно-командного решения; - кроме того, посредничество целесообразно в тех случаях, когда для сторон важными являются такие аспекты преодоления разногласий, как конфиденциальность, которая необходима для создания атмосферы большей искренности, но на которую трудно рассчитывать при обращении в суд, или как временной фактор; - наконец, посредничество оправдано в том случае, если дело не идет о юридических вопросах и не требует правового регулирования. С точки зрения посредничества наиболее важными являются следующие аспекты социального конфликта и переговоров по его разрешению: ответственность сторон, фактор времени, а также информация. Ответственность сторон включает понимание и признание ими степени собственной ответственности за неудачу на переговорах по разрешению конфликта. Важной задачей посредника является то, чтобы с самого начала процесса разрешения конфликта подчеркнуть и убедить конфликтующие стороны в том, что, несмотря на участие третьей стороны, ответственность за решение проблемы лежит на вовлеченных в конфликт сторонах. Для понимания степени ответственности каждой из сторон на переговорам в процессе посредничества следует стараться определить, какая сторон имеет более сильную позицию, а какая более слабую. Обычно в открытии переговоров и выработке так называемого «стартового предложения», без которого переговоры не могут начаться» более заинтересована та сторона, позиция которой на переговорах слабее позиции ее оппонента. Посредник должен добиваться того, чтобы сторона, обладающая более сильной позицией, сформулировала и выдвинула свое предложение, отражающее наилучший вариант решения проблемы с точки зрения ее интересов, и отстаивала его. В противном случае возникает опасность, что аргументы в пользу сильных аспектов ее позиции будут использованы для отказа от соглашения. Кроме того, взаимное признание сторонами относительной силы позиции оппонента обусловливает их взаимозависимость и облегчает соглашение между ними на том основании, что конструктивной формой взаимоотношений между сторонами, имеющими более или менее сильные позиции, является сотрудничество, а не конфронтация. Фактор времени является важным аспектом процесса посредничества, которому на переговорах следует уделять большое внимание. Временной фактор включает предельные сроки завершения переговоров. Если стороны осознают свою ответственность за неудачу переговоров, фактор времени может играть серьезную роль в разрешении конфликта. Для этого необходимо установить временные ограничения, в рамках которых стороны должны прийти к соглашению. Фиксированные временные рамки необходимы для обеспечения устойчивой динамики переговорного процесса, направленной на движение сторон к разрешению конфликта. Последовательность рассмотрения вопросов. Посредник может предложить сторонам порознь или совместно составить список вопросов для обсуждения в порядке приоритетности. Процесс посредничества следует начинать с наиболее простого вопроса и постепенно переходить к более сложным. Обсуждение трудных вопросов по инициативе посредника можно временно отложить и вернуться к ним вновь в подходящий момент. Ключевые вопросы, обсуждаемые в ходе переговоров, рекомендуется обсуждать и регулировать в последнюю очередь, так как этот прием облегчает общее соглашение между сторонами на том основании, что после нескольких достигнутых между ними соглашений по менее значимым проблемам им психологически легче достичь согласия и по ключевым. Урегулирование ключевых вопросов в конце повестки дня переговоров создает у сторон представление о плодотворном и конструктивном характере переговоров и принятых решений. Сроки внесения сторонами своих предложений. Посредник может предложить сторонам на переговорах пересмотреть свою позицию и выдвинуть новое предложение в течение определенного времени, например к началу нового раунда переговоров. Сроки выполнения сторонами принимаемых ими обязательств. Посредник следит за тем, чтобы окончательное соглашение включало конкретные сроки его выполнения. Можно также предложить сторонам установить «испытательный» или «контрольный» срок, т. е. время, в течение которого стороны могли бы оценить эффективность достигнутого соглашения. Разумеется, в этом случае должен быть выработан критерий оценки такой эффективности. Например, сколько раз в течение месяца со дня принятия окончательного соглашения между сторонами вновь возникали разногласия по урегулированным вопросам. Сбор информации представляет собой один из ключевых моментов на этапе подготовки к посредничеству. Собираемая информация должна, в частности, касаться предмета конфликта, его причин и истории. Эта информация о конфликте и его участниках носит предварительный характер, ее можно получить из трех источников: прямого наблюдения, вторичных источников, личных бесед, проведением «фокус-групп». Собранная информация систематизируется и оценивается с помощью карты анализа конфликта, континуума динамики конфликта и резюме анализа конфликта. С учетом взаимосвязанных элементов социального конфликта и переговоров по его регулированию цель посредничества заключается в содействии разрешению конфликта с учетом и при помощи сбалансированного использования относительной силы и ответственности каждой стороны, фактора времени, а также информации. Эта цель достигается путем максимально возможного включения в рассмотрение проблемы и выработку взаимоприемлемых соглашений объективных критериев и стандартов, применения стратегии «выигрыш — выигрыш» и таких вариантов решения, которые могут принести взаимную пользу, а также анализа интересов сторон, удовлетворение которых могло бы способствовать принципиальному разрешению конфликта.
Контрольные вопросы 1. Что представляет собой процесс управления социальным конфликтом? 2. Дайте характеристику основным принципам управления социальным конфликтом. 3. Какие элементы включает в себя процесс управления социальным конфликтом? 4. Сравните понятия «урегулирование» и «разрешение» социального конфликта. 5. Основные этапы процесса конструктивного воздействия на социальный конфликт. 6. Какие существуют межличностные методы (стили поведения) в социальном конфликте? Как они соотносятся? 7. Раскройте суть посредничества как технологии разрешения социального конфликта. 8. Сравните понимание компромисса в урегулировании и разрешении социального конфликта. 9. Каковы перспективы развития посреднических технологий в достижении компромисса? Литература Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб., 2006. Громова О.Н. Конфликтология. М., 2000. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М., 1992. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996. Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2002. Скотт Д.Г. Конфликты, пути их преодоления. Киев, 1991. Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов: Учебное пособие. М., 2008. Хрящева Н.Ю. Менеджмент и конфликты. Психология менеджмента. СПб., 2000.
Ключевые понятия · Межличностные методы (стили поведения) в социальном конфликте · Переговоры · Посредничество · Предупреждение социального конфликта · Принципы управления социальным конфликтом · Прогнозирование социального конфликта · Разрешение социального конфликта · Стратегия компромисса · Стратегия конфронтации · Управление социальным конфликтом
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.45.187 (0.008 с.) |