Способы управления конфликтами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы управления конфликтами



Наиболее удачную модель управления конфликтами предложил
К. Томас. В соответствии с такими характеристиками, как степень напористости при защите своих интересов и степень склонности к кооперации,
К. Томас выделяет пять основных способов управления конфликтами: соревнование (соперничество), уступка (приспособление), компромисс, избегание, сотрудничество[3].

Однако выявлены следующие возможности способов:

- при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха;

- при соревновании, уступке или компромиссе либо один из участников выигрывает, а другой проигрывает, либо оба проигрывают, если идут на компромиссные уступки;

- лишь при сотрудничестве оба выигрывают, т.к. пытаются выйти на принципиально новый уровень решения проблемы.

1. Сотрудничество. Стороны, между которыми возникает противоречие, активно приступают к поиску совместного взаимовыгодного решения, полностью устраивающего обе стороны. Такой подход требует длительного времени. Его рекомендуется использовать, если:

- решение проблем очень важно для обеих сторон;

- у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

- стороны осведомлены в проблеме, они способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;

- стороны обладают равной властью или игнорируют разницу в положении ради решения проблемы.

2. Компромисс. Находится нужное решение, устраивающее в основном две стороны, но за счёт некоторых уступок. Каждый в чём-то уступает, и за счёт этого находится нужное решение. Такой подход наиболее эффективен, если:

- обе стороны обладают равной властью, но имеют взаимоисключающие интересы;

- необходимо получить быстрое или временное решение;

- удовлетворение желания имеет для человека не очень большое значение, он может изменить поставленную вначале цель;

- компромисс позволяет сохранить взаимоотношения, человек предпочитает получить хоть что-то, чем совсем потерять.

3. Избегание. Уход от конфликтной ситуации используется, если:

- напряжённость слишком велика, и надо ослабить накал;

- когда вы общаетесь со сложным собеседником;

- исход для вас не очень важен, и вам не хочется тратить силы;

- вы знаете, что не можете решить конфликт в свою пользу;

- вы хотите выиграть время, чтобы получить дополнительную информацию и заручиться чьей-то поддержкой;

- вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему.

4. Уступка – отказ от борьбы в пользу другого лица. Применяется, если:

- исход дела чрезвычайно важен для другого лица и не очень существенен для вас;

- если вы хотите сохранить хорошие взаимоотношения, и это важнее, чем отстаивать свои интересы;

- у вас мало власти, правда не на вашей стороне;

- другой может извлечь из этой ситуации хороший урок, даже не соглашаясь с вами и совершив ошибку.

5. Соперничество – прямая конфронтация, ни одна из сторон не желает ни в чём уступать. Человек, использующий этот стиль, не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, зато способен на волевые решения. Применяется, если:

- вы обладаете достаточным авторитетом, и очевидно, что принятое вами решение наилучшее;

- исход очень важен для вас;

- критическая ситуация требует быстрого реагирования;

- нет иного выбора, и вам нечего терять;

- вы не можете дать понять людям, что находитесь в тупике, когда кто-то должен повести их за собой.

Конфликты личностного плана решаются в основном избеганием и уступкой, значительная часть деловых конфликтов может быть решена путём сотрудничества и компромисса.

Модели арбитража и посредничества в управлении конфликтами

Существуют два способа разрешения конфликта с помощью третьего лица. При использовании модели арбитража третье лицо выслушивает обе стороны и принимает решение по спорному вопросу. Когда применяется модель посредничества, третье лицо не принимает решение, но организует процесс разрешения конфликта самими участниками.

Преимущества арбитража:

· есть возможность принять быстрое решение;

· руководитель (арбитр) может принять выгодное для него решение.

Недостатки арбитража:

· чтобы принять правильное решение, необходимо детально разобраться в ситуации, – это сложно;

· принимая решение в пользу одной стороны, руководитель наносит ущерб отношениям с другой;

· решение носит спорный характер;

· ответственность за решение, в том числе и за его исполнение, возлагается на руководителя, участники освобождены от ответственности.

Ситуации, в которых арбитраж необходим:

· принятие решения находится в компетенции лица, к которому обращаются участники конфликта;

· ситуации, когда существует дефицит времени, риск, высокая ответственность;

· переговорный процесс между участниками конфликта невозможен.

Роль посредника заключается в создании условий для проведения переговоров конфликтующих сторон.

Преимущества посредничества:

· посредник не должен принимать решения и выяснять, кто прав, кто виноват, он отвечает только за организацию переговоров. Ответственность за принятое решение возлагается на участников, что способствует изменению их поведения;

· посредничество позволяет решить проблему и сохранить взаимоотношения.

Недостатки посредничества:

· переговорный процесс может отнять много времени;

· поскольку решение принимается участниками, оно может быть не таким, как хочет посредник;

· деятельность посредника сложна, требует особых навыков.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В социальной психологии выделяют следующие основные признаки группы:

· осознание индивидами своей принадлежности к группе («мы-чувство»),

· наличие между индивидами определенных отношений,

·? … (распределение обязанностей, личностных влияний, статусов), функционирование группового давления, побуждающего индивидов к поведению в соответствии с принятыми общностью нормами,

·?...

 

2. Непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами, – это:

a) большая группа;

b) малая группа;

c) условная группа;

d) лабораторная группа.

 

3. Группа, к которой человек добровольно себя причисляет либо членом которой он хотел бы стать, называется:

a) первичной;

b) неформальной;

c) референтной;

d) паритетной.

 

4. Основные признаки коллектива (исключите ошибочный ответ):

a) объединение людей во имя социально одобряемой цели,

b) «мы-чувство»;

c) целостность,

d) принцип развития личности вместе с развитием коллектива.

 

5. Группа, объединённая только внутренними целями, не выходящими за её рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счёт других групп, называется:

a) ассоциация;

b) корпорация;

c) кооперация;

d) конформизм.

 

6. Своеобразное разрешение на отклоняющееся от групповых норм (девиантное) поведение, которое даётся высокостатусным членам группы, называется:

a) социальная фасилитация

b) конформизм

c) идиосинкразический кредит

d) социальная ингибиция.

 

7. Повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида, определяется как:

a) социальная фасилитация;

b) конформизм;

c) идиосинкразический кредит;

d) социальная ингибиция.

 

8. Изменение поведения или убеждений под влиянием реального или воображаемого давления группы – это:

a) социальная фасилитация;

b) конформизм;

c) идиосинкразический кредит;

d) социальная ингибиция.

 

9.. Позицией, противостоящей подлинному конформизму, является:

a) рефлексия;

b) негативизм;

c) борьба;

d) рациональный конформизм.

 

10. Заполните пропуски в таблице:

Отличительные характеристики лидера и руководителя

 

Характеристики лидера Характеристики руководителя
Регулирует межличностные (неофициальные) отношения в группе Регулирует … отношения в группе
Лидерство возникает стихийно, это менее стабильное явление, зависит от настроения группы. Руководитель …, это более стабильное явление
Система санкций зависит от …. Обладает более определённой системой санкций.
Решения, касающиеся деятельности группы, более непосредственны. Процедура принятия решения более сложна, оно может не зависеть от ….
Лидерство – индивидуально-психологическая характеристика отношений в группе (элемент...). Руководство – социальная характеристика отношений в группе (элемент...).

 

11. Демократический стиль эффективен в условиях … (продолжите).

12. В случае высокой самоорганизации коллектива при решении творческих задач эффективен стиль:

a) авторитарный;

b) демократический;

c) либеральный.

 

13. В условиях, близких к экстремальным; в жёстко заданных, алгоритмизируемых условиях (в армии), при низком уровне организации группы, для работников с низкой квалификацией эффективен стиль:

a) авторитарный;

b) демократический;

c) либеральный.

 

14. Дела в группе идут сами собой; лидер не даёт указания; разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера – это характеристики стиля:

a) авторитарного;

b) демократического;

c) либерального.

 

15. В общении можно выделить три стороны:

· коммуникация (? …),

·?… (организация взаимодействия),

· социальная перцепция (восприятие и познание друг друга партнерами) (дополните).

16. Общая система значений, понимаемых всеми членами группы – это:

a) тезаурус

b) словарь

c) аттракция

d) каузальная атрибуция

 

17.Паралингвистическая система включает:

a) жесты, мимику, пантомимику;

b) движения глаз;

c) систему вокализации;

d) включение в речь пауз, плача, смеха, покашливания, сам темп речи.

 

18. Человек, использующий … (стиль общения) стремится контролировать других людей или использовать их в качестве «вещей».

 

19. Общение при … (стиль общения) предполагает честность, терпимость, доверие, осознание себя и окружающих

 

20. Отождествление себя с другим, уподобление себя другому – это:

a) рефлексия;

b) идентификация;

c) проекция;

d) аттракция.

 

21. Приписывание другому человеку причин поведения, намерений, чувств, качеств личности – это:

a) стереотипизация;

b) идентификация;

c) каузальная атрибуция;

d) аттракция.

 

22. Информация, получаемая о каком-либо человеке, накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот ранее сложившийся образ выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты объекта восприятия (эффект восприятия).

23. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом («сокращением») при взаимодействии с этим явлением:

a) стереотип;

b) предубеждение;

c) каузальная атрибуция;

d) аттракция.

 

24. Недоверие к коммуникатору, распространяемое на передаваемую им информацию, служит причиной барьеров:

a) понимания

b) социально-культурного различия

c) отношения.

 

25.Осознание действующим индивидом, как он воспринимается партнёром по общению, называется:

a) идентификацией

b) эмпатией

c) рефлексией

 

26. В ситуации восприятия знакомого человека срабатывает эффект:

a) ореола

b) первичности

c) новизны.

 

27.Экстралингвистическая система включает:

a) жесты, мимику, пантомимику

b) качество голоса, диапазон, тональность

c) паузы, плач, смех, покашливание, темп речи.

 

28.При помощи какого типа каузальной атрибуции склонны объяснять событие наблюдатели:

a) личностная

b) объектная

c) обстоятельственная.

 

29.Барьер, вызываемый различием тезаурусов собеседников, называется:

a) фонетический

b) логический

c) семантический

d) стилистический

 

30. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом при взаимодействии с ним, называется:

a) тезаурусом

b) стереотипом

c) предубеждением

d) клише.

 

 

31. Накопившееся противоречие, содержащее первопричину конфликта:

а) инцидент;

б) конфликтная ситуация;

в) позиция;

г) конфликтоген.

 

32. Экспансия и эскалация характерны для конфликтов:

а) деструктивных;

б) продуктивных;

в) горизонтальных;

г) вертикальных.

 

33. Если вы максимально уверены в своей правоте и экстремальная ситуация требует быстрого реагирования, какой способ управления конфликтом вы изберёте:

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) уступка;

г) избегание;

д) соперничество.

 

34. Если вы уверены в своей правоте, но хотите, чтобы ваш партнёр учился на собственных ошибках, вы прибегнете к способу управления конфликтом:

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) уступка;

г) избегание;

д) соперничество.

 

35. Если ваш партнёр вот-вот готов «взорваться», вы прибегнете к следующим способам управления конфликтом:

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) уступка;

г) избегание;

д) соперничество.

 

36. На вопрос «Чего я хочу?» отвечает:

а) интерес;

б) позиция;

в) инцидент;

г) объект.

 

37. Нарушение отношений с одним из участников является недостатком модели:

а) арбитража;

б) посредничества;

в) сотрудничества;

г) избегания.

 

38. Признаками деструктивного конфликта являются «экспансия» и …. (дополните)?

 

39. Конфликтогены играют основную роль в возникновении (случайного? неслучайного?) конфликта.

 

40. В том случае, когда другой может извлечь из этой ситуации хороший урок, даже не соглашаясь с вами и совершив ошибку, используется метод (?).

 

РЕЗЮМЕ МОДУЛЯ 2

Группа – ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков. К характеристикам группы относят размер, композицию, структуру, групповую динамику, групповые нормы и групповые санкции. Важным параметром характеристики группы является статус индивида в ней.

Группы подразделяются на условные и реальные. Реальные группы могут быть лабораторными или естественными, естественные – большими или малыми.Малые группыобразуют непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами. Классификация малых групп включает первичные и вторичные, формальные и неформальные группы, а также референтные и группы членства. В зависимости от прав, предоставленных членам, выделяют паритетные и непаритетные группы. По уровню развития различают слабо-, средне- и высокоразвитые группы (коллективы).

В социальной психологии известно несколько моделей группообразования (в частности, стратометрическая концепция А.В. Петровского), каждая из которых различным образом описывает динамику группового развития. К механизмам групповой динамики относят разрешение внутригрупповых противоречий, идиосинкразический кредит и психологический обмен.

Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Группа оказывает влияние на её членов, которое проявляется в феноменах групповой жизнедеятельности, таких как конформизм, социальная фасилитация и ингибиция, социальная леность, феномены деиндивидуализации, огруппления мышления и групповой поляризации.

Теории лидерства объясняют происхождение данного феномена. Выделяют несколько подобных теорий: теория черт (харизматическая), ситуационная, системная, концепция ценностного обмена, в каждой из которых различным образом объясняется происхождение данного явления.

Понятия «руководство» и «лидерство» подразумевают ряд отличий, которые касаются регуляции отношений в группе, возникновения, системы санкций, принятия решений, взаимосвязей с социумом. Наряду с явными различиями, данные феномены имеют и общие характеристики. Так, и руководитель, и лидер организуют и координируют деятельность группы, осуществляют в ней социальное влияние и используют отношения субординации.

Руководство, как и лидерство, характеризуется его стилем – комплексом систематически используемых руководителем методов принятия решений, воздействия на подчинённых и общения с ними. Традиционно выделяется три подобных стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Искусство управления состоит в рациональном выборе того или иного стиля в зависимости от ситуации, подчинённых, индивидуальных особенностей руководителя и типа задачи. Руководить – значит менять стиль.

Каждый руководитель обладает определённым объёмом власти, под которой понимается возможность влиять на поведение и деятельность других людей. Выделяют несколько типов власти: вознагражающая, принуждающая, легитимная, референтная, эталонная. Власть руководителя связана с его авторитетом, т. е. влиянием руководителя на подчинённых. Наиболее эффективен тот руководитель, который обладает не только функциональным, но моральным и функциональным авторитетом.

К составляющим личности эффективного руководителя относят его опыт, способности, совокупность личных и деловых качеств и биографические характеристики. Среди биографических характеристик на эффективность руководства в наибольшей мере влияет уровень образования.
К способностям руководителя можно отнести в первую очередь практический интеллект, предпринимательские способности и способности к управленческой деятельности. Для эффективного руководства также необходим ряд личностных качеств.

Общение – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией (коммуникативная сторона), выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона) и восприятие, понимание другого человека (перцептивная сторона). Выделяют такие виды общения, как непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, межперсональное и ролевое, вербальное и невербальное. Обмену информацией способствуют одинаковый тезаурус участников, препятствует наличие коммуникативных барьеров. Ситуация взаимодействия диктует выбор определённого типа взаимодействия (кооперация или конкуренция) и стиля взаимодействия (ритуальный, манипулятивный, гуманистический). Познанию партнёра по общению способствуют механизмы идентификации и рефлексии, искажают восприятие каузальная атрибуция и эффекты восприятия (ореола, первичности, новизны и другие), которые могут рассматриваться как проявление стереотипизации.


МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Вход в модуль

Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, о способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1069; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.092 с.)