Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическое занятие 13 . Руководство и лидерство. Личностные особенности руководителяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План занятия 1. Понятия руководства и лидерства. Теории лидерства. 2. Стили лидерства (руководства) и их эффективность. 3. Власть и её виды. Авторитет руководителя и его составляющие. 4. Составляющие личности эффективного руководителя. 5. Индивидуальная управленческая концепция. Эффективность руководства и её критерии.
Темы сообщений 1. Психологические рекомендации начинающему руководителю. 2. Сравнительная характеристика эффективного и неэффективного руководителя.
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
1. Личность зависит от группы. Существует ли обратная зависимость? 2. Как соотнести руководство и лидерство в коллективе? 3. Определите зависимость развития группы от авторитета руководителя и стиля руководства. 4. Сравните между собой понятия «лидер», «вожак», «вождь» и «руководитель». С каким из данных понятий вы соотнесли бы перечисленных исторических персонажей и литературных героев: Пётр I, Юлий Цезарь, Наполеон, М.И. Кутузов, В.И. Ленин, К.С. Станиславский, Иисус Христос, Жанна Д'Арк, Остап Бендер, И.В. Сталин? 5. Напишите эссе на тему: «Я как будущий руководитель»
Рекомендуемая литература 1. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта./ Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 301 с. 2. Диагностика управленческих способностей (сборник тестов и диагностических методик для руководителей): Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Н.В. Романчик. – Мн.: РИВШ, 2004. – 206 с. 3. Иосефович, Н. Ты – босс! Как стать толковым руководителем / Н. Иосефович; пер. с англ. – М.: Вече, Персей, Аст, 1995. – 384 с. 4. Кабаченко, Т.С. Психология управления: В двух частях / Т.С. Кабаченко. – М.: Рос. пед. о-во, 1997. – 324 с. 5. Кашапов, P.P. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха: Учеб. пособие для высшего управленческого персонала./ Р.Р. Кашапов. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. – 448 с. 6. Кетс де Врис, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта./ М. Кетс де Врис; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. –311 с. 7. Ксенчук, Е.В. Технология успеха./ Е.В. Ксенчук, М.К. Киянова. – М.: Дело ЛТД, 1993. – 192 с. 8. Кричевский, Р.Л. Если вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе./ Р.Л. Кричевский. – М.: Дело, 1996. – 384 с. 9. Мещерякова, Е.В. Психология управления./ Е.В. Мещерякова. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 239 с. 10. Психология управления: Курс лекций /Л.К. Аверченко [и др.]; oтв. ред. М.В. Удальцова. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1997. – 150 с. 11. Розанова, В.А. Психология управления: Учеб. пособие / В.А. Розанова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. – 352 с. 12. Самыгин, С.И. Психология управления: Учеб. пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 512 с. 13. Шуванов, В.И. Социальная психология менеджмента./ В.И. Шуванов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. – 256 с.
Практическое занятие 14. Межличностные отношения и общение. Коммуникативная сторона общения План занятия 1. Понятие межличностных отношений. Общение, его виды и структура 2. Общение как коммуникативный процесс. 3. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. 4. Особенности вербальной и невербальной коммуникации
Темы сообщений 1. Язык жестов в деловом и межличностном общении 2. Приёмы «убеждающей коммуникации» Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
1. Сопоставьте понятия «общение», «коммуникация», «взаимодействие». 2. Какие слова-паразиты наиболее часто используются вашими знакомыми? Каким образом их употребление характеризует личность человека? 3. Предложите рекомендации по преодолению коммуникативных барьеров. 4. Какие ещё системы, кроме перечисленных в лекции, могут быть отнесены к области невербальной коммуникации? Насколько они информативны? 5. Понаблюдайте за жестикуляцией человека во время выступления (преподавателя во время чтения им лекции, студента во время выступления с докладом). Отметьте характерные жесты. Каково их значение? (См. книги А.Пиза, Дж. Фаста, А.Ю. Панасюка и др.) 6. Как с учётом схемы Ласуэлла сделать более убедительной вербальную часть выступления?
Рекомендуемая литература 1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учеб. для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – С.84-100. 2.Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика и психология", "Социальная психология", "Педагогика" / Е. В. Андриенко. - 2-е изд., доп. - М.: Академия, 2003. – С.179-202, 234-250. 3.Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э.Аронсон, Т.Уилсон, Р. Эйкерт. – СПб: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2002. –560 с. 4.Аронсон, Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию/ Э.Аронсон. – М.: АСПЕКТ-Пресс, 1998. –517 с. 5.Браим, И.Н. Культура делового общения: Учеб. / И.Н. Браим. – Мн.: Экоперспектива, 2000. – 174 с. 6.Войт, О.В. Секретная психология / О.В. Войт, Ю.С. Смирнова. – Мн.: Соврем. шк., 2006. – 544 с. 7.Крысько, В.Г.Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Крысько.. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 448 с. 8.Курбатов, В.И. Искусство управлять общением / В.И. Курбатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 350 с. 9.Курбатов, В.И. Стратегия делового успеха: учеб. пособие для студентов вузов/ В.И. Курбатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 416 с. 10. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс; пер. с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 684 с. 11. Мишаткина, Т.В. Культура делового общения / Т.В. Мишаткина, Г.В. Бороздина. – Мн.: Изд-во Союз НПК РБ, 1997. – 283 с. 12. Панасюк, А.Ю. А что у него в подсознании (12 уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника) / А.Ю. Панасюк. – М.: Дело, 1996. – 272 с. 13. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: Учеб.пособие / Б.Д. Парыгин. –СПб: СПбГУП, 2003. – 616 с. 14. Пиз, А. Язык жестов/А. Пиз. – Нижний Новгород: Ай Кью, 1992. – 263 с. 15. Практикум по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб: Питер, 2008. – 258 с. 16. Пронников, В.А. Язык мимики и жестов / В.А. Пронников, И.Д. Ладанов. – М., 1998. – 212 с. 17. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом)/А.А. Деркач [и др.]; под науч. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд. дом «Красная площадь», 1996. – 400 с. 18. Фомин, Ю.А. Психология делового общения / Ю.А. Фомин. – Мн.: Амалфея, 2000. – 384 с. 19. Шейнов, В.П. Психология и этика делового контакта / В.П. Шейнов. – Мн.: Амалфея, 1996. – 384 с. 20. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д., 1999. – 544с. 21. Шейнов, В.П. Социально-психологические основы менеджмента: Учеб. пособие / В.П. Шейнов. – Мн.: РИВШ БГУ, 2001. – 159 с. Практическое занятие 15. Интерактивная и перцептивная стороны общения План занятия 1. Понятие интерактивной стороны общения. Типы и стили взаимодействия 2. Перцептивная сторона общения. Механизмы восприятия 3. Каузальная атрибуция. Эффекты восприятия. 4. Аттракция и самопрезентация.
Темы сообщений 1. Ритуальный стиль общения. 2. Манипулятивный стиль общения 3. Представления о взаимодействии в рамках транзактного анализа Э.Бёрна.
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов 1. Определите, за счёт чего удалось осуществить манипуляцию участникам общения в приведённых ниже примерах. а) Студент во время экзамена начинает отвечать по билету и вдруг, прервав самого себя, обращается к преподавателю: «Иван Иванович, знаете, это место всегда было для меня волнующей загадкой. Почему получается так, что…» – и тут он ставит перед преподавателем вопрос, на который должен был ответить сам… б) Руководитель – женщина средних лет – ласково обращается к молодому специалисту – девушке, побуждает ту искренне поделиться своими трудностями и сомнениями. Она благосклонно слушает её исповедь и вдруг обрывает: «Какие глупости вы несёте – уши вянут!». Ради этой фразы и был затеян весь разговор. Обычно его затевают в присутствии третьих лиц, на глазах у публики. Собеседница, как правило, обескуражена. Теперь, пытаясь нанести ответный «укол», она будет выглядеть смешной и беспомощной. 2. Какой механизм восприятия человека человеком отражён в высказывании М.И.У. Бичер: «Мы не то, что думаем о себе сами… Мы даже не то, что другие думают о нас… Мы то, как мы думаем, что другие думают о нас…» 3. Какими из перечисленных правил вы стали бы руководствоваться в общении и почему? · Основа отношения собеседника к нам закладывается в первые 15 секунд общения с ним. · Если вам сделали комплимент, необходимо тут же его вернуть. · Для того чтобы люди захотели с вами общаться, вы сами должны этого хотеть и собеседники должны это видеть. · Говорите с другим человеком о себе, и он будет слушать вас часами. · Улыбка ничего не стоит, но она много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом того, кто ею одаривает. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, который не стал бы от неё богаче. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. · В разговоре как можно реже нужно упоминать имя собеседника. · В разговоре надо стремиться как можно более искренне внушать собеседнику сознание его значительности. · Указывайте на ошибки других прямо, а не косвенно. · В общении главное правило: делать подарки ребёнку и не дразнить родителя своего собеседника. · Главное в общении – больше говорить, не допуская в разговоре пауз. 4. Какие механизмы и эффекты межличностного восприятия обнаруживаются в следующих примерах. а) Многие абитуриенты представляют студента как весёлого, жизнерадостного человека, жизнь которого насыщена культурно-просветительными и развлекательными мероприятиями. б) Ослеплённый любовью к своей жене, М.М. Фокин видел в ней классическую балерину первого ранга, тогда как фактически она могла претендовать на положение оригинальной полухарактерной солистки, главным образом, в балетах мужа.
Рекомендуемая литература 1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учеб. для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – С.100-136. 2. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика и психология", "Социальная психология", "Педагогика" / Е. В. Андриенко. - 2-е изд., доп. - М.: Академия, 2003. – С.203-233. 3. Годфруа, Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. – Т.1. – М, 1992. – С. 71-124. 4. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. – М.: ЧеРо, 1997. – 344 с. 5. Крысько, В.Г.Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Крысько.. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 448 с. 6. Курбатов, В.И. Искусство управлять общением / В.И. Курбатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 350 с. 7. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс; пер. с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 684 с. 8. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: Учеб.пособие / Б.Д. Парыгин. –СПб: СПбГУП, 2003. – 616 с. 9. Практикум по социальной психологии: под ред. И.С. Клециной. – СПб: Питер, 2008. –256 с. 10. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом)/А.А. Деркач [и др.]; под науч. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд. дом «Красная площадь», 1996. – 400 с. 11. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини; пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999. – 272 с. 12. Шейнов, В.П. Как управлять другими. Как управлять собой (Искусство менеджера) / В.П. Шейнов. – Мн.: Амалфея, 1996. – 427 с. 13. Шейнов, В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования) / В.П. Шейнов. – Мн.: Харвест, 2003. – 848 с. 14. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Э. Шостром; пер. с англ. – Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1992. – 128 с. 15. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб.пособие для вузов. – Минск: АСАР, 2005. – С.399-445.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.255.103 (0.01 с.) |