Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерактивная сторона общения. Типы и стили взаимодействия

Поиск

Общение всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. В ходе совместной деятельности для ее участников важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать совместное действие.

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с их непосредственной организацией совместной деятельности. Это та сторона общения, которая фиксирует организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некую общую для них деятельность.

Для эффективного взаимодействия важны адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий, в каждой из них человек по-разному подает себя, и если эта самоподача неадекватна, взаимодействие затруднено. Различают три основных стиля взаимодействия: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой (стиль приветствий, вопросов при встрече, любые ритуализированные ситуации: день рождения, свадьба, юбилей), его целью является поддержание связей с социумом, представления о себе как о члене общества. Человек, использующий манипулятивный стиль, стремится контролировать других людей или использовать их в качестве «средств» для достижения своих целей. Общение при гуманистическом стиле предполагает честность, терпимость, доверие, осознание себя и окружающих.

Выделяют следующие типы взаимодействия

1. Кооперация – координация единичных сил участников. Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности. А.Н. Леонтьев приводит следующие основные черты совместной деятельности:

а) разделение единого процесса деятельности между участниками;

б) изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности.

Важным показателем тесного «кооперативного» взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

2. В случае конкуренции наблюдаются взаимодействия, расшатывающие совместную деятельность, представляющие препятствия для нее. Наиболее яркое проявление – конфликт.

При анализе различных типов взаимодействия важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные типы взаимодействия. При исследовании как кооперативных, так и конкурентных форм взаимодействия нельзя рассматривать их вне общего контекста деятельности, вне содержания деятельности.

Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками. Здесь можно выделить три модели: 1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других – «совместно-индивидуальная деятельность» (производственная бригада, у каждого члена – свое задание); 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником – «совместно-последовательная деятельность» (конвейер); 3) одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – «совместно-взаимодействующая деятельность» (спортивная команда, научные коллективы, конструкторские бюро).

Перцептивная сторона общения. Механизмы и эффекты восприятия

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между партнерами. Для установления взаимопонимания важно, как воспринимается партнер по общению. Процесс восприятия одним человеком другого может быть условно назван перцептивной стороной общения.

В общем, можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. На основе внешних данных и поведения мы «читаем» другого человека, пытаемся понять его намерения и поступки.

Более точному восприятию партнёра по общению способствуют два механизма:

– идентификация – отождествление себя с другим, уподобление себя ему (поставить себя на его место);

– рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению (как «другой» будет понимать меня). Важным фактором повышения точности восприятия другого человека является получение от него обратной связи.

Каждый участник общения как-то пытается объяснить поведение другого человека, его причины. В обыденной жизни, в условиях дефицита информации, не зная истинных причин поведения другого человека, люди начинают приписывать друг другу причины поведения (а также намерения, чувства, качества личности). Такое явление в социальной психологии получило название каузальной атрибуции.

Выделяют несколько типов атрибуции:

– личностная (причина приписывается совершившему поступок);

– объектная (причина приписывается тому объекту, на который направлено действие);

– обстоятельственная (причина приписывается обстоятельствам).

Выбор типа атрибуции зависит от того, выступает ли субъект восприятия участником какого-либо события или его наблюдателем. Участник склонен в большей мере объяснять происшедшее обстоятельствами, а наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию.

При восприятии людьми друг друга возникают различные эффекты.

Эффект ореола («галоэффект») заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств. Информация, получаемая о каком-либо человеке, накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот ранее сложившийся образ играет роль ореола, мешающего видеть действительные черты объекта восприятия.

Эффект первичности. Предъявленная ранее информация преобладает над информацией, полученной позднее, при составлении впечатления (обычно при восприятии незнакомого человека).

В ситуации восприятия знакомого человека срабатывает эффект новизны: более значимой оказывается последняя, т. е. новая информация.

Все эти эффекты можно рассматривать как проявление стереотипизации. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом («сокращением») при взаимодействии с этим явлением. Часто стереотипы касаются групповой принадлежности, профессии другого человека («все учительницы назидательны» и т. д.). Распространенными являются этнические стереотипы.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга ведет к двум следствиям:

– к упрощению познания другого человека (это помогает сокращать процесс познания, хотя и не способствует созданию точного образа);

– к возникновению предубеждения. Предубеждение отличается от стереотипа: стереотип является обобщением, предубеждение предполагает еще и суждение в терминах «хороший», «плохой», которое мы выносим
о других людях, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков. Особенно подвержены предубеждениям люди с авторитарным типом личности. Предубеждения мешают разглядеть за одинаковыми ярлыками, «приклеенными» разным людям, их индивидуальность.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие 12. Группа и её влияние на личность

 

План занятия

1. Понятие группы, ее основные характеристики.

2. Классификация групп. Малая группа, её виды. Понятие коллектива.

3. Статус и роль индивида в малой группе.

4. Развитие малой группы. Механизмы групповой динамики.

5. Феномены групповой жизнедеятельности.

6. Изучение межличностных отношений в малых группах.

Темы сообщений

1. Влияние группы на развитие личности.

2. Феномен групповой сплочённости.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

1. Приведите примеры групп, где нет межличностных отношений.

2. Из данных понятий выстройте логические ряды:1) общество, коллектив, группа, реальная группа; 2) дружба, общественные отношения, общество, межличностные отношения.

3. Охарактеризуйте с поведенческой стороны перечисленные межличностные роли. Какие люди чаще других исполняют эти роли и почему? Можно ли добровольно принять на себя межличностную роль или избавиться от неё?

· Козёл Отпущения

· Рубаха-парень

· Добрый Папочка

· Ужасный Ребёнок

· Жертва Обстоятельств

· Первая Красавица

· Эрудит

· Золушка

 

4. Почему в только что образованной группе степень группового давления значительно выше, чем в хорошо развитой?

5. Верно ли, что конформизму более других подвержены:

· очень дисциплинированные люди

· люди, неустойчивые к стрессу

· подростки

· лица с низким групповым статусом

· эмоционально-зависимые люди

· люди с высоким IQ

· психически неуравновешенные люди

· физически непривлекательные люди.

 

Рекомендуемая литература

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1998. – С.137-150.

2. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э.Аронсон, Т.Уилсон, Р.Эйкерт. – СПб: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2002. – 560 с.

3. Битянова, М.Р. Социальная психология: Учеб.пособие. – СПб: Питер, 2008. –368 с.

4. Дыгун, М.А. Социальная психология в схемах, понятиях и персоналиях / М.А. Дыгун, Т.Ф. Лутович. – Мозырь: Содействие, 2007. –108 с.

5. Кетс де Врис, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / М. Кетс де Врис; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 311 с.

6. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (Общие и возрастные особенности) / Я.Л. Коломинский. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – 432 с.

7. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты./ Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: МГУ, 1991. – 207 с.

8. Крысько, В.Г.Социальная психология: Словарь-справ. / В. Г. Крысько. – Мн.; М.: Харвест; АСТ, 2001. - 687с.

9. Крысько, В.Г. Социальная психология: учебник для студ. вузов / В. Г. Крысько. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 447 с.

10. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 793 с.

11. Нуркова, В.В. Психология: Учебник / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. - М.: Высш. образование, 2006. - 484 с.

12. Пайнс, Э. Практикум по социальной психологии: Пер. с англ. / Э. Пайнс, К. Маслач. – 4-е международ. изд. – СПб.: Питер, 2000. – 522с.

13. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: Учеб.пособие / Б.Д. Парыгин. –СПб: СПбГУП, 2003. – 616 с.

14. Семечкин, Н.И. Социальная психология: Учебник для вузов /Н.И. Семечкин. – СПб.: Питер, 2004. – 376 с.

15. Харрис, Т.А. Я - О'Кей, ты - О'Кей: Пер. с англ. / Т. А. Харрис. – М.: Смысл, 1997. – 328с.

16. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д., 1999. – 544с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1938; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.44.115 (0.007 с.)