Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практикум 9. Интерактивная сторона общенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Если мы не даем враждебным чувствам законной отдушины, они непременно найдут себе незаконный выход» (А. Минделл). Вводные замечания Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Понимание смысла и содержания взаимодействия между людьми предполагает анализ структурных элементов межличностного взаимодействия. Во‑первых, это определение контекста межличностного взаимодействия, соотнесение его с той или иной типичной социальной ситуацией (деловые переговоры, празднование дня рождения, любовное свидание, свадьба, разговоры в очереди, отдых в кругу семьи и др.). Во‑вторых, изучение пространственного структурирования взаимодействия, представляющего собой: 1) выбор позиции по отношению к другому, пристройку к позициям друг друга, «проверку на прочность»; 2) четкое определение пространственных и временных границ ситуации взаимодействия, за пределами которых выбранная позиция становится неуместной; 3) оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации. В пространственном структурировании взаимодействия можно выделить вертикальную и горизонтальную составляющие. К горизонтальным пространственным характеристикам межличностного взаимодействия можно отнести способы выделения и обозначения индивидом территории, которую он считает своей (кабинет, рабочее место, интимная зона и т. д.), дистанцию, оптимальную для достижения целей конкретного взаимодействия, а также использование/отказ от использования физических барьеров как эквивалентов психологических преград (стол, стул, скрещенные на груди руки, нога на ногу, паузы, остановки, перевод разговора на другие темы и др.). Вертикальная составляющая находит свое отражение в представлениях о взаимном расположении партнеров по общению. Возможные позиции в общении могут быть обозначены следующим образом. 1. Пристройка к партнеру сверху. Тот, кто стремится доминировать, занимает или стремится занять позицию сверху. Пристройка сверху может выглядеть как поучения, осуждения, советы, порицание, замечания, обращения на «ты», высокомерные или покровительствующие интонации, похлопывания по плечу, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и многое другое. 2. Пристройка к партнеру снизу. Это позиция подчиненной стороны. Оказавшись в ней, человек демонстрирует зависимость, требует защиты, лишен инициативы, власти. Пристройка снизу проявляется как просьба, извинение, поиск самооправдания, виноватые или заискивающие интонации, наклоны корпуса, опускание головы и другие формы демонстрации зависимости и подчинения. 3. Пристройка к партнеру наравне. Позиция равенства сторон отражена в таких формах вербального и невербального поведения, как спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и желаний, обоснованные высказывания и готовность выслушать критические замечания в свой адрес с последующим их обсуждением и т. д. 4. Отстраненная от партнера позиция. Данная позиция возможна в контексте формального общения в том случае, если социальные роли условно не задают иерархию позиций («почтальон и адресат» в отличие от «официант и посетитель ресторана»). Другой вариант реализации данной позиции – игнорирование доводов, аргументов, чувств, настроения и т. п. партнера по общению. Цель занятия Формирование навыков анализа структурных элементов межличностного взаимодействия. Задачи: – Наблюдение за пространственным структурированием взаимодействия. – Исследование стратегий взаимодействия в конфликтной ситуации. – Демонстрация вербальных и невербальных способов выражения позиции по отношению к другому и пристройки к позициям друг друга. Оснащение Доска, мел, бланки опросника К. Томаса. Порядок работы В ходе практического занятия студентам предлагается выполнить ряд заданий, расширяющих представления о структуре межличностного взаимодействия. Занятие состоит из нескольких этапов. Этап 1. Обсуждение со студентами основных понятий, раскрывающих специфику межличностного взаимодействия в различных ситуациях. Демонстрация упражнения, формирующего навык определения оптимальной дистанции для достижения целей конкретного межличностного взаимодействия. Этап 2. Заполнение опросника К. Томаса «Стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации». Этап 3. Наблюдение за стратегиями взаимодействия в конфликтной ситуации в процессе игры «Кораблекрушение». Этап 1. Обсуждение основных понятий В начале занятия важно актуализировать знания, полученные на лекциях по теме «Общение». Для этого можно использовать, например, следующие вопросы. – Чем отличается понятие «межличностное взаимодействие» от понятия «межличностное общение»? – Какие уровни межличностного взаимодействия выделяют в зависимости от целей, поставленных его участниками, и степени личностной вовлеченности? – Как вы можете охарактеризовать пространственные составляющие межличностного взаимодействия? Основной задачей данного этапа является обучение анализу горизонтальной составляющей межличностного взаимодействия. В связи с этим важно напомнить студентам о значении межличностной дистанции в достижении целей конкретного взаимодействия. Американский антрополог Эдвард Холл в результате экспериментов установил, что в зависимости от цели взаимодействия мы держимся на разном расстоянии друг от друга. Он предложил выделять четыре зоны, характеризующих межличностную дистанцию: 1) интимная зона (от 15 до 45 см), взаимодействие в которой возможно только с близкими: любимыми, родителями, детьми, друзьями и т. п.; 2) личная зона (от 46 см до 1,22 м) – расстояние, на котором мы держимся по отношению друг другу в повседневном общении. 3) зона социального общения (от 1,22 до 3,60 м) – расстояние, на котором мы общаемся с незнакомыми людьми или в ситуациях делового взаимодействия. 4) публичная зона (от 3,60 м) – это так называемая общедоступная зона, которая определяется тем расстоянием, с которого нам приятно обращаться к большой группе людей. У разных людей перечисленные зоны могут быть выражены по‑разному: кто‑то предпочитает сохранять большую дистанцию, кто‑то стремится сократить расстояние. Способность определить оптимальную дистанцию, отвечающую целям межличностного взаимодействия и индивидуальным предпочтениям партнера, – важное коммуникативное умение. Для формирования данного умения студентам предлагается выполнить упражнение. Инструкция. Рассчитайтесь на «первый‑второй». «Первые» должны встать напротив «вторых». Упражнение выполняется молча. Сначала каждый «первый» должен попробовать медленно сокращать дистанцию между собой и «вторым» до момента, пока не почувствует барьер партнера или свой. После этого важно обсудить с партнером следующие вопросы: – Какая дистанция была оптимальной? – Правильно ли и вовремя ли был воспринят сигнал о необходимости прекратить сокращение дистанции? Далее «вторые» могут поэкспериментировать с сокращением дистанции. Этап 2. Заполнение опросника К. Томаса «Стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации» На данном этапе студентам предлагается заполнить опросник К. Томаса «Стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации» (приложение 9.1). Работа с опросником позволит студентам научиться различать свои и партнерские стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации. В основании типологии конфликтного поведения К. Томаса два стиля поведения: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов: 1) соперничество (конкуренция) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; 2) приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; 3) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок; 4) избегание (уход) – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, здесь отсутствует стремление к кооперации или отстаиванию своих целей; 5) сотрудничество – нахождение альтернативы, удовлетворяющей обе стороны.
Этап 3. Наблюдение за стратегиями взаимодействия в конфликтной ситуации в процессе игры «Кораблекрушение» На третьем этапе с помощью игры «Кораблекрушение» (смотри правила в приложении 9.2) моделируется ситуация, в которой могут проявиться такие стили поведения участников, как кооперация или напористость. Суть игры – в выработке единого ранжированного списка предметов, обсуждение которого может носить характер конструктивного или деструктивного конфликта (спора). Группа делится на две‑три подгруппы, в каждой из которых заранее выбирается представитель от команды. В задачи этого человека входит: фиксировать выработанный в ходе обсуждения групповой список предметов и аргументы, принятые большинством группы. В процессе спора студенты наблюдают за собой и другими участниками, чтобы определить преобладающие у каждого стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации. По окончании формирования групповых списков представителям от команд предлагается сначала охарактеризовать тот стиль взаимодействия, который доминировал при обсуждении в их команде. После этого представители от команд выходят к доске и начинают создавать общий список, стараясь отстоять мнение, выработанное в собственной подгруппе. Остальные члены подгрупп не должны вмешиваться в процесс обсуждения. В их задачи входит определение стратегий взаимодействия в ситуации спора, а также наблюдение за общением выступающих с точки зрения анализа вертикальной составляющей межличностного взаимодействия: – выбранных позиций и пристройки к позициям друг друга; – используемых вербальных и невербальных средств оформления занятой позиции. Контрольные вопросы 1. Какие характеристики взаимодействия позволяют нам считать, что один из партнеров реализует «пристройку сверху» или «пристройку снизу»? 2. В чем находит свое выражение горизонтальная составляющая межличностного взаимодействия? 3. Какой способ регулирования конфликта является наиболее продуктивным? Задания для самостоятельной работы Задание 1. Сравните, как реагируют на сокращение дистанции при одних и тех же обстоятельствах (например, в лифте или перед доской объявлений) ваши знакомые, близкие и малознакомые люди. Проследите, какие физические барьеры они используют для сохранения дистанции. Задание 2. Ознакомьтесь с классификацией манипуляторов в концепции Э. Шострома и проанализируйте, для каких типов манипуляторов характерна «пристройка снизу».
Приложение 9.1 Тест Томаса Инструкция. Предлагаемый вашему вниманию опросник состоит из двойных высказываний: А и Б. Внимательно прочитав каждое высказывание, выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете. Текст опросника. 1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны. 2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных. 3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. 4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего. 7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. Б. Я считаю возможным в чем‑то уступить, чтобы добиться другого. 8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. 9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из‑за каких‑то возникающих разногласий. Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего. Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение. 11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. 12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Я даю возможность другому в чем‑то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 13. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по‑моему. 14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. 15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. 16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Б. Я даю возможность другому в чем‑то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. 20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека. Б. Я отстаиваю свои желания. 23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. 25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. 26. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. 27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого. 29. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из‑за каких‑то возникающих разногласий. 30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, даст представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Ключ опросника 1. Соперничество: 3А, 6Б, 8А, 9Б, 10 А, 13Б, 14Б, 16Б, 17А, 22Б, 25А, 28А. 2. Сотрудничество: 2Б, 5А, 8Б, 11А, 14А, 19А, 20А, 21Б, 23А, 26Б, 28Б, 30Б. 3. Компромисс: 2А, 4А, 7Б, 10Б, 12Б, 13А, 18Б, 20Б, 22А, 24Б, 26А, 29А. 4. Избегание: 1А, 5Б, 6А, 7А, 9А, 12А, 15Б, 17Б, 19Б, 23Б, 27А, 29Б. 5. Приспособление: 1Б, 3Б, 4Б, 11Б, 15А, 16А, 18А, 21А, 24А, 25Б, 27Б, 30А. Приложение 9.2 Инструкция Ваше судно потерпело кораблекрушение в Тихом океане за 1000 миль от берега. У вас есть надувной плот с веслами. В карманах у некоторых остались спички, сигареты, перочинные ножи, деньги и другие мелкие вещи. С тонущего корабля вы можете взять только 15 предметов. Ваша задача определить, какие из них вы возьмете в первую очередь, а какие – в последнюю. Самые важные, на ваш взгляд, вещи должны оказаться в начале списка, а незначимые – в конце. Список предметов: 1) секстант (угломерный инструмент, применяемый в мореходной астрономии); 2) зеркало для бритья; 3) карта Тихого океана; 4) коробка армейского пайка; 5) два литра рома; 6) надувная подушка; 7) баллон с нефтегазовой смесью; 8) рыболовные снасти; 9) коробка с шоколадом; 10) 4 м2 непрозрачного полиэтилена; 11) репеллент (химический препарат, отпугивающий акул); 12) 15 метров нейлонового каната; 13) радиоприемник; 14) 20‑литровая канистра с питьевой водой; 15) противомоскитная сетка. NB. Подобные сценарии игр используются для подготовки солдат в армии США. Оптимальным признается список, в котором на первое место помещаются предметы, позволяющие привлечь к себе внимание и продержаться до оказания помощи (питьевая вода, армейский паек, зеркало для бритья – позволяет с помощью «зайчиков» подавать сигналы днем, нефтегазовую смесь можно разлить и поджечь ночью).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.124 (0.009 с.) |