Вы и малыш: взаимная радость общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вы и малыш: взаимная радость общения



НАУЧИТЕСЬ

ОБЩАТЬСЯ С МЛАДЕНЦЕМ

Пособие для родителей

 

 

Москва - 2007


 

 

ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Баенская Е.Р., Выродова И.А., Разенкова Ю.А. Научитесь общаться с младенцем: Пособие для родителей. - М.: Просвещение, 2007. С

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие……………………………………………………………….

 

Вы и малыш: взаимная радость общения……………………

 

С первых дней жизни до 3 месяцев…………………………………………

 

С 3 до 6 месяцев……………………………………………………………..

 

С 6 до 9 месяцев……………………………………………………………..

 

С 9 до 12 месяцев……………………………………………………………

На рубеже второго года жизни…………………………………


Предисловие

 

Рождение ребенка - событие всегда и радостное и одновременно тревожное для родителей. Все ли благополучно? Как лучше воспитывать малыша? Эти и многие другие вопросы неизбежно встают перед близкими ребенка, особенно если этот малыш подвергался тем или иным рискам во внутриутробном периоде развития или в первые часы, дни и месяцы жизни. Такие малыши и их родители испытывают значительные трудности во взаимном узнавании, приспособлении друг к другу, привыкании, установлении доверительных отношений, наполненных радостью и любовью.

Медики выделяют несколько групп детей, у которых могут чаще, чем у их сверстников, возникать те или иные проблемы в развитии, и в том числе в общении с близкими и в установлении отношений с окружающим миром. Это так называемые «трудные младенцы» - дети группы риска:

· недоношенные малыши;

· малыши, которых переносили;

· дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболевания во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и др.),

· малыши, у которых мамы страдали токсикозом беременности,

· дети с врожденными пороками развития;

· дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму;

· младенцы с гемолитической болезнью новорожденного;

· малыши, перенесшие детские инфекции (грипп, паратит, скарлатина, корь и др.),

· дети, которым во время родов или в период пребывания в детской больнице делали искусственное дыхание или проводили приемы реанимации;

· младенцы, получившие при рождении низкие баллы по шкале Апгар.

Одних из этих детей родители чувствуют и понимают без особого труда, с другими же возникают значительные трудности.

Эти трудности связаны с тем, что грудные дети могут быть менее активными, отзывчивыми, более раздражительными и сонными, их плач часто бывает однообразным и монотонным, по его характеристикам взрослым трудно понять, что вызывает дискомфорт у малыша и как ему можно помочь. Их мимика, жесты и звуки в меньшей степени обращены к близким людям, чем к самому себе. Создается впечатление, что такой малыш больше занят собой, своими отрицательными переживаниями и недомоганиями. Их двигательная координация бедна, ножки и ручки подчас двигаются дезорганизованно, у них часто наблюдаются подергивания и вздрагивания. Большая часть поведения этих детей в грудном возрасте непоследовательна, они бывают то чрезвычайно суетливы и раздражительны, то проводят большую часть времени во сне. По их поведению и сигналам матери трудно понять, когда они хотят спать или есть, достаточны или чрезмерны ее усилия по вовлечению их в общение.

Во время эмоционального общения дети могут быть беспокойны, могут часто отводить взгляд, меньше улыбаться и гулить. У некоторых из них может наблюдаться меньшая согласованность, вовлеченность и синхронность во взаимодействии с близкими, чем у их сверстников. «Трудные младенцы» менее внимательны к сигналам и поведению матери, проявляют меньше положительных эмоций и радости от общения, чем другие дети. К возрасту 3-4 месяцев или к полугоду у них становится заметным запаздывание в развитии.

У многих из них наблюдаются явные различия в желаниях добиваться внимания взрослого, в общении и играх с игрушками и предметами. Одни из них нуждаются в интенсивном, но непродолжительном общении и игре, потому что их внимание кратковременно, и они быстро утомляются. Другие требуют длительного и постепенного вовлечения в общение и игру и такого же длительного отдыха после нее, когда малыш может еще некоторое время полежать рядом с мамой, слыша ее голос, ощущая тепло ее тела, дыхание и запах. Для некоторых детей общение и игра быстро становятся чрезмерными, и они начинают избегать игрового взаимодействия, уходят от зрительного контакта, отворачиваются, позевывают, и даже начинают плакать.

Непоследовательное поведение детей группы риска вводит родителей в замешательство и тревогу. Одни родители предпочитают, как можно меньше контактировать с малышом, все свои усилия, сосредоточив на процессе ухода. Другие пытаются вести себя очень активно, вовлекая кроху в общение и игру, и совсем не ориентируются на его желания и сигналы, что, в конечном итоге, приводит к перестимулированию и ухудшению поведения ребенка, а значит, к увеличению чувства разочарования у самих взрослых.

Не так просто взрослым людям найти правильный баланс между умением наблюдать за своим малышом и действовать, откликаясь на его желания; размышлять и обдумывать поведение крохи и побуждать его к общению и играм. Однако от этой трудной родительской работы зависит, реализуются ли потенциальные возможности развития у малыша, или они останутся не выявленными, и ребенок не сможет преодолеть свои трудности. А, если мы хотим пробудить в малыше скрытые возможности развития, то начинать необходимо очень рано, с первых дней его жизни.

Наша цель помочь родителям принять своего ребенка таким, каков он есть, со всеми присущими только ему особенностями и сложностями. Научитьсяпонимать его желания, улавливать смысл его поведения и реагировать на него так, как хотелось бы только ему.

Родителям в этот самый длинный первый год жизни малыша предстоит пройти большой и сложный путь, на их плечи ложится огромнейшая ответственность за постепенное введение ребенка в культуру через эмоциональное общение с ним, с помощью первых игрушек и первых игр. Наша книга поможет расширить и обогатить родительский опыт, даст возможность наблюдать и оценивать достижения малыша, оказывать ему помощь, поощряя его инициативные и самостоятельные действия, избегая как принуждения, так и чрезмерной опеки.

В книге собрано большое количество различных игр, забав, шуток и присказок для вас и ваших малышей. А малые формы русского народного творчества такие, как пестушки, потешки, заклички, небылицы и колыбельные песенки создадут неповторимую атмосферу эмоционального общения. Кроме русского материнского фольклора, мы используем тексты эстонских, дагестанских, польских, чешских, осетинских и французских народных песенок.

 

 

В рубрике «Развиваем чувство взаимного доверия» представлены шутки, забавы, потешки и пестушки. Они сделают приятными самые различные ситуации ухода за малышом: смену пеленок, кормление, купание, укладывание на сон. Они помогут вам поддерживать атмосферу стабильности, эмоционального комфорта, незыблемости уклада жизни, привычек, семейных ритуалов - всего того, что является надежной опорой для развития детской психики.

 

 

Рубрика «Стимулируем положительные эмоции» поможет вам найти наиболее эффективные способы формирования у малыша положительных эмоций, снятия отрицательных эмоциональных переживаний. Вы сможете поддерживать активный настрой малыша во взаимодействии с окружающим миром и заложите необходимые основы для постепенного усложнения этого взаимодействия.

Рубрика «Привносим в общение новизну и остроту ощущений» научит вас приемам, обеспечивающим малышу эмоциональный комфорт не только в стабильных, предсказуемых ситуациях, но и подготовит его к положительному принятию новых, неожиданных, более сложных и насыщенных впечатлений.

Ситуации, описанные в рубрике «Развиваем «совместное внимание», стимулируют появление и удлинение моментов совместного для вас и малыша сосредоточения на окружающих игрушках и предметах. Они не только способствуют развитию зрительного и слухового восприятия малыша, но и подготавливают основу для формирования его произвольного внимания, возможности сосредоточения на общем для вас объекте интереса. Так, например, совместное наблюдение за погремушкой, цветной рукавичкой на вашей руке, за нарисованной на деревянной ложке рожицей через 9-10 месяцев обернутся умением рассматривать картинки в детской книжке и фотографии в семейном альбоме. Умение прислушиваться к вашему голосу, звучанию бубенцов, шуршанию бумаги, плеску воды вырастет в различение интонаций вашей речи, в понимание некоторых простых вопросов, действий и слов, обозначающих любимые игрушки и предметы. А развитие собственно механизмов «совместного внимания» приведет вашего малыша к пониманию значения указывающего жеста, важнейшего из психических новообразований первого года жизни малыша. Ведь умение выделять жестом предмет или интересующее малыша лицо является уникальной человеческой способностью. Доказана, что способность малыша широко пользоваться указывающим жестом приводит в дальнейшем к активному развитию у него словарного запаса.

Под рубрикой «Стимулируем речевое развитие» собраны игры-забавы, игры-шутки, игры-упражнения, развивающие гуление и лепет, формирующие звуковое взаимодействие между вами и малышом, предпосылки понимания речи, повторение звуков и слогов за вами, и тем самым подготавливающие его к речевому общению.

Когда вашему малышу исполнится полгода, рубрика «Стимулируем подражание и предметные действия» поможет вам научить его активно и разнообразно действовать в предметном мире, среди самых занимательных и увлекательных игрушек.

В тексте игр вы найдете «шпаргалки для взрослого», которые будут напоминать вам о том, как развивать положительное самоощущение у малыша, как устанавливать с ним доброжелательные отношения, как обогащать его общение и исследовательский опыт, как избегать негативных проявлений в его поведении.

А, если вы захотите узнать, почему и как происходят те или иные изменения в активности вашего малыша, в его отношениях с вами и окружающим миром, прочитайте первую часть нашей книги «Вы и малыш: взаимная радость общения» и последнюю «На рубеже второго года жизни». Мы надеемся, что вам удастся погрузиться в мир раннего детства вашего ребенка. И тогда книга, которую мы предлагаем, принесет вам радость родительской уверенности и заложит надежный фундамент для последующего развития вашего малыша.


НА РУКАХ У ВЗРОСЛОГО

С самых первых дней жизни малыша запускается процесс взаимного приспособления матери и ребенка друг к другу. С чего начинается этот процесс? Психологи утверждают, что все начинается с того момента, когда вы впервые взяли свою кроху на руки. Важно, чтобы малышу на ваших руках было безопасно, удобно и комфортно. Естественная для малыша поза та, в которой он максимально активно и свободно может совершать некоторые движения, устанавливать зрительный контакт, хорошо слышать обращенную к нему речь. Если малышу дискомфортно, неудобно, он может как бы "растекаться" на руках взрослого или быть, наоборот, слишком напряженным, негибким, неподатливым "как столбик". Со временем вы поймете, что приятно и удобно для вашего малыша, а что не доставляет ему удовольствия. При этом не стоит опасаться, что, беря малыша на руки, вы его избалуете. Ведь когда вы носите на руках или держите у груди это трогательное существо, он чувствует удары вашего сердца, слышит ваш голос, ощущает ваш запах и тепло вашего тела. Все это говорит ему о бесконечности вашей любви, о надежности и предсказуемости того мира, в который он так недавно пришел. Все это способствует развитию зрительного контакта, умению прислушиваться к голосу взрослого, имитировать некоторые мимические движения, жесты, «заражаться» положительными эмоциями, а значит, настраивает малыша на общение. Попробуйте разные способы ношения его на руках и разные позы для общения, со временем вы найдете свои способы и наиболее излюбленные позы, в которых вам и ребенку будет наиболее удобно общаться и играть.

Самая естественная поза для ношения и общения с малышом – это так называемая поза «под грудью». Малыш лежит на спине, на вашей руке, его голова опирается на ваш локтевой сгиб. Так часто берут младенцев для кормления. В таком положении ваши лица обращены друг к другу, глаза малыша ловят ваш взгляд, он хорошо слышит вашу речь, видит мимику лица, свободно может двигать ручками. Эта поза удобна и для кормления и для общения с крохой.

Можно разместить малыша на ваших коленях, лицом к лицу, тогда тельце ребенка естественно займет сгибательную позу. Ведь голова и туловище pебенка будут pасполагаться по сеpедине ваших бедеp, своими коленями вы будете pегулиpовать положение его головы, а гpудью и животом - положение его ножек. В такой позе малыш может ответить взглядом на ваш взгляд, ему без труда удастся, подражая вам, повторить ваши мимические движения, а значит достичь определенного уровня единения в общении.

Для достижения определенной гармонии в общении кладите малыша на животик к себе на грудь с самых первых дней его жизни. В таком положении малыш слышит ваше дыхание, чувствует биение вашего сердца, а звуки вашего голоса он ощущает всем тельцем. Вскоре он научится приподнимать свою голову и увидит ваше лицо и глаза. Все это настроит его на неспешное общение с вами.

Выкладывайте малыша на спинку на пеленальный стол, диван или кровать, подкладывайте свои руки под его тельце, слегка покачивайте его с боку на бок, вперед – назад. В такой позе малыш максимально активен в проявлении своего желания общаться и играть с вами.

Кладите малыша на бочок на диван, большую кровать или пол, предварительно положив туго скатанное полотенце или одеяльце под его бочок. Сами ложитесь напротив него и начинайте с малышом «разговаривать»: смотрите ему в глазки, улыбайтесь, издавайте различные звуки, рассказывайте забавные стишки.

Разговаривайте с малышом, лежа на животе. Лягте на пол так, чтобы ваши лица были обращены друг к другу. Позовите малыша, поговорите с ним, и он обязательно поднимет голову, посмотрит вам в глаза и может быть улыбнется, приглашая продолжить «беседу». А если вы периодически будете поглаживать его ладонью от затылка вдоль спины, это поможет крохе более длительно удерживать голову, общаясь с вами.

Малыш, лежащий на полу, более активен, он больше двигается, в положении на животе у него развивается стремление поднимать и удерживать голову, а значит, такой ребенок в большей степени нацелен на общение, нежели малыш лежащий на мягком диване, кровати, большой подушке или пребывающий в манеже.

 

Многим детям поначалу нужна небольшая помощь, чтобы им понравилось лежать на животе и общаться с вами или другими членами семьи. Помогает установлению общения в позе на животе валик, треугольная подушка, надувной круг, через который вы положите малыша, тогда ему будет легче удерживать голову, следить за вами глазами, отвечать вам улыбкой и звуками. Вместо валика, бортика надувного круга или туго скатанного полотенца можно подставлять под грудь малышу свою руку.

Можно положить кроху на живот на пеленальный стол, а самой присесть рядом или сесть на невысокий стульчик перед ним так, чтобы ваши лица были на одном уровне, а малыш мог смотреть на вас и «говорить» с вами.

 

Чтобы лучше понимать и чувствовать своего ребенка, располагайтесь с ним на одном уровне так, чтобы ваши лица были обращены друг к другу.

 

Для внесения некоторого разнообразия в общение рекомендуется использовать позы «на весу».

Возьмите малыша так, чтобы ваши ладони и большие пальцы обхватили верхнюю часть туловища малыша. Повернув на бок, поднимите его в вертикальное положение, слегка покачивая вправо – влево, вперед – назад, рассказывайте ему потешки.

Можно приподнять малыша по-другому: одну свою руку подложите под шею и голову малыша, другой придерживайте его ягодицы. Малыш будет находиться на ваших вытянутых руках. Если в таком положении вы развернете кроху к себе лицом, то это позволит вам «беседовать», рассматривая друг друга.

А если вы приподнимете малыша, придерживая его одной рукой под грудь, а другой - под ягодицы, то ритмичные покачивания вверх – вниз придадут общению некоторую остроту и новизну.

 

Стоит помнить, что в позах «на весу» малыш психологически ощущает себя ненадежно, поэтому их использование не подходит для детей с нервно-рефлекторным возбуждением, с судорожной готовностью, для детей с большими потерями зрения.

 

Для знакомства с другими членами семьи, рассматривания окружающего в разных ракурсах и показа игрушек используйте следующие положения и позы.

Положите малыша боком на свою руку, прижимая его спинку к своему телу. В таком положении у него иные возможности для рассматривания предметов в комнате, а если кто-то из взрослых захочет с ним пообщаться, ему придется присесть перед малышом, ведь истинные собеседники всегда предпочитают общаться на равных.

Если вы положите малыша на животик на свою руку, то он будет рассматривать окружающее, глядя через ваш локоть. В такой позе малыш быстрее успокаивается, не испытывая излишнего дискомфорта.

Можно носить малыша на плече так, чтобы его голова оказалась над вашим плечом. В таком положении малыш смотрит вперед, с ним можно пройтись по квартире, наклоняться, слегка его покачивать. Глядя из-за маминого плеча, кроха может поиграть с папой или бабушкой.

Обязательно перекладывайте малыша с одной руки на другую, с одного плеча на другое, ведь при смене положения он становится более активным, начинает смотреть и вправо и влево, поворачивая немного голову.

 

Деpжание или ношение на pуке "в люльке" оптимально для детей любого возраста, так можно носить и новорожденных младенцев. В таком положении голова и pуки ребенка напpавлены впеpед, ноги согнуты и pаздвинуты. Малыш так pасполагается у вас на руках, что его голова опиpается на ваше плечо и напpавлена впеpед, а руки pебенка с помощью вашего пpедплечья также напpавляются впеpед. При этом обе его подошвы вашей pукой пpижимаются одна к дpугой. Таким обpазом можно деpжать pебенка стоя или сидя на коленях.

Для самого маленького ребенка подойдет поза “перед грудью”. Вы несете pебенка пеpед собой, пpислонив его туловище спиной к вашей гpуди. Hоги pебенка сгибаются в тазобедpенных и коленных суставах, бедpа пpи этом несколько вывоpачиваются и pазводятся, а подошвы пpилегают дpуг к дpугу. В таком положении малыш может рассматривать предметы в комнате, с ним может играть другой взрослый, стоящий или сидящий перед ним. Эта поза хороша для вертикальных покачиваний малыша, при ритмичных покачиваниях или пританцовываниях взрослого, малыш успокаивается, настраиваясь на положительные эмоции.

Маленький ребенок не может долгое вpемя лежать в одной и той же позе, его нельзя долгое время носить в одной и той же позе. Меняйте положение малыша как во вpемя бодpствования, так и во вpемя игp!

 

Можно носить или играть с малышом по-другому. Посадите его на нижнюю часть правой или левой руки, прислонив спиной к своей груди, тогда малыш будет смотреть туда же, куда смотрите и вы, с ним легко можно будет установить контакт другому члену вашей семьи.

ВЫБИРАЕМ ИГРУШКИ

Для малыша этого возраста или уровня развития потребуется некоторое количество игрушек, которые помогут вам создать неповторимую ситуацию общения.

Малышу необходимы:

· Различные погремушки - с разным звучанием, разного вида, сделанные из разного материала: пластмассы, дерева, бересты, но обязательно с удобной для захвата ручкой и не тяжелые;

· Колокольчики и бубенцы с различным звучанием;

· Озвученные мячи, пластмассовые, деревянные, мягко набивные;

· Яркий пляжный надувной мяч;

· Неваляшка средних размеров;

· Кукла средних размеров с выразительным лицом;

· Несколько подвижных мобилей с легкими озвученными игрушками для рассматривания малышом, один из которых вы подвесите над его кроваткой или манежем, а другой - прикрепите к устойчивой перекладине, стоящей на полу, там, где малыш больше всего бодрствует.

Набор таких игрушек позволит вам научить малыша останавливать взгляд на игрушке, прослеживать за игрушкой вправо-влево, прислушиваться к звучанию разных игрушек и пытаться поворачивать голову, слыша звук.

Следующий набор игрушек и предметов позволит познакомить малыша с разными тактильными ощущениями:

· Браслеты с различными звучащими игрушками на ручку и ножку малыша;

· Несколько различных колец, которые вы обвяжите или обошьете контрастными по ощущениям тканями;

· Несколько небольших подушечек с разными наполнителями, по-разному шуршащих и звучащих;

· Набор платочков из различной ткани: шелка, ситца, вельвета, бархата, искусственного меха и другие;

· Лоскутное одеяло, где были использованы ткани различной фактуры.

 

Для развития двигательной активности ребенка приобретите:

· Гимнастический мяч не более 40 см в диаметре;

· Надувной круг небольшого размера;

· Надувное или мягконабивное бревно;

· Треугольную подушечку.

Кроме всех выше перечисленных игрушек, в игре можно использовать разные бытовые предметы. Это внесет дополнительное разнообразие в первый опыт малыша. Ватные косметические шарики или диски, чистая косметическая кисточка, различные перышки, кусочки тканей, шелковые ленты – все эти предметы имеют разную текстуру поверхности, ими можно малыша поглаживать, щекотать, вкладывать эти предметы ему в ручку.

Для того чтобы познакомить малыша как можно с более разнообразными звуками, используйте баночки из-под детского питания, в одну из них налейте водички, другие можно на треть заполнить манкой, гречкой или фасолью. Чередуйте демонстрацию погремушек со звучанием переливающейся воды, пересыпающейся крупы, шуршанием пакета, фольги, вощаной бумаги.

Выкладывая малыша на живот, подкладывайте ему для сосредоточения и рассматривания небольшие подушечки в ярких наволочках, вместо лоскутного одеяла используйте чистые и хорошо проглаженные павлопасадские платки. Их яркие насыщенные цвета и большие цветы обязательно привлекут внимание малыша. Он будет с большим удовольствием лежать на животе, рассматривая их рисунок.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

· Играйте с малышом каждый день, лучше в одно и тоже время, в будущем малыш начнет ожидать этого момента, заранее предвосхищая его и настраиваясь на совместную игру.

· Во время общения и игры все свое внимание уделяйте только малышу, не отвлекаясь на посторонние дела, телефонные звонки и просмотры сериалов. Своевременно и быстро откликайтесь на проявления дискомфорта у вашего малыша. Такое поведение убедит кроху в вашей надежности и заинтересованности им как личностью.

· Организовывайте игры в разных местах, но помните, что лучшее место для игры с вами и его самостоятельной деятельности на полу. На полу малыш может более активно двигаться и выражать свои желания.

· Подумайте о том, какие положения и позы подойдут для вашего малыша и вас, испробуйте разные возможности. Главное, чтобы вы научились чувствовать друг друга.

· Организуя игру, обязательно предварительно предупреждайте кроху о том, что вы будете делать, малыши не любят внезапности и неожиданности. Все дети любят, когда их подготавливают к началу чего-то нового и любят, когда игра и общение заканчиваются постепенно, а не обрываются неожиданно.

· Чем малыш меньше, тем короче игры и общение, а чтобы кроха не уставала, попытайтесь чередовать спокойные и более активные игры. После каждой игры ребенок должен отдохнуть и расслабиться, обязательно предоставляйте ему такую возможность.

· Во время игры смотрите на ребенка, улыбайтесь ему, обращайтесь к нему, используя напевную интонацию и простые фразы. И ваш карапуз научится отвечать вам: он начнет смотреть вам в глаза, прислушиваться к вашему голосу, его движения станут плавными, на лице появится первая мимолетная улыбка.

· В игре внимательно наблюдайте за карапузом, он обязательно подскажет вам, когда сделать паузу, где еще раз его приласкать, когда пощекотать, когда спеть песенку.

· Ведите себя естественно, раскованно, используйте предложенные нами игры, как тему для импровизации. Главное, чтобы вы получали удовольствие не меньше, чем малыш.

· Меняйте стихи в ситуациях общения и игры. Рассказывайте малышу те стихи, которые вы сами любите и помните с детства.


ОЩУЩЕНИЙ

«ГЛЯНЬ – БАРАНКИ, КАЛАЧИ!»

Возьмите малыша на руки в позу, называемую в «люльке». Легко пританцовывайте, покачивая малыша на руках:

Ай, качи-качи-качи! Глянь – баранки, калачи! Глянь – баранки, калачи! С пылу, с жару из печи. С пылу, с жару из печи – Все румяны, горячи. Налетели тут грачи, Подхватили калачи. Нам осталися Ба-ра-а-а-а-ночки!

При последних словах выдержите паузу и начните все сначала.

 

Организуя игру, обязательно предварительно предупреждайте кроху о том, что вы будете делать, малыши не любят внезапности и неожиданности.

«ВАНЬКА - КОМАРОК»

Возьмите малыша так, чтобы ваши ладони и большие пальцы обхватили верхнюю часть туловища малыша. Повернув на бок, поднимите его в вертикальное положение. Слегка наклоняйте его голову вправо и возвращайтесь в исходное положение, потом наклоняйте его влево. Наблюдая за крохой, вы обязательно поймете, на сколько его можно наклонять, чтобы ему это нравилось. Можно наклонять малыша вперед- назад. Главное, чтобы игра доставляла ему радость. Для создания особой атмосферы, читайте стишок:

- Ванька, Ванька – комарок! Улети на свой дворок! Там твой дедушка Кушает репушку, Там твоя бабушка Кушает оладушки. Тебя ожидают, Кусочки доедают!
Помните, что в позах «на весу» малыш психологически ощущает себя не надежно, поэтому их использование не подходит для детей с нервно-рефлекторным возбуждением, с судорожной готовностью, для детей с большими потерями зрения.

«ТРИ-ТА-ТА»

Положите малыша боком на свою руку, прижимая его спинку к своему телу. Легко покачайте его в ритме пестушки:

Три-та-та, три-та-та! Поймал дедушка кота, А бабушка – кошку За левую ножку.

Переложите его на свою другую руку, и вновь покачайте, читая стишок.

 

Помните, не стоит малышу навязывать свои игры. Время, когда малыш занят сам собой, так же важно, как и ваши совместные игры. Учитесь ожидать и подстраиваться под него.

«ПАВУШКА ЛЕТАЛА»

Возьмите лежащего на спине малыша и поднимите его. Держите его достаточно крепко над собой. В таком положении удобно смотреть друг на друга и общаться. Смотря на кроху неотрывно, медленно поднимайте его над головой. Находясь в таком положении, малыш максимально активно двигает головой, телом и ножками. Вначале эта игра может длиться несколько секунд, а потом все дольше и дольше. Поднимая малыша, не забывайте приговаривать:

Павушка летала, Перышки роняла. - Кому это перышко? - Родимому Вовушке (имя ребенка). - На что ему перышко? - Шапочку пушить! - На что шапочка? - Дедушке дарить!

 

"СКОК!"

Возьмите малыша на pуки. Одну свою руку подложите под шею и голову малыша, другой придерживайте его ягодицы. Ребенок будет в позе, называемой "на весу". В pитме потешки поднимайте и опускайте его:

Качики-качки На серой собачке! Зацепились за пенек И стояли весь денек. Скок! Скок! Скок!

Пpи последних словах поцелуйте его животик и шумно выдохните: «Скок! Скок! Скок Если малышу понpавилась игpа, повтоpите ее несколько pаз.

 

Игра для малыша - это очень тяжелая работа. После каждой игры предоставляйте ему возможность отдохнуть, полежать рядом с вами, расслабиться.

«ЕДЕТ ВАНЯ…»

Возьмите малыша на руки в позу в «люльке», сядьте на большой гимнастический мяч. Легко попрыгайте вместе с малышом на мяче, приговаривая:

Чики-чики-чикалочки, Едет Ваня на палочке, А Дуня в тележке Щелкает орешки.

«ШЛА КОЗА ПО МОСТИКУ»

Положите малыша животиком на большой гимнастический мяч, легко покачайте его вперед – назад, придерживая его ножки:

Шла коза по мостику И виляла хвостиком, Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила!

 

При последних словах поцелуйте его, выдержите паузу и начните раскачивать его вновь.

ПРИГЛАШЕНИЕ

Положите малыша на левое плечо так, чтобы его голова оказалась над вашим плечом, и он мог смотреть вперед. Поддерживайте его под лопатки другой рукой. Пусть второй взрослый пообщается с малышом: напевно с различными интонациями будет произносить звуки гуления, делать остановку, паузу, ожидая ответных звуков от карапуза, и вновь будет произносить различные звуки. Переложите кроху на правое плечо. Ведь когда мы меняем его положение в пространстве, меняется и направление его взгляда. Вновь повторите игру с приглашением к общению.

 

Обязательно перекладывайте малыша с одной руки на другую, с одного плеча на другое, ведь при смене положения он становится более активным, начинает смотреть и вправо и влево, поворачивая немного голову

"ПЕРЕКЛИЧКА"

Положите малыша на животик на пол, сами расположитесь напротив него. Позовите его по имени, а потом, напевно с различными интонациями произнесите гласные звуки: - а, у, и, о, а также их сочетания: - агы-гы, агу-гу и т.д. Чередуйте громкую, интонированную речь с шепотной речью и беззвучным артикулированием звуков Не забывайте делать паузы, приглашая ребенка присоединиться к вам.

 

Чтобы лучше понимать и чувствовать своего ребенка располагайтесь с ним на од- ном уровне так, чтобы ваши лица были обращены друг к другу.

"ГУЛЬКИ"

Игpайте с пальчиками малыша, перебирая, поглаживая их, прижимая падушечки пальчиков вашего крохи к своим. Незатейливый стишок, обращенный к малышу, и приятные ощущения позволят стимулировать звуковую активность ребенка:

- Гульки, вы, гульки, Соломенны ножки, Куда вы летали? - К Ванюше в гости. - Что Ваня делает? - В лесу гуляет. Его потешают: Гуси в гусли, Утки в дудки, Чечетки в трещотки, Перепелки в сапелки, Чайки в балалайки, Свиристели в свирели, Синицы в скрипицы, Кукушки в свистушки, Скворцы в бубенцы, Рябчики в органчики!

 

Если малыш не хочет играть, подумайте, почему это происходит: может, он устал, голоден, отвлекается на посторонние голоса, шум, музыку или другое.

 

 

НА СОН ГРЯДУЩИЙ

Традиция напевать малышу колыбельные песни, к сожалению, уходит из жизни современной семьи. Укладывание младенца на сон сегодня не является ритуалом, а часто превращается всего лишь в режимный момент. В лучшем случае мама сидит рядом, трясет кроватку и думает, как много «важных» дел ей нужно успеть сделать, пока малыш будет спать. В худшем - она уходит, оставляя ребенка засыпать в одиночестве. Многие современные мамы, прочитав о пользе музыки, ставят крохе кассету с колыбельными песнями. А ведь ценность колыбельной песни заключается именно в ее напевании, «живом» исполнении, цель которого не просто успокоить, расслабить малыша, помочь ему заснуть, а дать ощущение любви, защищенности, нужности.

В первые месяцы жизни малыша, когда происходит знакомство с близкими людьми, колыбельные песни способствуют формированию чувства взаимного доверия между ним и окружающими взрослыми. В начале своего жизненного пути кроха прислушивается к голосам своих родных, «выбирая» среди них исполнителей колыбельных песен. И, как правило, больше всего в этом качестве ему нравится мама (даже если ее вокальные данные самые заурядные в семье). Определившись с любимым голосом, младенец не останавливается на этом. Он пытается доступными средствами поведать маме о своих музыкальных предпочтениях: услышав одну мелодию, начинает беспокойно ворочаться, кряхтеть (может даже расплакаться), или затихает, успокаивается, если слышит другую. Колыбельная песня, которую поет взрослый, должна быть близка ему. Младенцы очень чувствительны к интонации, не терпят формальности, и воспринимают только пение идущее от души. А вот текст песни не имеет значения для маленького ребенка.

Укладывание ребенка на сон не терпит спешки, отвлеченных разговоров, напряжения. Во время подготовки ко сну все должно способствовать успокоению малыша и взрослого: неторопливые движения, негромкие звуки, близость друг друга, мягкие прикосновения, родные запахи. А затем наступает самое главное - убаюкивание: ласковый голос, напевающий спокойную, незамысловатую колыбельную песню с монотонным ритмом, мерное покачивание или поглаживание ребенка в такт песне... Но если малышу только месяц или два от роду, и он засыпает часто сразу после кормления, у маминой груди, так стоит ли тогда петь колыбельную песню? Да, стоит! Напевание колыбельной полезно не только ребенку, но и самой маме. Склонившись над своим драгоценным созданием, она испытывает необыкновенный прилив нежности, что придает материнским чувствам особую остроту. К тому же этот ритуал помогает расслабиться и снять напряжение, отдохнуть рядом с малышом, особенно, если он беспокойный.

* * * Ай, люленьки да люленьки, По гоpам идет олень. Hа pогах он дpему носит, В каждый дом ее заносит. В люльку дpему он кладет, Тихо песенку поет........ * * * Спи-ко, спи-ко, баю-бай, Свои глазки закрывай. Поскорее засыпай. Баю, баю, баю, бай, Ходит Сон по лавочке В голубой рубашечке. Баю, баю, баю, бай, Поскорее засыпай.
* * * Люли, люли, люленьки, Летят сизы гуленьки. Летят гули вон, вон. Несут детке сон, сон. Будут гули ворковать, Будет детка крепко спать. * * * Ночь пришла, Темноту привела, Задремал петушок, Запел сверчок, Вышла маменька, Закрыла ставенку. Баю-бай, Засыпай.

 

* * *

Первые три месяца для малыша и вас прошли под знаком погружения в атмосферу общения. Вы учились откликаться на все проявления дискомфорта у малыша, учились успокаивать его, приспосабливались к нему в процессах ухода, смене пеленок, в кормлении и купании, в ношении на руках. Вы учились наблюдать за своим малышом во время ухода и игры, подмечать смысл его поведения: что он делает ручками и ножками, куда он смотрит, что выражает его лицо и тело, какие он издает звуки. Вы пытались размышлять и обдумывать его поведение. Вы были главным инициатором общения: смотрели ему в глаза, призывая к диалогу; улыбались ему, ожидая ответной улыбки; обращались к нему, в надежде услышать звуки гуления. Приспосабливались вы, взрослые, и приспосабливался ваш малыш, он начал выделять вас взглядом, отвечать вам улыбкой, длительно прис



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.092 с.)