На рубеже второго года жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На рубеже второго года жизни



 

Развитие ребенка до года представляет собой достаточно сложный процесс, в котором закономерно чередуются относительно спокойные и более напряженные периоды, и малыш, соответственно, выглядит то более благополучным, выносливым в общении, игре, в познавательном развитии, то более ранимым, тревожным, беспокойным. Изменения ребенка связаны с постепенным усложнением взаимодействия с окружающим миром, последовательным формированием основных средств организации поведения, которые вызревают в тесном эмоциональном контакте с близкими людьми.

И вот на фоне этого общего эмоционального подъема особенно остро переживается вступление в первый кризисный период развития отношений, который, на самом деле, является необходимым и закономерным этапом их становления. Это известный в психологии кризис первого года, закономерно наступающий с началом освоения навыка самостоятельной ходьбы.

Хотя традиционно он не считается острым, и часто действительно проходит достаточно сглажено, тем не менее и в самых благополучных случаях у детей в это время могут наблюдаться нарушения уже казалось бы отлаженного режима сна и бодрствования, потеря аппетита, увеличение эмоциональной ранимости (плаксивости, обидчивости), а иногда и временная потеря уже имеющихся навыков, может, например, перестать проситься на горшок. Эти трудности, несмотря на кажущуюся неожиданность их появления, укладываются в общую логику развития и диктуются ею.

Попытаемся понять, в чем характер возникающих проблем, в чем их смысл, и чем можно помочь и маме и ребенку в преодолении временно возникающего разлада.

Овладение ходьбой резко меняет всю жизненную ситуацию: ребенок становится менее физически зависим от близкого; он сам передвигается и все чаще остается один на один в непосредственном взаимодействии с окружающим. Близкий уже не является постоянным организатором его поведения, и временами малыш начинает терять его как непременный эмоциональный ориентир. В этот период начинается не только физическое, но и психическое отделение ребенка от взрослого - выделение его самоощущения из бывшего слитного переживания “Мы”.

Сложности, которые испытывает ребенок в это критическое время, проявляются в том, что он остается один в потоке разнообразных впечатлений, без сложившихся индивидуальных способов активной организации отношений с окружающим и, соответственно, попадает под его влияние. Он может захватывать ребенка настолько, что это начинает мешать реализации уже сложившихся форм взаимодействия со взрослыми.

Раньше взрослый, безусловно, был центром его мира, важнее всего было то, что он делал. Теперь малышу становится крайне трудно оторваться от привлекшего его впечатления и объединить внимание со взрослым. Его труднее становится дозваться: он погружается в свои занятия - в нанизывание колечек пирамидки, в катание машинки, не может оторвать от нее взгляд, его захватывает пересыпание песка, перекладывание камушков.

Характерными примерами поведения, которые психологи называют “полевым”, являются попытки бежать безоглядно в направлении понравившегося предмета, совершать случайные действия, продиктованные ситуацией и свойствами предметов: бесконечно открывать и закрывать двери, лезть во все ящики подряд, даже не очень сосредоточиваясь на их содержимом, залезать на лестницы, стулья, “прилипать” к забору и т.п. При этом малыш может становиться неосторожным, терять чувство края. Близкий ребенка, еще недавно живший с ним душа в душу и полностью «владевший» его поведением оказывается перед фактом: их отношения постоянно нарушают нелепые капризы, так на прогулке он часто просто не может увести малыша от какого-то случайного соблазна.

При попытке просто подавить подобные неудобные тенденции в поведении ребенка путем запрета, прямого навязывания своей логики поведения родители сталкиваются с тем, что ранее послушный и довольный ребенок становится упрямым, капризным, демонстрирует яркие протестные реакции - негативизм, агрессию (может даже укусить или ударить взрослого). Таким образом, мать может чувствовать, что теряет эмоциональный контроль над ситуацией взаимодействия с малышом.

Понятно, что все это может очень расстраивать и маму и малыша, до сих пор живших в полном согласии. Он уже знает, что он хороший и дорожит этим, ему обидно терять свою "репутацию", а мама, особенно неопытная, часто воспринимает возникающие сложности как незаслуженное оскорбление. Первое, что может помочь маме - это понимание того, что малыш продолжает ее любить, что он хочет быть послушным, но находится в трудных обстоятельствах - пока он не может сам противостоять соблазнам "полевого" поведения и нуждается в помощи близких в организации более активных и самостоятельно осмысленных и простроенных отношений с миром.

Выход из первого кризиса отношений будет более безболезненным, если взрослый не станет перекладывать вину за разлад на ребенка, и поймет, что трудности организации поведения создает его непосредственная «захваченность» происходящим вокруг. В этом случае он сможет не вступать в конфликт ни с малышом, ни с полевыми тенденциями, а скорее использовать "попутные течения". Пытаясь переключить внимание ребенка в правильном направлении и, чтобы отвлечь его, находит другое яркое впечатление. Большую помощь в этом оказывают уже наработанные ими средства взаимной организации внимания - указательный жест и слово-указание.

Каждая внимательная мама знает, что у ребенка не возникнет серьезной протестной реакции на прогулке, если при возникших осложнениях не пытаться всякий раз просто оттаскивать его от лужи или забора, или запрещать подбирать замеченный камушек, а указать другую, не менее яркую точку окружения: “Вон птичка полетела”, “Смотри, какая машина”; использовать другую отвлекающую активность, которая тоже наглядно задается полем: “Побежали вон по той дорожке”, "Ой какая лесенка" и т.п.

Характерно, что подобные приемы традиционно приняты для организации годовалого ребенка, их обычно предлагает опытная бабушка; а вот неопытная мама может торопиться, ее может слишком расстраивать неожиданное изменение в отношениях с малышом. Часто она пытается усовестить его, требуя хорошего поведения, переломить в тот момент, когда он просто не может выполнить ее просьбу. Например, малыш часто не может прервать свое незаконченное действие (не долистать книжку, не дособрать пирамидку, не вытряхнуть все до конца из коробки и т.п.).

Конфликты часто возникают и в связи с характерными для этого кризисного времени трудностями в организации режимных моментов: усадить на горшок уже до этого просившегося ребенка; с разладом в ситуации кормления, когда уже державший в руке ложку ребенок вместо того, чтобы нести ее в рот, начинает активно размазывать по столу еду; с выходом на улицу гулять и возвращением домой; с укладыванием спать и т.д. Возникновение устойчивого конфликта может стать причиной обострения описанных выше проявлений кризиса, которые в другом случае могут быть более сглажены.

“Отвлекающие маневры” нельзя оценить как движение на поводу у капризного ребенка. Они помогают организовать его правильное поведение и позволяют сохранить эмоциональную связь с малышом, удовольствие и комфорт во взаимодействии, берегут его от накопления отрицательного опыта, сохраняют необходимые представления о себе как о хорошем, послушном ребенке. Кроме того, именно под их защитой идет вызревание механизмов самостоятельного преодоления импульсивных тенденций.

В развитии этих новых средств организации поведения огромное значение имеет эмоциональное взаимодействие с ребенком. Помощь оказывается близкими совершенно естественно, и не рассматривается ими как какое-то специальное усилие. Традиционно, именно в это время с ребенком начинают очень детально проговаривать не только то, что происходит с ним сейчас (как это было уже и до года), но и то, что произойдет в ближайшем будущем (“Сейчас мы купим молочка, а потом пойдем на горку, поздороваемся с детками, покатаемся немножко и домой пойдем....”). Характерно, что в это время ребенок начинает с удовольствием слушать истории про себя, о своих недавних “подвигах”. Такой смысловой комментарий помогает, и удержать направление общего движения в сиюминутной ситуации, и ввести ее в общий жизненный контекст, удержать эмоциональную связь с малышом в этот непростой для него момент развития.

Известно, что довольно скоро и сам ребенок начинает проговаривать вслух свои действия, комментировать происходящее. Такая речь уже не направлена прямо на коммуникацию. Л.С.Выготский определил ее функцию как планирование, т. е. средство провести свою осмысленную линию поведения, отстоять независимость от случайных провокаций. И этот необходимый инструмент организации поведения ребенок получает тоже в процессе вроде бы необязательного эмоционального общения с близкими взрослыми.

Благополучный выход из первого кризиса в значительной степени зависит от внимания и чуткости взрослых, ухаживающих за ним. Общаясь и играя с малышом, они должны учитывать логику его развития: предлагать ребенку доступный уровень эмоциональных отношений и готовить его к следующему шагу. Перед матерью стоит задача эмоционально поддержать, тонизировать, настроить на активный контакт с окружающим миром ребенка. Это помогает закрепить уже имеющийся положительный опыт взаимодействия с окружением, увеличить выносливость и гибкость малыша в уже освоенных формах контакта, игры, обследования среды, подготовить к освоению новых – все более сложных форм самостоятельной жизни в дальнейшем.

Подводя итоги, следует подчеркнуть: ранний возраст – один из наиболее интенсивных периодов развития ребенка. Уже на первом году жизни у малыша формируются и начинают активно использоваться важнейшие способности и навыки взаимодействия с окружающим миром, пока при постоянной поддержке близкого взрослого, но в дальнейшем они станут основой его самостоятельной индивидуальной адаптации.

Этот сложный процесс не происходит плавно: периоды эмоциональной стабильности ребенка закономерно чередуются с периодами большей уязвимости, когда малыш становится более беспокойным, капризным, тревожным и даже пугливым. Конечно, несмотря на наличие определенных возрастных границ появления любого новообразования, темп развития каждого ребенка индивидуален. Однако последовательность их должна быть строго определенной. Так, адресованный каждому взрослому «комплекс оживления», характерный для самого раннего возраста сменяется избирательностью в контактах, выраженной привязанностью к близкому человеку и осторожностью по отношению к «чужим». Появление живого интереса к новому, необычному, стремления преодолевать препятствия и испытать «острое» впечатление становится возможным после достаточно длительного периода упражнений малыша в однообразных, повторяющихся формах активности, дающих ощущения надежности и комфорта.

Безусловно, нельзя торопить ход эмоционального развития, но можно своевременно подготавливать возможности большей выносливости, активности и гибкости ребенка во все более разнообразных контактах с окружением. Материалы, предлагаемые в нашей книге, способствуют последовательному усложнению этого взаимодействия и профилактике трудностей, возникающих на этом пути. Внимательность, терпеливость, эмоциональная «заразительность» и легкость близких малыша в играх с ним, поддержка его достижений и тем самым накопление положительного аффективного опыта его первых взаимодействий - необходимые условия благополучности прохождения ранних этапов развития. Это ценный позитивный опыт не только ребенка, но и его родных (прежде всего, мамы), позволяющий почувствовать его индивидуальные особенности, получить запас уверенности и оптимизма во взаимодействиях с ним, что поможет спокойно совместно пережить и перерасти будущие непростые периоды развития.

Но как быть, если, несмотря на чуткое и внимательное отношение родных, ребенок не достаточно отзывчив или очень тормозим, пуглив; если трудно складываются первые привычки и ритуалы игровых взаимодействий; если задерживается формирование привязанности к маме или, наоборот, малыш постоянно требует ее присутствия; если сложно привлечь и удержать его внимание и т.д.? Такие сложности с большей вероятностью возникают в случаях развития детей «группы риска». Очень важно вовремя увидеть эти настораживающие тенденции развития – но не пугаться, не расстраиваться, а постараться, не торопясь, как можно подробнее проработать необходимые стороны аффективного опыта малыша.

В нашей книге мы указываем те основные достижения ребенка, которые свидетельствуют о благополучности прохождения данного этапа развития и позволяют постепенно усложнять формы взаимодействия с ним. Если вы видите задержку в формировании указанных способностей и умений малыша, постарайтесь тщательно понаблюдать и проанализировать, что вызывает дискомфорт у вашего ребенка, в каких ситуациях он ведет себя более активно и заинтересовано, насколько он вынослив в контакте, какие формы он предпочитает. Используйте самые ранние способы его тонизирования, привлечения его внимания к своему лицу, голосу, повторяйте принятые им формы взаимодействия, как только он продемонстрирует готовность к этому. Нельзя форсировать события, но и нельзя рассчитывать на то, что ребенок сам «дозреет». Только через «заражение» вашими положительными эмоциями, вашим интересом к взаимодействию возможно развитие его активных контактов с окружением. Помните о том, что ребенок также легко заражается и вашей тревогой, неуверенностью и беспокойством. Поэтому так важно получать максимум удовольствия от доступных форм общения и игры с малышом, помочь накопить ему положительный опыт раннего эмоционального контакта с самым близким человеком, что создаст основу дальнейшего постепенного усложнения его взаимодействия с миром. И, конечно, стоит обратиться за помощью к специалистам – психологам и врачам, знающим ранний возраст и особенности детей, имеющих больший риск в силу ряда причин задержаться в своем развитии.

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.011 с.)