Развиваем «совместное внимание» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развиваем «совместное внимание»



"БУБЕHЧИКИ"

Расположите малыша у себя на коленях. Для проведения игры вам понадобятся бубенцы. Позвените ими справа или слева от ребенка так, чтобы малыш мог их еще и видеть. Дайте звуку затихнуть. Посмотрите на ребенка - прислушивается ли он к звучанию бубенцов. Позвените еще раз и после того, как малыш затихнет, а звук угаснет, покажите их ребенку. Показывая малышу бубенцы, прочитайте стишок:

Трынцы – брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы: Диги – диги – диги – дон, Отгадай, откуда звон!

"ФОНАРИК"

Разместите ребенка у себя на коленях, в позе "на спине". Вам понадобится новогодний фонарик, сделанный из фольги.

Привлеките внимание малыша к яркой игрушке, поместив ее в поле зрения малыша, перемещайте фонарик вправо-влево, вверх-вниз, приближая и удаляя его от лица ребенка.

Подбирайте для малыша игры так, чтобы чередовались спокойные и активные игры.

НАБЛЮДЕHИЕ ЗА ПОГРЕМУШКОЙ

Сядьте на пол так, чтобы ваша спина имела хорошую опору. Разместите ребенка у себя на коленях, в позе «на спине» так, чтобы ваши лица были обращены друг к другу. Для игры вам понадобится яркая погремушка. Между вами и малышом поместите игрушку. Привлеките внимание ребенка к ней: покачивайте, потряхивайте ее так, чтобы игрушка начала издавать характерный для нее звук. Погладьте руки малыша, вложив в них погремушку, дайте ему возможность познакомиться с новой игрушкой, потрогать и ощупать ее. В этот момент с ласковой интонацией произносите: «Это погремушка. Она звенит». Далее начинайте медленно перемещать игрушку из стороны в сторону, вверх - вниз. Каждый раз, когда малыш сумеет проследить за тем или иным движением, начинайте передвигать игрушку по-другому, изменяя направление движений.

 

Играйте в одни и те же игры помногу раз, чтобы они стали для него узнаваемы и понятны.

 

«НЕВАЛЯШКА ТАНЦУЕТ»

Положите малыша на животик на диван. Лягте напротив или рядом с ребенком. Поставьте перед ним неваляшку и легонько подталкивайте, покачивайте ее, вызывая мелодичный, приятный звук. Отстраните свою руку, предоставив малышу возможность понаблюдать за куклой, попытаться поймать ее ручкой. Подтолкните игрушку к малышу так, чтобы он мог потрогать, ощупать ее рукой, толкнуть. В тот момент, когда неваляшка будет покачиваться, произносите ласковым голосом: «Ах, как куколка Ляля поет! Ах, как Ляля танцует! Ля - ля - ля! Ля - ля - ля!»

 

Будьте чутки к состоянию ребенка. Наблюдайте за ним во время игры, подмечайте, что он делает ручками и ножками, куда он смотрит, что выражает его лицо и тело, какие он издает звуки. Научитесь размышлять и обдумывать поведение малыша. Только так придет чувство взаимного узнавания и единство в действиях.

ЗАHИМАТЕЛЬHАЯ КУКЛА

Положите малыша на животик чеpез свою голень. Hаденьте куклу би-ба-бо себе на pуку, пpивлеките внимание малыша к ней. Пусть он понаблюдает за ней, а потом кукла может его погладить, и снова вы пpивлечете внимание крохи к игрушке.

 

ЗЕРКАЛО

Восприятие отраженного в зеркале важное условие для развития вашего малыша. Возьмите кроху на руки, поднесите его к зеркалу. Эмоционально общаясь с ним, обратите его внимание на отражение в зеркале. Поиграйте с ним: показывайте ему его отражение и, отворачивая его от зеркала, говорите: «Ой! Нет детки (имя ребенка)». И вновь подносите его к зеркалу, восклицая: «Вот, вот детка (имя ребенка)!» Вначале малыш будет внимательно наблюдать за своим отражением, а потом начнет улыбаться сам себе.

 

В игре внимательно наблюдайте за карапузом, он обязательно подскажет вам, где сделать паузу, где еще раз его приласкать, когда пощекотать, когда спеть песенку.

 

СТИМУЛИРУЕМ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

«ЗНАЙ НАПЕРЕД»

Положите малыша на спинку на кровать, диван или пеленальный стол. Возьмите кусочек ватки или мягкую косметическую кисточку. Пощекочите малыша за ушками, по шейке:

Знай наперед: Здесь водица – Холодненькая, Здесь – тепленькая, А здесь – горяченькая, Здесь – кипяток, кипяток!

 

Повторите игровые действия со стишком, пощекотав малыша в области запястья, локтя и под мышками. Возможно, игра понравится малышу, и он попытается сообщить вам об этом звукам гуления. Поговорите с ним на его языке и вновь повторите игру.

 

"СВЕТ – СВЕТЛЯЧОК»

Потpите кулачки малыша дpуг о дpуга, а когда пальчики ненадолго раскроются, вложите свои большие пальцы в ладошку малыша:

Свет – светлячок, Посвети в кулачок! Посвети немножко, Дам тебе горошка, Кувшин молока И кусок пирога!

Если во время игры у малыша появилось желание «поговорить» с вами, поддержите его, пропевая звуки гуления.

 

Малыш чувствует себя в безопасности, защищенным и любимым, если вы научились понимать его желания, улавливать смысл его поведения и реагировать на него так, как хотелось бы ему.

"АГУ – АГУ!"

Положите малыша к себе на грудь так, чтобы ваши лица были обращены друг к другу. Пощелкайте языком, привлекая малыша обратить внимание на ваше лицо, начните высовывать язык, фыркать и тихо напевать песенку со слогами: «Агу - гу, агы - гы, кх - кх..….» Выдержите паузу и вновь повторите свое приглашение к «разговору».

 

«БАБА ТЕСТО МЕСИЛА»

Перебирайте пальчики малыша, поглаживайте его ручки, растирайте каждый пальчик от ноготка к ладони.

Такая игра с пальчиками малыша позволяет стимулировать его гуление.

У бабы Фроси Пяток внучат. Все каши просят. Все криком кричат. Акулька в люльке, Аленка в пеленке, Аринка на перинке, Степан на печке, Иван на крылечке. Баба тесто месила, Кашу варила, Молоко топила, Внучат кормила. Как каши наелись, Молока напились, Бабе поклонились, Угомонились!

ПРИГЛАШЕНИЕ

Положите малыша на левое плечо так, чтобы его голова оказалась над вашим плечом, и он мог смотреть вперед. Поддерживайте его под лопатки другой рукой. Пусть второй взрослый пообщается с малышом: напевно с различными интонациями будет произносить звуки гуления, делать остановку, паузу, ожидая ответных звуков от карапуза, и вновь будет произносить различные звуки. Переложите кроху на правое плечо. Ведь когда мы меняем его положение в пространстве, меняется и направление его взгляда. Вновь повторите игру с приглашением к общению.

 

Обязательно перекладывайте малыша с одной руки на другую, с одного плеча на другое, ведь при смене положения он становится более активным, начинает смотреть и вправо и влево, поворачивая немного голову

"ПЕРЕКЛИЧКА"

Положите малыша на животик на пол, сами расположитесь напротив него. Позовите его по имени, а потом, напевно с различными интонациями произнесите гласные звуки: - а, у, и, о, а также их сочетания: - агы-гы, агу-гу и т.д. Чередуйте громкую, интонированную речь с шепотной речью и беззвучным артикулированием звуков Не забывайте делать паузы, приглашая ребенка присоединиться к вам.

 

Чтобы лучше понимать и чувствовать своего ребенка располагайтесь с ним на од- ном уровне так, чтобы ваши лица были обращены друг к другу.

"ГУЛЬКИ"

Игpайте с пальчиками малыша, перебирая, поглаживая их, прижимая падушечки пальчиков вашего крохи к своим. Незатейливый стишок, обращенный к малышу, и приятные ощущения позволят стимулировать звуковую активность ребенка:

- Гульки, вы, гульки, Соломенны ножки, Куда вы летали? - К Ванюше в гости. - Что Ваня делает? - В лесу гуляет. Его потешают: Гуси в гусли, Утки в дудки, Чечетки в трещотки, Перепелки в сапелки, Чайки в балалайки, Свиристели в свирели, Синицы в скрипицы, Кукушки в свистушки, Скворцы в бубенцы, Рябчики в органчики!

 

Если малыш не хочет играть, подумайте, почему это происходит: может, он устал, голоден, отвлекается на посторонние голоса, шум, музыку или другое.

 

 

НА СОН ГРЯДУЩИЙ

Традиция напевать малышу колыбельные песни, к сожалению, уходит из жизни современной семьи. Укладывание младенца на сон сегодня не является ритуалом, а часто превращается всего лишь в режимный момент. В лучшем случае мама сидит рядом, трясет кроватку и думает, как много «важных» дел ей нужно успеть сделать, пока малыш будет спать. В худшем - она уходит, оставляя ребенка засыпать в одиночестве. Многие современные мамы, прочитав о пользе музыки, ставят крохе кассету с колыбельными песнями. А ведь ценность колыбельной песни заключается именно в ее напевании, «живом» исполнении, цель которого не просто успокоить, расслабить малыша, помочь ему заснуть, а дать ощущение любви, защищенности, нужности.

В первые месяцы жизни малыша, когда происходит знакомство с близкими людьми, колыбельные песни способствуют формированию чувства взаимного доверия между ним и окружающими взрослыми. В начале своего жизненного пути кроха прислушивается к голосам своих родных, «выбирая» среди них исполнителей колыбельных песен. И, как правило, больше всего в этом качестве ему нравится мама (даже если ее вокальные данные самые заурядные в семье). Определившись с любимым голосом, младенец не останавливается на этом. Он пытается доступными средствами поведать маме о своих музыкальных предпочтениях: услышав одну мелодию, начинает беспокойно ворочаться, кряхтеть (может даже расплакаться), или затихает, успокаивается, если слышит другую. Колыбельная песня, которую поет взрослый, должна быть близка ему. Младенцы очень чувствительны к интонации, не терпят формальности, и воспринимают только пение идущее от души. А вот текст песни не имеет значения для маленького ребенка.

Укладывание ребенка на сон не терпит спешки, отвлеченных разговоров, напряжения. Во время подготовки ко сну все должно способствовать успокоению малыша и взрослого: неторопливые движения, негромкие звуки, близость друг друга, мягкие прикосновения, родные запахи. А затем наступает самое главное - убаюкивание: ласковый голос, напевающий спокойную, незамысловатую колыбельную песню с монотонным ритмом, мерное покачивание или поглаживание ребенка в такт песне... Но если малышу только месяц или два от роду, и он засыпает часто сразу после кормления, у маминой груди, так стоит ли тогда петь колыбельную песню? Да, стоит! Напевание колыбельной полезно не только ребенку, но и самой маме. Склонившись над своим драгоценным созданием, она испытывает необыкновенный прилив нежности, что придает материнским чувствам особую остроту. К тому же этот ритуал помогает расслабиться и снять напряжение, отдохнуть рядом с малышом, особенно, если он беспокойный.

* * * Ай, люленьки да люленьки, По гоpам идет олень. Hа pогах он дpему носит, В каждый дом ее заносит. В люльку дpему он кладет, Тихо песенку поет........ * * * Спи-ко, спи-ко, баю-бай, Свои глазки закрывай. Поскорее засыпай. Баю, баю, баю, бай, Ходит Сон по лавочке В голубой рубашечке. Баю, баю, баю, бай, Поскорее засыпай.
* * * Люли, люли, люленьки, Летят сизы гуленьки. Летят гули вон, вон. Несут детке сон, сон. Будут гули ворковать, Будет детка крепко спать. * * * Ночь пришла, Темноту привела, Задремал петушок, Запел сверчок, Вышла маменька, Закрыла ставенку. Баю-бай, Засыпай.

 

* * *

Первые три месяца для малыша и вас прошли под знаком погружения в атмосферу общения. Вы учились откликаться на все проявления дискомфорта у малыша, учились успокаивать его, приспосабливались к нему в процессах ухода, смене пеленок, в кормлении и купании, в ношении на руках. Вы учились наблюдать за своим малышом во время ухода и игры, подмечать смысл его поведения: что он делает ручками и ножками, куда он смотрит, что выражает его лицо и тело, какие он издает звуки. Вы пытались размышлять и обдумывать его поведение. Вы были главным инициатором общения: смотрели ему в глаза, призывая к диалогу; улыбались ему, ожидая ответной улыбки; обращались к нему, в надежде услышать звуки гуления. Приспосабливались вы, взрослые, и приспосабливался ваш малыш, он начал выделять вас взглядом, отвечать вам улыбкой, длительно прислушиваться к вашей речи и поворачивать голову в вашу сторону, он привыкал к вашим рукам, реагируя движениями захвата или отталкивания. Вы вместе начали двигаться по пути достижения единства в действиях и желаниях.

 

В заботах и хлопотах пролетели первые три месяца жизни малыша. Каждый из этих месяцев внес свой вклад в психологический портрет ребенка.

За 1 месяц малыш научился:

- Плавно следить за движущимся лицом взрослого.

- Плавно следить за движущейся игрушкой.

- Прислушиваться к голосу взрослого.

- Прислушиваться к бытовым звукам и звукам игрушки.

- Улыбаться мимолетной улыбкой в ответ на разговор с ним.

- Издавать отдельные звуки: «Кх, гх, гы, агы, гу, агу» и другие.

- На короткое время (не более 5 сек.) удерживать голову, лежа на животе.

К 2 месяцам он уже может:

- В положении, лежа на спине, смотреть на лицо взрослого.

- В положении, лежа на спине, смотреть на неподвижную игрушку.

- Совершать ищущие повороты голову, когда слышит голос взрослого.

- Совершать ищущие повороты головы, когда слышит бытовые звуки или звук погремушки.

- Быстро отвечать улыбкой на разговор с ним.

- Издавать повторные звуки: «Кх-кх, гы-гы, гу-гу, агу-агу и другие».

- Лежа на животе, поднимать и более длительно (до 10 сек.) удерживать голову.

 

К 3 месяцам малыш умеет:

- Сосредоточенно смотреть в лицо взрослого, находясь на руках в вертикальном положении.

- Сосредоточенно смотреть на игрушку, находясь на руках в вертикальном положении.

- Поворачивать голову в сторону говорящего взрослого.

- Поворачивать голову в сторону звучащей игрушки.

- Гулить, произнося подряд несколько звуков: «Агы-гы –гы, агу-гу-гу, кх-кх-гы и другие».

- В ответ на обращения взрослого демонстрировать «комплекс оживления».

- Наталкиваться руками на игрушки, низко висящие над грудью.

- Лежать на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову.

 

Помните! Все дети развиваются индивидуально. Их развитие во многом может зависеть от физиологической зрелости и/или тех рисков, которым они были подвергнуты внутриутробно, в первые часы, дни и месяцы жизни. Запомните! Развитие – это сложный процесс, в котором последующие умения зависят от качества предыдущих. Поэтому: - Не торопитесь переходить на другой возрастной этап, если малыш не освоил умений этого этапа. - Предоставьте ребенку возможность освоить доступный для него уровень общения и игры. - Посоветуйтесь с врачом и психологом.

 

 


 

С 3 до 6 месяцев

СОЗДАЕМ АТМОСФЕРУ ОБЩЕНИЯ

Вначале вы были инициатором общения, а сейчас ваш малыш сам готов проявлять инициативу. Его инициатива отражается в «комплексе оживления» - совокупности экспрессивно-мимических проявлений, таких, как взгляд глаза в глаза, улыбка, двигательное оживление, звуки гуления.

Учитесь наблюдать и подмечать все тонкости поведения карапуза. Вот он отыскивает вас взглядом и неотрывно смотрит вам в глаза, приглашая к общению, а сейчас улыбается и совершает ритмичные движения ручками и ножками, начинает гулить и выгибает спинку, сообщая вам о том, как ему хорошо и радостно жить. И вновь затихает, смотря вам в глаза и улыбаясь, для того, чтобы вы смогли сказать, какой он славный, любимый и долгожданный. В таком диалоге малыш тренирует свои средства общения, учится чередовать свое поведение с вашим откликом, учится выжидать и проявлять инициативу, и, наконец, формирует арсенал средств, говорящих о его нежелании продолжать общение. Он начинает отворачиваться, позевывать, теребить пеленку ручками, захватывать свою другую ручку, рукав рубашечки, притягивать ножку, хныкать, тереть глаза и плакать, демонстрируя нам, взрослым, что он устал и не намерен более «разговаривать».

Помните, для стимулирования активности малыша в общении и развитии диалога чередуйте свои действия: побуждайте малыша к игре и общению, и выжидайте, делая паузы; наблюдайте за ним и действуйте, откликаясь на его поведение.

Поддерживая эмоциональный контакт с малышом, неотрывно смотрите в глаза малышу, говорите ему ласковые слова, искренне улыбайтесь и смейтесь, поглаживайте его, перебирайте его пальчики на ручках и ножках, щекочите и дуйте ему на шейку.

Для детей этого возраста важно, чтобы в процесс общения вы начинали вводить различные предметы и игрушки. Важно, чтобы вы показывали малышу интересные для него игрушки, побуждая его брать их в ручки, перекладывать, тянуть в рот.

НА РУКАХ У ВЗРОСЛОГО

Так же, как и малыш первых трех месяцев жизни, карапуз старшего возраста нуждается в том, чтобы его удобно и много носили, держали и играли с ним на руках.

Подумайте о том, какие положения и позы подойдут для вашего малыша и вас, испробуйте разные возможности. Главное, чтобы вы научились чувствовать друг друга.

 

Для взаимного узнавания и приспособления друг к другу продолжайте использовать позы для детей первой четверти первого полугодия, а если вы хотите разнообразить способы ношения и внести ноты новизны в атмосферу общения, то стоит опробовать другие способы.

Маленький ребенок не может долгое вpемя лежать в одной и той же позе. Его положение как во вpемя бодpствования, так и во вpемя игp необходимо менять!

 

В качестве дополнения к уже известным вам позам, предлагаем использовать новые.

Сядьте на пол, вытянув ноги вперед, положите малыша через свою голень, а если малыш крупный - через бедро. Такое положение поможет малышу выше и увереннее лежать на животе, брать игрушки в одну и другую руку, слышать ваш голос, поворачивать к вам голову. Обязательно перекладывайте малыша в другую сторону, через вашу другую ногу, так ребенок будет видеть разные пространства и у него сформируется более разнообразный опыт взаимодействия с вами и окружающими его предметами.

Если малыш уже более уверенно лежит на животе, его можно положить поперек ваших ног. Малыш научится хорошо опираться ручками об пол. Придерживайте его, положив руку на попу, в этом случае вы сможете его подстраховать, когда он устанет. При этом выкладывайте малыша головой то в одну, то в другую сторону.

Имейте в виду, если вы мало или однообразно носили своего карапуза на руках в первые месяцы жизни, в дальнейшем он может негативно реагировать на ваше желание резко разнообразить способы его ношения и общения. Ведь малыши не любят резких перемен в укладе своей жизни, поэтому все новое вводите постепенно, внимательно наблюдая за своим ребенком.

И еще одно предупреждение. Многим родителям не терпится посадить к себе на колени, в детский стульчик, подушки своего 4 –5 месячного малыша. Этого делать не следует, пока ребенок не научился переворачиваться, ползать, садиться сам, переходя из положения на четвереньках в позу «сидя».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.226.173 (0.044 с.)