Практикум 4. Социальная установка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум 4. Социальная установка.



Предрассудок как вид социальной установки

«Тот, кто является самураем, прежде всего должен держать в уме – днем и ночью, с утра, когда он берет свои палочки, чтобы съесть новогодний завтрак, и до ночи старого года, когда он оплачивает все годовые расходы, - тот факт, что ему предстоит умереть. Это главное его занятие» (Дайдодзи Юдзан).

Вводные замечания

Социальная установка ( в зарубежной психологии аттитюд) – это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом.

Социальная установка формируется на основе собственного жизненного опыта индивида и опыта, получаемого от других людей. Главным путем передачи установок является словесная (вербальная) форма.

Стереотип и предрассудок (предубеждение) рассматриваются как разновидности социальных установок. Стереотип это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Предрассудок это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего человек воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном виде.

Когда говорят о стереотипном мышлении, имеется в виду ограниченность, упрощенность и поверхностность представлений человека о тех или иных объектах действительности. Стереотипы полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций. Там же, где объект требует творческого осмысления или изменился, а представления о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью.

Когда говорят о предрассудке или предубеждении, то подразумевается, что речь идет о пристрастной негативной социальной установке, т. е. о негативном отношении к членам определенной социальной группы или к этой группе в целом. С когнитивным компонентом предубеждения часто связан сильный, т. е. эмоционально насыщенный аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только искаженное восприятие социальных объектов, но и неадекватные действия по отношению к ним.

Цели занятия

Конкретизация содержания понятий «социальная установка», «предрассудок». Выявление и осознание собственных предрассудков. Знакомство с методиками измерения социальных установок.

Оснащение

1. Списки пассажиров для упражнения «Российский экспресс» на отдельных листах (приложение 4.1).

2. Бланки опросников для изучения социальных установок (приложение 4.2).

3. Конверты с условными обозначениями «‑», «+», «?».

Порядок работы

Этап 1. Информационный. Краткое сообщение на тему «Предрассудок как особый вид социальной установки».

Этап 2. Практический. Упражнение «Российский экспресс».

Этап 3. Заключительный. Задания для самостоятельной работы. Подведение итогов.

Этап 1. Информационный

Цель данного этапа: актуализация теоретических знаний. Данное практическое занятие следует проводить после лекции на тему «Социальная установка». Преподаватель может сделать краткое сообщение о понятии «социальная установка», структуре, методах измерения социальных установок или задать студентам вопросы для проверки знаний, полученных на лекции. Далее рассматриваются следующие вопросы: понятие «предрассудок», основные виды предрассудков, структура предрассудка и причины его возникновения, способы борьбы с предрассудками. Информационное сообщение по длительности занимает не более 20 минут.

Этап 2. Практический

Цель данного этапа: осознание собственных предрассудков. Перед выполнением упражнения «Российский экспресс» преподаватель дает краткую инструкцию: «Каждый из нас время от времени ездит на поездах. Отправляясь в путешествие и покупая билет на поезд, вы не знаете своих соседей (за исключением тех случаев, когда ваши попутчики – родственники или друзья). Представьте, что сейчас у вас есть возможность выбрать себе попутчиков в поездке до Владивостока».

Ход работы. Каждому студенту представляется список пассажиров (приложение 4.1). Далее преподаватель задает следующий вопросы: «С кем из этих людей вы меньше всего хотели бы оказаться в одном купе поезда?» и «С кем из этих людей вы больше всего хотели бы оказаться в одном купе поезда?». Участники индивидуально определяют три самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных выбора (время не более 7 минут).

Затем студенты делятся на группы по три человека. Каждая группа представляет собой купе. Если участников четное количество, то некоторые группы можно объединить в четверки (нестандартное купе) или двойки. Цель задания: проранжировать список с тем, чтобы, во‑первых, выбрать четвертого попутчика (предпочтительный выбор), а во‑вторых, определить, с кем вся группа не поедет (непредпочтительный выбор). Обсуждение в микрогруппах длится 10–15 минут. После этого группа собирается вместе и представляет результаты.

Каждая из групп получает следующее задание: 1) назвать предпочтительный и непредпочтительный выбор по результатам обсуждения в микрогруппе; 2) рассказать об атмосфере, которая была во время обсуждения (были ли разногласия в ходе обсуждения; если да, то по какому поводу; все ли члены группы согласны с окончательным решением?).

Ответы каждой группы преподаватель записывает на доске. Подсчитывается результат и определяется лидер среди предпочитаемых и непредпочитаемых выборов. Далее следует групповая дискуссия (20–30 минут).

Вопросы для групповой дискуссии

– Почему у групп ответы оказались разными?

– Почему иногда ответы всех групп совпадали?

– Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Какие чувства вы испытываете к этим людям (аффективный компонент установки)? Когда нами руководит страх, когда – брезгливость, когда – неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?

– Можем ли мы что‑то сделать с нашими чувствами в таких случаях? Может ли кто‑нибудь не захотеть ехать в одном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?

– Как мы поступаем, когда оказываемся в одном купе с нежелательным человеком?

– Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?

– Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?

– Как лучше всего поступать в таких случаях?

Примечание. Этап групповой дискуссии является очень важным, так как он позволяет сопоставить результаты разных групп.

Этап 3. Заключительный

Цель данного этапа – получение обратной связи. Каждый из студентов на трех отдельных листах, обозначенных символами «‑», «+», «?», пишет о том, что ему понравилось («+»), что не понравилось («‑») в ходе занятия. На листочке со знаком «?» студент задает вопрос преподавателю по теме занятия. Заполненные листки студенты складывают в три конверта с соответствующими обозначениями на стол преподавателя. Этот метод обратной связи позволяет также проверить посещаемость – при условии, что на одном из листочков (например, со знаком «+») студент пишет свою фамилию. На следующем занятии преподаватель дает обратную связь: представляет результаты опроса, сообщает о положительных и отрицательных оценках, а также отвечает на вопросы студентов.

Контрольные вопросы

1. Что такое социальная установка?

2. Назовите основные компоненты социальной установки.

3. Перечислите функции социальной установки.

4. Каким образом соотносятся социальная установка и реальное поведение?

5. Предрассудок – это позитивное или негативное явление?

6. Какие виды предрассудков вы знаете?

7. Перечислите пять стадий поведенческого компонента предрассудка.

8. Какие существуют методы измерения предрассудков?

9. Какие методы ослабления предрассудков вы знаете?

10. Что такое мозаичный метод? Каким образом данный метод ослабляет предрассудки?

Задания для самостоятельной работы

1. Знакомство с методиками по измерению социальной установки. Студенты получают бланки с опросниками для самостоятельного заполнения. Можно использовать классическую шкалу социальной дистанции Э. Богардуса в различных модификациях.

– Модификация Л.Г. Почебут (см. приложение 4.2).

2. Подготовка сообщений по проблеме «Предрассудок как особый вид социальной установки».

Темы сообщений

– Методы измерения социальных установок.

– Сексизм (Батлер Д., Гейс Ф. Л. Невербальные аффективные реакции в отношении лидеров – мужчин и женщин: последствия с точки зрения оценки лидерства // Общественное животное. Исследования / Под ред. Э. Аронсона. Т. 2. – СПб.: Прайм‑Еврознак, 2003. – С. 143–186).

– Способы борьбы с предрассудками (Аронсон Э., Бриджмен Д. Мозаичные группы и десегрегированный класс: преследование общих целей // Общественное животное. Исследования / Под ред. Э. Аронсона. Т. 2. – СПб.: Прайм‑Еврознак, 2003. – С. 219–235; Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 343–361).

 

Приложение 4.1

Список пассажиров

– цыганка;

– явный гомосексуал;

– скинхед;

– ВИЧ‑инфицированный молодой человек;

– неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком;

– кавказец‑мусульманин;

– человек из деревни с большим мешком;

– африканский студент;

– подросток, похожий на наркомана;

– бывший заключенный;

– таджик в национальной одежде;

– милиционер;

– инвалид со складной коляской;

– кришнаит;

– китаец, который ест странно пахнущую еду;

– панк;

– человек, говорящий на непонятном языке.

 

Приложение 4.2

Шкала социальной дистанции в модификации Л. Г. Почебут (Э. Богардуса).

Инструкция испытуемому: проранжируйте представителей указанных национальностей, отметив степень приемлемости их для себя лично только по одному из семи предложенных ниже критериев. Отвечайте по принципу: для меня лично возможно и желательно в отношении людей данной национальности:

1) принятие как близких родственников посредством брака;

2) принятие как личных друзей;

3) принятие как соседей, проживающих на моей улице;

4) принятие как коллег по работе, имеющих ту же профессию, что и я;

5) принятие как граждан моей страны;

6) принятие только как туристов в моей стране;

7) предпочтение не видеть их в моей стране.

Математическая обработка предполагает, во‑первых, определить процентное соотношение ответов испытуемых по всем семи критериям и, во‑вторых, так как обработка производится по ключу, позволяет дать психологическую интерпретацию полученных данных.

Ключ

1. 3 балла

2. 2 балла

3. 1балл

4. 0 баллов

5. ‑1 балл

6. ‑2 балла

7. ‑3 балла

Анализ данных

Шкала социальной дистанции дает возможность определить два основных показателя, каждый из которых имеет два варианта, оценивающие возможную и реальную социальные дистанции. Первый показатель – социальная приемлемость – отражает стремление к взаимодействию и интеграции и даже ассимиляции с другим этносом. Второй показатель – социальная экспансивность – отражает выраженность и направленность социальных чувств представителей одного этноса по отношению к другому. Чем сильнее выражены позитивные чувства людей по отношению друг к другу, тем меньше между ними социальная дистанция, тем плотнее их взаимодействие.

1. Возможная социальная приемлемость (СПВ) рассчитывается по формуле

СПВ = n / (n – 1),

где п – количество респондентов.

2. Реальная социальная приемлемость (СПР) рассчитывается по формуле

СПР = ∑(+) + ∑(‑) / n (n – 1).

Если СПР положительная и больше 50 % от СПВ, то это свидетельствует о большей приемлемости людьми одной национальности представителей другой национальности, о стремлении к интеграции, близости, ассимиляции с ними. Если СПР положительная, но меньше 50 % от СПВ, то это говорит об автономности данного этноса, об отсутствии стремления к интеграции с другим этносом. Если же СПР отрицательная и больше 50 % от СПВ, то это свидетельствует о стремлении одного этноса целиком обособиться от другого, поддерживать по возможности только поверхностные, формальные контакты с его представителями.

Возможная социальная экспансивность (СЭВ) рассчитывается по формуле

СЭВ = N / (N ‑1).

Реальная социальная экспансивность (СЭР) рассчитывается по формуле

СЭР = ∑(+) + ∑(‑) / n (N – 1).

Если СЭР положительная и больше 50 % от СЭВ, то это свидетельствует о глубоких позитивных чувствах и об искреннем интересе представителей одной национальности к другой. Если же СЭР положительная и меньше 50 % от СЭВ, это говорит об определенной напряженности в отношениях, о том, что не все представители этой национальности с искренним интересом и сочувствием относятся к другой национальности. Если СЭР отрицательная и больше 50 % от СЭВ, то это говорит о глубокой психологической неприязни людей данной национальности к другой национальности в целом, но не к конкретным, реально живущим и действующим ее представителям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.027 с.)