Практикум 6. Невербальная коммуникация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум 6. Невербальная коммуникация



«Можно многое не сознавать, а лишь чувствовать. Можно очень много знать бессознательно» (Ф.М. Достоевский).

Вводные замечания

Невербальные сообщения могут передаваться посредством: оптико‑кинетической системы знаков (жесты, мимика, пантомимика), тактильной системы (различные прикосновения), параязыка (паралингвистической и экстралингвистической системы знаков), организации микросреды общения (изменение характеристик пространства общения), ольфакторной системы (различные запахи), визуального контакта (контакта глаз).

Функции невербальной коммуникации

1. Получение сведений о личности коммуникатора. При помощи невербальной коммуникации можно получить сведения о темпераменте человека, его эмоциональном состоянии в данной ситуации, самооценке, коммуникативной компетентности, социальном статусе, принадлежности к определенной группе, субкультуре.

2. Получение сведений о взаимоотношениях участников, а именно: о желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость – отдаленность), о характере или типе отношений (доминирование – зависимость, расположение – нерасположение), о динамике взаимоотношений (стремление поддерживать или прекратить отношения, стремление выяснить взаимоотношения).

3. Сведения об отношении участников коммуникации к самой ситуации общения. Сведения о включенности в ситуацию (комфорт, интерес) или стремление выйти из нее (нервозность, нетерпение).

 

Выделяют несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют в сочетании с вербальными.

1. Дополнение: невербалика делает речь более выразительной, уточняет и проясняет ее содержание. Например: объятия при встрече; дети уточняют цифры, показывая на пальцах.

2. Опровержение: когда невербальное сообщение противоречит вербальному. Пример. На вопрос «Вам интересно?» человек демонстрирует замешательство, отводит глаза в сторону, виновато улыбается и говорит: «В общем‑то, да». Даже если в первый момент человек контролирует невербальную реакцию, она обнаруживается через 4–5 секунд. И наоборот, если невербальное выражение длится дольше этого времени, ваш собеседник также может быть неискренним.

3. Замещение: использование невербального сообщения вместо вербального. Можно взглядом сообщить о своем желании или мнении, то же – жестом, прикосновением.

4. Регулирование: использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми (невербальные сообщения о своем состоянии, об отношении к общению) и снятие напряжения, возникающего во время общения (почесывание затылка, постукивание ногой, сжимание кистей рук во время разговора).

Цель занятия

Изучение функций, особенностей и приемов невербальной коммуникации.

Задачи:

– определить функции невербальной коммуникации;

– определить специфику невербальной коммуникации по сравнению с вербальной;

– усовершенствовать навыки невербальной коммуникации.

Оснащение

Учебный класс, листы бумаги формата А4, карандаши.

Порядок работы

Этап 1. Выделение особенностей невербальной коммуникации.

Определение специфики невербальной коммуникации путем ее сравнения с вербальной коммуникацией по нескольким критериям. Определение понятия невербальной коммуникации.

Этап 2. Определение функций невербальной коммуникации.

Формулирование функций невербальной коммуникации на основе личного опыта ее использования.

Этап 3. Изучение экспрессивного поведения человека.

Этап 4. Изучение некоторых систем и приемов невербальной коммуникации.

Этап 1. Выделение особенностей невербальной коммуникации

Процедура проведения: первое и второе задания могут быть даны для работы в разных микрогруппах.

Задание 1. Студентам предлагается сравнить вербальную и невербальную коммуникацию на основании предложенных ими критериев. Преподаватель сам может предложить студентам критерии для сравнения.

Этап 2. Определение функций невербальной коммуникации

Студентам дается задание 2. Опишите пять жестов, которые вы чаще всего используете в разговорах с людьми. Для чего вы их используете? На основе анализа собственного опыта общения студенты формулируют функции невербальной коммуникации. Преподаватель суммирует и дополняет знания студентов.

Этап 3. Изучение экспрессивного поведения человека

Процедура проведения: студенты в микрогруппах описывают экспрессивные признаки проявления эмоций. Может быть использована классификация эмоций К. Изарда. Каждая подгруппа может описать 3–4 эмоции.

Задание 3. Опишите экспрессивные признаки некоторых эмоций: радость, внимание, удивление, безразличие, презрение, печаль (горе), гнев, страх (приложение 6.1) (литература: Пиз А. Язык жестов / Пер. с англ.; НПО «МОДЭК». – Воронеж, 1992. – 218 с.).

Этап 4. Изучение некоторых систем и приемов невербальной коммуникации

1. Параязык

Процедура проведения: все задания этого этапа могут быть даны для работы в разных микрогруппах.

Задание 4. Обдумайте, как меняется ваш голос в различных ситуациях. В каких ситуациях он меняется в наибольшей степени? Когда вы повышаете голос? Когда говорите тихо? Быстро? Медленно? Как ваш голос меняется в стрессе? Осознаете ли вы эти перемены (в любой ситуации)?

Обсуждение и подведение итогов, информирование преподавателя.

Голосовые характеристики: высота, громкость, темп, тембр.

– Высота: изменяется вместе с громкостью. Когда люди нервничают, они повышают голос, а если пытаются настоять на своем – говорят низким голосом.

– Громкость используется для привлечения внимания и для выражения эмоционального состояния.

– Темп – скорость речи. Люди говорят быстрее, когда они счастливы, испуганы, нервничают, возбуждены, и медленнее – если хотят в чем‑то убедить собеседника.

– Тембр – звучание голоса. Тембр голоса зависит от эмоционального состояния. Жалобе присущ хнычущий, назальный тембр; гнев характеризуется скрипучим, резким тембром.

Вокальные помехи: лишние звуки или слова, нарушающие беглость речи. Мешают слушателям сосредоточиться на смысле сказанного, но, если их немного, подчеркивают выразительность речи (как говорится, понимаешь, типа, э‑э‑э и пр.). Иногда имеют замещающее значение (мы можем произносить «м‑м‑м», чтобы обозначить паузу).

2. Прикосновения (тактильная система).

Задание 5. Что могут означать различные прикосновения? Какие прикосновения выражают власть, интерес, любовь, понимание?

Обсудить, почему одно и то же прикосновение может восприниматься позитивно или негативно в разных ситуациях (в интимной обстановке или в обществе).

3. Организация пространства.

Форма работы: работа в микрогруппах.

Задание 6. У вас есть стол, два стула, диван, шкаф, окно со шторой, лампа, торшер, ваза с цветами. Разместите эти предметы (на рисунке) таким образом, чтобы среда общения соответствовала разговору с неприятным вам человеком; с человеком, к которому вы настроены дружески; с человеком, которого вы любите; для делового общения.

Каждая микрогруппа представляет свой рисунок. Затем обсуждаются параметры среды, влияющие на ситуацию общения.

Расстояние между сидящими: интимное расстояние – до 45 см, для разговоров между близкими и друзьями; личное расстояние – 45 см – 1,2 м, обычный разговор с дружелюбным человеком; социальная дистанция – 1,2–3,5 м, деловое общение; 3,5 м и более – публичная дистанция.

Температура, освещение и цвет в помещении. Температура изменяет уровень внимания (жарко, душно). Когда человеку холодно, он начинает нервничать.

Уровень освещения: помогает или препятствует получению информации, изменяет настроение – яркий свет стимулирует активность и шумные разговоры, неяркий способствует спокойному, умиротворенному общению.

Цвет: стимулирует эмоциональные, физические реакции. Красный – возбуждает, голубой, синий – смягчает и успокаивает, желтый – повышает настроение.

Контрольные вопросы

1. Что общего и различного между вербальной и невербальной коммуникацией?

2. Для чего используется невербальный язык общения?

3. Какие функции выполняют невербальные сообщения при взаимодействии с вербальными?

4. Какие каналы невербальной коммуникации вы знаете?

5. Относится ли организация пространства общения к невербальной коммуникации?


Приложение 6.1

Экспрессивные признаки эмоциональных реакций

Эмоции Голова Лицо Руки Корпус тела Ноги
Брови Глаза Рот
Радость              
Внимание              
Удивление              
Безразличие              
Презрение              
Печаль и горе              
Гнев              
Страх              

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.014 с.)