Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Возникновение массовой коммуникации.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет»
Учебно-методический комплекс По дисциплине «Электронные коммуникации в современном мире» Специальность «Журналистика» (IV курс). Форма обучения: очная
Тверь 2012 II. Пояснительная записка Журналистская деятельность в современных условиях оказывается напрямую связанной с массовой коммуникацией. Курс «Электронные коммуникации в современном мире» предполагает изучение различных типов и видов коммуникации, анализ деятельности радио, телевидения, Интернета как средств массовой коммуникации. Задачи изучения курса: Рассмотреть понятие коммуникации и массовой коммуникации, содержание коммуникативного процесса. Изучить существующие модели коммуникации. Определить основные виды коммуникации и их специфику. Проанализировать методы исследования массовой коммуникации. Рассмотреть сущность информационно-коммуникационных технологий. Рассмотреть электронные СМИ как важнейшие средства массовой коммуникации. 2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета Учебная дисциплина «Электронные коммуникации в современном мире» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин ООП. Она закладывает основы знаний для освоения такой дисциплины базовой части гуманитарного цикла как «Стилистика и литературное редактирование» и такой дисциплины базовой части профессионального цикла, как «Журналистское произведение в системе прагматических отношений»», дисциплин по выбору («Анализ журналистского текста» и др.). 3. Общая трудоемкость дисциплины составляет 65,6 часа. 4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) – ориентация в коммуникативных аспектах функционирования СМИ и работы журналиста; – знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики; – знание основ паблик рилейшнз в сфере СМИ; - знание основ коммуникологии; В результате освоения дисциплины студент должен: – знать основные характеристики различных типов и видов коммуникации; - знать функции и виды коммуникации; специфику радио, телевидения и Интернета как СМК. – уметь применять полученные знания на практике; ориентироваться в основных стадиях и способах организации коммуникации.
– владеть научными представлениями о методических и теоретических основах коммуникации.
III. Учебная программа. Тема1. Коммуникация и массовая коммуникация. Содержание и основные компоненты коммуникативного процесса. Коммуникация как система. Коммуникология в системе наук и учебных дисциплин. Научные определения коммуникации и массовой коммуникации. Содержание коммуникативного процесса и его компоненты. Коммуникативный акт. Коммуникативное пространство. Коммуникативный дискурс. Первичный и вторичный коммуникативный процесс. Тема 2. Возникновение массовой коммуникации. Объективные условия формирования массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации. Теория массовой коммуникации как научно-исследовательская дисциплина. Взаимосвязь массовой коммуникации с журналистикой. Критерии отнесения средств коммуникации к массовым. Массовая коммуникация как процесс передачи информации группе людей одновременно посредством массмедиа. Электронные СМИ как средства массовой коммуникации (СМК). Интерактивные электронные коммуникации. Тема 3. Теории и модели коммуникации. История формирования моделей коммуникации. Концепции массовой коммуникации в зарубежной науке. «Функционалистское» направление и его представители: Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд и Р. Мертон, У. Шрамм. Социокультурное направление в массовой коммуникации и его представители: М. Маклюэн, Т. Адорно, Ж. Бодрийяр, Р.Барт, Г. Маркузе. Отечественная коммуникативистика. Теория массовой коммуникации в работах П. Флоренского, Ю. Лотмана, Р. Якобсона, М. Бахтина и др. Советская школа массовой коммуникации в 1960-1980-ые годы. Текст в системе коммуникации. Культура как текст. Иерархия «текстов в текстах». Новейшие разработки конца XX-начала XXI вв. в области моделей коммуникации. Тема 4. Культурологические концепции коммуникативистики. Концепция свободного потока информации. Бирмингеиская школа: попытка более тщательного исследования роли СМИ в процессе взаимодействия массовой культуры и различных социальных структур. Культурологическая теория коммуникации в трудах М. Маклюэна и А. Моля: идея мозаичность культуры, создаваемой при помощи СМИ. Культурологическое направление в современной коммуникативистике. Теория нонкоммуникации: роль электронных СМИ в создании миражей, превращении аудитории в безвольную массу и т.д.
Тема 5. Виды массовой коммуникации. Виды массовой коммуникации и их специфика. Вербальная коммуникация и её составляющие. Язык и его функции. Функциональные стили в языке. Речевое воздействие. Речь как коммуникативное средство. Способы передачи информации в речевой деятельности. Речевой акт. Теория расширения. Теория «значимого другого». Общие черты всех языков. Структура языка. Требования, предъявляемые к содержанию текстов, создаваемых для коммуникации. Невербальная или неречевая коммуникация и её специфика. Формы невербальной коммуникации. Перфоманс и его специфика. Условия возникновения данного вида коммуникации. Виды перфоманса и его задачи. Художественная коммуникация и её специфика. Мифологическая коммуникация и её виды. Тема 6.Методы анализа массовой коммуникации. Контент-анализ. Пропагандистский анализ. Анализ слухов, в том числе запускаемых посредством СМИ. Роль методов исследовании явлений массовой коммуникации. Тема 7. Теория «информационного общества» Взаимообусловленность информационной и коммуникационной составляющих информационно-коммуникационных систем. Концепция постиндустриального общества Д. Белла. Особая роль электронных СМИ в процессах потребления информации, её оценки, развития информационно-коммуникационных технологий, коммуникативной компетентности социума.
Тема 8.Четвёртая информационно-коммуникационная волна. Традиционные и электронные сетевые СМИ. Четыре вида электронных сетевых коммуникаций. Способы регулирования кибер-пространства. Типы компьютерных коммуникаций. Гипер-СМИ. Глобализация СМИ. Интегративная функция Интернета и киберпространство. Виртуальные компьютерные коммуникации.
Рабочая учебная программа
Планы и методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям Список литературы 1. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. – Спб.: 2008. 2. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Актуальные проблемы современности и журналистика // Массмедиа в условиях глобализации: Взаимосвязь глобализации, глобализма и трансформации. – Спб.: 2005. 3. Средства массовой информации в России / Под. Ред. Я.Н. Засурского: Классический университетский учебник. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 392 с. 4. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2010. - 592 с. 5. Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. - СПб.: "Авалон", "Азбука-классика", 2006. - 240 с.
Список литературы. Основная литература
Дополнительная литература Актуальные проблемы журналистики и массовой коммуникации: межвуз. Сб. науч. работ студентов и аспирантов. Вып. 11 / сост. О.А. Никитина; под ред. Б.Я. Мисонжникова, - Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – 245 с. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. - 130 с. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионных коммуникаций. – М.: 2000. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.: 1998. Фафенберг Б., Уолл Д. Толковый словарь по компьютерным технологиям и Internet. Киев, 1996. Якубайтис Э. Информационные сети и системы. М.: 2000. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М.: 1998.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Примерная тематика рефератов 1. Межличностные коммуникации. 2. Структура социальной коммуникации. 3. Межкультурные коммуникации в условиях глобализации. 4. Электронные интерактивные коммуникации. 5. Визуальные коммуникации. 6. Коммуникативный процесс: производство, мультипикация, распространение, приём, распознавание, использование информации. 7. Коммуникативная сфера и коммуникативные роли. 8. Содержание и средства речевой коммуникации. 9. Аудитория коммуникации. 10. Барьеры коммуникации. 11. Средства массовой информации как СМК. 12. Электронные коммуникации и СМИ. 13. Восприятие аудиторией СМК. 14. Коммуникационный обмен знаниями посредством электронных СМК. 15. Коммуникации с использованием аудиовизуальной, радио- и телевизионной рекламы.
Примерная тематика сообщений - презентаций. 1. СМК в контексте выстраивания диалога между культурами. 2. Проблема защиты национальных информационно-культурных ресурсов. 3. Роль СМК в процессах глобализации культуры. 4. Тенденции развития современных российских СМК. 5. Модели взаимодействия властных структур и СМК. 6. «Медиатизация» политики. 7. Эффекты массовой коммуникации. 8. Показатели эффективности деятельности СМК. 9. Характеристики СМК как основного рекламоносителя. 10. Информационная инфраструктура России. 11. Плюрализм мнений в системе электронных коммуникаций. 12. «Культура реальной виртуальности». 13. Сознание индивида и массовое сознание. 14. Средства электронной коммуникации. 15. Регуляция отношений субъектов СМК в современном Российском обществе.
Требования к рейтинг-контролю · следящий контроль (проводится оценка выполнения студентами заданий в ходе аудиторных занятий); · текущий контроль (оценивается работа студентов вне аудиторных занятий); · промежуточный контроль (рейтинговые точки); · итоговый контроль (экзамен). В соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки качества учебной работы студентов ТвГУ, утвержденном Ученым Советом университета, в ходе изучения данного курса осуществляется рейтинговый контроль знаний студентов. Качество усвоения студентом учебной дисциплины «История русской литературы» оценивается по 100-балльной системе: 60 баллов – текущая работа студента в течение семестра, 40 баллов – максимальная оценка на экзамене. 60 баллов распределяются на 2 модуля. Общая сумма баллов одного модуля – 30, которая складывается из: · посещения лекций (5 баллов), · работы на практических занятиях (10 баллов), · выступления с сообщением-презентацией (10 баллов). · реферата (5 баллов). МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет»
Учебно-методический комплекс По дисциплине «Электронные коммуникации в современном мире» Специальность «Журналистика» (IV курс). Форма обучения: очная
Тверь 2012 II. Пояснительная записка Журналистская деятельность в современных условиях оказывается напрямую связанной с массовой коммуникацией. Курс «Электронные коммуникации в современном мире» предполагает изучение различных типов и видов коммуникации, анализ деятельности радио, телевидения, Интернета как средств массовой коммуникации. Задачи изучения курса: Рассмотреть понятие коммуникации и массовой коммуникации, содержание коммуникативного процесса. Изучить существующие модели коммуникации. Определить основные виды коммуникации и их специфику. Проанализировать методы исследования массовой коммуникации. Рассмотреть сущность информационно-коммуникационных технологий. Рассмотреть электронные СМИ как важнейшие средства массовой коммуникации. 2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета Учебная дисциплина «Электронные коммуникации в современном мире» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин ООП. Она закладывает основы знаний для освоения такой дисциплины базовой части гуманитарного цикла как «Стилистика и литературное редактирование» и такой дисциплины базовой части профессионального цикла, как «Журналистское произведение в системе прагматических отношений»», дисциплин по выбору («Анализ журналистского текста» и др.). 3. Общая трудоемкость дисциплины составляет 65,6 часа. 4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) – ориентация в коммуникативных аспектах функционирования СМИ и работы журналиста; – знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики; – знание основ паблик рилейшнз в сфере СМИ; - знание основ коммуникологии; В результате освоения дисциплины студент должен: – знать основные характеристики различных типов и видов коммуникации; - знать функции и виды коммуникации; специфику радио, телевидения и Интернета как СМК. – уметь применять полученные знания на практике; ориентироваться в основных стадиях и способах организации коммуникации.
– владеть научными представлениями о методических и теоретических основах коммуникации.
III. Учебная программа. Тема1. Коммуникация и массовая коммуникация. Содержание и основные компоненты коммуникативного процесса. Коммуникация как система. Коммуникология в системе наук и учебных дисциплин. Научные определения коммуникации и массовой коммуникации. Содержание коммуникативного процесса и его компоненты. Коммуникативный акт. Коммуникативное пространство. Коммуникативный дискурс. Первичный и вторичный коммуникативный процесс. Тема 2. Возникновение массовой коммуникации. Объективные условия формирования массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации. Теория массовой коммуникации как научно-исследовательская дисциплина. Взаимосвязь массовой коммуникации с журналистикой. Критерии отнесения средств коммуникации к массовым. Массовая коммуникация как процесс передачи информации группе людей одновременно посредством массмедиа. Электронные СМИ как средства массовой коммуникации (СМК). Интерактивные электронные коммуникации.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.198.150 (0.012 с.) |