Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 21 анализ взаимодействия с позиций трансактного анализа Э. Берна

Поиск

Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Разделение трех сторон общения – восприятия, коммуникации и взаимодействия – возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить чистую коммуникацию, без восприятия и взаимодействия, или чистое восприятие.

Главное содержание общения – это воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например: “Он на меня давил, но я не поддался”, “Он подстроился под меня” и т. д.

В общении происходит постоянная реакция на действия другого. Одним из возможных способов понимания общения, которое дает возможность увидеть смысл и содержание своих действий и действий партнера, является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации ведущий, а кто – ведомый.

(21) Подход к анализу ситуации общения с позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле трансактного анализа, представленного именами Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джонджевилла. Широко известна и получила наибольшее применение схема, разработанная Э. Берном [2],
в которой основными понятиями являются “состояния Я” и трансакции,
т. е. единицы общения. Репертуар этих состояний Берн разбил на следующие категории:

– состояния Я, сходные с образами родителей;

– состояния Я, направленные на объективную оценку реальности;

– состояния Я, действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки.

Неформально проявления этих состояний получили названия “ Родитель ”, “ Взрослый ” и “ Ребенок ”. Состояния Я – это нормальные психологические феномены. Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человека. Ребенок – это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений. Благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Взрослый перерабатывает информацию и учитывает возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка и является посредником между ними (таблица).

Позиции партнеров в общении определяются теми состояниями Я, которые в данный момент общения вступают во взаимодействие. Эта, казалось бы, сугубо психологическая схема нашла свое применение в разработке рекомендаций по психологии и технике делового общения.

Таблица

Основные характеристики позиций

Родителя, Взрослого, Ребенка

Характеристика Родитель Взрослый Ребенок
Типичные слова и выражения Все знают, что… Ты не должен никогда… Ты всегда должен… Я не понимаю, как это допускают… Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно… Вероятно… Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!
Интонация Обвиняющая, снисходительная, критическая Связанная с реальностью Очень эмоциональная
Состояние Надменное, сверхправильное, очень приличное Внимательность, поиск информации Неуклюжее, подавленное, угнетенное, игривое
Выражение лица Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное Спокойное, максимум внимания Угнетенное, удивленное
Поза Руки на бедрах, указывающий перст. Руки сложены на груди Наклон к собеседнику и ориентация на него Спонтанная подвижность (ходьба, сжатие кулаков)

Я-состояние, называемое “Родитель”, хранит в себе информацию, передаваемую из поколения в поколение в форме опыта, пословиц и поговорок, мифов и изречений. А в опыте заключены как величайшие истины, так и совершенные пустяки. Родители и другие авторитарные воспитатели могли поделиться с нами не только своей мудростью, но и распространенными в обществе предрассудками. Вовсе не обязательно следовать именно тому, что заложено в нас авторитетом. Тем не менее мы воспринимаем этот опыт как некую неизменную данность. В Родителе заключена совокупность извне привнесенных норм. В разных жизненных ситуациях он ведет себя и реагирует точно так же, как делали это наши воспитатели. Родитель внутри нас может быть ласковым, оберегающим, понимающим, поддерживающим творческое начало. Но чаще он выступает в роли ментора, читающего морали своему окружению, некоего авторитета, которому одному известно, как следует жить, и посему он с удовольствием поучает других.

Родитель может быть контролирующим и помогающим. Контролирующий Родитель ругается, когда дети опаздывают к ужину, а помогающий – счастлив, что они вернулись домой целыми и невредимыми. Контролирующий пользуется словами и выражениями типа: “правильно” – “неправильно”; “хорошо” – “плохо”; “никогда” – “всегда”; “разумно” – “неразумно”; “что скажут другие?”; “всему есть предел…”; “почему ты не…”; “ты никогда не должен!”.

Помогающий Родитель оперирует такими словами и выражениями, как “бедняжка”, “будь осторожен”, “помни”, “не бойся, сейчас я тебе помогу”, “потерпи, это совсем не больно”.

Своего рода антиподом Родителя является Ребенок, следующее эго-состояние Я. У Ребенка мы обнаруживаем остатки психических состояний, относящихся к поре детства. И он тоже может выступать в разном качестве. Иногда ведет себя “естественно” (как ему в данный момент заблагорассудится), иногда же делает все для того, чтобы порадовать Родителя. Спонтанный Ребенок внутри нас наравне с радостью способен чувствовать бессилие и гнев. В противоположность сухому Родителю с вечными приказаниями и запретами, Ребенок бывает хоть и безответственным и даже неуправляемым, но в тоже время чувствительным, творческим, неспособным на лицемерие и интриганство; иногда, правда, несколько грубоватым, зато открытым для окружающего мира. Когда в нас одерживает верх Ребенок, мы ведем себя, как маленькие. Смех и слезы всегда в нашем распоряжении, речь заполняется междометиями, проявлениями восхищения и удивления, равно как и не подавляемого в себе, нескрываемого, а то и безудержного горя.

Родитель со своими запретами и наставлениями и Ребенок со своим упрямством, эгоизмом, творческим духом, непосредственностью, но вместе с тем и трусоватостью, не могут долгое время жить в мире и согласии. В период, когда мы начинаем активно двигаться (примерно около первого года рождения), давление родительского воспитания начинает усиливаться. Это необходимость, поскольку для ребенка возможность передвигаться увеличивает число грозящих ему опасностей.
Тогда-то и возникает в личности новое качество “Взрослый”. Его задача – рассудить, что есть хорошего в рекомендациях Родителя и что достойно внимания ребенка, и для поддержания статуса-кво выдвинуть свои резоны, найти некий приемлемый для обеих сторон компромисс. Взрослого внутри нас иногда сравнивают с компьютером (возможно по той причине, что возникновение теории трансактного анализа по времени совпадает с начальным этапом в развитии вычислительной техники).

Многие советы и рекомендации Родителя получены. Иные представляются несколько архаичными, в настоящее время неэффективными, либо используемыми в модифицированном виде. Взрослый внутри нас занимается сортировкой того, что еще может пригодиться и что уже не имеет смысла для нас. Он постоянно получает данные из внешней среды и на основе их анализа дает указания, как на них реагировать. Кроме того, Взрослый обладает еще одним исключительным качеством – он умеет “выключать” (но не стирать) неприятные воспоминания. В одних случаях мы от этого выигрываем, поскольку в доступной форме избавляемся от необходимости постоянно носить в своем сознании травмирующие психику впечатления, так или иначе уже ставшие нашим прошлым. В других – невольно забываем о вещах, которые нам полезно было бы помнить. Возможность “выключения” создает благодатную почву для разного рода защитных психических механизмов, позволяющих нам сохранить душевное равновесие и самоуважение, однако в конечном итоге способных создать большие трудности в жизни. Речь идет о забывании тех событий и явлений, о которых мы хотели бы не знать вовсе, вот только окружению нашему они памятны, и порой оно достаточно громко напоминает о них.

Трансактный анализ – это рациональный метод для понимания поведения. Он содержит четыре вида анализа.

Структурный анализ – анализ отдельной личности.

Анализ трансакций –анализ того, как поступают люди и что говорят друг другу.

Анализ игр – анализ скрытых трансакций, ведущих к расплате.

Анализ сценария – анализ индивидуального жизненного сценария, которому люди невольно следуют.

Американские психологи Стейнберг и Миллер анализируют взаимодействие партнеров с позиции ориентации на контроль и понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетается с желанием доминировать во взаимодействии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной удовлетворенности, а не односторонней. “Контролеры” и “пониматели” придерживаются совершенно разных стратегий в общении. Стратегия “контролера” – стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации, и довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием. Стратегия “понимателя” – адаптация к партнеру.

Разные ориентации связаны с разным распределением позиций в общении. “Контролеры” всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям вертикального взаимодействия. Ориентация на понимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаимодействиями.

Необходимо отметить, что существуют и обратные влияния. Например, человек, попавший в общении на самую верхнюю позицию, обязательно в большей степени будет “контролером”, чем если бы он был внизу: положение обязывает, следовательно, он должен регулировать взаимодействие.

Поскольку любое общение осуществляется по поводу того или иного предмета, то характер взаимодействия определяется открытостью или закрытостью предметной позиции.

Открытость общения – это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других. Закрытость общения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции. Помимо открытого и закрытого общения в чистом виде существуют еще и смешанные типы:

  • общение, при котором одна из сторон пытается выяснить позицию другой, в то же время не раскрывая своей. В крайнем варианте это выглядит так: “Вопросы задаю я!”;
  • общение, при котором один из собеседников открывает партнеру все свои обстоятельства, рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями другого.

Оба вида взаимодействия асимметричны, поскольку общение происходит с неравноправных позиций партнеров. При выборе позиций в общении следует учитывать все обстоятельства: степень доверия к партнеру, возможные последствия открытости общения, и вместе с тем, как показывают социально-психологические исследования, максимальная эффективность делового общения достигается при открытом характере [5, 6].

В развернутом виде в деловом общении можно выделить следующие этапы:

  • установление контакта;
  • ориентацию в ситуации (люди, обстоятельства);
  • обсуждение вопроса, проблемы;
  • принятие решения;
  • выход из контакта.

Эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной.

Именно сознательным вычленением этих этапов и их регуляцией определяется во многом эффективность делового общения.

ВОПРОС №20 ТАКТИКИ ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Стратегии взаимодействия

Яндекс.ДиректВсе объявленияМетодика Исполнения Желаний

Уникальное открытие психологов: Технология Исполнения Желаний!success‑psychology.ru Психоэнергетика человека Как пользоваться своей внутренней силой для реализации нужных вам событийunic‑info.com

В любой стратегии взаимодействии большое значение имеет статус партнера, причем не постоянный статус, а статус «здесь и сейчас», в момент общения. Одним из возможных способов понимания общения является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. Выше мы рассмотрели позиции с точки зрения взаимодействия «ведущий — ведомый», теперь ос-тановимся на других позициях в общении.

Обычно позиции в общении рассматриваются в русле трансактного анализа. Данное направление в психологии было разработано в 60-е гг. XX в. американским психологом и психиатром Эриком Берном. Наибольшую популярность и практическое применение получила разработанная им схема, в которой Эрик Берн выделяет три способа поведения: Родитель, Ребенок, Взрослый. В любой момент каждыйчеловек

может быть в состоянии либо Взрослого, либо Родителя, либо Ребенка, и в зависимости от этого состояния осуществляется взаимодействие, определяются позиции и статус участников совместной деятельности.

Каждый тип состояния важен для участников взаимодействия:
партнер-Родитель все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех требует, за все отвечает;
партнер-Взрослый трезво, реально анализирует, не поддается эмоциям, логически мыслит;
партнер-Ребенок эмоциональный, импульсивный и нелогичный.

Групповое общение как деловое взаимодействие можно рассматривать и с позиций ориентации его участников на контроль или на понимание.

Яндекс.ДиректВсе объявленияКак влюбить в себя мужчину? Секреты мужской психологииlove‑psychology.ru

Ориентация на контроль предполагает стремление одного из участников делового взаимодействия контролировать и управлять ситуацией и поведением других людей, которое сопровождается желанием доминировать во взаимодействии (от лат. аоттап — господствовать, преобладать, быть основным). «Контролеры» больше говорят сами, их стратегией является стремление заставить партнеров по совместной деятельности принять свой план взаимодействия и навязать свою тактику действий, свое понимание ситуации.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и других людей. При этом поведение человека основано на представлении о равенстве партнеров, поэтому, как правило, направлено на достижение взаимной удовлетворенности ходом взаимодействия. Желающие понять другого обычно внимательно прислушиваются к собеседникам, наблюдают, анализируют. Они пытаются как можно лучше понять другого, адаптироваться к нему, порой даже подстроиться.

Таким образом, в процессе взаимодействия партнеры реализовывают свои планы, цели и решают профессиональные проблемы. В ходе взаимодействия поведение участников общения, как уже отмечалось ранее, может изменяться, так как вырабатываются общие подходы к совместному решению для достижения необходимого результата.

Среди участников общения встречаются люди, которые спокойно и индифферентно относятся к различным ситуациям, сохраняя уравновешенность и способность принимать оптимальные решения, и те, которые склонны к конфликтному поведению. Традиционно вся психологическая литература делала и делает акцент на «разрешение» конфликта, подчеркивая, что конфликт можно и необходимо разрешить или элиминировать (от лат. — исключать, удалять). Целью разрешения конфликтов было достижение идеального бесконфликтного состояния, когда люди взаимодействуют в полной гармонии с самими собой и окружающими. Однако повседневная практика и ее анализ внесли новые нюансы в изучение этой проблемы, оказалось, что:
1) большинство усилий по полной ликвидации конфликтов при взаимодействии оказались тщетными;
2) конфликты кроме негативной функции могут нести и позитивное начало, бывают конструктивными.

Исходя из сказанного, К.Томас впервые предложил новый подход к изучению конфликтов, в котором акцент был сделан на управление ими. Он предложил сконцентрировать внимание на следующих проблемах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными и как можно управлять всеми фазами конфликта и стимулировать конструктивное поведение. Для описания возможных типов поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томас применил двухмерную модель регулирования конфликтов взаимодействия, основополагающими измерениями в которой является кооперация (учет интересов другого) вовлеченных в конфликт и напористость, энергия, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Чтобы продемонстрировать результаты, К.Томасом был разработан специальный вопросник (представленный в конце главы), с помощью которого можно определить свою предрасположенность к той или иной стратегии или гибкость, т.е. умение менять стратегии в зависимости от поставленной цели совместной работы, складывающейся ситуации, особенностей партнеров по взаимодействию и своих личностных характеристик. Результаты тестирования позволяют констатировать индивидуальные стратегии участников взаимодействия и осуществлять сравнительный анализ собственных наблюдений, самооценки каждого с тем, что думают о них партнеры по команде.

К.Томас выделил в этой схеме следующие пять способов регулирования деструктивного взаимодействия.
Соперничество (конкуренция). Одному из участников взаимодействия представляется очевидным, что предлагаемое им решение — наилучшее, отсюда появляется стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, тем более что иного выбора нет и терять нечего. Делается попытка повлиять на других, провести свою линию, ибо цель оправдывает средства.
Избегание. Отсутствие как стремления к кооперации, так и тенденции к достижению собственных целей. Человек, стремящийся к избеганию, больше всего заботясь о своем собственном здоровье, считает, что предмет спора не имеет отношения к обсуждаемой проблеме, уводит в сторону и при этом является симптомом других, более серьезных проблем. Поэтому дальнейшее изучение ситуации и поиск дополнительной информации о природе деструктивного взаимодействия представляются ему более предпочтительными, чем немедленное принятие какого-либо решения.
Приспособление. В противоположность соперничеству человек приносит в жертву собственные интересы ради другого человека. Цель, которой является желание сохранить мир и добрые отношения с другими людьми, восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликтных взаимоотношений и даже не решение задачи.
Компромисс (взаимная уступка как нейтральный вариант). Этой стратегии, поскольку необходимо принять срочное решение при дефиците времени, отдают предпочтение те участники взаимодействия, которые обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы. Как правило, они ориентированы не только на дело, на конечный результат, но и на сохранение взаимоотношений с участниками взаимодействия.
Сотрудничество. Участники ситуации, анализируя проблему и принимая решение, приходят к консенсусу (от лат. — согласие, единодушие), полностью удовлетворяющему интересы всех сторон. Этой стратегии отдают предпочтение тогда, когда участники взаимодействия, несмотря на возникшие разногласия, все же хотят поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой совместного решения, проекта. Времени поработать над возникшей проблемой у команды достаточно, и предлагающий эту стратегию взаимодействия владеет технологиями коллективного принятия решения.

Согласно К. Томасу, при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха (это можно даже представить себе умозрительно). При таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на уступки друг другу. И только одна стратегия — сотрудничество — приносит выигрыш всем участникам группового взаимодействия. Владение стратегиями позволит участникам совместной деятельности лучше понимать, в каких ситуациях делового общения наиболее целесообразны те или иные стратегии или чем руководствуется участник конфликтного взаимодействия при выборе той или иной стратегии. Особенно важно гибко использовать стратегии взаимодействия во время проведения дискуссии или делового совещания.

Таким образом, каждому человеку для эффективной работы с другими необходимо знать свои ведущие стратегии взаимодействия и, в случае необходимости, развивать гибкость в их использовании с учетом поставленных целей, особенностей других людей, подстраиваясь под их тактики и стратегии поведения. В то же время грамотное использование стратегий взаимодействия может не привести к успеху, если собеседник демонстрирует отрицательные черты характера, низкий уровень эмоциональной культуры, т.е. провоцирует деструктивное общение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.75.247 (0.015 с.)