Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические основы социологического анализаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ключевым понятием в любом научном исследовании является понятие «методология», в которое входят как принципы построения, формы и методы научного познания, так и преобразование действительности. Это общая стратегия научного поиска, включающая в себя постановку научной проблемы, выработку гипотезы, определение объекта и предмета, обоснование целей и задач, выбор методов исследования. Поскольку методология является краеугольным камнем любого исследования и определяется как учение о структуре логической организации [2, 3], рассмотрим методологические основы социологического анализа. Методология делится на общую, применяемую любой наукой, и частную, отражающую специфику познания данной науки, например социологии. На современном этапе она часто сосредоточивает свое внимание лишь на технических процедурах эмпиричес-
ких исследований — методах. Не случайно методологом сегодня называют того, кто избрал своей специальностью разработку программ социологического исследования и анализа социологических данных. Однако из поля зрения исчезает большая часть проблем, которыми должны заниматься методологи. Главная из них — логическая связь теории с концептуализацией предметной области эмпирического анализа, связь последней с исследуемой социальной реальностью. С этой точки зрения методолог должен показать, как конструируются понятия и какова их взаимосвязь с изучаемой человеческой деятельностью. Следовательно, конструируя исследовательские программы, социолог должен знать, что следует отбирать, наблюдать и преобразовывать в соответствии с теоретическими положениями, чтобы повысить уровень надежности получаемых данных, а если необходимо, скорректировать теорию. Соотношение теории и методологии можно выразить двумя понятиями: теория отвечает на вопрос что надо исследовать, методология — как надо исследовать. Методологией следует считать совокупность процессов выработки социологом абстрактного образа ситуации, т.е. ее объяснения. Это позволяет принять решение, что в социальном мире имеет отношение к изучаемой проблеме и как наука рассматривает эти аспекты мира в процессе выработки объяснения или теории. Традиционно понятие «социологическое исследование» связывалось лишь с прикладной социологией, например с изучением образа жизни, семьи, быта, социальной структуры. Такой подход, во-первых, сужает возможность социологического познания, оставляет в тени его теоретико-методологические направления; во-вторых, априори ограничивает возможности социологии как науки; в-третьих, игнорирует одну из важнейших сторон эмпирического познания — роль теоретических концепций в прикладных исследованиях. Хотя последние в значительной мере предопределяют не только качество социологического анализа, но и выводы самих конкретно-социологических исследований. Не оспаривая возможность разграничения уровней социологического познания на теоретическое и эмпирическое, можно утверждать, что именно оно — главная причина разрыва между теорией и прикладными исследованиями в социологии. Сложившаяся ситуация снизила уровень не только теоретических, но и эмпирических исследований, число которых значительно превышает число теоретических изысканий. Ослабление внимания к разработкам новых теоретических концепций, отражающих и объясняющих новую социальную реальность в российском обществе, серьезно отразилось на качестве получаемой эмпирической информации. Итак, социологическое исследование есть процесс, в котором в единстве представлены теоретико-методологические и эмпири-
6—444
ческие уровни познания, т.е. речь идет о диалектическом процессе, в котором сочетаются дедуктивный и индуктивный методы анализа, что обеспечивает целостность познания и, следовательно, представлений о реальности. Именно эти два метода анализа (характерные как для теоретико-методологических, так и для прикладных исследований) и определяют этапы социологического исследования: дедуктивный и индуктивный. Первый — дедуктивный — начинается с разработки теоретической концепции (или ее вывода), так как она является основанием понятий, используемых при концептуализации объекта и предмета исследования. Примером может служить понятие «личность», которое в различных парадигмах (функционалистов, марксистов, феноменологов и др.) определяется по-разному. Значит, в системе эмпирической интерпретации понятия будут вычленяться разные основания анализа структуры личности. Следовательно, теоретическим выбором социолог «ограничивает» свой научный поиск, как бы заранее отрицает его другие возможные варианты. Выбор концепций (или их разработка) определяется рядом факторов: • уровнем научных знаний и научного опыта исследователя; • степенью разработанности исследуемых ученым направлений социологии; • целями и задачами исследователя; • этической позицией исследователя. Главной задачей первого этапа социологического исследования является выработка теоретико-методологических представлений ученого об объекте и предмете социологического анализа (обществе, группе, личности, процессе, явлении и т.д.). При этом социолог представляет или описывает некоторый идеализированный (целостный) объект познания, находящийся в системе взаимосвязей (например, личность в социальной среде). Описание объекта в системе связей и взаимодействий необходимо для того, чтобы исследователь не упустил из виду не только основные, определяющие факторы, но и дополнительные, которые часто могут оказывать на состояние объекта существенное влияние. Примером может служить экономический детерминизм К. Маркса, недооценивающий субъективные факторы в сознании и поведении людей, особенно их психологию. Такими же пороками страдал ленинизм с его неизбежностью социальных революций. Построение модели объекта социологического исследования создает для ученого возможность четкого представления о его структуре и социальных связях, без чего не может быть осуществлено ни одно (не только теоретическое, но и прикладное) исследование. Несмотря на то что в соответствии с предметом анализа социолог выбирает лишь ограниченное (в зависимости от цели и задач
исследования) число его характеристик, он должен помнить о целостности рассматриваемого объекта при условии четкого представления избранной им теоретической концепции. Таким образом, можно утверждать, что в социологическом исследовании не существует жесткой дихотомии: теория и эмпирия. Формальное разделение, возникшее в науке, может лишь запутать проблему, помешать социологам-практикам теоретически осмысливать собственные данные, вынуждая представителей теоретического направления «работать» на уровне абстракции, идеализированных объектов, что отдаляет их от социального мира людей. Конечно, если учесть, что социальные взаимодействия неизбежно связывают весь социальный мир в целостную систему — общество, то можно считать, что познание одной из сторон целостности приводит к познанию определенных аспектов системы в целом. Однако это осуществимо лишь в случае, когда выбор характеристик исследования не бывает случайным, а имеет необходимые представления о целостности социальной системы, ее структурных компонентах. Итак, дедуктивный анализ является первым необходимым этапом социологического исследования. Цель этого анализа — переход от теоретических концепций, идеализированных объектов к концептуализации предмета исследования и выработка социологических показателей и индикаторов, позволяющих фиксировать эмпирическое состояние объекта. Как переход от абстрактного к конкретному он предполагает появление (на основе теории) новых основных понятий, описывающих существенные характеристики и взаимодействия объекта и предмета анализа. Вероятно, социолог мог бы взять эти понятия из обыденного представления (как это часто бывает), но тогда он игнорирует достижения науки. Необходимо помнить, что различные общественные науки и даже различные теории в рамках одной науки используют различные понятия. Если имеется в виду чисто теоретический социологический анализ, то выбор понятий, как правило, трудностей не представляет. Однако если речь идет об эмпирическом изучении каких-либо социальных проблем, то социолог должен уметь соотносить теоретические модели с их аналогами в реальном мире. Особый интерес представляет феноменологический подход, который подчеркивает необходимость установления связи между теоретическими представлениями и реальным жизненным миром человека. Такая связь помогает в дальнейшем социологу проверить теорию, исправить ее, а если надо, выработать новую, адекватную изменившимся социальным условиям жизнедеятельности людей. В этом случае социологическое исследование может стать основой проверки теории, а иногда и ее корректировки. Соотношение существующих теорий с аналогами социальной реальности (т. е. проверка их истинности) в социологии определяется как процесс верификации. Какую бы идеальную теорию мы ни разработали и, следовательно, какие бы понятия ни взяли за основу, они всегда будут иметь ограниченный круг референтов (показателей), так как приобретают свое значение в соответствии с интересами данной науки и потребностями конкретного знания. Ограниченность показателей, отражаемых в понятии, и заставляет социолога постоянно возвращаться к теории (концепции), дабы выявить скрытые (имплицитные) характеристики объекта и предмета анализа. Если этого не делать, то ряд характеристик объекта останется за порогом познания. На базе такого анализа вырабатываются как социологические теории среднего уровня, так и общесоциологическая теория. Понятно, что модели, сформулированные в рамках социологической науки, наиболее приемлемы для эмпирического познания. Однако мы должны помнить, что практика всегда богаче теории. Отсюда — ограниченность познания, в том числе социологического. Одна из задач социологических исследований — выработка социологических понятий — состоит в том, чтобы показать связь между социальной действительностью и понятиями Там, где они представлены в теоретическом виде, и продемонстрировать отсутствие связи там, где она не может быть установлена. Под операционализацией обычно понимается процедура преобразования понятий в исследовательский инструмент (позицию на шкале, вопрос в анкете и т.д.). Для социолога она проблематична особенно тогда, когда игнорируются предшествующие этапы социологического исследования. Сложность процесса операционализации обусловлена и тем, что система показателей состоит из понятий, ни одно из которых нельзя считать постоянным или определенным, в то же время сами понятия надо представить эмпирически. Таким образом, операционализация является средством установления непосредственной связи между понятием и явлением (процессом) в социальной реальности. Здесь социолог демонстрирует характер связи между теорией (которая, кстати, может быть представлена и в виде гипотезы) и социальной реальностью. Этап операционализации должен быть имманентен не только конкретно-социологическим, но и теоретическим социологическим исследованиям, так как он связывает воедино процесс движения познания от теории к эмпирии и от эмпирии к новой теории. Ряд социологов понимают процесс операционализации как чисто механическое соотнесение абстракций с социальной реальностью. Однако это далеко не так. В процессе операционализации исследователь соотносит теоретические понятия со своими знани-
ями и представлениями о реальности, которая также конструируется ученым в соответствии с его видением. Следовательно, индикаторы и показатели, используемые в инструментарии, во многом становятся «продуктом» его мышления. Этап дедуктивного анализа заканчивается разработкой социологического инструментария, который позволяет социологу собрать эмпирический материал для дальнейшего социологического анализа. Ф.Энгельс считал, что индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы отдавать предпочтение одной из них за счет другой, надо применять каждую на своем месте, а подобного можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга. Исходя из этого, дедуктивный этап в социологическом исследовании можно рассматривать как разложение целого, а индуктивный — как объединение и использование полученных эмпирических данных для построения новой теории. И тогда социологическая информация может получить свое завершение не только в научном отчете, но и в новых теориях, разработанных учеными. Обобщение эмпирических данных до уровня социологических теорий будет называться индуктивным этапом исследования. Только единство индуктивного и дедуктивного методов можно рассматривать как условие социологического исследования, отвечающего целям и задачам социологии как науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.122.20 (0.009 с.) |