Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поиск методологических и методических основанийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На одном из «проработочных» мероприятий, связанных с опубликованием лекций Ю. А. Левады на рубеже 1960-1970 гг., один из ведущих специалистов по критике буржуазных социологических теорий (критика была тогда способом легального продвижения ее объектов к советскому читателю) Г. В. Осипов вывел формулу для тактики: «К буржуазной социологии следует подходить дифференцированно — можно использовать фактические данные и методические материалы и бороться с апологетической методологией»75. Актуальной задачей провозглашалось формирование на базе исторического материализма собственных теоретических и методологических основ и принципов для эмпирических исследований. Но как бы ни клясться в верности истмату, почерпнуть из него это было трудно: в значительной мере он представлял собой вероучение, а отношение к нему регулировалось классическим догматом: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно». У отечественных социологов печати, телевидения и радио своего языка и теоретических моделей не было. Все основные характеристики аудитории пришлось принять из того, английского, языка, где терминология уже сложилась. Тем более это касалось названий методов, их разновидностей: раз в СССР не было такой практики, значит, вместе с зарубежной литературой пришла и соответствующая терминология («контент-анализ», «кейс-стади», «панель» и т.п.), что также настораживало ревнителей чистоты советской науки. К тому же стоит помнить, что такая литература не была широко доступной, попадала в руки отечественных исследователей зачастую отрывочно. Систематизированного представления о социологической теории СМИ на Западе составить при этом мало кому удавалось, к тому же и сами западные ученые неоднократно писали об отсутствии таковой. В 1970-е гг. определялись в основных своих контурах отдельные предметные области, или отраслевые социологии (например, социология театра, социология города, социология труда), среди них и социология СМИ. Соответственно все более явно начала ощущаться необходимость в специальных, т.е. охватывающих отдельные области общественной жизни, теориях. У социологии СМИ опорой в этих поисках должна была быть теория журналистики, но там довольно долго еще запрещалось выходить за рамки представлений, очерченных ленинской формулой: «Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и организатор». Некоторые ученые грудью вставали даже против употребления понятия «функции печати»: они филю, «Социология печати», была помещена статья В. 3. Когана «Из истории изучения читателей в дореволюционной России». А исторические изыскания В. П. Таловова неоднократно печатались в выпусках серии «Журналист, пресса, аудитория», издававшейся Ленинградским университетом, а также в серии «Журналистика» «Вестника Московского университета». В монографии «Социология журналистики» в разделе «Становление социологии журналистики» была приведена обширная «библиография вопроса». Такие публикации не были лишены идеологического оттенка. Одна из их целей состояла в утверждении первенства марксистской науки в развитии социологических методов. Вместе с тем они делали благое дело, которое необходимо продолжить. История послевоенной отечественной социологии насчитывает теперь уже полвека и требует своего осмысления не только в благодарность предшественникам, но и во благо нынешнего и будущих этапов развития исследований. Она заслуживает куда большего внимания, чем удалось уделить ей в рамках данного пособия.
Вопросы к главе 4 1. С какого времени начался современный этап развития отечественной социологии СМИ? Как стало возможным ее возрождение? 2. Почему в мировой и отечественной практике много примеров тесного сотрудничества социологов и журналистов? Что роднит эти профессии? 3. По какому основанию можно выделить этапы развития послевоенной социологии СМИ? 4. Какие теоретические и методические проблемы обсуждали социологи в 1960-1980-е годы? 5. Что можно сказать о проблематике эмпирических исследований в эти годы? 6. Какие проблемы возникли у журналистов в связи с переходом на рыночные отношения? Чем могут помочь им социологи? Примечания 1 Цит. по: Фирсов Б. М. История советской социологии. СПб., 2001. С. 248. 2 Немчинов В. Статистика и социология // Вопросы философии. 1955. № 5. 3 См.: Пресса в обществе (1959-2000). М, 2000. С. 46. 4 Трушин Б. А. Горький вкус невостребованности // Российская социология 60-х годов. С. 208. 5 Об исследованиях этого института см.: Трушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений: Проблемы методологии исследования общественного мнения. М., 1967. 6 См.: Фирсов Б. М. История советской социологии. С. 115. 7 Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах. СПб., 1999. 8 См.: Труды по социологии. Тарту, 1972. Вып. 2. 9 См.: Фирсов Б. М. Телевидение глазами социолога. М., 1971. 10 Там же. С. 86. 11 Решение партийного бюро ИКСИ АН СССР об ошибках секретаря партбюро ИКСИ Ю. А. Левады в «Лекциях по социологии» // Российская социология шестидесятых годов. С. 503. 12 Там же. С. 507. 13 Там же. С. 501. Тем, кто хочет понять, как это бывало с наукой в советские времена, стоит обратить внимание на с. 450-521. 14 Wimmer R. D., Dominic J. К. Mass Media Research. An Introduction. California, 1994. 15 См.: Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию. М., 2004. 16 Российская социология шестидесятых годов. С. 447. 17 См.: Ядов В. А. Методология и процедуры социологических исследований. Тарту, 1968. 18 Российская социология шестидесятых годов. С. 60-61. 19 Первое издание в этой области: Количественные методы в социологии. М., 1966. 20 См. первое издание: Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Тарту, 1968. 21 Шубкин В. Н. Возрождающаяся социология и официозная идеология // Российская социология шестидесятых годов. С. 77. 22 Социология печати. Новосибирск, 1969-1970. Кн. 1, 2. Позже материалы исследований были включены в два выпуска Информационного бюллетеня ИКСИ - № 35 и 36 за 1969 г. 23 Шляпентох В. Э. Некоторые методологические и методические проблемы социологии печати // Социология печати. Кн. 1. С. 120. 24 Методы и службы отдела изучения аудитории Би-Би-Си. М., 1968. С. 3. 25 Российская социология шестидесятых годов. С. 48. Хунвэйбин — участник инспирированного руководством коммунистического Китая молодежного экстремистского движения. 26 Фирсов Б. М. История советской социологии. С. 208. 27 Наиболее крупная из них: Фомичева И. Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. М., 1987. Вместе с тем стоит отметить, что большинство положений исследования вышли за рамки социалистического периода. 28 См.: Давыдченков В. Т. Организация социологического обследования и внедрение полученных результатов в центральной газете // Социология печати. Кн. 2. 29 См.: Социологические исследования и планы газеты. М., 1967. 30 Фирсов Б. М. История советской социологии. С. 264. 31 Российская социология шестидесятых годов. С. 449. 32 See: Good W.J., Hatt P. N. Methods in Social Research. N.Y.; L.; Toronto, 1952. 33 См.: Районная газета в системе журналистики. Отв. редакторы А. И. Верховская, Е. П. Прохоров. М., 1977. 34 См.: Проблемы контент-анализа в социологии. Новосибирск, 1970; Методологические и методические проблемы контент-анализа. М.; Л., 1973. Вып. 1-2.; Труды по социологии. Тарту, 1972. Вып. 2. 35 При обсуждении проблем эмпирической социологии нынешний руководитель центра социально-культурных исследований Института философии РАН Н. И. Лапин утверждал: подъем социологии в стране, случившийся в 1960-е годы, был прерван в начале 1970-х. См.: Материалы «круглого стола» // Социологические исследования. 2005. № 10. С. 11. 36 Уникальные материалы проекта, осмысленные и сведенные в целостном виде, без цензорских купюр, теперь увидят свет в многотомнике Б. А. Грушина «Четыре жизни России». 37 См.: Массовая информация в советском промышленном городе. М., Политиздат, 1980. 38 Фирсов Б. М. История советской социологии. С. 96. 39 См.: Социологические проблемы общественного мнения и деятельностисредств массовой информации. М., 1976. 40 См.: Методологические и методические проблемы контент-анализа. М.; Л., 1973. Вып. 1, 2. 41 См.: Секерин В. П. Контент-анализ в комплексном изучении газеты // Методологические и методические проблемы контент-анализа. 42 См.: Районная газета в системе журналистики. М., 1977. 43 См.: Верховская А. И. Письмо в редакцию и читатель. М., 1972. 44 См.: Фомичева И. Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. М., 1987. 45 См.: Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналист и его работа. М., 1979; см. также: Свитич Л. Г. Журналисты 20-х годов // Вест. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1973. № 6; Она же. Автопортрет районных газетных журналистов // Вест. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1974. № 12; Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Проблемы эффективности университетской подготовки журналистских кадров // Вест. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1979. № 1-3; Ширяева А. А. Авторский корпус районной газеты // Районная газета в системе журналистики. М., 1977. 46 Массовая коммуникация в социалистическом обществе. М., 1979. С. 49. 47 Фирсов Б. М. История советской социологии. С. 209. 48 См.: Дридзе Т. М. Влияние семиотической подготовки и информативности текста на уровень информированности населения // Информационный бюллетень ИКСИ АН СССР и CCA. M., 1969. № 25; Язык информации и язык реципиента как факторы информированности // Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики. М., 1972; Уровень семиотической подготовки и функционирование массовой информации в обществе // Вопросы философии. 1976. № 11; Организация и методы лингвопсихосоциологического исследования массовой коммуникации. М., 1979. 49 См.: Лысакова И. П. Социолингвистический анализ журналистского текста // Социология журналистики. М, 2004. 50 См.: Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. 51 См.: Вайтасик Л. Психология политической пропаганды. М., 1981. 52 См.: Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, телевидения и радио. М., 1991. 53 См.: Курс повышения квалификации по специальности «Редактор районной (городской газеты)»: Метод. пособие. М., 2004; Региональная пресса: Проблемы менеджмента. М., 2001; Местная печать Москвы и Подмосковья. М., 2004. 54 См.: Материалы пятого советско-финского семинара «Массовая коммуникация и общественное мнение». М., 1987. 55 См.: Фомичева И. Д. Новые задачи практики — новые повороты исследований // Социологические исследования печати, телевидения и радио. Сборник материалов. М., 1988. 56 См.: Дети и молодежь в мире массовой информации. М., 1988; Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи. М., 1989. 57 См.: Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Профессиональное развитие будущего журналиста. М., 1989. 58 См.: Федотова Л. Н. Телемосты СССР—США: Комплексное социологическое исследование. М., 1990. 59 См.: Региональная печать в годы перестройки: Организационные факторы эффективности. М., 1991. С. 5. 60 См.: Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию. 61 См.: Фомичева И. Д. Провинциальный читатель газет в России. Сер. Пресса на рынке информации. М., 1992. 62 См.: Средства массовой информации России. 1997 год (Анализ, тенденции, прогноз). М., 1998. С. 10-12. 63 См.: Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналистское образование. Взгляд социолога. М., 1997; Засурский Я. Н., Колесник С. Г., Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналист: Российско-американские социологические исследования. М., 1996. 64 См.: Федотова Л. Н. Анализ содержания телевизионных передач. М., 1992; Она же. Анализ содержания — социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001. 65 См., в частности: Роль прессы в формировании гражданского общества. М., 1993; Местное телевидение, власть, население. М., 2001; СМИ и органы местного самоуправления: Взаимодействие во имя информационной открытости власти. М., 2002; Региональные СМИ и демократия в России (на примере Вологодской области). М., 2003. 66 Шляпентох В. Э. Политики и социология // Независимая газета. 1998. 19 ноября. С. 8. 67 См.: Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. М., 1999. 68 См.: Корконосенко С. Г. Российско-шведский анализ прессы // Актуальные проблемы журналистики. М., 1998; Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. Гл. 3, 5. 69 См.: Журналистика и социология. М., 1995; Журналистика и социология. Россия, 90-е годы. СПб., 2001; Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. СПб., 2003; Социология журналистики. М., 2004; Фомичева И. Д. Социология интернет-СМИ. М., 2005. 70 См.: Гудков Л., Дубин Б. Общество телезрителей: Массы и массовые коммуникации в России конца 90-х годов // Мониторинг общественного мнения. 2001. № 2; Они же. Издательское дело, литературная культура и печатные коммуникации в сегодняшней России // Либеральные реформы и культура. М., 2003; Они же. Общество телезрителей: Массы и массовые коммуникации в России конца 90-х годов // Мониторинг общественного мнения. 2001. № 2; Дубин Б. От инициативных групп к анонимным медиа // Pro et Contra. 2000. Т. 5. № 4; Он же. Читатель в обществе зрителей // Знамя. 2004. № 5. 71 См.: Chanqinq Media and Communications. M., 1998. 72 См.: Bardoel J. Participation, Representation and Responsibility: Organizing «Access» in the Information Age // Media, Communications and the Open Society. M., 1999. 73 О специфике модернизации в России см.: Вишневский А. Г. Серп и рубль. М., 1998. 74 См.: Media for Open Society. M., 2001. 75 Российская социология шестидесятых годов. С. 497. 76 См.: Кяярику-1. Материалы встречи социологов. Методологические проблемы исследования массовой коммуникации. Тарту, 1967. 77 Там же. С. 76. 78 Там же. С. 45. 79 Там же. С. 77-78. 80 Там же. С. 134. 81 Там же. С. 8-15. 82 Там же. С. 44-55. 83 Там же. С. 136-138. 81 Там же. С. 145-150. 85 В широкий научный оборот концепция была введена в кн.: Американская социология. М., 1972. С. 60-61, 196. 86 См.: Материалы встречи социологов — 3. «Личность и массовая коммуникация». Кяэрику, 1968; Тарту, 1969. 87 См.: Социология журналистики. М., 2004. С. 64, 65. 88 См.: Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2005. 89 См.: Кяярику-2. Материалы встречи социологов — 2. «Ценностные ориентации личности и массовая коммуникация. Кяярику, 1967; Тарту, 1968. 90 Гедонизм — учение о наслаждении как высшем благе. В данном случае речь идет скорее о способности ТВ вызывать положительные эмоции. 91 Там же. С. 136-137. 92 См.: Кяярику-3. Материалы встречи социологов — 3. «Личность и массовая коммуникация». Тарту, 1969 (название места встречи изменилось: публикаторы искали наилучший способ передачи его звучания на русском языке). 93 Там же. С. 271. 94 См.: Хмара Г. И. Печать в системе массовых коммуникаций // Социология печати. Новосибирск. 1969. Кн. 1. С. 188. 95 См.: Фирсов Б. М. Телевидение глазами социолога. М., 1971. 96 Там же. С. 118. 97 Алексеев А. Н. Массовая коммуникация как объект социологического исследования (пути развития теории) // Массовая коммуникация в социалистическом обществе. С. 55. 98 См.: Фирсов Б. М. Идеологическая работа партии и изучение средствмассового воздействия в условиях НТР // Там же. 99 См.: Фомичева И. Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. 100 Социология журналистики. М., 1980. С. 18. 101 Там же. С. 22. 102 Там же. С. 32. 103 См.: Массовая информация в советском промышленном городе. С. 85- 87. 104 См.: Массовая коммуникация в условиях научно-технической революции. Л., 1981. 105 См.: Прохоров Е. П. Проблемы эффективности журналистской деятельности в условиях ускорения социально-экономического развития. М., 1987. 106 См.: Трушин Б. А. Эффективность массовой информации и пропаганды: Понятие и проблемы измерения. М., 1979. 107 См.: Фомичева И. Д. Журналистика переходного периода: Развитие практики и вызов науке // Основные понятия теории журналистики. М., 1993. 108 См.: Фомичева И. Д. СМИ как партиципарные коммуникации. М., 2002. 109 См.: Фомичева И. Д. Журналистика и общественное мнение // Основные понятия теории журналистики. М., 1993. 110 См.: Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. 111 См.: Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика. Альманах росс.-французского центра социологии и философии ИС РАН. М.; СПб.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.195 (0.008 с.) |