Критерии выделения видов исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии выделения видов исследований



По целям исследования делятся на разведывательные, описательные и аналитические. В этом ряду выделяют и экспериментальные, которые отличаются от других тем, что здесь исследователи активно вмешиваются в изучаемую ситуацию, вводят в нее так называемые экспериментальные переменные (характеристики), с тем чтобы наблюдать их воздействие.

К разведывательным исследованиям относят те, в которых берутся за выявление слабоизученных объектов или характеристик. Так, например, сегодня крайне мало известно, что думают люди по поводу необходимости и целесообразности своего участия в коммуникациях, в том

числе — по каналам Интернета. Выявление вариантов отношения к этому имеет смысл начать с небольшой выборки, возможно — с нескольких фокус-интервью (см. 5.6). А далее можно было бы перейти к описательному исследованию, скорее всего методом массового опроса.

Описательное исследование, по определению, ставит целью выявить и описать частоту распределения тех или иных характеристик в изучаемом массиве или их вариаций. Например, в результате такого исследования могут быть получены статистические факты, какова средняя частота чтения конкретных газет в различных группах населения.

Аналитическое исследование нацелено на выявление статистических (совместное присутствие признаков) или причинно-следственных связей между явлениями, характеристиками объектов. Оно дает объяснение происходящего, устанавливает имеющие место в жизни закономерности. Например, может быть установлено, что с ростом уровня образования повышается регулярность чтения газет. Или повышение уровня занимаемой должности усиливает интерес к деловой информации. Часто необходимо установить сложные сочетания множества характеристик и среди них — те, что определяют тип сознания, поведения. Так, важно выявить, какие типы интересов, направленных на СМИ, свойственны различным группам населения. Это помогло бы развеять мифы относительно ожиданий аудитории, сложившиеся в сознании журналистов (см. 6.4.4). В такого рода исследованиях применяются сложные математические методы, в частности многомерный статистический анализ, позволяющий выявлять факторы (причины) явлений и типы поведения или отношения к чему-либо.

По тесноте связи с практикой исследования делятся на теоретико-прикладные и прикладные (в американской традиции — академические и коммерческие). Прикладные непосредственно обслуживают нужды практики. Так, рейтинговые исследования, т.е. те, в которых устанавливается величина аудитории конкретных каналов, передач, составляют сегодня подавляющее большинство в сфере социологии СМИ. Это типичные прикладные исследования: на основе их данных рекламодатели и руководители медиаорганизаций принимают практические решения (например, о переносе места передачи в сетке вещания с целью увеличить ее рейтинг). По своей методике и технике, задачам и содержанию, высокому уровню стандартизации в соответствии с международными требованиями, объему выборки и, по существу, индустриальному способу организации такие исследования следует выделять в особую область — медиаизмерения 2.

Теоретико-прикладные исследования нацелены на постижение социальных закономерностей — устойчивых, повторяющихся связей между явлениями и процессами. Как правило, они выполняются на государственные или поступающие от различных фондов гранты.

современный……старомодный

веселый………….скучный

молодой………….пожилой

простоватый…….умный

свойский…………чужой и т.п.

Такие шкалы могут быть отградуированы (размечены) так, что каждому из пунктов можно приписать балл. Или возможно предложить опрашиваемым поставить точку, соответствующую своему ощущению на неградуированной сплошной черте.

Довольно широко применяются так называемые прожективные вопросы и соответствующие им шкалы. Например, при ответе на вопрос: «Какой источник информации Вы бы выбрали в первую очередь, если бы Вам предложили взять с собой в длительную командировку что-либо одно? А что во вторую, в третью очередь?». Тогда шкала становится двухмерной, приобретает табличный вид:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.004 с.)