Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Масса, массовая коммуникация, массовая информация, массовизация

Поиск

«Истинное революционное значение современных массовых коммуникаций — их способность создавать публику. Это — способность формировать исторически новые основы для коллективного разума и действий — быстро, постоянно и всепроникающе, минуя прежние границы времени, пространства, статуса».

Gerbner G. Mass Media and Human Gommunicatoon Theory //

Sociology of Mass Communications. Sel. Reading.

Penguin books, 1979. P. 53

Понятия «массовая коммуникация», «средства массовой коммуникации», «средства массовой информации» хорошо знакомы, их значение кажется очевидным. Однако, хотя, по мнению американского ис-

следователя Д. Макквейла, теории коммуникации столько же лет, сколько и ее объектам в их современном виде23, к определению понятий в этой сфере приходится обращаться снова и снова.

Зачастую считается, что массовое — это то, что синонимично множественному. Во многих случаях это действительно так: когда говорят о массовом увлечении чем-либо, то, скорее всего, имеют в виду множество поклонников, приверженцев. Однако социологи, говоря о массе как субъекте социальной жизни, более всего обращают внимание на качественные (структура, происхождение, формирование, виды массы) аспекты понятия.

Понятие социальной «массы» многозначно, зависит от контекста, в котором употребляется. Оно имеет нюансы в паре «власть и масса (массы)», «элита и масса (массы)», «специалисты и масса», «индивид и толпа (как вид массы)», «личность и масса». В рамках общесоциологического подхода масса рассматривается как особый неклассический вид социальной общности, формирующийся на определенных этапах развития общества и имеющий своим прообразом городскую толпу (т.е. множество собравшихся в едином месте и времени по единому поводу чаще всего незнакомых между собою людей).

Масса — множество индивидов, которые освобождаются по мере развития общества от возможности включаться в общественную жизнь лишь через род, клан, цех, вынужденных или стремящихся принимать индивидуально мотивированные решения как граждане — на выборах или в магазине, при поиске работы или форм досуга. Иными словами, это исторически новый тип общности, основывающийся на новом виде социальности (способе включения личности в общественную жизнь, во многом — через СМИ).

В связи с изучением феномена общественного мнения часто употребляют близкое к «массе» понятие — «публика». Оно было введено в научный обиход на рубеже XIX-XX столетий социальным философом Г. Тардом. Он усматривал и сходство и различие между тремя случаями массы — толпой, публикой, аудиторией 24. Их дифференциация зависит от того, насколько важным признается факт физического контакта индивидов, входящих в массу, поскольку все определения массовой коммуникации пока сходятся на том, что это процесс передачи информации на численно большие и рассредоточенные аудитории. При этом не количественный, а качественно-структурные характеристики массы признаются наиболее существенными.

Виды массы исторически обусловлены, появляются вследствие изменения характера и условий взаимодействий в обществе. Развитие технологии коммуникации приводит к тому, что «вместо толп, собранных в одном и том же замкнутом пространстве, в одно и то же время,

отныне мы имеем дело с рассеянными толпами, т.е. с публикой. Масса в контексте исследований СМИ означает прежде всего аудиторию, состоящую из потребителей продуктов культуры, которая относительно (курсив мой. —Я. Ф.)велика и недифференцирована по месту проживания и социальному классу. Быть массовым означает быть анонимным по отношению к коммуникатору и к друг другу»25.

Исследователи массы и «массового» сходятся в описании основных характеристик этого вида общности. Наиболее полно их анализ проведен в работах отечественного философа и социолога Б. А. Грушина26.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.150 (0.006 с.)