Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные пространства, поля, капиталыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Стало общим местом говорить об информации как о наиболее ценном ресурсе, или капитале, в современном обществе. Если это так, то, выполняя свои функции, СМИ участвуют в распределении этого важного ресурса и взаимодействуют с другими институтами при обмене разными ресурсами (их конвертации). Для того чтобы жить, действовать, удовлетворяя потребности и интересы, развиваться, осуществлять свои планы, люди и институты должны располагать определенными ресурсами, или капиталами, использовать имеющиеся в их распоряжении положительные и негативные санкции, или меры воздействия. Различают социальный капитал, как обмениваемый и отчуждаемый от отдельного человека ресурс, и человеческий капитал — неотъемлемый, инкорпорированный (включенный, «встроенный») внутренний ресурс личности (время жизни, усвоенные знания, опыт и т.п.)1. Доступ к коммуникациям означает и доступ к накоплению таких ресурсов, участию в их обмене. Французский обществовед П. Бурдье распространил представление об экономическом капитале и экономических отношениях на другие области социальных взаимодействий. Ключевые слова в его описании социальной Вселенной — «социальное пространство», «социальная сфера», «поле», а действующие силы названы агентами отношений, отличающимися неравенством в распределении разных видов капитала2. Социальная геометрия, по П. Бурдье, в самом общем виде выглядит примерно следующим образом. Самое широкое понятие — «соци- альное пространство», т.е. «абстрактное пространство, конструированное ансамблем подпространств или полей (экономическое поле, интеллектуальное поле и др.), которые обязаны своей структурой неравному распределению видов капитала»3. Пространство состоит из социальных сфер. Основными П. Бурдье считал экономику, культуру, политику и религию. В свою очередь, внутри сфер располагаются социальные поля — «исторически сложившиеся пространства игры, со специфическими, свойственными только данному пространству, интересами, целями и ставками, с собственными законами функционирования. Обладание определенными, характерными для данного поля ресурсами, которые здесь имеют ценность, которые можно инвестировать в игру и получать с них прибыль, — означает обладание капиталом, придающим его владельцу силу и власть и позволяющим занять определенную позицию»4. «Поле — специфическая система объективных связей между различными позициями, находящимися в альянсе или в конфликте. Поле — структурное пространство позиций»5. Поля разнообразны, поскольку составляют разные подсистемы отношений. Они (поля) могут быть юридическими, литературными, артистическими, научными и др.6 В каждом поле и свой вид капитала: экономический, культурный, символический (престиж, репутация, имя)7.
«Символический капитал, — считал П. Бурдье, — это доверие, это власть, представленная тем, кто получил достаточно признания, чтобы быть в состоянии внушать признание»8. В этом случае носители капитала должны быть узнаны и признаны (запомним это как принципиально важное для понимания того, как действуют в обществе СМИ). Например, даже научный капитал, как показал П. Бурдье, зависит от узнавания и признания со стороны коллег-конкурентов внутри поля, а также за его пределами. Информационный век, рост объема информации, который современный человек получает «из вторых рук», а не из собственного опыта — т.е. медиатизация отношений с миром, вносят свои коррективы в формирование многих видов капитала. Признание, возможно, становится менее значимым для приобретения их, нежели узнавание. Недаром в теории и практике рекламы считается, что неважно, какую именно рекламу тебе сделали — позитивную или скандальную («то ли ты украл, то ли у тебя украли»), а важно, что тебя запомнили, начали узнавать. В очередном опросе, посвященном представлениям россиян о том, кто входит в элиту, А. Пугачева (заметьте: ничего, кроме имени и фамилии, указывать не надо — и так ясно, о ком речь!) заняла второе место после В. Путина. Более четверти россиян причислили ее к элите9 (анекдот советских времен в тему: — Кто такой Брежнев? — Политик времен Аллы Пугачевой). В сознании людей символический культурный капитал оказывается не менее значимым, чем политический. На snake party по поводу открытия опасно. Недаром принято следить за соотношением доходов 10 «верхних» и 10 «нижних» процентов населения. Считается, что оно не должно быть более чем пяти- шестикратным, иначе — социальное напряжение, которое может приводить к катаклизмам (протест, бунт, революция обделенных).
То же самое, очевидно, справедливо и для случая с распределением информационных видов капитала — знаний, известности. Здесь возникает если не напряжение и взрыв, то отчуждение. «Кухонная демократия» советской эпохи, когда люди говорили о важном только дома, не имея возможности обсуждать это в публичном пространстве, — пример скрытого протеста против официальной пропаганды. То же — переиначивание песен «гражданского репертуара» тех лет; анекдоты на политические темы, широко распространенное пародирование особенностей дикции генсеков и т.п. И сегодня причиной самой частой негативной реакции «информационно обделенных» оказываются зачастую не только финансовые затруднения, но и нежелание выписывать, приобретать, читать издания. Ресурсы медийного поля
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.140 (0.008 с.) |