Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные характеристики массы как социальной общностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
■ Это рассеянное множество людей (требуется, однако, решить, можно ли тогда считать массой множество зрителей в кинозале или новый вид толпы — flash mob). Поскольку во многих видах коммуникации эта общность выступает чаще всего не как коммуникатор, а как реципиент, т.е. безгласна, то легко делать заявления от ее имени, ссылаясь на различные мифологизированные общности типа «люди доброй воли», «прогрессивное человечество» и им подобные или противоположные. Например, в гневном письме членов редколлегии «Нового мира» (1956) по поводу романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» утверждалось, что книга была «принята на вооружение международной реакцией» (кто это? — И. Ф.)27. Вместе с тем в реальности, при всей своей аморфности, масса — это все-таки некоторая особая целостность, объединенная сходными потребностями, стимулами и поведением. ■ Указанное множество имеет стохастический (вероятностный), «пульсирующий» характер: количество и состав собравшихся в зале или у экранов телевизоров в каждый данный момент неопределенно и может быть предсказано лишь на основании предшествующего опыта (например, прежними измерениями аудитории), а пределы ограничиваются только размерами зала (если мы все-таки признаем массой тех, кто собрался на киносеанс) или территориально-техническим охватом в случае с радио и телевидением, тиражом — с газетами. Б. Грушин подчеркивает, что «малые» массы, или «массы внутри массы» (например, публика одного спектакля в отличие от театральной публики в целом), могут таким образом быть и закрытыми, т.е. иметь пределы28. ■ В целом же для массы характерна открытость. Коммуникации, которые ее связывают, на это качество, на всеобщую доступность и рассчитаны. ■ Масса ситуационна, т.е. собирается, объединяется на базе конкретной деятельности, «по поводу» (выпуск газеты или передачи, показ спектакля, если мы опять-таки признаем контактную публику в театрах или кинозалах массой). Однако, забегая впе- ред, скажем, что в случае со СМИ, которые действуют регулярно, на базе этой повторяющейся ситуационности, возникают достаточно сильные и постоянные связи (см. 2.5). ■ Масса состоит из «дискретных» людей, вышедших за рамки своих ролей в группах, своим составом «сломавших» групповые перегородки29. ■ Это множество гетерогенно, т.е. разнообразно по социальному положению, территориальным характеристикам, условиям жизни и другим характеристикам. Такое качество может проявляться в разной степени. Если брать аудиторию СМИ в целом, то она гетерогенна не только по указанным характеристикам, но и по социальным интересам, стандартам жизни, положению с точки зрения престижа, власти. Однако если иметь в виду современные тенденции в развитии СМИ, то многие из них рассчитаны на все более узкие целевые аудитории, как раз выделяющиеся набором общих объективных и субъективных признаков, и в этом смысле они более гомогенны. Процесс стирания границ между социальными группами, их смешения — массификация (массовизация). Обратный процесс называют демассификацией или фрагментацией. ■ Наконец, масса анонимна и для коммуникатора, и друг для друга. Это важно для понимания роли персонализированных контактов между аудиторией и коммуникаторами. И позволяет понять, почему часто аудитория стремится к персонализированным контактам с коммуникаторами (письма, теперь и электронные, конкретным журналистам от конкретных людей), так бурно осваивает интерактивные формы коммуникации в Интернете, с одной стороны, а с другой — почему аудитория с удовольствием примеряет разные маски, прикрываясь «никами». Массовая общность принимает различные виды, среди которых можно различать массы большие и малые, устойчивые (аудитория ежедневной газеты в значительной своей части) и неустойчивые (публика одного сеанса), контактные и неконтактные, спонтанные (толпа зевак на месте ДТП) и организуемые (посетители лектория). Имеющие некоторые общие объективные признаки, кроме конкретного повода или ситуации (например, специалисты — посетители выставки техники), и не имеющие их (покупатели рядового супермаркета, относящиеся к разным общественным слоям)30. Масса исторически меняет и свои масштабы. Сегодня формируется масса мирового масштаба, поскольку в распоряжении людей трансграничные (не ограниченные расстояниями и государственными границами) средства коммуникации, а потребность в них возникает и возрастает в связи с реальными экономическими, культурными, социальными связями между регионами мира.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.53 (0.007 с.) |