Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления в деятельности сми по пропаганде ценностей физической культуры и спортаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Средства массовой информации на сегодняшний день представляют собой сложившийся социальный институт, который значительно влияет как на развитие самого общества, так и на формирование личности каждого его члена. Можно привести массу примеров, когда под воздействием СМИ формировалось и изменялось общественное мнение, меняя по существу и поведение, и образ жизни людей. Гармония в социальных отношениях налаживается не сама по себе, она требует внимания, изучения, управления, наконец. В выполнении этих функций заметную роль играют СМИ. Поэтому так важно научиться пользоваться возможностями СМИ для решения насущных проблем отрасли «Физическая культура и спорт». Нет необходимости специально аргументировать роль средств массовой информации в формировании социально-психологической ориентации человека. Имеющиеся научные разработки, например в области спортивной науки и физического воспитания [4, 6, 9, 10], свидетельствуют о мотивированных установках учащихся общеобразовательной школы, сложившихся на 90—95% под воздействием масс-медиа. И только 5—10% связаны с влиянием учителя физкультуры, семьи, однокашников. Между тем профессиональная педагогическая компетентность самого большого «учителя» наших детей и молодежи — телевидения весьма далека от возможности «сеять разумное, доброе, вечное». Пышно расцветающий на телеэкранах культ насилия, жестокости и эротики, коммерциализация, непомерная политизированность обрушивающихся на нас и наших детей потоков информации ставят под сомнение эффективность усилий педагогов привить учащимся интерес к гуманистическим ценностям, к здоровому образу жизни. Преодоление этого негативного влияния возможно при целенаправленном внедрении в массовое сознание необходимости ко-
ренной перестройки деятельности всех социальных структур, ответственных за воспитание детей и молодежи, а следовательно, реальной оценки факторов, действительно формирующих или разрушающих гуманистические идеалы человека. Воспитание российского интеллигента в этом смысле должно предусматривать не просто гуманизацию как общую стратегию формирования личности, но и высокий уровень компетентности личности в оценке истинной направленности зомбирующих воздействий средств массовой информации. Ему необходимы хорошо тренированные умения оберегать от этих воздействий не только себя, но и своих детей, и окружающих его российских неинтеллигентов. Преобразования в деятельности СМИ должны идти по пути развития двух взаимообусловленных функций пропаганды: образовательной и воспитательной [4]. Образовательная функция направлена на формирование у населения необходимых и прочных знаний. Воспитательная — призвана формировать у людей определенные качества, черты характера, привычку заниматься физическими упражнениями и спортом. Значение средств массовой информации возрастает. Однако, к сожалению, они делают акцент только на том, что физкультура — это здоровье, и значительно реже показывают связь между физической культурой и нравственным, эстетическим воспитанием, совсем не раскрывая возможности физкультурного движения в решении социально-экономических задач. На основании экспериментальных данных было установлено, что пропагандистское воздействие зависит от ряда условий: 1) от того, насколько информация дает прибавку к уже имеющимся у человека знаниям; 2) от степени близости информации к образу жизни и образу мыслей аудитории; 3) от степени необычности подачи информации, которая может привлечь внимание аудитории, но это еще не будет означать, что к ней возникнет позитивное отношение; 4) от эффекта соучастия; 5) от эмоционального настроя аудитории. Применительно к средствам массовой информации это означает поворот от агитационно-пропагандистских к просветительно-образовательным функциям, стремление к тому, чтобы люди не только пополняли и углубляли теоретические познания в области ФК, ЗОЖ, олимпизма, не только потребляли информацию, но и имели возможность получить практические знания для решения конкретных вопросов. Проведенное нами исследование по проблеме «Олимпийский спорт на телеэкране» позволяет утверждать, что, к сожалению, пока не сформирован профессиональный подход к освещению спортивных событий, нет четкой стратегии использования потен-
циала СМИ в целях развития олимпийского спорта, формирования спортивного образа жизни, моды на здоровье. В ходе исследования мы обратились к анализу спортивной информации, которая идет с телеэкранов. Для этого нами была составлена сетка спортивных телепередач, проходивших в декабре 1999 г. Нами выявлено, что за месяц было показано 148 тематических ' телепередач, 13 трансляций с мест соревнований. Новости спорта передаются в информационных программах «Время», «Вести», «События», «Сегодня», «Новости», «ТСН» на каналах ОРТ, РТР, ТВЦ, НТВ, «Культура», ТВ-6 по 4—5 раз в день. На ОРТ традиционной тематической телепередачей является лишь «Футбольное обозрение». Однако не реже одного раза в неделю канал транслировал чемпионат России по хоккею. На ОРТ, как правило, транслируются международные матчи по футболу, например «Лига чемпионов». РТР — государственный канал, на котором тематические спортивные передачи представлены каждый день. К таким передачам относятся «Арена-спорт», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Спорт+ТВ». Наиболее разнообразно представлены спортивные передачи на канале ТВЦ. Здесь можно посмотреть передачи, посвященные героям олимпийских игр: «Грани», «Спортивный экспресс», а также «Мото гран-при», «Экстремальная зона», «Сразись с чемпионом», «Футбол в диалогах». НТВ — канал, который также обращается к спортивной информации в тематической передаче «Спорт». Кроме того, на НТВ существуют спортивные передачи «Третий тайм» и «Дневник лиги чемпионов». Транслирует НТВ, как правило, соревнования по фигурному катанию. В декабре регулярно шли репортажи с чемпионата России. Другие каналы — «Культура» и ТВ-б — передают, как правило, новости спорта в информационных выпусках и иногда ведут трансляции с престижных и крупных соревнований. Так, в последнее воскресенье января на канале «Культура» транслировался матч лиги чемпионов по баскетболу «ЦСКА — Калев». Дни недели, в которые проходят спортивные передачи, как правило, будни: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Время спортивных передач — утреннее — с 9 до 12 часов или ночное — с 24 и позже. Таким образом, несмотря на казалось бы достаточно частое появление спортивных передач на телеэкране, изменения положения с пропагандой спорта, спортивного стиля жизни, формирования положительного общественного мнения относительно ценностей спорта, к сожалению, не происходит. Причины такого положения понятны. Спортивные передачи проходят, как видно из анализа, в «непрестижное» для телевидения время: будние дни,
утреннее и ночное время, т.е. аудитория, которая может позволить себе смотреть телепередачи в утреннее время, очень небольшая — неработающее или работающее посменно население. Молодежь, как правило, в это время занята учебой, взрослое население — работой. Ночное время (с 24-х часов) также охватывает лишь специфическую аудиторию — людей, которые любят полуночничать. Таким образом, отдача от такой спортивной передачи очень низкая. В выходные дни из спортивных передач можно посмотреть лишь «Спортивный экспресс» на ТВЦ, проходящий в воскресенье с 21-го часа. Что касается трансляций с соревнований, то круг показываемых видов спорта ограничивается тремя—четырьмя: футбол, хоккей, баскетбол, фигурное катание или лыжи, биатлон, в зависимости от календаря соревнований. Из детских передач, посвященных спорту, можно назвать лишь одну — «Папа, мама, я — спортивная семья». Но проходит она на канале РТР в ранние утренние часы, до 9-ти утра. Очень мало образовательных передач, спортивных уроков, которые могли бы научить население двигательным навыкам и умениям. С большой натяжкой можно отнести к образовательным передачам такие, как «Экстремальная зона» и некоторые сюжеты из телепередачи «Сразись с чемпионом». Создают иллюзию постоянного обращения к спорту информационные передачи. Они появляются на различных каналах практически каждый час. Но если проанализировать эту информацию, то 50 % эфирного времени, от 2-х до 5-ти минут, отдается данным о результатах на чемпионатах мира, кубках мира и других крупных соревнованиях. Одна треть эфирного времени выделяется на комментарии о чемпионатах НХЛ, НБА и других внутриамериканских и внутриевропейских первенствах. На освещение российских чемпионатов, главных событий российской спортивной жизни, как правило, не остается времени или дается лишь очень краткий комментарий. Из анализа информационных сюжетов можно с определенностью говорить о неиспользованных возможностях в отношении освещения национальных и народных видов спорта, систем физического воспитания и оздоровления, о недостаточном внимании к нетрадиционным формам вовлечения населения в активные занятия спортом. Создается впечатление, что спортивные журналисты лишь комментируют уже прошедшее событие и не пытаются определить приоритеты, не призывают к изменению образа жизни и складывающейся в пространстве массового спорта и физической культуры ситуации. Исследование подтвердило, что у современных электронных СМИ нет четкой стратегии в отношении формирования положи-
тельного общественного мнения, интереса к спортивному стилю жизни. Для уточнения этих позиций и выявления отношения к спортивной телеинформации студентов Российской государственной академии физической культуры (РГАФК) мы провели социологическое исследование. Обращение к этому контингенту респондентов было не случайным. Студенты физкультурного вуза являются наиболее знающей и интересующейся молодежной аудиторией в области спортивной информации. Они выступают в некотором роде в качестве экспертов, которые, по-нашему мнению, могут адекватно оценить качество телепередач и профессионально сформулировать требования к спортивной телеинформации. В опросе участвовали в основном студенты I и II курсов гуманитарного факультета, специализации спортивная журналистика, связи с общественностью, спортивный менеджмент, а также студенты, представляющие другие факультеты. Было опрошено 50% юношей и 50% девушек. Причем 74% активно и систематически занимаются спортом, т.е. это люди, хорошо понимающие и любящие спорт. Поэтому практически все опрошенные смотрят телевизионные спортивные передачи, из них 50,1 % — ежедневно. 76,3% опрошенных интересуются спортивными новостями постоянно и только 23,7% (это в основном девушки) интересуются от случая к случаю. По мнению большинства респондентов, блок спортивных новостей лучше всего представлен в информационной программе «Сегодня». Примерно одинаково студенты оценивают качество спортивной информации в программах «Вести», «Новости», «События», «Время», ТСН. Обращает внимание тот факт, что 61,3% опрошенных говорят о том, что у них нет любимой спортивной телепередачи, у остальных респондентов в любимых спортивных передачах оказались «Хро-но», «Футбольный клуб», «Спорт-курьер RenTV», «Арена-спорт», «Спортивный экспресс», «Лига чемпионов». Для социологического анализа важно было узнать, какие спортивные новости интересуют студентов физкультурного вуза. Большинство студентов предпочитают информацию о международных спортивных событиях, их весьма интересуют и новости об олимпийских играх и олимпийских видах спорта. В меньшей степени они интересуются новостями из жизни российского спорта. Видимо, это объясняется снижением в последнее время уровня спортивных результатов, меньшей конкуренцией на российских спортивных аренах. Мало интересуют студентов передачи о спортивном образе жизни. Можно полагать, что студенты физкультурных вузов получают достаточно информации об организации здорового образа жизни в ходе обучения в вузе посредством освоения лекционного материала и подготовки к учебным занятиям. Об этом
свидетельствуют их пожелания в отношении того, что они хотели бы увидеть на телеэкране. Из видов спорта их больше интересуют передачи и трансляции с соревнований по футболу (1-е место), хоккею (2-е место), теннису (3-е место), баскетболу (4-е место). Вызывают у студентов интерес трансляции соревнований по плаванию, борьбе, спортивным танцам, техническим видам спорта. В этом отношении студенты физкультурных вузов мало отличаются от другой телевизионной аудитории. Известно, что футбол, хоккей, баскетбол — это всеми любимые в России виды спорта. С учетом важности образовательной функции СМИ один из вопросов анкеты предлагал выявить приоритетную образовательную тематику, которую хотели бы видеть на телеэкранах будущие специалисты в сфере физической культуры и спорта. Респонденты нашего исследования приветствуют любые образовательные передачи, которые касаются процесса спортивной тренировки. Они хотели бы регулярно смотреть телепередачи, посвященные методике тренировки, спортивной психологии, спортивной техники; из олимпийской тематики — почаще видеть на телеэкранах интервью с героями олимпийских игр, об истории олимпийских игр. Интересны и полезны были бы, по их мнению, передачи, посвященные региональным олимпийским праздникам, телевикторинам, а также передачи, пропагандирующие ценности олимпизма. Наиболее удачным временем для показа спортивных телепередач было названо вечернее время, преимущественно с 21 до 24 часов. Наиболее удачные дни недели — пятница, суббота, воскресенье. Это утверждают 60 % опрошенных студентов. Таким образом, проведенное нами социологическое исследование подтвердило выводы контент-анализа сетки телевещания: сегодняшнее телевидение не использует в полной мере своих возможностей для формирования нравственного и физического здоровья нации посредством такого мощного воспитательного и оздоровительного феномена, как спорт. Создавшееся положение, по нашему мнению, можно изменить, если Министерством по печати РФ будет принято стратегическое решение: создание специального спортивного канала, приоритетной задачей которого должна стать разработка и реализация национальной идеи «Здоровые дети — здоровая нация — процветающая страна». Альтернативой этому предложению, учитывая технические и экономические проблемы, может выступить вьщеление части эфирного времени телеканала «Культура» телеканалу «Спорт», поскольку физическая культура человека не менее важна и является частью общей культуры. В содержании работы такого телеканала должны найти место олимпийское образование, пропаганда олимпийских ценностей, олимпийский спорт как главные составляющие физического и нравственного здоровья людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.134 (0.01 с.) |