Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее представление о социологии физической культуры и спорта

Поиск

Какие бы сложные и высокие задачи ни стояли перед челове­ком и группой, все они в различной степени упираются в характер человеческих отношений, в умение и способность людей жить вме­сте, разделять какие-либо общие ценности, нормы поведения, находить компромиссы при решении сложных конфликтных ситу­аций, которыми наполнен социальный мир. Чем сложнее пробле­мы, стоящие перед нами, тем большую роль в их решении играет личность и ее знания о человеке и обществе.

Поэтому каждому работающему в области физической культу­ры и спорта особенно необходимо не только хорошо знать спосо­бы, методы и формы спортивной тренировки, другие особеннос­ти профессиональной деятельности, но и разбираться в жизнен­ных интересах и социальных отношениях людей, на основе кото­рых и создаются группы, общности, общество и мировое сообще­ство. Социология помогает разобраться в сложных социальных ин­ститутах, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Она так­же позволяет получить представление о спортивных интересах лю­дей, их мотивациях и ценностных ориентациях в физкультурно-спортивной деятельности, без которых трудно понять и объяснить их поведение.



Конечно, можно познать и понять окружающий мир посред­ством жизненного и профессионального опыта. Но этот путь по­знания довольно длительный, и он полон проб и ошибок. Социо­логия поможет изучать жизнь, вооружившись опытом и знаниями всех предшествующих поколений, она сформирует социологичес­кое мышление, позволяющее познать и оценить мир с научных позиций и получить объективную информацию о нем.

Общество становится реальностью только в результате взаимо­действия индивидов. Деревья не станут лесом, пока не будут расти рядом.

Что же заставляет людей объединяться? Для того чтобы жить, иметь кров, создавать и использовать орудия труда, защищаться от врагов, а главное, рожать и воспитывать потомство. Все это невоз­можно делать в одиночку. Поэтому люди начинают взаимодейство­вать друг с другом, далее происходит разделение социальных ро­лей. На основе взаимодействий создаются социальные структуры различного уровня (от семьи до общества) с различными целями (от занятий спортом до образования политических партий), объе­диняющие различное число людей (от двух человек до всего миро­вого сообщества).

Социология не может существовать, не добывая информации самого разного типа, например мнения тренеров о данной систе­ме спортивной тренировки, характер досуга и спортивные инте­ресы школьников, уровень рождаемости. Первым делом исследо­ватель использует оригинальную статистику, публикацию, напри­мер в печати. Недостающую информацию он добирает в социо­логическом опросе, анализе документов, путем социологического наблюдения или социального эксперимента. Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог — пост­роение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать прогнозы, практические рекомендации.

В новых социально-политических условиях развития России воз­растает интерес к социологическим проблемам развития общества в целом и вопросам обновления его частей. Этот процесс охваты­вает и важнейшую сферу жизнедеятельности общества — сферу физической культуры и спорта (ФКС). Сегодня каждый специа­лист, если он хочет быть востребованным, должен стремиться уз­нать, понять и уметь проанализировать ситуации, определяющие стратегию развития физкультурно-спортивного движения, функ­ционирования, преобразования и обновления системы физичес­кого воспитания и спорта. В обстановке жесткой конкуренции и ускоренного ритма современной жизни необходимо точно ориен­тироваться в информационных потоках, четко выявлять тенден­ции развития социума. Это становится возможным при условии получения системных социологических знаний.

 


Повышение значимости социологии ФКС обусловлено рядом факторов: превращением физической культуры и спорта в важ­ное социально значимое явление, а также противоречиями, ко­торые характерны для современного физкультурно-спортивно­го движения, возможностей использования спорта для совер­шенствования социальной жизни, формирования здорового об­раза жизни (ЗОЖ) общества и спортивного стиля каждого из его членов.

В настоящее время социология физической культуры и спорта изучается во многих учебных заведениях, прежде всего в педагоги­ческих университетах на факультетах физической культуры.

Главная цель учебного курса «Социология физической культу­ры и спорта» — сформировать у студентов глубокое и полное пред­ставление о социальной сущности физической культуры и спорта, их возникновении и развитии как общественных явлений, их роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязях с культурой, политикой, экономикой и другими социальными яв­лениями. Курс призван также дать студентам такую социологичес­кую информацию об отношении различных социально-демогра­фических групп населения к физической культуре и спорту, кото­рая поможет будущим специалистам лучше понимать и объяснять поведение людей в этой сфере социальной жизни. Задача курса состоит и в том, чтобы сформировать у студентов навыки подго­товки и проведения конкретно-социологических исследований, ориентированных на физическую культуру и спорт, умение ис­пользовать результаты этих исследований в своей профессиональ­ной деятельности.

Программа курса предусматривает различные формы занятий: лекции, семинары, практические и самостоятельные занятия.

В процессе самостоятельной работы студенты изучают рекомен­дованную и другую литературу, помогающую им в осмыслении изучаемого материала, выполняют задания, предусмотренные про­граммой курса, участвуют в разработке программ и инструмента­рия конкретно-социологических исследований, проводят пилотаж­ное социологическое исследование.

Контроль за самостоятельной работой студентов проводится в виде семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, на­учно-практических семинаров, заседаний «круглого стола», дело­вой игры, дискуссий, собеседований, подготовки рефератов и т.д.

Студент должен знать:

1. Социальное устройство общества.

2. Понятие о фундаментальной науке социологии и ее приклад­ном направлении — социологии физической культуры и спорта.

3. Социальные функции физической культуры и спорта.

4. Социальные противоречия, обусловливающие исследование социологических проблем физической культуры и спорта.



 




5. Социальное понятие спорта и его разновидностей.

6. Особенности становления развития и завершения спортив­ной карьеры.

7. Социальные аспекты формирования личности спортсмена.

8. Социальные аспекты развития олимпийского движения.

9. Социокультурный потенциал физической культуры и спорта.

 

10.Проблемы соотношений социального и биологического в физической культуре и спорте.

11.Движущие силы общества, обусловливающие развитие фи­зической культуры и спорта.

Студент должен уметь:

1. Составить программу конкретного социологического иссле­дования (КСИ) в области физической культуры и спорта.

2. Составить анкету для социологического опроса.

3. Провести социологический анализ документов (качественный анализ, контент-анализ).

4. Провести социологическое исследование на микроуровне (в классе, группе, школе, вузе).

5. Сделать анализ социологического исследования и выработать практические рекомендации.

Социология физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина

Любая наука, достигшая известной зрелости, дифференциро-ванна и состоит из ряда отраслей или отдельных дисциплин. То же самое происходит и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология; социология глобальных обществ, боль­ших и малых групп, социология различных институтов и сфер со­циальной жизни: морали, права, политики, семьи; социология социальных проблем: преступности, наркомании, этнических и расовых конфликтов и т.д. К числу подобных относительно само­стоятельных научных дисциплин принадлежит и социология фи­зической культуры и спорта.

Данная наука сложилась в начале XX в. в связи с потребностью общества в понимании таких социальных феноменов, как спорт, физическая культура, бурно развивающихся с начала столетия и играющих значительную роль в социальной жизни. Физическая культура и спорт к концу 1920-х годов приобретают черты соци­ального института, постепенно оформляются в самостоятельную отрасль социальной жизни. В настоящее время она представляет собой особый социальный институт и отвечает всем требованиям институализации:

— выполняет четко определенные социальные функции (оздо­ровительную, воспитательную, образовательную и др.);

 


 

— имеет развитую инфраструктуру и материальную базу (ста­дионы, спортивные залы, оздоровительные центры и т.д.);

— ведет активную подготовку профессиональных кадров (учи­лища олимпийского резерва, колледжи, институты, академии физической культуры).

Для изучения процессов развития и становления социального института физической культуры и спорта, его влияния на другие общественные структуры требуется проведение социологических исследований. Наряду с другими знаниями в области физической культуры и спорта формируется и наука социология. Она развивает­ся как самостоятельное научное знание, основанное на методе конкретных социологических исследований и обобщений научных достижений в других областях, исследующих физическую культу­ру и спорт как объект научного познания с точки зрения теории, психологии, педагогики.

Кроме того, четко определяется предмет рассмотрения социо­логии физической культуры и спорта: социальные отношения, которые включают механизмы взаимодействий в области физи­ческой культуры и спорта, их роль и место в жизни людей.

Таким образом, в настоящее время социология физической культуры и спорта является научной и учебной дисциплиной, имеющей в своем арсенале объект, предмет и метод научного по­знания. Социологические исследования позволяют выявить влия­ние различных социальных факторов на развитие физической куль­туры и спорта, а также определить влияние данной сферы на об­щественную жизнь. Многочисленные конкретные социологичес­кие исследования позволяют анализировать потребностно-моти-вационное состояние общества в сфере физической культуры и спорта, оценивать реальное отношение людей, их интересы, цен­ностные ориентации, уровень ценностного отношения к физичес­кой культуре и спорту.

Полученные данные позволяют находить правильные управлен­ческие решения, прогнозировать различные ситуации и прини­мать действенные меры по совершенствованию развития физичес­кой культуры и спорта, их положительному влиянию на соци­альную жизнь людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.126 (0.01 с.)