Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И методологические несовпаденияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Особенности генезиса и развития физической культуры и спорта определили их специфическое функциональное содержание. Во многом их функции совпадают, однако целевая направленность различна. В этой связи становится понятным, почему одна и та же функция, например экономическая, имеет в физической культуре и в спорте разное содержание. В физической культуре она проявляется прежде всего через повышение работоспособности и устойчивости организма человека, укрепление его здоровья. Более конкретно экономическая функция физической культуры выражается в следующем: — в повышении и устойчивом сохранении высокой производительности труда, снижении производственного брака; — снижении заболеваемости и травматизма; — продлении творческого долголетия. Современные представления об экономической функции спорта в большей степени связываются с его коммерциализацией и получением доходов: — от спонсорской деятельности; — от продажи телевизионных прав на трансляцию самых различных соревнований; — от рекламных кампаний; — от продажи билетов, символики, атрибутики и т.п.; — от заключения контрактов со спортсменами, тренерами. Это далеко не полный перечень средств, получаемых от коммерческой стороны спорта. Экономическая значимость спорта давно доказана. Не зря идет ожесточенная борьба за право организации и проведения олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, других престижных соревнований. Таким образом, различное содержание экономических функций физической культуры и спорта можно считать одним из важнейших аргументов, обосновывающих их социальную самостоятельность. Воспитательные функции физической культуры и спорта также имеют свои специфические особенности. Поэтому в современной теории физической культуры появляются понятия физкультурного и спортивного воспитания, существенно отличающиеся друг от друга.
Так, в понятие физкультурного воспитания входит процесс формирования физической культуры личности посредством освоения ее ценностного потенциала. Основными показателями физической культуры как свойства личности являются: забота человека о своем физическом состоянии, умение эффективно применять средства физического воспитания, «физкультурная ментальность» человека, уровень знаний в области физической культуры, готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении и физическом совершенствовании [7]. В спортивном воспитании приоритет отдается подготовке личности к соревновательной деятельности. Специфическая для спортивной деятельности направленность на высокий результат предъявляет особые требования к развитию физических и психических способностей спортсмена. Спортивное воспитание позволяет подготовить человека к неординарным физическим и психическим нагрузкам. Особое место спорт занимает в системе самовоспитания. Человек, прошедший школу спорта, как правило, организован, социально активен. Можно привести много примеров, когда спортсмены становились выдающимися людьми и гордостью страны. Спортивное воспитание по своей функции и формам во многом совпадает с физическим воспитанием, но его результаты создают новый компонент человеческой культуры — спортивную культуру. Одним из важных доказательств существенных различий и методологических несовпадений физической и спортивной культур является осмысление их ценностного потенциала. Ценности физической культуры особенно ярко проявляются в знаниях и опыте, накопленных человечеством для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни. Особое значение для человека имеют мобилизационные ценности, которые повышают способность к выживанию в экстремальных ситуациях. Физкультурная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание «запаса», своеобразного резерва для того, чтобы благополучно пережить создавшиеся неблагоприятные ситуации. Не вызывает сомнения значимость для человека освоения вале-ологических ценностей физической культуры. К ним относятся накопленные знания, теории и методики использования физических упражнений и др. Справедливости ради следует сказать, что ценности спортивной и физической культуры во многом совпадают, тем не менее еще раз подчеркнем их функциональное несовпадение. Специфические ценности спорта обладают высокой интегриро-ванностью и вариативностью. В первую очередь это относится к воспитательной ценности спорта. Воспитывая характер спортсме-
на, закаливая его волю, развивая эстетические чувства, утверждая правила честной игры, мы используем эмоциональные, чувственные, эстетические ценности спорта. Развитие современного олимпийского движения ведет к возрастанию ценности спорта как фактора социальной интеграции и укрепления международных связей. Спорт давно занял одно из самых видных мест в международном общении благодаря своим коммуникативным свойствам. Миротворческая ценность спорта утверждается посредством общения детских спортивных коллективов, студенческих игр, соревнований самого разного ранга, начиная с международных товарищеских встреч и кончая олимпийскими играми. Язык спорта не требует перевода, он понятен и доступен, поскольку основан на общечеловеческих ценностях. Говоря о своеобразии ценностного потенциала спорта, нельзя не отметить значение накопленного в спорте опыта познания резервных возможностей человека. Осваивая все новые, не изведанные ранее рубежи, раздвигая границы человеческих способностей, спортсмены наглядно демонстрируют реализацию этих возможностей и намечают ориентиры своих будущих рекордов. Таким образом, спортивная культура несет в себе одну из важнейших и незаменимых другими видами культуры социальных ценностей. Проблема взаимоотношений физической культуры и спорта особенно остро проявляется в развитии технологий физического воспитания и спортивной подготовки. Новые решения и нетрадиционные подходы по существу изменили систему спортивной тренировки, образовав тем самым «пропасть» между массовой физической культурой и культурой спортивной. Разрыв между спортом и физической культурой в технологическом плане очевиден.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.110.182 (0.006 с.) |