Ситуативность в общении и поведении людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуативность в общении и поведении людей



Диапазон отклонений, характеризующих поведение индивида в группе, достаточно велик. Он колеблется в зависимости от конкретных особенностей групповых отношений и ситуации, в которой находится человек (на лекции, митинге, концерте, в театре, на стадионе). На лекции – сдержанная, корректная реакция. В театре зрители проявляют себя более активно (эмоциональная реакция). У спортивных болельщиков наблюдается эффект психологического заражения (повышенная нервная реактивность).

Но независимо от различий в особенностях поведения существуют и закономерности поведения в обстановке коллективной деятельности: среди единомышленников или друзей человек чувствует себя более уверенно, испытывает подъем.

Противоречивость поведенческих эффектов под влиянием группового общения

совместная групповая деятельность оказывает тонизирующее влияние на психические свойства и способности индивида: активизируются процессы мышления и воли, обостряются ощущения и восприятие (позитивное влияние). Если ценностные ориентации личности и группы не совпадают, то коллектив нередко подавляет или парализует инициативу и волю личности. Но и в случае совпадения ценностных ориентаций могут сказываться такие механизмы социально-психологического взаимодействия, которые, по существу, направлены против индивидуальности и самостоятельности личности. Это ложное ощущение коллективной ответственности, атмосфера взаимного взвинчивания (компания подростков), т. е. конформистское поведение.

По своей природе механизм конформистского поведения связан с эффектом группового давления, в том числе и через санкции отрицательного эмоционального отношения [2]. Этот эффект чрезвычайно действен, поскольку человек склонен так или иначе переживать нерасположение или отрицательное отношение к себе со стороны других людей. Эффект конформизма был установлен и описан в экспериментах американского социального психолога С. Аша.

Следует различать конформизм как стратегическую (в отличие от тактической) линию поведения, которая является доминантой в структуре ценностных ориентаций личности и жестко запрограммирована в поведении. В этом случае конформизм выступает в качестве типа социальной ориентации личности и чаще всего носит некритический характер. Но конформизм может носить и менее глобальный характер и проявляться в отдельных, не столь существенных для индивида моментах, ради которых не стоит идти на обострение отношений с референтной группой.
В таких случаях конформное поведение сопровождается критическим отношением личности к ситуации, где это поведение имеет место.

ВОПРОС №1, №2 ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ,ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

Понятие общения. Функции. Виды общения по характеру взаимодействия

  Понятие общения Общение— специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей; в общении происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Функции, стороны и содержание общения
Функция общения Сторона общения Содержание общения
информативная коммуникативная обмен информацией
регулятивная интерактивная взаимодействие
эмоциональная перцептивная взаимопонимание

 

Виды общения по характеру взаимодействия

Формальное

«Контакт масок», нет стремления понять и учесть особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Необходим, чтобы люди не «задевали» друг друга без надобности, чтобы можно было «отгородиться» от собеседника.

Примитивное

Собеседник оценивается с точки зрения нужности-ненужности. Если нужен, контакт активный; если нет — собеседник отталкивается. При получении желаемого, интерес пропадает.

Формально-ролевое

Общение в условиях регламента содержания и средств общения. Вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Духовное

Межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей. Можно затрагивать любую тему, необязательно использовать слова, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Общение возможно, когда собеседники знают личности друг друга, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, возможно предвидение реакции.

Манипулятивное

Направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское

Суть светского общения в его беспредметности: люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных ситуациях; это общением закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяются характер коммуникации.

Деловое

Учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

 

Уметь общаться — значит разбираться в людях и на основе этого знания строить с ними отношения.

Умение общаться включает в себя понимание и владение такими процедурами, как:

  • Осознание или формирование потребности в общении.
  • Ориентировка в целях и ситуации общения.
  • Ориентировка в личности собеседника.
  • Планирование содержания сообщения.
  • Выбор средств и способов общения.
  • Восприятие и оценка реакции собеседника.
  • Корректировка направления, стиля и методов общения.

Умения, составляющие процедуру общения, называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Общение = коммуникация + взаимоотношение + взаимодействие.

ВОПРОС №4 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

Разновидности общения: типы, виды и состояния общения

Способы общения представлены теми или иными средствами группового коммуникативного поведения людей (интеграция или дифференциация, дезинтеграция). Наряду со способами следует различать и разновидности общения. Разновидности общения могут быть проявлением как характера самого общения, так и результатом его предметной направленности [2].

Типы общения

Характер общения – это типыобщения. Предметная направленность общения – это виды общения.

Типы общения – это различия в общении по его характеру, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта; фиксируют относительно стабильные черты.

Типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер.

  1. деловое и игровое;
  2. безлично-ролевое и межличностное;
  3. духовное и утилитарное;
  4. традиционное и инновационное.
Деловое Игровое
  • высокая степень регламентированности и однозначности функций и ролей участников;
  • заранее задано почти все: сценарии отношений, суть выполняемых ими ролей, нормы активности, дистанции отношений, определенность ожидаемых результатов;
  • деловые отношения в системе руководства и подчинения могут носить безличный и личностно-опосредованный характер;
  • если руководитель не имеет интереса к личности подчиненного, то отношения безличные
  • нет жесткости в регламентации отношений;
  • участники могут меняться ролями, результат общения непрогнозируемый;
  • ролевые отношения многозначны;
  • общение не задано заранее и зависит от степени вовлеченности участников игры в ее ход;
  • несет положительный заряд, стимулирующий творческую активность индивида и группы;
  • открывает большой простор для творческой самореализации личности
ролевое межличностное
  • в центре внимания субъектов находятся выполняемые ими в рамках той или иной организации роли и обязанности, степень полноты их реализации, адекватность реагирования на условия и требования, складывающиеся в организации;
  • безличные отношения
  • ключевым аспектом является личность, индивидуальность участников взаимодействия;
  • отношения сфокусированы на личности партнеров;
  • общению присуща непосредственность, естественность
традиционное инновационное
  • регламентировано более жестко, чем ролевое (например, свадебный обряд, где детально предусмотрена вся процедура, весь ритуал, т. е. способ исполнения роли, а не сама роль);
  • цель – сохранение и воспроизводство раз и навсегда заданного стандарта коммуникативного поведения
  • высокая степень психологического раскрепощения мысли и воображения;
  • основа – диалогическое взаимодействие;
  • цель – разрушение любых сложившихся стереотипов и представлений, если они препятствуют достижению нового знания;
  • исключается осуждение и критика выдвигаемых идей

Виды общения

Видыобщения определяются предметной направленностью. Выделяют политическое, религиозное, научное, экономическое и др.

Политическое общение, критерием истинности которого являются страсть и азарт борьбы, характеризуется многообразием форм и масштабов, динамичностью, остротой, способностью перерастать и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций, институтов. Ему присуща энергетика противоборства, мятежности и непримиримости.

Религиозное общение протекает в рамках сложившихся традиционных ритуалов и канонов; присутствует дух смирения и умиротворения; критерием истинности является вера.

При научном общении доминирует дух разума и стремление к истине, постижению сущности окружающего мира; критерий истинности – аргументы и доказательства.

В экономическом общении превалирует игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству.

Необходимо различать специфику общения и по критерию его масштабности: от межличностного до группового, коллективного и массового.

Одной из форм удовлетворения потребности людей в непосредственном эмоциональном контакте, взаимном понимании и сопереживании друг другу является так называемое микрообщение, или преимущественно межличностное общение “лицом к лицу” (face to face). Варианты микрообщения – диада, триада, небольшая группа, не превышающая численность 10–12 человек [3].

Основой такого общения является общность интересов, их моральная ценность, но малая группа может быть носителем как межличностных отношений, так и безличных, даже при длительных отношениях (любовь, дружба).



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.14.46 (0.014 с.)