И проведению семинарских и практических занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И проведению семинарских и практических занятий



Кафедра управления

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

И проведению семинарских и практических занятий

Дисциплина: «Общий и таможенный менеджмент»

(Раздел I «Общий менеджмент»)

Специальность: 080115 «Таможенное дело»

Форма обучения: очная

Москва

2009

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра управления

 

УТВЕРЖДЕНО

учебно-методическим советом

факультета таможенного дела

(протокол от «26» августа 2009 г. № 1)

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

 

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских и практических занятий

 

 

Дисциплина: «Общий и таможенный менеджмент»

(Раздел I «Общий менеджмент»)

 

Специальность: 080115 «Таможенное дело»

 

Форма обучения: очная

 

Москва

2009

Автор-составитель

И.Н. Колобова, профессор кафедры управления, кандидат психологичес-ких наук, доцент

 

Ответственный за выпуск

В.В. Макрусев, заведующий кафедрой управления, доктор физико-матема-тических наук, профессор

 

Рецензенты:

В.А. Колобкова, заведующий кафедрой финансовых дисциплин, кандидат экономических наук, доцент;

К.А. Корняков, начальник отдела исследования проблем таможенной деятельности – главный научный сотрудник НИЦ РТА, кандидат экономи-ческих наук, доцент

 

Ó Российская таможенная академия, 2009

 
 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  № п/п Название темы. Формы промежуточного и итогового контроля Количество часов
  Всего Аудиторные занятия Самост.работа
Лек- ции Семи- нары Практич. занятия  
1. Тема 1. Предмет и содержание современного менеджмента: сис-тема понятий, основные проб-лемы и принципы.       -  
2. Тема 2. Основные научные шко-лы и направления в менедж-менте.       -  
3. Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации.       -  
4. Тема 4. Функции управления: 4.1. Планирование. 4.2. Организация. 4.3. Мотивация. 4.4. Мониторинг и контроль.       - -   - -  
5. Тема 5. Связующие процессы в менеджменте.       -  
6. Тема 6. Организационные струк-туры менеджмента.     -    
7. Тема 7. Групповая динамика. Группы и команды.     -    
8. Тема 8. Лидерство в органи-зации.     -    
9. Тема 9. Власть и влияние.       -  
10. Тема 10. Управление конфлик-тами и стрессами.     -    
11. Этика и культура менеджмента.     -    
  Экзамен          
Итого за семестр:          
ИТОГО:          
               

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

Тема 4. Функции управления

Тема 4.1. Планирование.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Проработать конспект лекции на данную тему.

2. Уяснить роль планирования в деятельности организации и его сущность.

3. Определить значение миссии и ее выбора.

4. Из рекомендованной литературы выписать примеры формули-ровок миссии различных организаций.

5. Охарактеризовать основные этапы планирования.

6. Рассмотреть методы и организационные формы планирования.

7. Сравнить два подхода к установлению целей – традиционный и управление по целям.

8. Изучить процесс стратегического планирования и его основные элементы.

9. Уяснить значение, сущность и методику проведения SWOT-анализа.

10. Изучить основные модели стратегического планирования.

 

II. План семинарского занятия

1. Процесс стратегического планирования и его основные элементы.

2. Анализ и оценка внешней и внутренней среды и прогнозирование ее развития.

3. Выявление, анализ и оценка стратегических альтернатив.

4. Основные модели стратегического планирования.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарскому занятию

При изучении данной темы рекомендуется остановиться на классификации целей и осуществлении миссии, так как роль миссии заключается в определении направления и ориентиров в формулировке целей и стратегий на различных организационных уровнях.

Важно уяснить связь стратегического планирования с процессом принятия управленческих решений. В ходе стратегического планирования вырабатываются миссия и цели организации, производится анализ и оценка внешней среды, изучаются сильные и слабые стороны организации, разрабатываются стратегические альтернативы, выбирается, реализуется и оценивается стратегия.

На основе изучения сильных и слабых сторон организации, а также внешних возможностей и угроз руководством осуществляется выбор соответствующей стратегической альтернативы (ограниченный рост, рост, сокращение, сочетание).

Стратегический план должен быть реализован, следовательно, необходимо выстроить процесс реализации стратегического плана. Основными компонентами формального планирования являются политика, тактика, процедуры и правила.

Если теоретики и практики управления приоритетной функцией считают планирование, то второе по значимости место отводят контролю. Следует уделить внимание методам согласования планирования и процесса контроля.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Магистр, 2009.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Вильямс, 2007.

 

Дополнительная литература

1. Друкер П. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2003.

2. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2003.

3. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. – СПб.: Питер, 2000.

4. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии. – М., СПб., Киев: Вильямс, 2006.

5. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.И. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: Инфра-М, 2008.

 

 

Тема 4.2. Организация

I. Задания для самостоятельной работы

1. Проработать конспект лекции.

2. Уяснить сущность и содержание организации как функции менеджмента.

3. Из рекомендованной литературы выписать определения основных понятий: организация, делегирование, ответственность, полномочия (линейные и аппаратные), норма управляемости, скалярная цепь. Уметь раскрыть содержание этих понятий.

4. Уяснить различие линейных и аппаратных полномочий.

5. Охарактеризовать виды аппаратных полномочий и основания для их применения.

II. План практического занятия

1. Практикующее упражнение «Управление деловой организацией в ХХI веке».

2. Групповая дискуссия по результатам упражнения

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

При изучении темы необходимо уяснить, что делегирование полномочий является основным процессом, с помощью которого выстраиваются линии взаимодействия в организации. Необходимо понимать, что должностные полномочия, определяя отношения «руководитель – подчиненный», дают начальнику ограниченное право применять власть. Это власть над исполнителем, но не над личностью.

Следует обратить внимание на сущность понятия «норма управляемости», так как норма управляемости во многом определяет, сколько иерархических уровней и менеджеров будет в организации.

При прочих равных условиях, чем выше норма управляемости, тем эффективнее структура организации.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Магистр, 2009.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Вильямс, 2007.

 

Дополнительная литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». – М.: Экономист, 2004.

2. Друкер П. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2003.

3. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2003.

4. Робинс С., Коултер М. Менеджмент. – М.: Вильямс, 2002.

5. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.И. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: Инфра-М, 2008.

 

 

Тема 4.3. Мотивация

I. Задания для самостоятельной работы

1. Проработать конспект лекции на данную тему.

2. Рассмотреть понятие и механизм мотивации.

3. Уяснить различие содержательного и процессуального подходов к мотивации.

4. Охарактеризовать содержательные теории мотивации: А. Маслоу, Ф. Герцберга, К. Альдерфера, Д. МакКлелланда, Л. Портера – Э. Лоулера.

5. Охарактеризовать процессуальные теории мотивации: В. Врума, Ст. Адамса, Э. Лока и др.

6. Описать комплексную теорию мотивации Э. Шейна.

7. Назвать основные параметры проектирования работы. Привести примеры, как работа может быть улучшена за счет каждого из перечисленных параметров.

8. Описать выгоды от хорошо спроектированной работы для работника, менеджера, организации.

 

II. План практического занятия

1. Практикующее упражнение «Основы мотивации».

2. Применение 12-факторного опросника мотивации.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

Изучение данной темы является очень важным, так как через мотивацию раскрываются движущие силы трудовой активности работников. Необходимо осознать, что в новой модели экономики существенно возрастает в стоимости продукта (услуги) доля интеллектуальной составляющей. Мотивация по типу «кнута и пряника» в этих условиях перестает работать.

Разрабатываемые содержательные и процессуальные теории мотивации направлены на выявление и удовлетворение актуальных потребностей работников, совмещение потребностей работника и организации. Содержательные теории мотивации выявляют актуальные мотивы и их иерархическую организацию. Процессуальные теории мотивации интересует, как работник осуществляет выбор того или иного варианта поведения в зависимости от особенностей процессов восприятия и ожидания.

Необходимо тщательно изучить, уяснить смысл содержательных (А. Маслоу, К. Альдерфер, Ф. Герцберг, Д. МакКлелланд) и процессуальных (В. Врум, Э. Лок, Ст. Адамс) теорий мотивации.

Знание теорий мотивации необходимо для выполнения практикующих упражнений на практическом занятии.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Магистр, 2009.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Вильямс, 2007.

 

Дополнительная литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». – М.: Экономист, 2004.

2. Классики менеджмента. Энциклопедия. – СПб.: Питер, 2003.

3. Морита А. Сделано в Японии. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

4. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. – СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2003.

5. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2004.

 

 

Тема 9. Власть и влияние

I. Задания для самостоятельной работы

1. Проработать конспект лекции.

2. Охарактеризовать природу и сущность власти и влияния.

3. Описать основы и источники власти в организации.

4. Описать основные формы власти.

5. Привести примеры основных стратегий влияния, которые обычно используются в организации.

6. Уяснить сущность баланса власти менеджера и подчиненных.

7. Охарактеризовать власть как базовый организационный процесс.

8. Описать функции менеджмента в контексте власти.

 

II. План семинарского занятия

1. Источники власти в организации.

2. Виды власти и стратегии влияния.

3. Функции менеджмента в контексте власти как базового организационного процесса.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарскому занятию

При изучении темы следует уяснить, что основу власти в организации составляет асимметрия отношений руководителя и подчиненных в организации, которая дает возможность одному человеку влиять или воздействовать на другого. Человек, обладающий ресурсами, при любых обстоятельствах будет обладать властью над теми, кто лишен этих ресурсов и чьи потребности связаны с ними.

Важно разобраться в классификации оснований власти, анализ которых сфокусирован на способах влияния руководителя на подчиненного в организационной ситуации. Основания власти: вознаграждение (власть поощрения), принуждение (власть силы), легитимность (должностная власть, закрепленная законами, нормами и правилами), экспертные знания (экспертная власть), харизма (референтная власть) и информация (информационная власть).

При изучении стратегий влияния необходимо учитывать их тесную связь с формами власти.

Рассмотрение власти как базового организационного процесса позволяет применять ненасильственные средства корректировки индивидуальных целей сотрудников в направлении общей цели организации посредством удовлетворения их актуальных потребностей. Например, поощрительная власть обращается к материальным потребностям, а референтная и информационная – к потребностям аффиляции, самоуважения, самоактуализации.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Магистр, 2009.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Вильямс, 2007.

 

Дополнительная литература

1. Друкер П. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2003.

2. Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта, 2002.

3. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2003.

4. Морита А. Сделано в Японии. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

5. Якокка Ли. Карьера менеджера. – М.: Поппури, 2007.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Основные этапы развития менеджмента.

2. Сущность менеджмента (определение, отличие от «управления», цели, задачи и основные принципы).

3. Менеджмент как наука и практика управления.

4. Административная школа управления.

5. Субъекты и объекты менеджмента.

6. Уровни аппарата управления и их функции.

7. Общее понятие о функциях менеджмента.

8. Планирование и его сущность. Формы и виды внутрифирменного планирования.

9. Стратегическое планирование. Цель и миссия организации.

10. Процесс стратегического планирования.

11. Реализация стратегического планирования.

12. Оперативное и текущее планирование.

13. Стратегическое управление (понятие, содержание, виды стратегий)

14. Суть и содержание функции «организация».

15. Делегирование полномочий.

16. Типы полномочий административного аппарата.

17. Построение и выбор структуры организаций.

18. Линейно-функциональная организационная структура.

19. Линейно-штабная организационная структура.

20. Дивизиональная организационная структура.

21. Проектная и матричная структура организации.

22. Сущность и необходимость контроля.

23. Виды контроля.

24. Поведенческие аспекты и характеристики эффективного контроля.

25. Понятие о коммуникациях и их эффективности в управлении.

26. Элементы и этапы процесса коммуникации.

27. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.

28. Виды решений и их краткая характеристика.

29. Методы принятия решений.

30. Внешняя среда организации и ее роль в процессе принятия решений.

31. Внутренняя среда организации и ее роль в процессе принятия решений.

32. Виды управленческой деятельности.

33. Основные принципы менеджмента.

34. Преграды в коммуникациях.

35. Структура рационального решения.

36. Управленческие роли по Г.Минцбергу.

37. Школа научного управления.

38. Типы команд в организации.

39. Эффективность работы группы (контекстуальные и внутренние факторы).

40. Техники повышения эффективности групповой работы.

41. Конфликт и его основные характеристики.

42. Управление конфликтом.

43. Ситуационный подход в менеджменте.

44. Власть и влияние. Формы власти и стратегии влияния.

45. Проектирование работы.

46. Системный подход в менеджменте.

47. Требования, ограничения, альтернативы в деятельности менеджера (Р.Стюарт)

48. Основные модели организационных культур.

49. Содержательные теории мотивации.

50. Процессуальные теории мотивации.

51. Стратегии, методы и стили разрешения конфликта.

52. Поведенческий подход в менеджменте.

53. Основные подходы в понимании происхождения лидерства.

54. Процессный подход в менеджменте.

55. Исследование стилей лидерства в школе групповой динамики.

56. Профессиональные и командные роли.

57. Ситуационные теории лидерства.

58. Управление менеджером своей нагрузкой и своим временем.

59. Баланс власти руководителя и подчиненного.

60. Психологические требования к личности руководителя.

61. Структура и динамика развития конфликта.

62. Основные источники власти.

63. Влияние стиля руководства на развитие взаимоотношений в коллективе.

64. Понятие социально-психологического климата коллектива.

65. Стадии развития группы.

66. Организационная культура.

67. Доктрина человеческих отношений.

68. Управление стрессом.

69. Групповая динамика.

70. Особенности менеджмента в государственной службе.

 

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

Основная литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Магистр, 2009.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Вильямс, 2007.

 

Дополнительная литература

1. Белбин Р.М. Команды менеджеров: как объяснить их успех или неудачу. – Лондон. Роттердам – Москва: Кивитс, 2007.

2. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004.

3. Болмэн Ли Дж., Терренс Е. Рефрейминг организаций. – СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». – М.: Экономист, 2004.

5. Галкина Т.И. Социология управления: от группы к команде. – М.: Финансы и статистика, 2001.

6. Друкер П. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2003.

7. Дункан Дж. Основополагающие принципы менеджмента. – М.: Дело, 1996.

8. Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта, 2002.

9. Иванова Н.Л., Михайлова Е.В., Штроо В.А. введение в психологию бизнеса: Учебное пособие. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007.

10. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2005.

11. Кантер Р. Рубежи менеджмента (книга о современной культуре управления). – М.: Олимп-Бизнес, 1999.

12. Классики менеджмента. Энциклопедия. – СПб.: Питер, 2003.

13. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми. – М., 2001.

14. Кетс де Врис М. Мистика лидерства. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

15. Лидеры об управлении / Под ред. М.Д. Эшби и Ст. Майлза. – М.: Олимп – Бизнес, 2006.

16. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М.: Дело, 2002.

17. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.: Инфра-М, 1996.

18. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2003.

19. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. – СПб.: Питер, 2000.

20. Миронов В.В., Зуб А.Т. Принципы принятия управленческих решений в системе федеральных органов исполнительной власти. – М.: Современные тетради, 2003.

21. Морита А. Сделано в Японии. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

22. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. – СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2003.

23. Оучи У. Методы организации производства: японский и амери-канский подходы. – М.: Наука, 1993.

24. Питерс Т. Представьте себе! – СПб.: Стокгольмская школа эконо-мики, 2005.

25. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2004.

26. Робинс С., Коултер М. Менеджмент. – М.: Вильямс, 2002.

27. Съедин С.И. Формирование управленческой команды руководителем таможенного подразделения. – М.: РИО РТА, 1999.

28. Ткаченко И.Е., Колобова И.Н. Внутренние и внешние коммуникации таможенной службы Российской Федерации: состояние, управление, перспективы развития. – М.: РИО РТА, 2006.

29. Томпсон А.А. Создание команды. – М.: Вершина, 2006.

30. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии. – М., СПб., Киев: Вильямс, 2006.

31. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.С. Прошнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: Инфра – М, 2008.

32. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование. – СПб.: Питер, 2002.

33. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента от тейлоризма до японизации. – СПб.: Питер, 2001.

34. Якокка Ли. Карьера менеджера. – М.: Поппури, 2007.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

 

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских и практических занятий

 

 

Дисциплина: «Общий и таможенный менеджмент»

(Раздел I «Общий менеджмент»)

 

 

 

Автор-составитель

Ирина Николаевна Колобова

 

Подготовка оригинал-макета на ПЭВМ

М.Ю. Бачинской

 

 

 
 

Кафедра управления

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских и практических занятий

Дисциплина: «Общий и таможенный менеджмент»

(Раздел I «Общий менеджмент»)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.8 (0.151 с.)