Тема 8. Лидерство в организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Лидерство в организации



I. Задания для самостоятельной работы

1. Проработать конспект лекции.

2. Объяснить, в чем заключается отличие между менеджерами и неформальными лидерами.

3. Рассмотреть основные подходы к изучению проблемы лидерства.

4. Описать, что представляет собой теория лидерских качеств.

5. Описать стили лидерства по К. Левину.

6. Описать ситуативную модель лидерства Ф. Фидлера.

7. Описать модель лидерства «путь – цель».

8. Описать модель лидерства «жизненный путь».

9. Охарактеризовать основные различия между руководителем по теории «Х» и по теории «У».

10. Дать описание модели Блейка и Моутон. Какой стиль руководства эти исследователи считали самым эффективным.

11. Описать континуум Танненбаума – Шмидта.

12. Кратко охарактеризовать новые подходы в изучении лидерства.

 

II. План практического занятия

1. Применение опросника, выявляющего ориентацию руководителя на задание и людей.

2. Групповая дискуссия по результатам опросника.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

При изучении темы следует уяснить отличие менеджера от лидера: власть менеджера – это власть должности, власть лидера – власть авторитетной личности.

Следует уяснить, как развивались взгляды на происхождение лидерства (теория черт, поведенческий подход, ситуационный подход, современные теории лидерства): от одномерных к многомерным подходам.

Необходимо понять сущность каждой из изучаемых теорий лидерства. Эти теории рассматривают проблему лидерства с различных сторон, каждая из них вносит свой вклад в понимание лидерства.

Важно уяснить, что не существует наилучшего стиля лидерства, подходящего для всех руководителей и всех ситуаций. Выбор эффективного стиля лидерства определяется характеристиками четырех факторов: руководителя, подчиненных, задачи, ситуации.

Следует уделить внимание и новым теориям лидерства: атрибутивное лидерство, харизматическое лидерство, лидерство на основе видения.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Магистр, 2009.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Вильямс, 2007.

 

Дополнительная литература

1. Болмэн Ли Дж., Терренс Е. Рефрейминг организаций. – СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005.

2. Друкер П. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2003.

3. Кетс де Врис М. Мистика лидерства. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

4. Лидеры об управлении / Под ред. М.Д. Эшби и Ст. Майлза. – М.: Олимп – Бизнес, 2006.

5. Морита А. Сделано в Японии. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

6. Якокка Ли. Карьера менеджера. – М.: Поппури, 2007.

 

 

Тема 9. Власть и влияние

I. Задания для самостоятельной работы

1. Проработать конспект лекции.

2. Охарактеризовать природу и сущность власти и влияния.

3. Описать основы и источники власти в организации.

4. Описать основные формы власти.

5. Привести примеры основных стратегий влияния, которые обычно используются в организации.

6. Уяснить сущность баланса власти менеджера и подчиненных.

7. Охарактеризовать власть как базовый организационный процесс.

8. Описать функции менеджмента в контексте власти.

 

II. План семинарского занятия

1. Источники власти в организации.

2. Виды власти и стратегии влияния.

3. Функции менеджмента в контексте власти как базового организационного процесса.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарскому занятию

При изучении темы следует уяснить, что основу власти в организации составляет асимметрия отношений руководителя и подчиненных в организации, которая дает возможность одному человеку влиять или воздействовать на другого. Человек, обладающий ресурсами, при любых обстоятельствах будет обладать властью над теми, кто лишен этих ресурсов и чьи потребности связаны с ними.

Важно разобраться в классификации оснований власти, анализ которых сфокусирован на способах влияния руководителя на подчиненного в организационной ситуации. Основания власти: вознаграждение (власть поощрения), принуждение (власть силы), легитимность (должностная власть, закрепленная законами, нормами и правилами), экспертные знания (экспертная власть), харизма (референтная власть) и информация (информационная власть).

При изучении стратегий влияния необходимо учитывать их тесную связь с формами власти.

Рассмотрение власти как базового организационного процесса позволяет применять ненасильственные средства корректировки индивидуальных целей сотрудников в направлении общей цели организации посредством удовлетворения их актуальных потребностей. Например, поощрительная власть обращается к материальным потребностям, а референтная и информационная – к потребностям аффиляции, самоуважения, самоактуализации.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Магистр, 2009.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Вильямс, 2007.

 

Дополнительная литература

1. Друкер П. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2003.

2. Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта, 2002.

3. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2003.

4. Морита А. Сделано в Японии. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

5. Якокка Ли. Карьера менеджера. – М.: Поппури, 2007.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.006 с.)