Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие социологии конфликта в России.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теоретическое осмысление природы социального конфликта, методологические принципы в исследовании особенностей конфликтного взаимодействия, его динамики, функций и методов регулирования, содержащиеся в концепциях западных ученых, оказали значительное влияние на становление и дальнейшее развитие социологии конфликта как специальной социологической теории в России. Формирование элементов социологического знания о социальном конфликте в России в середине XIX в. происходило на основе идей позитивизма и марксизма, перенесенных на российскую почву с Запада. «Позитивная философия» О. Конта[74], эволюционные идеи Ч. Дарвина, Г. Спенсера, К. Маркса на начальном этапе мирно сосуществовали друг с другом, а с начала 90-х гг. XIX в. началась конфронтация между теорией марксизма и немарксистскими учениями. Проблемы борьбы и развития, соотношения социального конфликта и кризисного состояния российского общества нашли свое отражение в идеях представителей натуралистического направленияния (органицисты) — А.И. Стронина (1826—1889), П.Ф. Лилиенфельда (1829 — 1903); субъективной школы — П.Л. Лаврова (1823 —.1900), Н.К. Михайловского (1842-1904), С.Н. Южакова (1849-1910) и марксистской критической социологии — Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, Н.И. Бухарина и др. А.И. Стронин и П.Ф. Лилиенфельд, опирающиеся в своих учениях на основные идеи «социал-дарвинизма» и его последователей, рассматривали общество как единый организм, переносили на него законы природы, утверждали, что прогресс и регресс человеческого общества следует объяснять биологическими законами. Рассматривая различные стороны развития социальной жизни, П.Ф. Лилиенфельд писал: «Взаимодействие и напряжение, кои предстают перед нами в неорганической природе как бесцельная и бесплодная борьба вещества и силы, а в органической природе как целесообразное, равномерное, последовательное развитие, имеющее результатом постепенное усовершенствование организма, в человеческом обществе предстают перед нами как постоянное взаимодействие сил под влиянием разумно-свободной воли человека» [75]. Человеческому организму присущи формы борьбы за свое существование, человеческому обществу как организму более высокого порядка присущи взаимодействие и напряжение в обществе, они целесообразнее и разумнее развития каждого отдельного человека. Чем выше одно общество стоит над другим, тем целесообразнее и разумнее его развитие, а формы борьбы, обусловливающей это развитие, разграничены пределами взаимодействия или взаимного напряжения. Основным законом развития общества является закон естественного отбора и борьба за существование. «Закон борьбы вечен и всеобъемлющ, но формы этой борьбы, ее проявления постоянно видоизменяются сообразно с природой вещей, среди которых она происходит»[76] — так формулировал природу человеческих отношений К.Я. Новиков. Выступая с критикой в адрес социал-дарвинизма, он считал естественными формами социальной борьбы психологические феномены изобретательности и критического исследования (средства социального прогресса). Зародившаяся в русле позитивизма, но при этом впитавшая в себя и иные традиции, субъективная школа в русской социологии отразила специфику социально-философского и социологического осмысления проблемы социального конфликта в контексте социально-культурного развития страны и опередила в ряде отношений развитие западной мысли (в частности, в ориентации исследований общественных явлений на ценностный подход, на изучение социально-психологических аспектов взаимодействия личности и больших масс людей и т. п. — ко всем этим явлениям и процессам западная наука обратилась лишь спустя, значительное время, не подозревая об уже имеющейся здесь русской традиции). В трудах П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева были осмыслены такие важные понятия, как «социальный прогресс», «солидарность», «взаимодействие личности и общества», «нравственный идеал», «роль интеллигенции в социальном прогрессе», «нравственный идеал», «знание как единство правды-истины и правды-справедливости» и т. д. Социальные причины кризиса жизни России, поиск путей преодоления этого кризиса были актуализированы в творчестве П.Л. Лаврова. Созданная им теория социального прогресса содержит научный анализ духовной и идейной направленности социальных процессов, который позволяет понять природу патологических явлений. «Теория прогресса дает нравственную оценку событиям истории и указывает нравственную цель, к которой должна идти критически мыслящая личность, если она хочет быть прогрессивным деятелем»[77]. По Лаврову, критически мыслящая личность — это не просто энергичный человек, который только стремится к формированию нового общественного идеала, но это человек, который старается его воплотить в жизнь, постоянно борющийся с отсталостью общественной жизни, общественным «злом» во всех его проявлениях. П.Л. Лавров считал постоянное наличие протеста личности против существующих форм общежития признаком нормального состояния общества. Только такой конфликт может стать импульсом для развития «солидарных форм взаимодействия в обществе», «солидарного общежития» и «сознательных процессов». Одной из ведущих задач развивающейся социологии должно стать «устранение борьбы за существование среди людей, замена конкуренции кооперацией»[78]. По Н.К. Михайловскому, личность всегда находится в состоянии постоянной борьбы за свою индивидуальность, за развитие своих индивидуальных качеств. В основе этой борьбы — противоречие между личностью и обществом, которое стремится нивелировать индивидуальные качества личности. Михайловский выступает как противник применения дарвинистского принципа естественного отбора в социальном взаимодействии: «Наоборот, приспособляй к себе условия окружающей тебя жизни, не дави неприспособленных, ибо в борьбе, подборе и полезных приспособлениях заключается гибель твоя и твоего общества»[79]. В 1894 г. в Париже состоялся I Конгресс Международного института социологии, участие в котором приняли русские социологи М.М. Ковалевский, П.Ф. Лилиенфельд, К.Я. Новиков. В числе ведущих проблем, которые обсуждались в процессе работы конгресса, стали вопросы устранения войн и классовой борьбы. Участниками конгресса были рассмотрены предложения по урегулированию происходящих в обществе масштабных социальных конфликтов, в частности — по установлению международного посредничества при прекращении войн и образованию примирительных комитетов по снижению остроты классовой борьбы, столь характерной практически для всех стран Западной Европы. В институциональном плане важно отметить создание Русской Высшей школы общественных наук в Париже при Парижской Всемирной выставке в 1900—1902 гг., основателями которой были М.М. Ковалевский и Е.В. де Роберти. Интересен тот факт, что в 1902— 1903 гг. в этой школе обучалось около 500 человек, наряду с такими курсами, как «Общая социология», «Социология в России», «История социальных классов в России», для слушателей читался курс «Мирное разрешение народных конфликтов» под руководством Ф. Пасси. М.М. Ковалевский также признавал вражду, борьбу людей движущей силой развития человечества на определенных исторических этапах. Однако к первопричинам вражды он относил недостаток средств к существованию и генезисные потребности — потребности выживания и продолжения рода. Он активно возражал против понимания солидаризирующей роли борьбы в обществе. «Не борьба людей между собой вызвала к жизни первичные общественные ячейки, а необходимость противопоставить силам природы сплоченность индивидуальных энергий. Общественные ячейки (кланы, роды, племена и государства) вместо того, чтобы быть порождением вражды людей между собою, своим постепенным ростом оттесняют эту вражду в границы все более и более отдаленные»[80]. Первые русские социологи признают, что в основе развития общества, его прогресса и регресса лежит борьба людей и групп между собой.Причины этой борьбы обусловлены не только естественными потребностями человека как биологического вида во взаимодействии с окружающей средой, но имеют психологический и социальный характер. Вклад Я. А. Юделевского, П .А. Сорокина и А. С. Звоницкой В социологию конфликта Основы социологического знания о социальном конфликте были заложены в трудах выдающихся русских социологов — ЯЛ. Юделевского (1868-1957), ПЛ. Сорокина (1889-1968) и АС. Звоницкой (1897— 1942), а социальная борьба была обозначена предметом социального изучения. В 1910 г. выходит книга ЯЛ. Юделевского под псевдонимом Ю. Делевский «Социальные антагонизмы и классовая борьба в истории», в которой были рассмотрены понятия «борьбы», «антагонизма», «компромисса». Приведем основные положения его труда. Исследуя борьбу как феномен, ученый разводит понятия «антагонизм» и «борьба», т. е. «антагонизм может существовать, не проявляясь в борьбе, но борьба не может происходить без существования антагонизма»[81]. Характер антагонизмов и борьбы между организмами определяется интересами, внутренняя движущая сила которых может облекаться в форму мотивов[82]. Юделевский выделяет три категории потребностей, которые определяют мотивы поведения человека в борьбе: эгоистические, симпатические и смешанные. Выделяя среди симпатических интересов индивидуумов идейный интерес и рассматривая борьбу идей, ученый признает борьбу конфликтом антагонистических интересов. «Так, борьба идей есть не что иное, как борьба людей, разделяющих эти идеи, и когда торжество или поражение идей связано с торжеством или поражением определенных интересов социальных групп, конфликт идей есть лишь форма конфликта этих групп...»[83] Борьба — это последовательный во времени процесс, имеющий динамические характеристики (возможность, характер и результат). Возможность борьбы тесно связана с процессом осознания имеющегося антагонизма враждующими сторонами. Борьба может носит односторонний или двусторонний характер. Односторонний характер актуален, если у одной стороны активность, инициатива и более сильные возможности, следовательно, вторая сторона уходит от борьбы, применяя тактику избегания. Рассматривая возможные результаты борьбы, Я.Л. Юделевский выделяет либо стационарное состояние и равновесие между сторонами, либо гибель одной из сторон. В основе всех социальных антагонизмов лежат соперничество, угнетение и социальное неравенство. Юделевский обозначил и основания для возможной классификации конфликтов. Так, проанализировав причины войн, восстаний, гражданских войн, он приходит к выводу, что все они являются результатом национальных, политических, религиозных, идеологических, классовых антагонизмов, выступающих в чистом или смешанном виде. Классовая борьба — результат экономических антагонизмов. Наиболее приемлемая форма разрешения конфликта, ведущая к примирению конфликтующих сторон, — это компромисс. «Господствующие группы жертвуют одним интересом ради другого или интересами настоящего ради интересов будущего и даже интересов группы и класса в целом <...> характер подобных преобразований предполагает развитие социальных отношений существенно путем компромисса. <...> Компромиссом было превращение рабства в крепостничество. Компромиссом разрешалось превращение крепостничества в свободный труд. Компромиссом было торжество христианства. Компромиссом была реформация. Компромиссами завершилась Великая французская революция»[84]. Работа Я.Л. Юделевского получила самую высокую оценку Питирима Александровича Сорокина. В своем первом монографическом произведении «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913 — 1914) П.А. Сорокин рассматривал категорию «борьбы» как социальную категорию, которая в отличие от других видов борьбы (неорганических столкновений и биологически-рефлекторных притяжений и отталкиваний) является формой социального взаимодействия. «Стоит только вступить в общение двум или большему числу лиц, из которых каждый понимает по-своему разряд должного, а соответственно и рекомендованного и запрещенного поведения, и конфликт или борьба между ними будет неизбежной»[85]. Конфликты в обществе неизбежны, объективны. Вместе с тем, признавая конфликтный ход исторического развития, П. Сорокин не считает их нормой жизни, осуждает конфликт, считает правилом социальной жизни консенсус. Если же в какой-нибудь социальной группе наблюдаются конфликты, проявляющиеся в той или иной форме борьбы, значит, члены такой группы далеки от единства и тождественного понимания должных, рекомендованных и запрещенных шаблонов поведения. Поэтому «наличие конфликтов является симптомом и диагностическим признаком неодинакового понимания норм поведения»[86]. Исследуя социальные конфликты и социальную роль кар и наград, П.А. Сорокин делает важнейшие выводы. Если социальная борьба, внутригрупповая или межгрупповая, есть не что иное, как кары и награды, обязана своим существованием неодинаковому пониманию должного, запрещенного и рекомендованного поведения, то всякий рост и увеличение этого конфликта убеждений должен выражаться и в росте жестокости и грандиозности санкций. Чем устойчивее шаблоны поведения антагонистических частей группы или антагонистических групп, тем более жестокими должны быть кары и обильные награды, чтобы сломить сопротивление антагонистической группы или ее частей, связать ее в одно целое. Чем менее устойчивы эти шаблоны — тем мягче должны быть санкции[87]. Исходом конфликтного столкновения может быть разъединение столкнувшихся центров на два или более число частей; уничтожение одного или обоих из них; насильственное подчинение одной части группы другой и насильственное принуждение более слабой части к тому поведению, которое считается согласно с моральными воззрениями более сильной части. Основными средствами принуждения являются карательные и наградные акты. «Внутригрупповая роль кар и наград заключается в создании, сохранении и укреплении внутригрупповой солидарности, в недопущении распада, в подавлении взаимной борьбы и в приведении ее антагонистических элементов к общему моральному единству, что достигается при посредстве дрессирующе-рикошетного влияния санкций»[88]. Интересно отметить, что спустя десятилетия П.А. Сорокин несколько изменил свои взгляды. Он пришел к выводу о неизбежности и вездесущности социальных конфликтов и утверждал: «...ни один из существующих рецептов, как избежать международных военных конфликтов и гражданских войн или других форм кровавых человеческих междоусобиц, не может не только уничтожить, но даже заметно уменьшить эти конфликты. Под такими популярными рецептами я подразумеваю прежде всего уничтожение войн и конфликтов политическими средствами, особенно вследствие демократических политических преобразований. Даже если завтра весь мир станет демократическим, все равно войны и кровавые стычки не исчезнут, поскольку демократии оказываются не менее воинственными неуживчивыми с соседями, чем автократические режимы»[89]. Агнесса Соломоновна Звоницкая также внесла заметный вклад в формирование основных элементов социологического знания о социальных конфликтах, понятиях и категориях социального конфликта. В ее научном труде «Опыт теоретической социологии» (1914) конфликт — это разрыв, прекращение социальной связи между социальными объектами, кризис. Социальные конфликты являются неизбежным и закономерным спутником человечества, проявляясь на разных уровнях: внутриличностном, межличностном, между личностью и обществом, межгрупповом. В своей работе она рассматривает конфликт как процесс, имеющий динамические характеристики (проявление проблемной ситуации, стадия кризиса и послекризисный период). Сначала должен появиться «предмет конфликта» — что-то новое, передовое, новая группа изобретений, «которая в традиционном миросозерцании является психологически существенной и обладает императивной силой». Затем — взрыв негодования и образование двух противоположных лагерей (в социальной связи происходит разрыв и рушится вся сеть императивов в отношениях сторон). Любому межгрупповому конфликту (кризису) предшествует проблемная ситуация, с обеих сторон — внимание к данной области, рост напряжения. В связи с падением императивов идет рост негативных эмоций, безудержная жестокость, безграничная свирепость[90]. Анализируя послекризисную ситуацию (завершение конфликта), Звоницкая отмечает прекращение борьбы, подчинение одной из сторон. Вместе с тем слабеет и взаимное негодование: «...враждебное чувство к противной стороне превращается из гнева, негодования в глухое недовольство, в гнетущую неудовлетворенность. Чувство беззащитности одинаково возникает у всех членов общества. К последствиям кризиса добавляется волна самоубийств, особенно среди молодого поколения, основными причинами которых является «характерная тоска по руководящему идеалу, душевная пустота, бесцельность существования»[91]. Несомненной заслугой А.С. Звоницкой является выявление и обоснование особенностей и некоторых закономерностей внутригрупповых конфликтов: чем теснее группа, тем вероятность ее внутреннего раскола больше; чем теснее группа, тем чаще возникают «спорные вопросы». В пределах тесной социальной группы общие социальные кризисы протекают с особой остротой, с особенным взаимным раздражением и взаимным негодованием. Проявление сильного, внешнего кризиса, наоборот, способствует укреплению внутреннего единства социальных групп. Таким образом выполняется солидаризирующая функция социального конфликта. Интересный факт: впоследствии известным американским ученым-социологом Льюисом Козером в 1956 г. будут более детально изложены «группосозидающие функции конфликта», однако это произойдет через 40 лет после публикации труда Звоницкой. Современный российский социолог С.Л. Прошанов в своей работе «Социология конфликта в России: история, теория, современность» (2008) высоко оценивает вклад Я.Л. Юделевского, П.А. Сорокина и А.С. Звоницкой, называя их «великой тройкой», которые заложили онтологические и гносеологические основы социологии конфликта, обоснован социальную природу социального конфликта, его неизбежность и процессуально-динамический характер, предложили некоторые подходы к классификации социальных коллизий, изучили последствия конфликтного взаимодействия и наметили пути и способы разрешения и завершения социальных конфликтов[92]. Марксистская социология на русской почве с самого начала получила оригинальное развитие, весьма сложное и противоречивое. В 1867 г. в России выходит «Капитал», переведенный на русский язык. С 70-х гг. XIX в. идеи марксизма стали активно распространяться среди преподавателей университета, студенчества, интеллигенции. Становление знаний о социальных противоречиях, противостояниях, классовой борьбе, конфликтах является отражением в первую очередь идей и положений Карла Маркса и Фридриха Энгельса, которые были практически реализованы его последователями (Н.И. Зибер, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Л.Б. Троцкий, Н.И. Бухарин, И.В. Сталин). В 1917 г. выходит «Классовая борьба и революция в России» Н.И. Бухарина (1888— 1938), где рассматривались роль и влияние революционной борьбы на преобразование общественного и государственного устройства. Важно подчеркнуть, что основные социологические идеи Н.И. Бухарина относительно общества, его законов и классовой борьбы становятся базовыми для учебников вузов молодой советской страны. Так, например, его основной труд «Теория исторического материализма» в 20-е гг. XIX в. переиздается девять раз! В предложенной и разработанной программе курса «Система социологии» для Петроградского университета на 1920 учебный год К.М. Тахтарев предлагал рассматривать вопросы борьбы и соглашения как неизбежного спутника человеческой жизни, а также различные формы — противоположение (оппозиция), противоборчество (антагонизм), соревнование (конкуренция), нападение и сопротивление (состояние войны). Им выделялись такие формы борьбы, как личная, общественно-групповая и общественная: племенная, национальная, расовая и прочая. Война — также одна из общественных форм борьбы. В 1924 г. появляются массовым тиражом первые публикации по проблеме социальных конфликтов в молодой советской России. В работе П.О. Гриффина и М.И. Могилевского «Трудовые конфликты и порядок их разрешения» предпринимаются первые попытки социологического анализа конфликтов в производственной сфере в период НЭПа. Основной причиной конфликтов отечественные исследователи-социологи выделяли несовпадение интересов и целей противоборствующих сторон. А выход из складывающихся конфликтных ситуаций в первую очередь предлагался в достижении согласия сторон. Практически эта задача — примирить участников зачастую возлагалась на третью сторону, выступающую посредником: Расценочно-конфликтные комиссии (РКК), примирительные камеры, Третейские суды, Конфликтный отдел Наркомата труда, трудовые сессии народных судов. Данные организации рассматривали споры между администрацией и рабочими и служащими предприятий. Существующие исследования в области конфликта характеризуется практической, прикладной направленностью, издаются сборники, справочники для разрешения возникающих конфликтов в различных трудовых (производственных) коллективах. Период институционального запрета социологии — с начала 30-х гг. по 1960 г. — характеризуется практически полным отсутствием каких-либо социологических и иных исследований и как следствие — научных исследований и публикаций по проблемам социальных конфликтов. Это связано с общественно-политической ситуацией в стране и Великой Отечественной войной в целом. Бесконфликтная парадигма развития социалистического общества, выполняющая в первую очередь идеологическую функцию, стала определяющей в развитии всех общественных наук российского (советского) общества. Наличие военной угрозы извне способствовало внутренней общественной сплоченности и росту патриотического сознания. С 1961 г. в Советском Союзе появляются первые работы, специально посвященные анализу социального конфликта на микроуровне (конфликтные ситуации, возникающие между отдельными личностями или внутри коллектива). Направления научно-исследовательской работы в области социальных конфликтов с 1960 по 1991 г. носили в основном прикладной, а не теоретический характер: — критика современных взглядов западных ученых на социальные конфликты в условиях капиталистического общества (Е.М. Кондакова, Л.А. Семенова, Л.А. Петровская и др.); — изучение конфликтов в трудовых, производственных и научно-исследовательских коллективах и их предупреждение (В.М. Шепель, В.Н. Шаленко, Н.В. Гришина и др.); — конфликтность в деятельности правоохранительных органов и воинских коллективах (Л.Я. Драпкин, А.И. Каменев, И.Б. Пономарев и др.); — спортивные конфликты (А.С. Горбатенко, Г.Д. Бабушкин); — конфликты в педагогической деятельности (В.М. Басов, Л.В. Симонова и др.); — конфликтность в среде осужденных (А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, А.Н. Сухов); — конфликтность семейно-брачных отношений (А.И. Ушатиков, Н.М. Волкова, В.Е. Резников); — международный конфликт как объект исторического, философского и социологического анализа (Е.М. Кондаков, А.И. Власов, В.В. Журкин). Наукометрический анализ печатных источников и изданий, проведенный С.Л. Прошановым в исследовании, посвященном особенностям развития теории и практики социального конфликта в советский период (1917—1991), показал, что с 1986 по 1990 г. книг, монографий, научных статей по вопросам социальных конфликтов и конфликтного взаимодействия было выпущено больше, чем за все предыдущие годы (если с 1925 по 1985 г. ≈ от 1 до 50, то с 1986 по 1990 г. ≈ свыше 50 до 400)[93]. Результаты проведенных конкретно-социологических исследований фиксировали тревожные социальные тенденции, свидетельствующие о трансформации социально-статусного неравенства, латентном росте социальной напряженности, конфликтных проблемах межэтнического взаимодействия, однако в открытую печать не допускались, а специалисты обучались искусству «читать между строк».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.239.111 (0.011 с.) |