Основные элементы, принципы и методы управления социальным конфликтом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные элементы, принципы и методы управления социальным конфликтом



Начнем с вами блок рассмотрения важных проблем управле­ния социальным конфликтом. Сама постановка вопроса об управ­лении конфликтом концептуальна в том смысле, что она вытекает из принципиального понимания социального конфликта как неотъем­лемой стороны общественных процессов, как их источника и движущей силы творческой деятельности людей, но вместе с тем и как де­терминанты проблем и трудностей развития.

Если бы мы понимали конфликт только как патологическое явле­ние в обществе, ведущее к дезорганизации социальной системы, к нарушению ее нормального функционирования, то основная про­блема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации — от­мене, подавлению, скорейшему разрешению. Признание же кон­фликта закономерным явлением в обществе, более того, движущей силой развития, расширяет и углубляет проблему обращения с ним. Эта проблема становится многоплановой. Понятие «управление кон­фликтом» выражает ее сущность. При его определении следует учи­тывать противоречивость влияния конфликтов на общество: конс­труктивное (стимул созидательной деятельности) и разрушительное (дезинтеграция системы, затраты ресурсов на противоборство).

В самом общем понимании управление конфликтом — это созна­тельная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения самими участника­ми конфликта или третьей стороной. Так, например, администрации города приходится иметь дело с различными видами социальных, политических, экономических, юридических, а также организацион­но-управленческих конфликтов. Она решает проблемы налажива­ния и совершенствования взаимоотношений между властью и насе­лением, государственными органами и хозяйственно-экономическими организациями, партиями, общественными объединениями; ее задача — способствовать созданию конкурентной среды для экономических субъектов и поддерживать монополию там, где она необ­ходима; обеспечивать демократическими средствами порядок и законность. В многосложном деле управления городом власти применяют разные стратегии и технологии воздействия на конфликты: одни стремятся предотвращать (например, социальные); другие — поощрять (в частности, конкурентные); третьи — подавлять (связан­ные с преступностью); четвертые — удерживать в рамках демократи­ческих норм (соперничество между партийными группами); пя­тые — разрешать в интересах обеих конфликтующих сторон и т. п. В совокупности вся эта деятельность составляет управление кон­фликтами.

Поэтому управление конфликтом есть целенаправленное воз­действие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социаль­но значимых задач.

Посредством управления возможно:

- переводить конфликтное взаимодействие в рациональное русло деятельности людей;

- осмысленно воздействовать на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов;

- ограничивать противоборство сторон рамками конструк­тивного влияния на общественный процесс.

Управление становится возможным при наличии некоторых необходимых условий, к которым относятся: объективное понимание конфликта как реальности; признание возможности активного воздействия на конфликт и превращения его в фактор саморегуля­ции и самокорректировки системы; наличие материальных, полити­ческих и духовных ресурсов, а также правовой основы управления, способности общественных субъектов к согласованию своих позиций и интересов, взглядов и ориентации.

Объективность понимания — первейшая предпосылка управле­ния конфликтами и вместе с тем методологическая проблема. Субъ­ективизм в объяснении конфликта обусловливает неудовлетворитель­ное его разрешение, так же как ошибочный диагноз никогда не может помочь в лечении болезни.

Признание возможности активного воздействия на конфликт также составляет существенное условие управления им. Это исключа­ет отношение к конфликтам как фатально неизбежным, стихийно возникающим и столь же стихийно развивающимся, а стимулирует поиск путей и методов сознательного влияния на конфликтную ситуацию, зарождающуюся или реально существующую. Более того, пред­полагает использование конфликта в качестве фактора стимулирования развития системы.

Ввиду того, что конфликты многообразны, разнокачественны, а различным общественным системам свойственны свои типы конфликтов, управление общественными коллизиями требует конкрет­ного подхода. Иными словами, нельзя все конфликты подгонять под одну универсальную схему. Социально-классовые конфликты, ска­жем, имеют свой генезис и способы разрешения, национальные — присущую только им динамику и свойственные способы преодо­ления; военные конфликты решительно отличаются от всех мирных форм конфронтации. В условиях демократических систем кон­фликты регулируются на основе демократических принципов, а в авторитарных политических системах — административно-бюро­кратических. Характер целенаправленного воздействия на кон­фликт зависит от многих конкретных обстоятельств и факторов: места, времени, целей, стадии развития конфликта, природы проти­востоящих субъектов, их способности к согласованию своих интере­сов и позиций, их уровня культуры и т. д.

Важными принципами управления конфликтами являются:

принцип компетентности — вмешательство в естественное развитие конфликтной ситуации должно осуществляться компетент­ными людьми, которые обладают теоретической подготовкой или богатым жизненным опытом. Радикальность вмешательства в кон­фликты не должна превышать глубины знаний о них. Управлять можно только тем, что хорошо знаешь. В противном случае управле­ние может привести к результатам худшим, чем те, которые были бы при естественном развитии событий;

- принцип сотрудничества и компромисса — желательно не менять радикальным образом содержание развития событий, а сде­лать так, чтобы форма разрешения назревшего противоречия была конструктивной, а способы — неконфликтными. Можно пытаться заставить участников отказаться от своих намерений, не допускать их борьбы и т. п. Лучше всего дать возможность людям защищать свои интересы, но убедить их действовать путем сотрудничества, компромисса, избегания конфронтации.

Управление конфликтом включает в себя симптоматику, диаг­ностику, прогнозирование, профилактику, разрешение, урегули­рование, ослабление, предупреждение (см. схему 4).

Разрешение
Профилактика
Ослабление
Диагностика
Симптоматика
Урегулирование
Прогнозирование
Предупреждение
Основные элементы управления социальным конфликтом

 


Каждый из названных видов действий представляет собой акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие. Так, например, диагностика конфликта включает: а) опре­деление истоков конфликта (субъективных и объективных факто­ров); б) биографию конфликта, т. е. его историю, фон, на котором он прогрессировал, нарастал, кризисы и поворотные точки в его разви­тии (динамические характеристики); в) выявление основных и кос­венных сторон — участников конфликтного взаимодействия; г) определение позиций и отношений сторон, их взаимозависимо­сти, ролей, ожиданий, личных отношений; д) исходные отношения сторон к разрешению конфликта (хотят и могут ли стороны сами ре­шить конфликт, каковы их надежды, ожидания, установки, условия). Конфликт диагностируется в структурном и функциональном пла­нах, в ситуационном и позиционном аспектах, как состояние и про­цесс. Конкретный прием проведения диагностики осуществляется методом составления карты конфликта.

Рассматривая предупреждение социального конфликта, необхо­димо учитывать тот потенциал рисков (когда ситуация неопределенна) и потенциал опасностей (когда ситуация определена) в конфликтном взаимодействии, которые надо минимизировать или избежать, поэто­му предупреждение социального конфликта — это деятельность, направленная на недопущение возникновения разрушительного влия­ния на элементы или стороны общественной системы, представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни.

Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирова­ние. Без обоснованного прогноза возможной конфликтной ситуации нельзя предупредить ее появление и развитие. Прогноз содержит представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. Научная и практиче­ская ценность прогноза определяется уровнем его обоснованности и достоверности. В числе основных методов прогнозирования высту­пают: экстраполяция данной ситуации на будущее состояние систе­мы (подсистемы); моделирование возможной конфликтной ситуа­ции, статический метод, опрос экспертов.

Исходным пунктом разработки прогноза является процедура определения противоречия, обусловливающего данную проблемную ситуацию, которая может перерасти в конфликтное взаимодействие. Следующий шаг на пути разработки прогноза — выявление тенденций изменения данной ситуации, развития противоречий и раскрытия проблемы. Эта операция включает описание событийного ряда, т. е. совокупности событий, проявляющих проблему во взаимо­действии субъектов, а также прослеживание объективной последо­вательности и взаимосвязи событий—логики общественного процес­са. Дальнейшее исследование развития проблемной ситуации в воз­можный конфликт предполагает включение в анализ принципов и норм функционирования данной системы (подсистемы), временного и пространственного факторов ее изменения, а также социально-эко­номических, политических, идеологических и социально-психологических условий.

На основе изложенного исследования складываются предпо­сылки для разработки возможных сценариев прогноза конфликтной ситуации, затем перед исследователем встает задача формулирова­ния прогностической модели и оценка ее достоверности. Описание событийного ряда и анализ логики процесса изменения ситуации не позволяют однозначно предсказать возможный конфликт, так как на процесс его формирования влияет ряд трудно учитываемых в исследовании явлений, прежде всего субъективного порядка (эмоциональный настрой людей, уровень их толерантности и т. п.). Так что, каким бы корректным ни был научный анализ событий, их ло­гики, речь может идти лишь о выработке тех или иных вариантов ожидаемых проявлений конфликтной ситуации.

Таким образом, прогнозирование конфликта является предпо­сылкой для его предупреждения. Стратегии предупреждения включают в себя либо действия, направленные на создание условий, при которых осуществляется полная блокировка действий одной из сторон, либо действия, ограничивающие негативное влияние на стороны. Стра­тегия полного предупреждения предполагает нейтрализацию дейст­вия всего комплекса детерминирующих конфликт факторов, что позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотруд­ничества во имя реализации совпадающих интересов.

Предупреждение социальных конфликтов возможно при нали­чии соответствующих ресурсов: экономических, политических, социаль­ных, идеологических, правового обеспечения. Если, скажем, эконо­мическая ситуация таит в себе опасность возникновения острого за­бастовочного движения, то она требует достаточных материальных средств для ее улучшения: создания новых рабочих мест, повышения уровня оплаты труда, улучшения его условий. Кроме того, разруши­тельные забастовочные конфликты можно предотвратить, ограничи­вая забастовочное движение трудовым законодательством, исклю­чая его проявление в незаконных формах.

Нарождающееся противоречие не разовьется в конфликт, если активное вмешательство в процесс общественных отношений начина­ется с уровня выявления несогласия между субъектами по значимым для них вопросам или, по. крайней мере, с обнаружения элементов напряженности. На этапе же развития непримиримости в отношени­ях, враждебного соперничества конфликт уже имеет место, и дей­ствие по управлению им приобретает другое качество — урегулирова­ние либо разрешение.

На схеме 4 урегулирование и разрешение выступают элемен­тами одного процесса — управления социальным конфликтом, их значение раскрывается через рассмотрение трех основных страте­гий в конфликтном взаимодействии субъектов:

- конфронтация (более или менее жесткое противоборство, на­целенное на достижение односторонних преимуществ);

- компромисс (как взаимные уступки, снимающие возникшее противостояние на время);

- консенсус — сотрудничество (полностью снимающее проти­востояния и негативное восприятие субъектами друг друга).

Компромиссный подход к прекращению конфликта обычно связывается с понятием урегулирования (или эффективное воз­действие), а консенсусный — с понятием «разрешение».

При урегулировании конфликтное взаимодействие сторон за­вершается в результате того, что каждая из сторон стремится более или менее жестко принуждать другую сторону действовать вопреки собственным интересам или жертвовать какой-то их частью. Ре­зультатом такого противоборства может быть только или частич­ный проигрыш каждой из сторон, или частичный выигрыш их обеих.

Традиционно рассматриваемые подходы «выигрыш—проиг­рыш» (стратегия конфронтации), когда победа одной из сторон для другой означает поражение, как и подход «выигрыш / проиг­рыш-проигрыш / выигрыш» (стратегия компромисса),когда ни одна, из сторон полностью не достигает поставленных целей, по­скольку вынуждена жертвовать частью своих интересов, весьма популярны. Это связано с так называемыми «конфликтными при­вычками», т. е. сложившимися стереотипами поведения (табл. 8[124]).

Стратегия конфронтации, «выигрыша —проигрыша» основа­на на стремлении субъектов конфликта использовать для достиже­ния своих целей власть, физические, интеллектуальные или иные преимущества. При этом энергия участников направляется друг против друга, а не на решение проблемы.

Однако, если стороны стремятся не допустить конфронтации по спорной проблеме, они могут предпочесть стратегию избегания конфликта, которая зачастую приводит каждую из них к про­игрышу (стратегия «проигрыш — проигрыш»).

 

Таблица 8

Формы Преимущества Недостатки
Конфронтация (выигрыш — проигрыш)
Настаивание на том, что позиция другой стороны ошибочна; ультимативные требования, насилие, использование посторонней помощи, интрига, хитрость Обеспечение одностороннего контроля над ситуацией, по­беда в борьбе за власть Возможность саботажа вашего решения, ненадежность результа­тов, нестабильность, отказ от сотрудничества
Приспособление (проигрыш — выигрыш)
Примирение с проис­ходящим, сдерживание эмоций Возможность стихийного саморазрешения конфликта, невозможность обострения конфликта Невозможность реше­ния главных спорных вопросов, отсутствие взаимной информации о действительном отноше­нии сторон к конфликту
Избегание, уход (проигрыш — проигрыш)
Моление, демонстра­тивный уход, игнори­рование, переход на официальный тон, разрыв отношений Привлечение внимания, изменение отношения к конфликту со стороны окружающих Невозможность управ­лять ситуацией, негатив­ная ответная реакция, осложнение проблемы
Компромисс (выигрыш/проигрыш — проигрыш/выигрыш)
Стремление идти на уступки, отказ от кон­фронтации Получение равной доли, возможность «симметрично­го» результата, удовлетворен­ность Нестабильность пост- конфликтной ситуации, ненадежность результа­тов
Сотрудничество (выигрыш — выигрыш)
Отказ от конфронта­ции, стремление к позитивному взаимодействию Максимальное удовлетворе­ние интересов сторон, улучшение взаимоотноше­ний, стремление к выполне­нию соглашений Сложность процедуры, риск нерешения проблемы

 

Обе эти стратегии основаны либо на несовпадающих или даже на противоположных интересах, либо на различном понимании сторонами средств достижения определенной цели, либо на том и другом одновременно.

Положительное значение стратегия компромисса приобрета­ет в том случае, если стороны соглашают поступиться частью своих интересов, понимая, что конфронтационная борьба бесперспективна и рискованна. В этом случае достижение компромисса требу­ет встречных шагов обеих сторон, и это сближение может рассмат­риваться как форма сотрудничества, а достигнутое соглашение — как справедливое решение проблемы.

Урегулирование социального конфликта с применением стра­тегии «выигрыш — проигрыш» имеет различные формы конфрон­тации и применение силы или угрозы ее применения. Прямые пе­реговоры между сторонами, а также их обращение к третьей сто­роне, например к посреднику, арбитру или судье, также может рассматриваться как применение этой стратегии.

Таким образом, урегулирование конфликта представляет со­бой лишь его частичное завершение в результате определенного соглашения двух или нескольких сторон, осознающих оставшуюся рассогласованность своих интересов. Для урегулирования кон­фликта характерны, соответственно этому, концентрация внима­ния сторон, прежде всего на собственных интересах, а не на прин­ципиальном разрешении проблемы.

Управление конфликтами осуществляется в таких формах, как администрирование, арбитраж и судебное разбирательство (суд). Они характеризуются тем, что:

- основываются на юридических нормах, правилах и стандартах;

опираются на концепции справедливого, связанного с издерж­ками судебного разбирательства;

- решение, принятое администратором (менеджером), арбитром или судьей, имеет принудительный характер для сторон;

- процесс управления конфликтом сосредоточивается на обес­печении законных прав и обязательств сторон.

В отличие от урегулирования при разрешении конфликта он прекращается в результате прямого взаимодействия сторон или с участием третьей стороны, на основе анализа причин и содержа­ния разногласий, направленного на максимальное сближение по­зиций и достижение соглашения относительно наилучших спосо­бов удовлетворения противоположных интересов. Очевидно, что завершение конфликта по такому «сценарию» является предпоч­тительным, так как в этом случае ни одна из сторон не получает преимуществ, и их постконфликтные взаимоотношения могут раз­виваться на прочной основе.

В практике управления социальными конфликтами сложились следующие модели разрешения конфликтов: прямые переговоры, примирение и посредничество. Каждая последующая модель из числа перечисленных характеризуется уменьшением способности сторон самостоятельно налаживать взаимоотношения и контроли­ровать процесс решения проблемы.

Характерными общими признаками этих методов разрешения конфликтов являются следующие:

- большую роль играют взаимоотношения конфликтующих сто­рон;

- процесс разрешения конфликта носит неофициальный харак­тер и вмешательство в конфликт третьей стороны (например, ми­ротворца или посредника) основано на действиях, отношениях или ситуациях, которые не всегда и не обязательно связаны с наруше­нием законодательства;

- соглашения нередко не имеют юридического характера и в этом смысле они не являются для сторон обязательными. Тем не менее, стороны, как правило, бывают заинтересованы в соблюде­нии соглашений, так как принимали непосредственное участие в их достижении;

- процесс разрешения сосредоточивается на потребностях и интересах сторон.

Разрешение конфликта базируется на использовании перего­воров между конфликтующими сторонами непосредственно — пря­мых переговоров, либо с участием третьей стороны. Поэтому под­готовка и осуществление программы действий по разрешению конфликта фактически является подготовкой и осуществлением пе­реговорного процесса в той или иной его форме. Основными этапами процесса конструктивного воздействия на конфликт являются:

- подготовка плана;

- осуществление программы;

- выполнение соглашений по урегулированию или разреше­нию конфликта[125].

На каждом этапе данного процесса решаются специфические задачи. Так, например, подготовка плана включает: анализ кон­фликта; определение стратегии; разработку программы урегулиро­вания или разрешения конфликта. Основными компонентами программы конструктивного воздействия на конфликт являются:

A. Принятие процедуры.

B. Обмен информацией.

C. Выработка вариантов возможного решения проблемы.

D. Достижение соглашения.

Осуществление программы предусматривает поэтапную реа­лизацию всех ее компонентов.

A. Принятие процедуры переговоров. Общая процедура пере­говоров должна быть представлена и одобрена на первой встрече конфликтующих сторон. Она включает: констатацию проблемы; цели программы; предлагаемые этапы процесса; методику принятия решений; планируемое время для урегулирования конфликта; правила поведения сторон на переговорах.

B. Обмен информацией. Данный компонент программы воз­действия на конфликт означает непосредственный обмен инфор­мацией между сторонами, участвующими в конфликте, относи­тельно позиций друг друга по проблеме. Информация может вклю­чать обзор истории возникновения и развития конфликта, указание на наиболее важные спорные вопросы и интересы сторон и др.

C. Выработка вариантов возможных решений проблемы. Це­лью данного этапа является нахождение возможно большего числа альтернатив для урегулирования конфликта. Такой подход сущест­венно отличается от традиционного, при котором стороны прихо­дят на переговоры с готовыми предложениями.

Предложения по урегулированию обычно бывают двух типов:

- одни выносятся по каждому спорному вопросу;

- другие охватывают все спорные вопросы одновременно.

D. Достижение соглашений. Соглашения заключаются следую­щим образом: в общих чертах, после чего оговариваются детали по каждому спорному вопросу; в частности по каждому вопросу; по­средством сочетания предложений, приемлемых для спорящих сто­рон. В сложных случаях возможны комбинации этих вариантов.

Для всех перечисленных подходов характерна определенная последовательность действий.

1. Выработка объективных критериев для: оценки возможных вариантов решения проблемы.

2. Выбор при помощи этих критериев наиболее приемлемых решений.

3. Утверждение отобранных решений на основе консенсуса.

4. Рассмотрение отобранных решений представителями всех сторон.

5. Окончательное принятие решения[126].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.243.2.41 (0.064 с.)