Возможности институционально-сетевой методологии в исследовании социального конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможности институционально-сетевой методологии в исследовании социального конфликта



Для социологического анализа ценностных конфликтов совре­менного российского общества, на наш взгляд, необходимо обра­титься к возможностям институционально-сетевой методологии, особенности становления которой представлены в работах Д. Норта, К. Штайльманна, В.Я. Нечаева, В.В. Радаева, В.Н. Кузнецова[120].

Социологический анализ социальных конфликтов базируется на представлении о членах общества не только как объектах соци­ального воздействия, но и как об активных субъектах, порождаю­щих, поддерживающих и изменяющих существенные элементы своего социального окружения в сторону минимизации рисков и опасностей со стороны агрессивной среды. Поэтому в центре вни­мания становятся процессы функционирования, изменения, разви­тия социальной среды, включая социально-экономическую, поли­тико-правовую, духовно-нравственные сферы жизнедеятельности социальных субъектов. Институционально-сетевая методология позволяет исследовать взаимодействие субъектов с социальной средой, а также характер изменений в самой социальной среде.

Тенденции глобализации, интернационализации в сфере куль­туры, экономики, информационной технологии существенно и все более быстрыми темпами влияют на социальную среду в самом близком окружении конкретного человека, семьи, отдельного по­селения, региона, страны, всего мира.

«Прежде всего это обусловлено тем важным обстоятельством, что в прямой контакт вступили миллионы людей. Причем их количе­ство, качество взаимодействия, обратная связь увеличиваются, а скорость взаимодействия увеличивается еще стремительнее» [121].

Изменился характер социальных взаимодействий — от системно­го к сетевому, при этом увеличились нестабильность, неопределен­ность и непредсказуемость в проведении политики развития важней­ших международных институтов — самих государств. Низкий уровень доверия народа к власти, слабость правительств, внутренние конфлик­ты и кризисы в отдельных государствах стали существенным негатив­ным фактором, влияющим на состояние среды.

Становление сетевой организации социума связано с новыми вызовами XXI в. к организации человечества, к практике и смыслу отношений между людьми, к их взаимодействию. В условиях неста­бильной, быстро меняющейся обстановки потребовались люди и коллективы, способные к нестандартным, инновационным реше­ниям. Одновременно резко выросла роль согласия, доверия, терпи­мости, солидарности, компромисса в реальной жизни. Честность и порядочность, уважение человеческого достоинства стали важней­шими и актуальными ценностями.

«Институционализация обозначает совокупность институтов в их взаимосвязи со средой и главное ее свойство: реализации адапта­ции институтов к изменяющейся среде, к ситуации неопределенно­сти, т. е. выживания социума в нестандартных ситуациях»[122].

«Сеть — новый геокультурный феномен, который отражает целостность нового объекта, включающего в себя информацию, знания, отношения и взаимодействия людей в единстве с новыми высокими технологиями, объединяемыми Интернетом» [123].

Характерными чертами институционально-сетевого анализа в отличие от системного являются: изменение направленности свя­зей от вертикальных к горизонтальным, материальное выражение культуры в информационно-глобальной экономике, что способ­ствует преобразованию сигналов и кодов в товары и услуги, обра­батывая знания; развитие новых гуманитарных технологий. Кроме того, институционально-сетевой подход ориентирован на анализ компромиссного во взаимодействии со средой, что позволяет предупреждать и разрешать социальные конфликты; ориентирован на целостность, т. е. учитывает подходы и возможности синергетики, как свойство нелинейных взаимодействий и неопределенность в состоянии объекта (от хаоса к порядку); отсутствие иерархии (в центре внимания — человек).

Для выработки основных принципов управления социальным конфликтом (например, конфликты в организации) используется прикладной анализ — это последовательность исследовательских процедур, направленных на исследование составляющих конфликтной ситуации и предмета конфликта и выработку на этой основе адекватных социальный действий (социальных технологий), на­правленных на конструктивное урегулирование конфликтного взаи­модействия.

При проведении конкретного социологического исследования социального конфликта необходимо разработать программу исследо­вания. Структурно программа исследования содержит вводный раз­дел, теоретико-методологический раздел, методический раздел, аналитический раздел, организационный раздел. Теоретико-методологи­ческий раздел программы обладает следующей структурой.

— Обоснование теоретической концепции проблемы исследо­вания.

— Концептуализация объекта, предмета, программы исследо­вания (концептуальная схема, сетка).

— Разработка системы переменных.

— Разработка системы гипотез.

Методический раздел в любом социологическом исследовании всегда является обязательным элементом внешней структуры про­граммы. Основной функцией третьего раздела является научно обоснованный переход от теоретико-методологического осмысле­ния проблемы исследования, объекта и предмета к непосредствен­но эмпирическому измерению состояния проблемы исследования, ее эмпирического объекта и предмета, а также измерению тех со­циальных изменений, которые привнесла данная проблема в жиз­недеятельность эмпирического объекта. Этот раздел обладает сле­дующей структурой.

1. Разработка методики проведения социологического исследо­вания.

2. Разработка методического комплекса, включающая в свою структуру методы сбора первичной информации (опрос, наблюде­ние, социометрия, контент-анализ), методы обработки (ручная, электронная), методы анализа (статистический, корреляционный, факторный и т. д.).

3. Разработка исследовательского инструментария, который соответствует выбранному методу сбора первичной информации.

4. Подготовка материалов исследования к проведению пило­тажного исследования для проверки качественных характеристик исследовательского инструментария и деятельности технического персонала.

5. Проведение оперативного этапа социологического исследо­вания.

6. Подготовка полученных данных для обработки (ручная или электронная с использованием SPSS).

Аналитический раздел является завершающим в разработке программы социологического исследования. Основной функцией четвертого раздела является теоретическое осмысление, анализ и интерпретация полученной первичной социологической информа­ции в процессе проведения исследования. В связи с этим аналити­ческий раздел программы обладает своей специфической внутрен­ней структурой, состоящей из следующих элементов.

1. Отражение организационно-технических и социально-психологических проблем, с которыми сталкивается исследовательский коллектив в процессе проведения любого социологического исследования.

2. Обработка полученной первичной социологической инфор­мации.

3. Описание всего массива информации, полученной с четким вычленением анализа содержательных задач и гипотез.

4. Разработка научно обоснованных выводов, практических ре­комендаций и социологических прогнозов, отражающих динамику развития и изменения проблемы исследования.

Перечислим основные исследовательские методы социально­го конфликта.

— Метод ретроспективного анализа конфликтной ситуации (общая оценка конфликта, особенности поведения сторон, опыт). Поиск социальных технологий урегулирования происходящего конфликта (выработка рекомендаций). Составление карты кон­фликта. Эффективен при исследовании межличностных, внутригрупповых и межгрупповых конфликтов.

— Метод включенного наблюдения при исследовании особен­ностей конфликтного поведения, часто использующий элементы других методов и техник (например, анализ документов, клиниче­ское интервью, квазиэксперимент) и позволяющий расширить со­держательную интерпретацию результатов, полученных другими, более формализованными методами.

— Метод «анализа единичного случая» (case-study). В качестве характерного момента для исследования с помощью «анализа еди­ничного случая» выступает не общность используемых методиче­ских средств, а общность логики исследовательской схемы, в кото­рой имплицитно представлено сравнение изучаемого конкретного случая с классом других подобных случаев, отличающихся от дан­ного по своим свойствам, специфике своей «истории». Для того чтобы иметь возможность объяснить данный случай, исследова­тель рассматривает его как отдельное проявление типа процессов, закономерности организации функционирования и динамики ко­торых известны (в данном случае, динамика конфликта). Результа­том рассуждений исследования является то, как проявляется ана­лизируемое свойство (механизмы конфликтного взаимодействия) в конкретном единичном случае, а именно: соответствует ли пред­полагаемой причинно-следственной или структурно-функциональ­ной связи или нет. Далее, исследователь осуществляет сравнение с мысленно учитываемой контрольной группой или типичным «сред­ним» представителем, репрезентирующими в схеме исследования ту отправную точку, по отношению к которой идет «анализ единич­ного случая».

Таким образом, исследовательская гипотеза о специфике еди­ничного случая является одновременно и диагностической гипоте­зой. Она предполагает предварительное знание об изучаемой зако­номерности как общей для «контрольных» случаев (аналогичных с изучаемым единичным по другим параметрам) и одновременно — возможность неподтверждения предполагаемой закономерности для обследуемого человека. «Анализ единичного случая», описыва­емого с помощью зависимых переменных, опирается на исходную систему ориентиров в виде показателей этих переменных для кон­трольной группы. Различие тех и других демонстрирует индивиду­альные особенности свойств, присущих изучаемому объекту.

— Методы математического моделирования социальных про­цессов, которые в рамках социологии конфликта применяются для исследования межгрупповых и межгосударственных конфликтов. Математическое моделирование с привлечением средств компью­терных технологий позволяет перейти от простого накопления и анализа фактов к прогнозированию и оценке событий в реальном масштабе времени.

Математическая модель социального конфликта представля­ет собой систему формализованных соотношений между характе­ристиками конфликта, разделяемых на параметры и переменные. Параметры модели отражают внешние условия среды и меняющие­ся характеристики конфликта, переменные составляющие — ос­новные характеристики. На основании применяемого математи­ческого аппарата (дифференциальные уравнения, вероятностные распределения и т. п.) и объектов моделирования можно выделить типичные математические модели: вероятностные распределения, статистические исследования зависимостей, марковские цепи, мо­дели целенаправленного поведения, имитационные модели.

Общеметодологические проблемы, возникающие при исследо­вании реальных конфликтов, связаны с необходимостью учета всех основных факторов, имеющих значение для возникновения и про­текания конфликта; факта изменчивости основных характеристик конфликта на разных стадиях его протекания (к ним относятся и состав участников, их цели и способы действий на том или ином этапе, и причины, обусловливающие поведение, и т. д.); с пробле­мой комплексирования функционально и структурно разнородных переменных, определяющих ход конфликтного поведения; с про­блемой снятия процессуальности, т. е. необходимости одновремен­ного учета и динамического аспекта событий и фиксации наиболее значимых событий и факторов в виде некоего «процессуального среза»; наконец, с учетом вероятностных моментов в развитии и протекании конфликтов.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит основная цель исследования социального кон­фликта?

2. Раскройте сущность структурно-функционального метода, сравните его с субъектно-деятельностным.

3. Основные причины возникновения социального конфликта, по А.Г. Здравомыслову.

4. Для чего служит классификация социальных конфликтов?

5. Что, на ваш взгляд, должно лежать в основе классификации?

6. Охарактеризуйте представленные классификации.

7. В чем возможности институционально-сетевой методологии в исследовании социального конфликта?

8. Раскройте сущность институционально-сетевой методоло­гии, по В.Н. Кузнецову.

9. Что представляет собой прикладной анализ социальных кон­фликтов?

10. Какие разделы содержит программа социологического ис­следования социального конфликта?

11. Дайте характеристику основным исследовательским мето­дам.

Литература

Анцупов А.Я, Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб., 2006.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта; Россия на путях преодоле­ния кризиса: Учебное пособие. 2-е изд. М, 1995.

Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. М., 1999.

Кузнецов В.Н Социология компромисса. М., 2007.

Кузнецов В.Н. Социология компромисса: Учебное пособие. М., 2010.

Кузнецов В.Н. Теория компромисса. М., 2010.

Нечаев В.Я. Институционализация как феномен и категория социоло­гии // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и полито­логия. 2001. № 3.

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики: Пер. с англ. М., 1997.

Радаев В.В. Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. T.IV.№3.

Радаев В.В. Сетевой мир // Эксперт. 2000.27 марта (№ 12).

Социология социальной сферы: Учебное пособие / Под ред. М.М. Акулич, В.Н. Кузнецова. М., 2007.

Степаненкова В.М. Понятие социального конфликта в теории Р. Дарендорфа // Социс. 1994. № 5.

Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов: Учебное пособие. М., 2008.

 

Ключевые понятия

· Институционально-сетевая методология

· Интересы

· Исследование социального конфликта

· Классификация

· Конфликт экспектаций

· Математическая модель социального конфликта

· Межличностный конфликт

· Межролевой конфликт

· Методы системного анализа

· Потребности

· Прикладной анализ

· Системный подход

· Статусно-ролевой конфликт

· Ценности

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.028 с.)