Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возможности институционально-сетевой методологии в исследовании социального конфликтаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для социологического анализа ценностных конфликтов современного российского общества, на наш взгляд, необходимо обратиться к возможностям институционально-сетевой методологии, особенности становления которой представлены в работах Д. Норта, К. Штайльманна, В.Я. Нечаева, В.В. Радаева, В.Н. Кузнецова[120]. Социологический анализ социальных конфликтов базируется на представлении о членах общества не только как объектах социального воздействия, но и как об активных субъектах, порождающих, поддерживающих и изменяющих существенные элементы своего социального окружения в сторону минимизации рисков и опасностей со стороны агрессивной среды. Поэтому в центре внимания становятся процессы функционирования, изменения, развития социальной среды, включая социально-экономическую, политико-правовую, духовно-нравственные сферы жизнедеятельности социальных субъектов. Институционально-сетевая методология позволяет исследовать взаимодействие субъектов с социальной средой, а также характер изменений в самой социальной среде. Тенденции глобализации, интернационализации в сфере культуры, экономики, информационной технологии существенно и все более быстрыми темпами влияют на социальную среду в самом близком окружении конкретного человека, семьи, отдельного поселения, региона, страны, всего мира. «Прежде всего это обусловлено тем важным обстоятельством, что в прямой контакт вступили миллионы людей. Причем их количество, качество взаимодействия, обратная связь увеличиваются, а скорость взаимодействия увеличивается еще стремительнее» [121]. Изменился характер социальных взаимодействий — от системного к сетевому, при этом увеличились нестабильность, неопределенность и непредсказуемость в проведении политики развития важнейших международных институтов — самих государств. Низкий уровень доверия народа к власти, слабость правительств, внутренние конфликты и кризисы в отдельных государствах стали существенным негативным фактором, влияющим на состояние среды. Становление сетевой организации социума связано с новыми вызовами XXI в. к организации человечества, к практике и смыслу отношений между людьми, к их взаимодействию. В условиях нестабильной, быстро меняющейся обстановки потребовались люди и коллективы, способные к нестандартным, инновационным решениям. Одновременно резко выросла роль согласия, доверия, терпимости, солидарности, компромисса в реальной жизни. Честность и порядочность, уважение человеческого достоинства стали важнейшими и актуальными ценностями.
«Институционализация обозначает совокупность институтов в их взаимосвязи со средой и главное ее свойство: реализации адаптации институтов к изменяющейся среде, к ситуации неопределенности, т. е. выживания социума в нестандартных ситуациях»[122]. «Сеть — новый геокультурный феномен, который отражает целостность нового объекта, включающего в себя информацию, знания, отношения и взаимодействия людей в единстве с новыми высокими технологиями, объединяемыми Интернетом» [123]. Характерными чертами институционально-сетевого анализа в отличие от системного являются: изменение направленности связей от вертикальных к горизонтальным, материальное выражение культуры в информационно-глобальной экономике, что способствует преобразованию сигналов и кодов в товары и услуги, обрабатывая знания; развитие новых гуманитарных технологий. Кроме того, институционально-сетевой подход ориентирован на анализ компромиссного во взаимодействии со средой, что позволяет предупреждать и разрешать социальные конфликты; ориентирован на целостность, т. е. учитывает подходы и возможности синергетики, как свойство нелинейных взаимодействий и неопределенность в состоянии объекта (от хаоса к порядку); отсутствие иерархии (в центре внимания — человек). Для выработки основных принципов управления социальным конфликтом (например, конфликты в организации) используется прикладной анализ — это последовательность исследовательских процедур, направленных на исследование составляющих конфликтной ситуации и предмета конфликта и выработку на этой основе адекватных социальный действий (социальных технологий), направленных на конструктивное урегулирование конфликтного взаимодействия. При проведении конкретного социологического исследования социального конфликта необходимо разработать программу исследования. Структурно программа исследования содержит вводный раздел, теоретико-методологический раздел, методический раздел, аналитический раздел, организационный раздел. Теоретико-методологический раздел программы обладает следующей структурой.
— Обоснование теоретической концепции проблемы исследования. — Концептуализация объекта, предмета, программы исследования (концептуальная схема, сетка). — Разработка системы переменных. — Разработка системы гипотез. Методический раздел в любом социологическом исследовании всегда является обязательным элементом внешней структуры программы. Основной функцией третьего раздела является научно обоснованный переход от теоретико-методологического осмысления проблемы исследования, объекта и предмета к непосредственно эмпирическому измерению состояния проблемы исследования, ее эмпирического объекта и предмета, а также измерению тех социальных изменений, которые привнесла данная проблема в жизнедеятельность эмпирического объекта. Этот раздел обладает следующей структурой. 1. Разработка методики проведения социологического исследования. 2. Разработка методического комплекса, включающая в свою структуру методы сбора первичной информации (опрос, наблюдение, социометрия, контент-анализ), методы обработки (ручная, электронная), методы анализа (статистический, корреляционный, факторный и т. д.). 3. Разработка исследовательского инструментария, который соответствует выбранному методу сбора первичной информации. 4. Подготовка материалов исследования к проведению пилотажного исследования для проверки качественных характеристик исследовательского инструментария и деятельности технического персонала. 5. Проведение оперативного этапа социологического исследования. 6. Подготовка полученных данных для обработки (ручная или электронная с использованием SPSS). Аналитический раздел является завершающим в разработке программы социологического исследования. Основной функцией четвертого раздела является теоретическое осмысление, анализ и интерпретация полученной первичной социологической информации в процессе проведения исследования. В связи с этим аналитический раздел программы обладает своей специфической внутренней структурой, состоящей из следующих элементов. 1. Отражение организационно-технических и социально-психологических проблем, с которыми сталкивается исследовательский коллектив в процессе проведения любого социологического исследования. 2. Обработка полученной первичной социологической информации. 3. Описание всего массива информации, полученной с четким вычленением анализа содержательных задач и гипотез. 4. Разработка научно обоснованных выводов, практических рекомендаций и социологических прогнозов, отражающих динамику развития и изменения проблемы исследования. Перечислим основные исследовательские методы социального конфликта. — Метод ретроспективного анализа конфликтной ситуации (общая оценка конфликта, особенности поведения сторон, опыт). Поиск социальных технологий урегулирования происходящего конфликта (выработка рекомендаций). Составление карты конфликта. Эффективен при исследовании межличностных, внутригрупповых и межгрупповых конфликтов. — Метод включенного наблюдения при исследовании особенностей конфликтного поведения, часто использующий элементы других методов и техник (например, анализ документов, клиническое интервью, квазиэксперимент) и позволяющий расширить содержательную интерпретацию результатов, полученных другими, более формализованными методами.
— Метод «анализа единичного случая» (case-study). В качестве характерного момента для исследования с помощью «анализа единичного случая» выступает не общность используемых методических средств, а общность логики исследовательской схемы, в которой имплицитно представлено сравнение изучаемого конкретного случая с классом других подобных случаев, отличающихся от данного по своим свойствам, специфике своей «истории». Для того чтобы иметь возможность объяснить данный случай, исследователь рассматривает его как отдельное проявление типа процессов, закономерности организации функционирования и динамики которых известны (в данном случае, динамика конфликта). Результатом рассуждений исследования является то, как проявляется анализируемое свойство (механизмы конфликтного взаимодействия) в конкретном единичном случае, а именно: соответствует ли предполагаемой причинно-следственной или структурно-функциональной связи или нет. Далее, исследователь осуществляет сравнение с мысленно учитываемой контрольной группой или типичным «средним» представителем, репрезентирующими в схеме исследования ту отправную точку, по отношению к которой идет «анализ единичного случая». Таким образом, исследовательская гипотеза о специфике единичного случая является одновременно и диагностической гипотезой. Она предполагает предварительное знание об изучаемой закономерности как общей для «контрольных» случаев (аналогичных с изучаемым единичным по другим параметрам) и одновременно — возможность неподтверждения предполагаемой закономерности для обследуемого человека. «Анализ единичного случая», описываемого с помощью зависимых переменных, опирается на исходную систему ориентиров в виде показателей этих переменных для контрольной группы. Различие тех и других демонстрирует индивидуальные особенности свойств, присущих изучаемому объекту. — Методы математического моделирования социальных процессов, которые в рамках социологии конфликта применяются для исследования межгрупповых и межгосударственных конфликтов. Математическое моделирование с привлечением средств компьютерных технологий позволяет перейти от простого накопления и анализа фактов к прогнозированию и оценке событий в реальном масштабе времени.
Математическая модель социального конфликта представляет собой систему формализованных соотношений между характеристиками конфликта, разделяемых на параметры и переменные. Параметры модели отражают внешние условия среды и меняющиеся характеристики конфликта, переменные составляющие — основные характеристики. На основании применяемого математического аппарата (дифференциальные уравнения, вероятностные распределения и т. п.) и объектов моделирования можно выделить типичные математические модели: вероятностные распределения, статистические исследования зависимостей, марковские цепи, модели целенаправленного поведения, имитационные модели. Общеметодологические проблемы, возникающие при исследовании реальных конфликтов, связаны с необходимостью учета всех основных факторов, имеющих значение для возникновения и протекания конфликта; факта изменчивости основных характеристик конфликта на разных стадиях его протекания (к ним относятся и состав участников, их цели и способы действий на том или ином этапе, и причины, обусловливающие поведение, и т. д.); с проблемой комплексирования функционально и структурно разнородных переменных, определяющих ход конфликтного поведения; с проблемой снятия процессуальности, т. е. необходимости одновременного учета и динамического аспекта событий и фиксации наиболее значимых событий и факторов в виде некоего «процессуального среза»; наконец, с учетом вероятностных моментов в развитии и протекании конфликтов. Контрольные вопросы 1. В чем состоит основная цель исследования социального конфликта? 2. Раскройте сущность структурно-функционального метода, сравните его с субъектно-деятельностным. 3. Основные причины возникновения социального конфликта, по А.Г. Здравомыслову. 4. Для чего служит классификация социальных конфликтов? 5. Что, на ваш взгляд, должно лежать в основе классификации? 6. Охарактеризуйте представленные классификации. 7. В чем возможности институционально-сетевой методологии в исследовании социального конфликта? 8. Раскройте сущность институционально-сетевой методологии, по В.Н. Кузнецову. 9. Что представляет собой прикладной анализ социальных конфликтов? 10. Какие разделы содержит программа социологического исследования социального конфликта? 11. Дайте характеристику основным исследовательским методам. Литература Анцупов А.Я, Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб., 2006. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта; Россия на путях преодоления кризиса: Учебное пособие. 2-е изд. М, 1995. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. М., 1999. Кузнецов В.Н Социология компромисса. М., 2007. Кузнецов В.Н. Социология компромисса: Учебное пособие. М., 2010. Кузнецов В.Н. Теория компромисса. М., 2010. Нечаев В.Я. Институционализация как феномен и категория социологии // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2001. № 3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики: Пер. с англ. М., 1997.
Радаев В.В. Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. T.IV.№3. Радаев В.В. Сетевой мир // Эксперт. 2000.27 марта (№ 12). Социология социальной сферы: Учебное пособие / Под ред. М.М. Акулич, В.Н. Кузнецова. М., 2007. Степаненкова В.М. Понятие социального конфликта в теории Р. Дарендорфа // Социс. 1994. № 5. Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов: Учебное пособие. М., 2008.
Ключевые понятия · Институционально-сетевая методология · Интересы · Исследование социального конфликта · Классификация · Конфликт экспектаций · Математическая модель социального конфликта · Межличностный конфликт · Межролевой конфликт · Методы системного анализа · Потребности · Прикладной анализ · Системный подход · Статусно-ролевой конфликт · Ценности
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.51 (0.015 с.) |