Дайте характеристику описательному исследованию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дайте характеристику описательному исследованию.



Описательные исследования более сложны. Их проводят тогда, когда проблема сформулирована, обект известен, а исследователь имеет описательную гипотезу относительно структурно функциональных звязкив и квалификационных характеристик социального обекта. Цель такого исследования заключается в получении эмпирических сведений, которые бы давали относительно целостное представление об исследуемом явлении, его структурные элементы и с помощью которых можно было бы проверить описательную гипотезу, а в случае ее подтверждения сделать полное количественное и качественное описание обекта. Для этого все элементы, которые подлежат исследованию, должны быть классифицированы. Информацию собирают за описательным планом на основании выборочного или монографического обследования, анкетирования, группирования, корреляционного анализа и тому подобное. Такое исследование проводится, когда обектом анализу есть большая общность людей с самыми разнообразными характеристиками (большое предприятие, город, район, область, регион). В исследуемом обекти определяют однородные группы, сравнивают их, зясовують качественно количественны их особенности и тому подобное.

ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМУ ЭТАПУ ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

На подготовительном этапе уточняется тема исследования, разрабатывается теоретическая концепция, готовятся программа исследования, методические документы, определяется инструментарий, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, решаются вопросы материально-технического обеспечения.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ КОНКРЕТНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Программа — это изложение основных задач исследования и предпосылок их решения. Имеются следующие разделы:

1) Теоретический - основной раздел. В свою очередб можно разделить на следующие позиции:

o Целеориентация исследования

o Определение и интерпретация теоретических понятий

o Эмпирическая интерпретация понятий

o Построение модели

Процедурно-методический раздел программы включает выбор методов получения информации, проектирование инструментов и выборки.

3) Организационный раздел программы. Рабочий план исследования — схема действий с распределением времени и ресурсов.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

При проведении конкретного социологического исследования могут использоваться такие методы сбора информации, как:

o Метод анкетного опроса – самый распространенный метод: определенный круг людей(респондентов) отвечают на вопросы анкеты

o Телефонный, почтовый или интернет-опрос

o Метод интервью – проводимая по определенному плану беседа, фиксируемая с помощью технических средств

o Метод фокус-группы – групповое интервью на определенную тематику

o Метод наблюдения.

Наблюдение может быть включенным или невключенным, явным или скрытым, лабораторным или полевым.

o Социальный эксперимент - метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие.

Метод контент-анализа – анализ больших массивов текстовой информации с фиксированием ключевых слов
54. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Программа — это документ, что в нем всесторонне обосновываются методологические подходы и методические мероприятия социологического исследования. Она содержит две части — методологическую и методическую (процедурную). Первая посвящена предмету исследования, вторую — его методам. Разработка методологической части программы включает формулировку и обоснование проблемы, определения обекта, предмета и цели, постановку заданий исследования, логический анализ основных понятий, предыдущий системный анализ обекта и формулировка гипотез исследования. Во время разработки методической части определяют исследуемую совокупность, обосновывают системы выборки единиц обследования, определяют основные процедуры сбора и анализа выходных данных. Непосредственным поводом для проведения социологического исследования реальна проблемная ситуация. Проблема в переводе из греческой значит «препятствование».

Проблема в самом простом ее понимании — это вопрос, на который нужно ответить, но знаний для ответа недостает. Для этого и проводятся исследования. Проблема тем отличается от задания, что для розвязання последнего знания есть, следует их только использовать. чтобы ответить на поставленный вопрос. Но если выдвигается проблема, то знание нужно найти, получить то ли между фактами, или между фактами и способами объяснения.

Цель исследования — это ожидаемый конечный результат, который определяет общую направленность исследования. Общая цель социологического исследования — получение информации для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить жизнеспособность социальной организации (изменить стиль поведения ["и членов, способствовать преодолению социальной апатии, оптимизировать производственную адаптацию молодежи и тому подобное). Следовательно, социологическое исследование ориентировано на выявление резервов усиления действенности работ из управления социально-экономическими процессами в сфере трудовой деятельности человека.

Обект исследования — это определена социальная действительность, социальный процесс или социальные условия, которые содержат социальные противоречия И порождают проблемную ситуацию, на которую направлен процесс познания. Например у социологии труда обектом исследования есть социальные явления, процессы сферы трудовой деятельности и условия, за которых они происходят. Предмет социологического исследования — это свойства обекта, которые наиболее рельефно отображают скрытые в нем противоречия, ту проблему, которая исследуется. Следовательно, в предмете отображается взаемозвязок проблемы и обекта исследования.

Тот же обект может содержать несколько разных предметов исследования, содержание каждого из них будет зависеть от того, какую именно сторону обекта он отображает, с какой целью и для решения какой проблемы он выбран. Обект и предмет социологического исследования могут совпадать, если исследователь ставит перед собой задание познать всю совокупность закономерностей функционирования и развития социального обекта. Если же исследователь ограничивается изучением отдельных характеристик обекта, то предметом исследования становятся те стороны обекта, которые содержат эти характеристики. В процессе предыдущего анализа обекта и выделения найзна-чущиших с точки зрения решения проблемы факторов формируют рабочие гипотезы (грецк. — предположение). Гипотеза — это обосновано предположение относительно объяснения любых фактов, явлений, процессов, причин, факторов и тенденций их развития, которое нуждается в эмпирическом подтверждении или опровержении.

Разработка гипотез — центральный момент социологического исследования, Они могут быть научными, то есть основываться на известных теориях, или простыми предположениями, которые основываются на повседневном жизненном опыте и играют роль своеобразной подсказки для основания действительно научных гипотез.


МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

Социологическое наблюдение — важен метод сбора первичной социологической информации через целеустремленное, систематическое, непосредственное восприятие; прямую регистрацию значимых (с точки зрения целей исследования) фактов социальной действительности, наиболее важных ее событий, процессов, явлений. В процессе наблюдения получают информацию о внешних иластивости обектив, что изучаются. В научном наблюдении (в отличие от будничного) планируется заранее его организация, определяются методы фиксации, обработки и анализа данных, который обеспечивает определенную надежность информации, Обектами наблюдения в социологии есть поведение отдельных индивидов, социальных групп. условия их деятельности и тому подобное. Ценным является то, что наблюдение дает возможность фиксировать реальные по-чединкови факты, однако они по большей части поверхностные и касается достаточно узкого круга индивидов. Потому наблюдение более частое используются совместно с другими методами. Метод наблюдения в социологическом исследовании чаще всего используют на его разведывательном этапе, когда происходит общее ознакомление из обектом исследования и разрабатываются гипотезы. Кроме того, его можно применять для проверки данных, собранных другими методами, и получения дополнительных сведений об исследуемом обект, а также для разработки гипотез. Метод наблюдения широко используют социологи предприятия, изучая практику проведения разных собраний работников, процессы обсуждения на них неотложных проблем, механизм выработки коллективных решений. Наблюдая за работой подразделов предприятия, встречаясь с их работников, социологи получают эмпирическую информацию об отношении к труду, отношению работников друг к другу, о реагировании на смену условий трудовой ситуации не на уровне сознания, а на поведенческом уровне, то есть наблюдают действия работников за введение новых условий оплаты, напружениших норм, внедрения рационализаторских предложений и тому подобное. Эти явления исследуются в динамике как действительность, которая формируется и развивается. Наблюдение можно классифицировать в зависимости от места наблюдателя в процессе наблюдения (невключено и включено); степени формализованости наблюдения (стандартизированное и произвольное); регулярности проведения (систематическое и случайное); места проведения и способа организации наблюдения (полевое и лабораторное); наличию контроля за проведением наблюдения (контролируемое — некон-тролеване); меры открытости (открыто и инкогнито) (рис. 5). Невключенное наблюдение заключается в изучении процессов исследования внешне без вмешательства в их ход. Оно направлено по большей части на описание социальной атмосферы и применяется чаще всего на разведывательном этапе монографического исследования и для экспериментальной проверки гипотез в лабораторных условиях.

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА

Анкета — это упорядоченный по содержанию и формой набор вопросов и высказываний, направленных на раскрытие содержания проблемы. Анкета имеет определенную структуру и складывается, как правило, из трех частей: вступительной, основной и «паспортной». Во вступительной части анкеты содержится обращение к респонденту, в котором отмечается, кто, с какой целью проводит опрос, где и как будут использоваться его результаты, подчеркивается важность и значимость личного участия каждого респондента в исследовании, наводится сжатая инструкция относительно заполнения анкеты, гарантируется анонимность ответов, отмечается, кому следует повернуть заполненную анкету. В основной части анкеты подаются вопросы, рассчитанные на последовательное раскрытие содержания исследуемой проблемы. «Паспортная» часть включает вопрос, ответы на которых характеризуют демографическое и социальное состояние респондента. В конце анкеты респонденту предлагают выразить свое мнение относительно темы опроса и выражают благодарность за участие в исследовании. По способу общения между исследователем и респондентами анкетирования бывает: — через прессу, когда анкеты печатаются на страницах журналов и газет, а ответы на вопрос анкеты пересылаются в редакцию; — почтовое, когда анкеты и ответы пересылаются по почте; — роздаткове, когда анкеты раздаются непосредственно респондентам. Почтовое анкетирование и анкетирование через прессу дают очень низкий процент возвращения заполненных анкет, которое требует от исследователя дополнительных усилий для обеспечения репрезентативности полученной информации. Эффективность роздаткового анкетирования зависит не только от содержания и структуры анкет, но и от навыков и умения проводить опрос анкетером, от его личных качеств.


МЕТОД ОПРОСА

Опрос и другие методы сбора социологической информации. Опрос — самый распространенный в социологии метод сбора первичной вербальной информации, которая основывается на обращении к группе людей с вопросами, направленными на раскрытие содержания проблемы, которая исследуется. С помощью опроса получают как подийну (фактическую) информацию, так и сведения о мыслях, оценках и потребностях опрашиваемых. Оно основано на непосредственном (интервю) или опосредствованном (анкетирование) социально-пси-хологичний взаимодействии исследователя с респондентом. Источником информации являются устные или письменные высказывания респондентов о состоянии общественного мнения и общественного сознания, обективних явлений и процессов не только в теперешнем, но и в прошлом и будущем времени. Правильно организованный опрос дает возможность получить информацию практически обо всех проблемах. Исследователь должен организовать общение так, чтобы пробудить у респондента любопытство к теме опроса, стимулировать его к активному участию в исследовании, обеспечить искренность ответов. В процессе опроса исследователь с помощью специальных высказываний и вопросов может моделировать разные экспериментальные ситуации, чтобы получить информацию непосредственно от самого человека о ее реальные и гипотетические поступки, планы и намерения на будущее ([•акти конкретной деятельности, ее мотивы, результаты, субективний состояние, чувство, наклоны, суждения: зясувати ее мысль по разным вопросам коллективной деятельности, в первую очередь относительно того, которое не нашло отображения в официальных документах, в результатах наблюдения и других методах исследования. Да. опрос дает возможность расшифровать мотивы освобождения по собственному желанию и обнаружить настоящие его причины, зясувати мотивы пассивного отношения к труду и меру удовлетворения членов коллектива социально психологическим климатом, который сложился, отношениями с руководителем, стилем деятельности коллектива и тому подобное. Другими словами, во время опроса обективний материал, собранный с помощью других методов исследования (наблюдение. изучение документации), дополняется сведениями о субективне восприятии предмета исследования членами коллектива. Опрос оказывает позитивное психологическое влияние на членов коллектива. Они видят, что их мыслью интересуется администрация, общественность. Зясування мнения членов коллектива и проработки на этом основании мероприятий по социальному развитию коллектива — одна из форм участия работников в управлении делами коллектива. Специфика метода опроса заключается в том, что источником информации является словесное сообщение респондента, его суждения. Исследователь вмешивается в процесс формулировки сообщения, направляет его в соответствующее русло. В звязку с этим возникает необходимость обеспечить надежность и достоверность получаемой исследователем информации. Надежность информации оказывается в стойкости, независимость ее от действия случайных факторов, достоверность — в ее адекватности реальной действительности. Эти качества информации обеспечиваются преимущественно постоянством условий сбора ее и искренностью ответов респондентов, их осведомленностью о сущности исследуемого обекта, о том. что интересует исследователя. Надежность информации, которую собирают опросом, зависит от планирования ее содержания и характера, от техники опроса, уровня компетентности респондента. На достоверность получаемой исследователем информации влияют личные качества респондента — защитные механизмы психики, уровень образования и культуры, свойства памяти, его установки относительно организации, которая проводит опрос; отношение к теме исследования, к самому исследователю. Методика и техника опроса дает возможность в значительной мере нейтрализовать негативное влияние этих факторов. Достоверность ответа респондента во многом зависит от умения исследователя начать опрос, от его профессионализма.


ПРОЦЕСС АНАЛИЗА

Цель проработки и анализа собранной первичной социологической информации заключается в количественной оценке влияния разных факторов на развитие социальных процессов в сфере труда. Первичную социологическую информацию можно прорабатывать вручную и с помощью ЭВМ с использованием разных методов еко-номіко-математической статистики: простых и комбинационных группирований, расчетов средних величин, регрессивного, корреляционного и факторного анализа. Проработанная информация может быть подана в таблицах, графике, диаграммах, рисунках, схемах, которые дают возможность интерпретировать собранные данные, анализировать и обнаруживать определенные зависимости, делать выводы, разрабатывать рекомендации. Однако статистическая проработка возможна лишь при условии количественного измерения признаков исследуемого явления. В большинстве же социальных явлений, за исключением таких признаков, как возраст, стаж работы, квалификационный разряд, величина заработной платы, уровень выполнения норм, количественная определенность отсутствует. Например, как измерять добросовестность, инициативность, ответственность, энтузиазм, удовольствие? Ведь социологу важно знать не только о наличии или нехватке таких. но и об интенсивности проявления. Для этого используют социологическое измерение. Социологическое измерение — это процедура, с помощью которой качественные признаки социального явления или обекта, что изучается, сравнивают с определенным эталоном и получают числовое выражение в определенном масштабе. Эталоном измерения является шкала, которую создает сам социолог в процессе исследования. Шкала — это система индикаторов конкретно эмпирического проявления социальных признаков и количественных индексов, с помощью которых достигается превращение этих признаков на числовые показатели. Предоставления количественной определенности качественным признакам, которые изучаются, называют шка-луеанняли. С помощью шкалування качественно разнородные социальные признаки приводят к сравнимым количественным показателям. Шкала при этом исполняет роль еталона. С ее помощью можно измерять любые явления.

ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНФЛИКТУ

Социальный конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, которое хар-ся наличием выраженного противостояния индивидов и соц общностей, которое осознается всеми участниками конфликта.

Соц конфликт является динамическим явлением, которое обычно включает в себя следующие стадии:

o Предконфликтная стадия – период, когда будущие участники конфликта оценивают свои ресурсы и возможности, выбирая стратегию поведения в конфликте.

o Стадия непосредственно конфликта – явная и активная фаза противостояния.

o Стадия разрешения конфликта – завершение активной стадии противостояния, с выявлением конфликтных результатов.

o Послеконфликтная ситуация – определяются отношения между бывшими участниками конфликта, которые при определенных обстоятельствах могут привести к повторению конфликта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.016 с.)