Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соц стратификация в современном украинском обществе.

Поиск

Социальная стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. В социологии известны 4 главные формы стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

Первые три характеризуют закрытые общества и последний - открытые.

Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещение из одной страты в другую никак официально не ограничены. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему нужно родиться еще раз. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. В Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическими законами, и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, профессий,

чинов. Государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием. Класс (в широком значении) - большая социальная группа людей, владеющих, либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. В узком значении класс - любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.

Люди стремятся изменить свое положение в обществе. Иметь большее богатство, доход, власть и престиж

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В УКРАИНЕ

Соц.мобильность-важная характеристика об-ва, показатель его открытости. В открытом обществе высоко ценится достигнутый статус, и существуют относительно широкие возможности для перехода из одной соц. группы в другую. Закрытое общество оказывает предпочтение предписанному статуту и всячески затрудняет переходы из одного соц. в др.

Современное общество Украины предполагает подвижную систему стратификации и характеризуется высокими показателями соц. мобильности. Это связано, прежде всего, с потребностями соц.-эк-кого и научно-тех-кого развития, с необходимостью постоянного притока на ключевые соц. позиции высокообразованных специалистов и профессионалов, способных решать сложные задачи управления общ-ными процессами.

Возможности соц. мобильности зависят как от соц.-полит, и эк. Организации об-ва, так и от самого индивида, его способностей и личностных качеств.

В украинском об-ве получили заметное распространение процессы маргинализации, что способно привести к его дестабилизации(под маргинальностью понимается «пограничное», промежуточное, структурно неопределенное состояние соц.субъекта. к маргиналам относятся индивиды и группы, исключенные из системы привычных соц. слоев и находящиеся на границах соц. слоев и структур.)

Соц.мобильность может принимать самые различные ф-мы и порой носить противоречивый хар-ер. Если укр.общ-во позволяет индивидам двигаться вверх по соц. лестнице, относительно свободно преодолевая барьеры между слоями, то это вовсе не означает, что всякий чел-к, обладающий талантами и мотивацией, может легко преодолеть этот путь. Не каждый способен адаптироваться к нов.соц.группе, налаживать нов.связи и бороться со страхом потерять свой новый статус.И, тем не менее, свободное перемещение в соц. пространстве—единственный путь развития для укр.общ-ва.


ЭЛИТАРНАЯ, НАРОДНАЯ, МАССОВАЯ ФОТРМЫ КУЛЬТУРЫ

В современном обществе под воздействием средств массовой информации возникла еще одна, так называемая массовая культура, которая апеллирует ко всем и рассчитанная на массовое употребление. Она зявилась в середине XX века, когда средства массовой информации стали доступными всем прослойкам населения. Массовая культура вытесняет как элитарную, так и народную, ей присущая поверхностность, стандартизация, унификация. Она имеет меньшую художественную ценность и гораздо меньше обогащает личность духовно, чем элитарная или народная культура. Понятное дело, бывают и исключения.

Массовая культура — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации, и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мэйнстрима). Массовая культура рассчитана на потребление большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания, а также на коммерческий успех.

КУЛЬТУРА В ШИРОКОМ И УЗКОМ СМЫСЛЕ

Культура — это способ усвоения реальной действительности на основании оценки и выявления ценностей разных идей, норм, ориентаций, средств, которые воплощены в разных видах действий в разных формах. Она помогает человеку отличить хорошо от плохого, умное от глупого, разрешенное от неразрешенного. прибыльное от убыточного и тому подобное. В поведении людей, в Их деятельности культура воплощается в предметно вещевых и знаково-символических формах. Она способна развиваться. Восприятие культуры происходит в процессе социализации личности, ее воспитания и учебы. С помощью книг, средств массовой информации, общения, наблюдения за поведением других, собственной деятельности человек накапливает собственный опыт, делает своим достижением культуру своей сими, нации, человечество в целом. В этом смысле развитие человечества означает развитие культуры. Однозначное толкование культуры невозможно, потому что она пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, приобретая разные оттенки. Нет другого срока в социологии, который бы так часто употреблялся и был таким многозначительным, как культура. Еще в начале века Е. Тейлор определил культуру (цивилизацию) как комплекс знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком — членом общества. Понятие «культура» и «цивилизация» Е. Тейлор употребляет как синонимы. Однако последние ЗО—40 лет четко обнаружили «язвы» цивилизации— термоядерное оружие, экологические кризисы, Чернобыльская катастрофа, урбанизация с ее крайностями, наркомания и тому подобное. Все, что в цивилизации направлено против человека, ее жизнь, физического и морального здоровя, не может создавать культуру. К ней принадлежит лишь то, которое имеет умные принципы.

ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

Культура включает в себя три вида элементов:

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего" опыта.

2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка - испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.

Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1016; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.119 (0.008 с.)