Социология конфликта Рэндалла Коллинза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология конфликта Рэндалла Коллинза



Научный труд Рэндалла Коллинза «Социология конфликта», изданный в 1975 г., носил обобщающий характер, исследование конфликта было проведено не на макротеоретическом уровне, как у Р. Дарендорфа, а в гораздо более микроориентированном на­правлении. Р. Коллинз говорил освоей работе следующее: «Моим главным вкладом в теорию конфликта <...> было добавление в эти макротеории микроуровня. Особенно я старался показать, что стратификация и организация основываются на повседневных взаимодействиях»[35].

Коллинз заявлял, что конфликт как предмет исследования был выбран на том реалистическом основании, что представляется, воз­можно, единственным центральным процессом социальной жиз­ни. Понимая социальные структуры как неотделимые от конкрет­ного человека, который конструирует их и чьи модели взаимодей­ствия составляют их сущность, Коллинз был склонен рассматривать социальные структуры скорее как модели взаимодействия, а не как внешние и носящие принудительный характер сущности. Он счи­тал марксистскую теорию «отправной точкой» теории конфликта, но она, на его взгляд, перегружена проблемами. С одной стороны, он находил, что для нее (как и структурного функционализма) характерна крайне идеологическая направленность — свойство, ко­торого он стремился избежать. С другой стороны, он был склонен рассматривать марксистскую позицию сводимой к анализу сферы экономики.

Сущность его подхода заключалась в исследовании социаль­ной стратификации как института, затрагивающего чрезвычайно много сторон жизни, в том числе «благосостояние, политику, карь­еру, семьи, клубы, сообщества, стили жизни»[36]. Исходя из этого, Коллинз обратился к разработке собственного конфликтного под­хода кстратификации, имеющего больше общего с феноменологи­ческой и этнометодологической теориями, чем с теорией К. Марк­са или М. Вебера. Основные утверждения: считается, что людям свойственна общительность, но они также расположены и к конфликтам. В социальных отношениях существует вероятность кон­фликта, поскольку одним человеком или многими людьми во вза­имодействующем окружении всегда может быть использовано «жесткое принуждение». Люди стремятся максимизировать свой «субъективный статус» и способность к этому зависит как от их ре­сурсов, так и от ресурсов тех, с кем они имеют дело. Люди эгоистич­ны, конфликты возможны в силу антагонизма интересов.

Таким образом, Коллинз был убежден в том, что люди живут в сконструированных ими субъективных мирах; люди, обладающие властью, могут влиять на субъективный опыт других pi даже его контролировать; окружающие пытаются контролировать того ин­дивида, который им противостоит.

На основе этих утверждений Р. Коллинз разработал пять прин­ципов анализа конфликта, которые применил к социальной страти­фикации.

Во-первых, теория конфликта должна изучать скорее реальную жизнь, а не абстрактные формулировки. Люди есть существа, дей­ствия которых, мотивированные эгоизмом, можно рассматривать как маневры для получения различных преимуществ, так что они могут достичь удовлетворения и избежать недовольства.

Во-вторых, конфликтная теория стратификации должна ис­следовать влияющие на взаимодействие материальные условия. Акторы со значительными материальными ресурсами могут спра­виться или даже модифицировать эти материальные ограничения, тогда как мысли и поступки тех, кто владеет меньшими ресурсами, более вероятно определяются их материальным окружением.

В-третьих, в ситуации неравенства группы, контролирующие ресурсы, по всей вероятности, попытаются эксплуатировать те, ко­торым не хватает ресурсов.

В-четвертых, теоретик конфликта должен исследовать такие явления культуры, как убеждения и идеалы с точки зрения интере­сов, ресурсов и власти. Возможно, что группы, наделенные ресурса­ми и, следовательно, властью, могут навязывать свою идеологию все­му обществу; идеология людей, не имеющих ресурсов, им навязана.

Наконец, в-пятых, Коллинз был твердым приверженцем науч­ного исследования стратификации. Он считал, что социологи долж­ны не просто теоретизировать на предмет стратификации, а долж­ны исследовать ее эмпирически, если это возможно, используя сравнительный анализ. Гипотезы следует формулировать и эмпи­рически проверять с помощью сравнительных исследований. Не­обходимо также уделять внимание причинам социальных явлений.

Рассмотрев конфликт в рамках системы стратификации, Р. Коллинз перенес свой анализ на отношения между полами, а так­же между возрастными группами. Например, взрослые обладают разнообразными ресурсами, в том числе опытом, влиянием, силой и способностью удовлетворять физические потребности молодых. В противоположность этому, молодые обладают одним из немногих ресурсов — физической привлекательностью. Это значит, что взрослые, как правило, главенствуют над юными. Однако по мере взросления человек приобретает больше ресурсов и более спосо­бен сопротивляться, в результате чего усиливается социальный конфликт поколений.

Таким образом, Р. Коллинз, не претендуя на создание общей теории конфликта, сосредоточивает свой научный поиск в системе стратификации, т. е. на уровне специальной социологической тео­рии, обусловливает важнейший методологический принцип социо­логического анализа конфликта — учет объективных и субъектив­ных факторов, культурных ценностей, и подчеркивает, что теория конфликта лучше других социологических теорий подходит в ка­честве основы для выводов эмпирических исследований.

Важнейшим импульсом к институционализации социологии конфликта послужило проведение в 1957 г. в Париже заседания со­циологической ассоциации при ЮНЕСКО, на котором обсуждались проблемы социальных конфликтов. По результатам работы конференции вышел сборник «О природе конфликтов». В 1966 г. В одном из университетов Англии был проведен симпозиум «Кон­фликты в обществе». В это же время в США создается Центр по ис­следованию конфликтных ситуаций, начинает свою работу еже­квартальный журнал «Проблемы разрешения конфликтных ситуа­ций».

Параллельно с развитием теоретических основ социологии конфликта ряд исследователей активно осуществляет поиск средств по управлению конфликтными ситуациями с использованием тео­рии игр, методов моделирования конфликтных ситуаций в целях внесения рационального момента, точного расчета в поведении конфликтующих сторон, «стратегий конфликта» и т. п.

Классическим ориентиром для исследования конфликтных си­туаций с применением математического аппарата стала работа Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна «Теория игр и экономическое поведение» (1944). Теория игр — это раздел математики, ориенти­рованный на построение формальных моделей принятия оптималь­ных решений в ситуации конкурентного взаимодействия, строго регламентированного матрицей выигрышей и проигрышей[37].

В теории игр выделяют два класса: игры со строгим соперни­чеством, когда игроки имеют прямо противоположные интересы (игры с нулевой суммой); игры с нестрогим соперничеством, где воз­можен обоюдный выигрыш (игры с ненулевой суммой). При игре с нулевой суммой проигрыш одного обязательно означает выигрыш кого-то другого из участников. Иными словами, сумма всех выиг­рышей всегда равняется нулю. Игра же с ненулевой суммой харак­теризуется тем, что выигрыши и проигрыши здесь не уравновеши­вают друг друга. Это означает, что сумма всех выигрышей и проиг­рышей может быть как выше нуля, так и ниже нуля.

Так, например, во время забастовки в проигрыше оказываются обе стороны — как администрация, так и сами рабочие. Причем даже в том случае, если в результате переговоров той или другой стороне удается добиться материализации каких-то выгод или преимуществ, все равно общая сумма выигрышей и проигрышей вовсе не обязатель­но должна равняться нулю, но может составлять и отрицательную ве­личину. Теперь представим себе ситуацию, в которой проигрыш, свя­занный со снижением производительности вследствие забастовки, оказывается счастливым шансом для конкурента данного предприя­тия, благодаря этому получившего возможность продать больше своей продукции, чем раньше. Получается, что на этом уровне ситуация приобретает характер игры с нулевой суммой. Потери забастовавшего предприятия могут в точности соответствовать добавочным прибы­лям конкурента. Однако заметим при этом, что проигрыш в данном случае распространяется на обоих партнеров бастующего предприя­тия — как на рабочих, так и на администрацию,— так что в этом смыс­ле они оба что-то теряют.

Модель игры с ненулевой суммой чаще всего используется при анализе межличностного конфликта. Один из наиболее известных вариантов такой игры — «дилемма узника»:

«Двух подозреваемых берут под стражу и изолируют друг от дру­га. Окружной прокурор убежден, что они совершили определенное преступление, но не имеет достаточных доказательств, чтобы предъявить им обвинение в суде. Он говорит каждому из них, что у него имеется две альтернативы: признаться в преступлении, которое, по убеждению полиции, он совершил, или не признаваться. Если оба не признаются, то окружной прокурор предъявит им обвинение в каком-то незначительном преступлении, таком, например, как мелкая кража или незаконное владение оружием, и оба получат небольшое наказа­ние (один год тюрьмы каждому); если они оба признаются, то будут подлежать судебной ответственности, но он не потребует самого строгого приговора (8 лет каждому); если же один признается, а другой нет, то признавшемуся приговор будет смягчен за выдачу сообщника, в то время как упорствующий получит „на полную катушку" (3 месяца первому и 10 лет второму). В этой ситуации перед каждым участником стоит задача получить максимальный выигрыш согласно матрице выигрышей, с которой они познакомились заранее. Причем предлагает­ся серия попыток. Фиксируемыми переменными выступают: формальные данные об участниках, стратегии игры, субъективные описа­ния противника и т. д.»[38].

Одной из ключевых работ для разработки социальных техно­логий управления конфликтом стала книга американского профес­сора Томаса Шеллинга «Стратегия конфликта» (The Strategy of Con­flict, I960)[39]. Рассматривая конфликт как таковой, работая с его моде­лью, в которой участники стремятся к выигрышу, теория стратегии допускает существование у участников конфликта как общих, так и взаимно противоречащих интересов.

«Чистый конфликт, в котором интересы двух противников полностью противоположны, — особый случай; он появляется в случае войны до полного истребления, но даже для войн другого типа он неприменим. По этой причине „выигрыш" в конфликте не имеет строго состязательного смысла; это не победа, одержанная над врагом. Здесь подразумевается выигрыш относительно своей собственной системы ценностей, и его можно добиться путем переговоров, компромиссов, а также избегая поступков, наносящих обоюдный ущерб.

Таким образом, стратегия — в том смысле, в котором я использую здесь это слово, — связана не с эффективным применением силы, а с использованием силового потенциала. Она имеет дело не только с ватагами, ненавидящими друг друга, но и партнерами, не доверяющими друг другу или несогласными друг с другом. Она имеет дело не только с разделом выгод и потерь между двумя участниками тяжбы, но и с возможностью, что одни исходы будут хуже (лучше) для обеих сторон, чем определенные иные исходы. В терминах теории игр наиболее интересные международные конфликты являются играми не с постоян­ной, а с переменной суммой: сумма выгод участников конфликта не установлена так, что выигрыш („больше") одного неизменно означа­ет проигрыш („меньше") для другого. Общий интерес заключается в достижении обоюдовыгодного итога»[40].

С 70-х гг. XX в. существенно развиваются практические подхо­ды по урегулированию конфликтных ситуаций, появляются специа­листы, способные оказывать услуги в качестве посредников по урегулированию различного рода конфликтов, а затем возникают особые фирмы, специализирующиеся на досудебном регулирова­нии гражданских дел. Подобная практика приобретает весьма ши­рокий характер.

Создаются программы психологического тренинга, направ­ленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии, Ч. Освуд разработал методику ПОИР (Постепен­ные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), пред­назначенную для разрешения международных конфликтов.

В становлении практики особое место заняли переговорные методики разрешения конфликта (Д. Скотт, Ш. и Г. Боуэр, Г. Келман и др.). Разработка технологий переговоров с участием посред­ника-медиатора (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин и др.) привела к созданию в США в 70 — 80-х гг. учебных заведений по подготовке специалистов-медиаторов. В этот период времени всемирную из­вестность приобретает Гарвардский метод «принципиальных пере­говоров» Р. Фишера и У. Юри.

С 70-х гг. усиливается практическое направление по регулиро­ванию конфликтов на уровне организации. В США получает рас­пространение движение под названием «Альтернативное решение споров» (вместо судов), создаются небольшие фирмы по разреше­нию мелких споров, конфликтов. В 80-е гг. было создано более 180 таких центров, в которых менеджеры по конфликтам способствовали анализу конфликтных ситуаций самими конфликтующи­ми сторонами, помогали найти возможные решения и преодолеть последствия конфликтов. А в 1986 г. в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов.

В конце 80 — начале 90-х гг. XX в. основные цели использова­ния теоретического моделирования социальных конфликтов для их эффективного эмпирического мониторинга становятся все бо­лее ориентированными на выявление способов и средств как пред­упреждения деструктивных, насильственных форм их развертыва­ния, так и принципиального разрешения тех социальных проблем и противоречий, которые вызывают их появление.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику современного периода разви­тия социологической теории конфликта.

2. Раскройте основное содержание теории социального кон­фликта Р. Дарендорфа. Сравните сущность понимания конфликта, по Р. Дарендорфу и К. Марксу.

3. Охарактеризуйте взгляды Л. Козера на природу и функции конфликта. Какие два вида конфликтов он исследует и в чем их от­личие?

4. Каковы основные идеи общей теории конфликта К. Боулдинга? Сравните статическую и динамическую модели конфликта, по К. Боулдингу. В чем суть его принципа дефицита ресурсов?

5. Структурно-динамические показатели конфликтного взаи­модействия, по Л. Крисбергу. Какова их роль в аналитическом ис­следовании социального конфликта?

6. Основные принципы анализа социального конфликта в рам­ках стратификации, по Р. Коллинзу.

7. В чем значение теории игр для моделирования конфликтных ситуаций?

8. Какой вклад внес Т. Шеллинг в разработку социальных тех­нологий управления конфликтом?

9. Какие проблемы практического характера были актуализи­рованы в 70 —80-х гг. XX в. по управлению социальными конфлик­тами?

 

Литература

Громова О.Н. Конфликтология: Учебное пособие для студентов специальностей: экономика и управление машиностроением. М., 1993.

Дарендорф Р. Современный социальный конфликт // Иностранная литература. 1993. № 4.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологический журнал. 1994. № 5.

Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.В. Введение в общую тео­рию конфликтов. М., 1993.

Козер Л.А. Функции социального конфликта. М, 2000.

Козер Л А. Социальный конфликт: современные исследования. М.г 1991.

Аьюис Р.Д., Райфа X. Игры и решения: Введение в критический обзор. М, 1961.

Петросян А.А., Зенкевич Н.А., Семина Е.А. Теория игр: Учебное посо­бие для ун-тов. М., 1998.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб., 2002.

Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. Вып. II. Киев, 1991.

Социология: Хрестоматия / Под общ. ред. А.И. Сухарева. Саранск, 2000.

Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов: Учебное пособие. М., 2008.

Тернер Дж. Структура современной социологической теории. М, 1985.

Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1992.

Шеллинг Т. Стратегия конфликта. М, 2007.

Collins R. Conflict Sociology: Toward an Explanatory Science. N.Y.: Academic Press, 1975.

Collins R. Frontiers of Social Theory: The New Syntheses. N.Y.: Columbia University Press, 1990.

Krisberg L. Sociology of Social Conflict. N.Y., 1973. XIV.

Ключевые понятия

· Динамическая модель конфликта

· Квазигруппа, по Р. Дарендорфу

· Нереалистический конфликт

· Общая теория конфликта

· Переменные социального конфликта

· Реалистический конфликт

· Статическая модель конфликта

· Стратегия конфликта, по Т. Шеллингу

· Формы регулирования социальных конфликтов

· Функции социального конфликта, по А. Козеру

· Эскалация конфликта

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.249 (0.029 с.)