Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социология конфликта Рэндалла КоллинзаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Научный труд Рэндалла Коллинза «Социология конфликта», изданный в 1975 г., носил обобщающий характер, исследование конфликта было проведено не на макротеоретическом уровне, как у Р. Дарендорфа, а в гораздо более микроориентированном направлении. Р. Коллинз говорил освоей работе следующее: «Моим главным вкладом в теорию конфликта <...> было добавление в эти макротеории микроуровня. Особенно я старался показать, что стратификация и организация основываются на повседневных взаимодействиях»[35]. Коллинз заявлял, что конфликт как предмет исследования был выбран на том реалистическом основании, что представляется, возможно, единственным центральным процессом социальной жизни. Понимая социальные структуры как неотделимые от конкретного человека, который конструирует их и чьи модели взаимодействия составляют их сущность, Коллинз был склонен рассматривать социальные структуры скорее как модели взаимодействия, а не как внешние и носящие принудительный характер сущности. Он считал марксистскую теорию «отправной точкой» теории конфликта, но она, на его взгляд, перегружена проблемами. С одной стороны, он находил, что для нее (как и структурного функционализма) характерна крайне идеологическая направленность — свойство, которого он стремился избежать. С другой стороны, он был склонен рассматривать марксистскую позицию сводимой к анализу сферы экономики. Сущность его подхода заключалась в исследовании социальной стратификации как института, затрагивающего чрезвычайно много сторон жизни, в том числе «благосостояние, политику, карьеру, семьи, клубы, сообщества, стили жизни»[36]. Исходя из этого, Коллинз обратился к разработке собственного конфликтного подхода кстратификации, имеющего больше общего с феноменологической и этнометодологической теориями, чем с теорией К. Маркса или М. Вебера. Основные утверждения: считается, что людям свойственна общительность, но они также расположены и к конфликтам. В социальных отношениях существует вероятность конфликта, поскольку одним человеком или многими людьми во взаимодействующем окружении всегда может быть использовано «жесткое принуждение». Люди стремятся максимизировать свой «субъективный статус» и способность к этому зависит как от их ресурсов, так и от ресурсов тех, с кем они имеют дело. Люди эгоистичны, конфликты возможны в силу антагонизма интересов. Таким образом, Коллинз был убежден в том, что люди живут в сконструированных ими субъективных мирах; люди, обладающие властью, могут влиять на субъективный опыт других pi даже его контролировать; окружающие пытаются контролировать того индивида, который им противостоит. На основе этих утверждений Р. Коллинз разработал пять принципов анализа конфликта, которые применил к социальной стратификации. Во-первых, теория конфликта должна изучать скорее реальную жизнь, а не абстрактные формулировки. Люди есть существа, действия которых, мотивированные эгоизмом, можно рассматривать как маневры для получения различных преимуществ, так что они могут достичь удовлетворения и избежать недовольства. Во-вторых, конфликтная теория стратификации должна исследовать влияющие на взаимодействие материальные условия. Акторы со значительными материальными ресурсами могут справиться или даже модифицировать эти материальные ограничения, тогда как мысли и поступки тех, кто владеет меньшими ресурсами, более вероятно определяются их материальным окружением. В-третьих, в ситуации неравенства группы, контролирующие ресурсы, по всей вероятности, попытаются эксплуатировать те, которым не хватает ресурсов. В-четвертых, теоретик конфликта должен исследовать такие явления культуры, как убеждения и идеалы с точки зрения интересов, ресурсов и власти. Возможно, что группы, наделенные ресурсами и, следовательно, властью, могут навязывать свою идеологию всему обществу; идеология людей, не имеющих ресурсов, им навязана. Наконец, в-пятых, Коллинз был твердым приверженцем научного исследования стратификации. Он считал, что социологи должны не просто теоретизировать на предмет стратификации, а должны исследовать ее эмпирически, если это возможно, используя сравнительный анализ. Гипотезы следует формулировать и эмпирически проверять с помощью сравнительных исследований. Необходимо также уделять внимание причинам социальных явлений. Рассмотрев конфликт в рамках системы стратификации, Р. Коллинз перенес свой анализ на отношения между полами, а также между возрастными группами. Например, взрослые обладают разнообразными ресурсами, в том числе опытом, влиянием, силой и способностью удовлетворять физические потребности молодых. В противоположность этому, молодые обладают одним из немногих ресурсов — физической привлекательностью. Это значит, что взрослые, как правило, главенствуют над юными. Однако по мере взросления человек приобретает больше ресурсов и более способен сопротивляться, в результате чего усиливается социальный конфликт поколений. Таким образом, Р. Коллинз, не претендуя на создание общей теории конфликта, сосредоточивает свой научный поиск в системе стратификации, т. е. на уровне специальной социологической теории, обусловливает важнейший методологический принцип социологического анализа конфликта — учет объективных и субъективных факторов, культурных ценностей, и подчеркивает, что теория конфликта лучше других социологических теорий подходит в качестве основы для выводов эмпирических исследований. Важнейшим импульсом к институционализации социологии конфликта послужило проведение в 1957 г. в Париже заседания социологической ассоциации при ЮНЕСКО, на котором обсуждались проблемы социальных конфликтов. По результатам работы конференции вышел сборник «О природе конфликтов». В 1966 г. В одном из университетов Англии был проведен симпозиум «Конфликты в обществе». В это же время в США создается Центр по исследованию конфликтных ситуаций, начинает свою работу ежеквартальный журнал «Проблемы разрешения конфликтных ситуаций». Параллельно с развитием теоретических основ социологии конфликта ряд исследователей активно осуществляет поиск средств по управлению конфликтными ситуациями с использованием теории игр, методов моделирования конфликтных ситуаций в целях внесения рационального момента, точного расчета в поведении конфликтующих сторон, «стратегий конфликта» и т. п. Классическим ориентиром для исследования конфликтных ситуаций с применением математического аппарата стала работа Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна «Теория игр и экономическое поведение» (1944). Теория игр — это раздел математики, ориентированный на построение формальных моделей принятия оптимальных решений в ситуации конкурентного взаимодействия, строго регламентированного матрицей выигрышей и проигрышей[37]. В теории игр выделяют два класса: игры со строгим соперничеством, когда игроки имеют прямо противоположные интересы (игры с нулевой суммой); игры с нестрогим соперничеством, где возможен обоюдный выигрыш (игры с ненулевой суммой). При игре с нулевой суммой проигрыш одного обязательно означает выигрыш кого-то другого из участников. Иными словами, сумма всех выигрышей всегда равняется нулю. Игра же с ненулевой суммой характеризуется тем, что выигрыши и проигрыши здесь не уравновешивают друг друга. Это означает, что сумма всех выигрышей и проигрышей может быть как выше нуля, так и ниже нуля. Так, например, во время забастовки в проигрыше оказываются обе стороны — как администрация, так и сами рабочие. Причем даже в том случае, если в результате переговоров той или другой стороне удается добиться материализации каких-то выгод или преимуществ, все равно общая сумма выигрышей и проигрышей вовсе не обязательно должна равняться нулю, но может составлять и отрицательную величину. Теперь представим себе ситуацию, в которой проигрыш, связанный со снижением производительности вследствие забастовки, оказывается счастливым шансом для конкурента данного предприятия, благодаря этому получившего возможность продать больше своей продукции, чем раньше. Получается, что на этом уровне ситуация приобретает характер игры с нулевой суммой. Потери забастовавшего предприятия могут в точности соответствовать добавочным прибылям конкурента. Однако заметим при этом, что проигрыш в данном случае распространяется на обоих партнеров бастующего предприятия — как на рабочих, так и на администрацию,— так что в этом смысле они оба что-то теряют. Модель игры с ненулевой суммой чаще всего используется при анализе межличностного конфликта. Один из наиболее известных вариантов такой игры — «дилемма узника»: «Двух подозреваемых берут под стражу и изолируют друг от друга. Окружной прокурор убежден, что они совершили определенное преступление, но не имеет достаточных доказательств, чтобы предъявить им обвинение в суде. Он говорит каждому из них, что у него имеется две альтернативы: признаться в преступлении, которое, по убеждению полиции, он совершил, или не признаваться. Если оба не признаются, то окружной прокурор предъявит им обвинение в каком-то незначительном преступлении, таком, например, как мелкая кража или незаконное владение оружием, и оба получат небольшое наказание (один год тюрьмы каждому); если они оба признаются, то будут подлежать судебной ответственности, но он не потребует самого строгого приговора (8 лет каждому); если же один признается, а другой нет, то признавшемуся приговор будет смягчен за выдачу сообщника, в то время как упорствующий получит „на полную катушку" (3 месяца первому и 10 лет второму). В этой ситуации перед каждым участником стоит задача получить максимальный выигрыш согласно матрице выигрышей, с которой они познакомились заранее. Причем предлагается серия попыток. Фиксируемыми переменными выступают: формальные данные об участниках, стратегии игры, субъективные описания противника и т. д.»[38]. Одной из ключевых работ для разработки социальных технологий управления конфликтом стала книга американского профессора Томаса Шеллинга «Стратегия конфликта» (The Strategy of Conflict, I960)[39]. Рассматривая конфликт как таковой, работая с его моделью, в которой участники стремятся к выигрышу, теория стратегии допускает существование у участников конфликта как общих, так и взаимно противоречащих интересов. «Чистый конфликт, в котором интересы двух противников полностью противоположны, — особый случай; он появляется в случае войны до полного истребления, но даже для войн другого типа он неприменим. По этой причине „выигрыш" в конфликте не имеет строго состязательного смысла; это не победа, одержанная над врагом. Здесь подразумевается выигрыш относительно своей собственной системы ценностей, и его можно добиться путем переговоров, компромиссов, а также избегая поступков, наносящих обоюдный ущерб. Таким образом, стратегия — в том смысле, в котором я использую здесь это слово, — связана не с эффективным применением силы, а с использованием силового потенциала. Она имеет дело не только с ватагами, ненавидящими друг друга, но и партнерами, не доверяющими друг другу или несогласными друг с другом. Она имеет дело не только с разделом выгод и потерь между двумя участниками тяжбы, но и с возможностью, что одни исходы будут хуже (лучше) для обеих сторон, чем определенные иные исходы. В терминах теории игр наиболее интересные международные конфликты являются играми не с постоянной, а с переменной суммой: сумма выгод участников конфликта не установлена так, что выигрыш („больше") одного неизменно означает проигрыш („меньше") для другого. Общий интерес заключается в достижении обоюдовыгодного итога»[40]. С 70-х гг. XX в. существенно развиваются практические подходы по урегулированию конфликтных ситуаций, появляются специалисты, способные оказывать услуги в качестве посредников по урегулированию различного рода конфликтов, а затем возникают особые фирмы, специализирующиеся на досудебном регулировании гражданских дел. Подобная практика приобретает весьма широкий характер. Создаются программы психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии, Ч. Освуд разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов. В становлении практики особое место заняли переговорные методики разрешения конфликта (Д. Скотт, Ш. и Г. Боуэр, Г. Келман и др.). Разработка технологий переговоров с участием посредника-медиатора (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин и др.) привела к созданию в США в 70 — 80-х гг. учебных заведений по подготовке специалистов-медиаторов. В этот период времени всемирную известность приобретает Гарвардский метод «принципиальных переговоров» Р. Фишера и У. Юри. С 70-х гг. усиливается практическое направление по регулированию конфликтов на уровне организации. В США получает распространение движение под названием «Альтернативное решение споров» (вместо судов), создаются небольшие фирмы по разрешению мелких споров, конфликтов. В 80-е гг. было создано более 180 таких центров, в которых менеджеры по конфликтам способствовали анализу конфликтных ситуаций самими конфликтующими сторонами, помогали найти возможные решения и преодолеть последствия конфликтов. А в 1986 г. в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В конце 80 — начале 90-х гг. XX в. основные цели использования теоретического моделирования социальных конфликтов для их эффективного эмпирического мониторинга становятся все более ориентированными на выявление способов и средств как предупреждения деструктивных, насильственных форм их развертывания, так и принципиального разрешения тех социальных проблем и противоречий, которые вызывают их появление.
Контрольные вопросы 1. Дайте общую характеристику современного периода развития социологической теории конфликта. 2. Раскройте основное содержание теории социального конфликта Р. Дарендорфа. Сравните сущность понимания конфликта, по Р. Дарендорфу и К. Марксу. 3. Охарактеризуйте взгляды Л. Козера на природу и функции конфликта. Какие два вида конфликтов он исследует и в чем их отличие? 4. Каковы основные идеи общей теории конфликта К. Боулдинга? Сравните статическую и динамическую модели конфликта, по К. Боулдингу. В чем суть его принципа дефицита ресурсов? 5. Структурно-динамические показатели конфликтного взаимодействия, по Л. Крисбергу. Какова их роль в аналитическом исследовании социального конфликта? 6. Основные принципы анализа социального конфликта в рамках стратификации, по Р. Коллинзу. 7. В чем значение теории игр для моделирования конфликтных ситуаций? 8. Какой вклад внес Т. Шеллинг в разработку социальных технологий управления конфликтом? 9. Какие проблемы практического характера были актуализированы в 70 —80-х гг. XX в. по управлению социальными конфликтами?
Литература Громова О.Н. Конфликтология: Учебное пособие для студентов специальностей: экономика и управление машиностроением. М., 1993. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт // Иностранная литература. 1993. № 4. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологический журнал. 1994. № 5. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.В. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993. Козер Л.А. Функции социального конфликта. М, 2000. Козер Л А. Социальный конфликт: современные исследования. М.г 1991. Аьюис Р.Д., Райфа X. Игры и решения: Введение в критический обзор. М, 1961. Петросян А.А., Зенкевич Н.А., Семина Е.А. Теория игр: Учебное пособие для ун-тов. М., 1998. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб., 2002. Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. Вып. II. Киев, 1991. Социология: Хрестоматия / Под общ. ред. А.И. Сухарева. Саранск, 2000. Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов: Учебное пособие. М., 2008. Тернер Дж. Структура современной социологической теории. М, 1985. Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1992. Шеллинг Т. Стратегия конфликта. М, 2007. Collins R. Conflict Sociology: Toward an Explanatory Science. N.Y.: Academic Press, 1975. Collins R. Frontiers of Social Theory: The New Syntheses. N.Y.: Columbia University Press, 1990. Krisberg L. Sociology of Social Conflict. N.Y., 1973. XIV. Ключевые понятия · Динамическая модель конфликта · Квазигруппа, по Р. Дарендорфу · Нереалистический конфликт · Общая теория конфликта · Переменные социального конфликта · Реалистический конфликт · Статическая модель конфликта · Стратегия конфликта, по Т. Шеллингу · Формы регулирования социальных конфликтов · Функции социального конфликта, по А. Козеру · Эскалация конфликта
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.73.6 (0.009 с.) |