В зависимости от нарушенных потребностей выделяют когнитивные конфликты и конфликты интересов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В зависимости от нарушенных потребностей выделяют когнитивные конфликты и конфликты интересов.



Конфликт когнитивный – конфликт взглядов, точек зрения, знаний. В таком конфликте целью каждого субъекта является убедить оппонента, доказать правильность своей точки зрения, своей позиции.

Конфликты интересов можно представить как противовес конфликта когнитивного, что означает противоборство, основанное на столкновении интересов различных оппонентов (групп, индивидов, организаций).

В связи с тем, что распределение конфликтов на виды представляется весьма условным, четкой границы между различными видами не существует, и на практике возникают такие конфликты: организационные вертикальные межличностные; горизонтальные открытые межгрупповые и т. д.

72. Способы урегулирования политических конфликтов

Для разрешения конфликта необходимы управление конфликтом и регулирование конфликта (конфликтный контроль), под которым понимаются разработка и применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и масштаба конфликта, его деэскалацию. Политической практикой и теорией выработаны некоторые общие формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов. В их числе -- компромисс и консенсус.

Компромисс -- соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные: первые навязываются сложившимися обстоятельствами; вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил (на основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции).Консенсус (лат. consensus -- согласие, единодушие) -- это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях. В демократических системах обычно различают три объекта возможного соглашения:

1. конечные цели (свобода, равенство и т. д.), которые составляют структуру системы представлений;

2. правила игры или процедуры;

3. состав правительства и правительственная политика.

Эти три объекта могут быть трансформированы в три уровня консенсуса:

1 уровень сообщества, или основной, ценностный;

2 уровень режима, или процедурный;

3 уровень политики.

Первый уровень консенсуса -- основной, он показывает, разделяет ли данное общество одинаковые ценностные представления и цели.

Второй уровень консенсуса -- процедурный, он устанавливает правила игры, фиксируемые в конституциях.

Третий уровень консенсуса (в отношении политики и правительства) выдвигает на передний план параллель «власть -- оппозиция». Несогласие по вопросам политики и оппозиция правительствам -- это отношение к членам правительства, а не к форме управления.

Консенсус -- универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе. Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.

Кризис консенсуса обычно связывают с кризисом отношений церковь -- государство, традиционной политики и включением в нее нетрадиционных групп, перераспределением ролей и статусов, отрывом элит от масс и т. д.

Урегулирование конфликтов подразумевает:

1предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т. п.);

2 разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их;

3 формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов (снижение уровня враждебности в отношении сторон, перевод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).

Исходя из существующих трех основных направлений в урегулировании конфликтов, можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта.

Первая группа -- предупреждение насильственной стадии развития конфликта. К этим методам относятся ранняя диагностика конфликта и выявление его причин, с тем чтобы не допустить его дальнейшего разрастания. Для этих целей часто используются стандартизированные процедуры, основанные на отслеживании конфликтных отношений с помощью ЭВМ. Однако основной акцент делается на развитие институтов и механизмов предупреждения насильственных форм развития конфликтов, т. е. на создание широкой сети государственных и негосударственных консультационных служб. Важнейшая роль принадлежит системе образования, телевидению и радио.

Вторая группа -- разрешение противоречий, вызвавших конфликт. Согласно Дж. Бертону, первым предложившему систему методов, нацеленных на устранение причин возникновения конфликтов, разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте,-- основной метод этой группы. Необходимо изменить характер восприятия и посредством этого изменить отношения сторон Друг к другу. Методы, используемые Бертоном и его коллегами, включают в себя Т-группы, ориентированные на снятие ложной идентификации с группой только по национальному признаку; а также предполагают специально организованные встречи и дискуссии между конфликтующими группами и т. п.

Третья группа -- снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы. Эта группа методов включает в себя многие приемы, которые предполагают перевод конфликта в рациональный план. Считается, что лишь очень немногие конфликты по своей природе являются конфликтами с нулевой суммой, т. е. когда все интересы сторон полностью противоположны. И если конфликт даже близок к такому, необходимо, чтобы участники через включение дополнительных вопросов, или, наоборот, исключая ряд из них, сделали конфликтную ситуацию носящей ненулевой характер. Другие способы добиться этого -- диверсифицировать ценности и цели, т. е. сделать так, чтобы группы стремились к непересекающимся целям; либо сформировать цели более высокого порядка, позволяющие объединиться ради их достижения. Во всех этих случаях конфликт становится ситуацией с ненулевой суммой.

Есть и другие методы снижения напряженности, в том числе и с использованием силового давления. Так, в международных отношениях к участникам конфликта применяют санкции, чтобы побудить их к поиску мирных средств решения проблемы.

Основная проблема в использовании методов, ориентированных на поиск взаимоприемлемого варианта решения, заключается в том, что стороны не обязательно ведут себя рационально в конфликте и не всегда готовы к компромиссам ради достижения согласия.

73. Политический диалог

Диалог политический- (греч. dialog – разговор, беседа) – способ публичного выражения политических взглядов, мнений, оценок, стилей политического мышления субъектов. В процессе политического диалога достигается согласие между субъектами, вырабатывается программа и механизмы политической деятельности. Политический диалог является определяющим условием развития демократической политической системы, так как отражает многопартийную систему общества. Выделяют основные формы политического диалога: 1) полемика – резкая, явная борьба противоположных мнений по любым политическим проблемам; 2) дискуссия – обмен мнениями по политическим проблемам, поиск в процессе дискуссии оснований для заключения политического соглашения, консенсуса.

В процессе политического диалога различают лояльные и нелояльные приемы его проведения. Лояльные приемы: концентрация аргументов в свою пользу; аргументы должны быть систематизированы по объективности и фактической основе; поиск слабых аргументов в политической позиции противника; никогда не доказывать очевидного, ясного для аудитории, что приводит к профанации позиции субъекта политического диалога. Нелояльные приемы: уклонение от предмета обсуждения политического диалога; обращение к личностным характеристикам спорящих; привлечение аудитории для поддержки своей политической позиции; угроза применения силы: от угрозы сворачивания политического диалога до физической расправы над политическим оппонентом.

Структура политического диалога: 1) оппонент – субъект, предлагающий решение политической проблемы или просто ставящий, формулирующий ее; 20 оппонент – субъект, критикующий положения, высказываемые оппонентом в устной или письменной форме; 3) аудитория – группа субъектов, при которых и ради которых ведется политический диалог; 4) средства массовой информации как средство ведения заочного политического диалога.

Политический диалог основывается на следующих принципах: научности; партийности; единства теории и практики; признания равенства и взаимного уважения участвующих в политическом диалоге сторон. Искажение любого из этих принципов приводит к политическому авантюризму и авторитаризму, что, в конечном счете, ослабляет развитие демократии.

74. Понятия субъекта и объекта в политике. Взаимопревращения субъектов и объектов в политике

По вопросу о субъектах и объектах политики в научной, учебной, учебно-методической литературе высказаны различные точки зрения. Одни авторы считают, что субъектом политики выступают классы, которые осознали свои классовые интересы, а объектами — классы, которые не осознали свои интересы (см.: Андреев С. С. Политика как социальное явление// Социально-политические науки. — 1991. — № 4. — С. 93); другие полагают, что в политике «субъект политики одновременно выступает и ее объектом» (Токарева Л. П., Демин Г. И. Действующие силы и лица в политике при социализме// Социально-политические науки. — 1990. — № 8 — С. 69); третьи исследователи говорят, что вместе с классами, социальными слоями, группами субъектами политики являются политические партии, общественные организации, социальные движения, и т. д.

С этими точками зрения в определенной мере можно согласиться. При этом, однако, необходимо учитывать следующее. Политика — сложное общественное явление. В ней не было, нет и быть не может постоянных субъектов и объектов. Те социальные общности людей, которые в конкретной взаимосвязи обнаруживают себя как объекты и субъекты, вместе с тем включены во взаимосвязи с другими социальными общностями. Та личность или общность людей, которая в одной взаимосвязи выступает, например, как субъект политики, в другой взаимосвязи в это же время является объектом политики и т. д. Положение усложняется еще тем, что, являясь деятельностью определенных социальных сил (субъектов), политика всякий раз осуществляется при противодействии других социальных сил (объектов), которые, являясь объектами по отношению к рассматриваемому субъекту, проявляют себя и как субъекты. Это противодействие, а оно возникает при любых политических действиях, свидетельствует, что в политике нет и быть не может постоянных субъектов и объектов.

Следовательно, все люди, все общности одновременно являются и субъектами, и объектами политики. Субъекты и объекты политики можно определить лишь в конкретных взаимосвязях, причем рассматривая эти взаимосвязи с позиций политических действии определенного класса, социального слоя, определенной группы, личности и т. д. Например, если анализируется деятельность крупной буржуазии, то по отношению к ней (субъекту политики), в частности мелкая буржуазия является объектом. Однако, мелкая буржуазия в это время, являясь объектом политики крупной буржуазии, вместе с тем выступает и как субъект. Она совершает политические действия, направленные не только на другие социальные слои, группы, но и на крупную буржуазию.

Таким образом, субъектами политики являются народы, нации, классы, социальные слои, группы и другие общности люден, а также конкретные личности. Они же одновременно являются и объектами политики.

Некоторые исследователи подразделяют субъекты политики на первичные и вторичные. По их мнению, первичными субъектами политики являются большие общественные группы, как организованные целостности, объединенные совокупностью интересов и устремлений; вторичными — мелкие социальные группы, коллективы и личности реализующие интересы и волю больших общественных групп и играющие существенную роль в политике, насколько способны служить какому-либо классу, большой социальной группы и пользоваться их поддержкой. С точки зрения этих авторов первичные субъекты одновременно являются и конечными субъектами политики (см.: Решетников С. В. Введение и политологию- — Минск, 1990. — С. 31). С этой точкой зрения вполне можно согласиться.

Степень проявления всех общностей людей, а также конкретных личностей в качестве субъектов политики неодинакова. Субъектами и объектами политики в конкретных ситуациях они проявляют себя в разной мере. «На каждом конкретном этапе политической жизни складывается конкретное «расположение» данных субъектов, т. е. одни из них выходят на первый план, другие находятся на втором, третьем и т. д. планах. Иначе говоря, для понимания состава субъектов политики, роли каждого из

них необходимо учитывать конкретно-историческую иерархичность» (Основы политологии: Курс лекций. — Ч. I. — М., 1991.

Степень проявления классов, социальных слоев, групп, других общностей людей, а также конкретных личностей в качестве субъектов политики определяется конкретными историческими условиями. В зависимости от степени воздействия на реальную политическую ситуацию эти условия некоторые исследователи подразделяют па несколько «уровнен». По их мнению, первый (высший) уровень составляют-мировые условия; то есть условия исторической эпохи; второй — экономические, социальные и духовно-идеологические условия конкретной страны, природа ее общественного строя, уровень ее развития; третий — содержание и характер основных задач, решаемых обществом в данный конкретный период, определяемых в основном динамикой развития производительных сил и производственных отношений, необходимостью внесения соответствующих изменений во все элементы надстройки; четвертый — конкретное состояние политической сферы страны (см.: Основы политологии: Курс лекций. — Ч. I. — М., 1991. — С. 126-127)

Думается, подразделение конкретно-исторических условий, влияющих на реальную политическую ситуацию, по указанным уровням вполне правомерно. Однако, трудно согласиться с утверждением автора о степени значимости этих уровнях. Вне всякого сомнения решающую роль в возникновении реальной политической ситуации играют экономические, социальные и духовно-идеологические условия конкретной страны, природа ее общественного строя, уровень ее развития, конкретное состояние политической сферы этой страны. Именно это, а не что-то другое определяет степень проявления классами, социальными слоями, группами, другими общностями людей, а также конкретными личностями своих потенциалов субъектов политики.

Функции субъектов политики классы, социальные слои, группы и другие общности люден выполняют оформившись организационно. Формы организации субъектов политики весьма многообразны: государство, политические-партии, союзы, общественные организации и т. д.

По мере развития общества, усложнения политической жизни состав субъектов политики расширяется и усложняется. Фермы их организации становятся все более многообразными. Например, в рабовладельческом обществе функции субъектов политики вместе с государством несли и другие политические организации: группировки рабовладельцев, их союзы, тайные организации и союзы рабов и т. д. В этом обществе значительную роль в качестве субъектов политики выполняли правители государств. В феодальном обществе значительное количество функций политики выполняла церковь. В последующие периоды истории человечества на арену политической жизни вышли политические партии, общественные организации, социальные движения и т. д. Вместе с тем важную роль в качестве субъектов политики стали играть лидеры политических партий, особенно массовых партий, движений.

75. Политическая партия, движение, группа давления

 

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического

общества являются политические партии. Партия - это политическая

общественная организация, которая за власть или за участие в осуществлении

власти. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных

семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло

характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации,

которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в

Соединенных Штатах не ранее начала 19 века. Например, в тексте американской

Конституции. Декларации прав и свобод гражданина, в других политических

документах конца 18 в. нет даже упоминания о политических партиях.

Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных

семей или популярных лидеров, в течении многих веков составляло

характерную, существенную черту политической истории. Каждая партия

создавалась для защиты интересов определенных социальных групп. По этой

причине партии, как правило, не однородны и имеют внутри себя фракции -

группы выдвигающие программы несколько отличные от общей, основной

программы партии. Существование в партии различных фракций делает ее

политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди

различных групп избирателей.

Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической

борьбы между различными фракциями и течениями. Руководящие органы многих

партий составляются на основе представительства от различных фракций.

В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить

интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В

практической политике партии стремятся учитывать интересы различных

категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на

демократических выборах.

Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом.

Первоначально активно действовали только в период избирательных компаний.

Они не имели постоянно действующих местных организаций.

Политические партии с оформлением партийных билетов, взносов, членства

в партии и дисциплиной появились в Европе с возникновением массового

организованного рабочего движения.

Существующие сейчас политические партии по организационной структуре

можно отнести к двум основным типам: организационно оформленным и

организационно неоформленным.

Организационно оформленные:

В партиях этого типа члены партии получают партийные билеты и платят

взносы.

Организационно неоформленные:

В партиях этого типа нет официального членства (состояния в партии), а

для того, что бы считаться членом такой партии достаточно, что бы за тебя

проголосовал комитет этой партии. Общее, что присуще всем современным

партиям, наличие партийного аппарата. То есть организованной группы людей,

для которых партийная политическая деятельность является профессией.

Наиболее известными примерами второго типа партий являются республиканская

и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании.

Общее, что присуще современным политическим партиям и что отличает их

от партии начала и первой половины 19 в., - наличие партийного аппарата,

т.е. организованной группы людей, для которой партийная, политическая

деятельность является профессией. Структура партийного аппарата отвечает

прежде всего задачам ведения избирательной борьбы.

Каждая партия создавалась для защиты интересов определенной

социальной группы. Постепенно она привлекала к себе все новые и новые слои

избирателей. В результате партии стали в большинстве своем объединениями, в

которых в том или другом сочетании представлены интересы различных

социальных групп. По этой причине партии, как правило, неоднородны и имеют

внутри себя фракции- группы, выдвигающие программы, отличные от общей

программы партии.

Существование в партии нескольких фракции, направлений не ослабляют

партию, а наоборот, делают ее политику более гибкой, поскольку помогает ей

сохранить свое влияние среди разнообразных групп избирателей, учитывать

многообразие социальных, экономических, политических интересов в обществе.

Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной борьбы между

различными фракциями и течениями.

Те слои общества, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием

и которые поддерживают ее на протяжение длительного времени, составляют ее

социальную базу, а избиратели, регулярно отдающие ей голоса на выборах,-

ее электорат. Традиционной социальной базой социал-демократических партий в

Европе был рабочий класс; либерально-демократические поддерживали средние

слои (служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели и т.д.); аграрные

партии опирались на крестьянство; партии, занимавшие консервативные

позиции, получали поддержку крупных собственников, части крестьянства и

средних слоев. Примерно в середине 20 в. ситуация изменилась. Крупные

партии получают на выборах голоса избирателей, принадлежащих к различным

группам населения. Так, за социал-демократов голосуют не только рабочие, но

и служащие, интеллигенция, мелкие и средние собственники. Партии

консервативной ориентации поддерживают рабочие и служащие, члены профсоюзов

и предприниматели.

В программах партий обычно подчеркивается их намерение служить

интересам различных социальных групп, большинства граждан всей страны. В

практической политике партии стремятся учитывать интересы различных

категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на

демократических выборах. Вместе с тем на выборах в европейских странах (в

значительной мере в США) партии продолжают сохранять своеобразие,

собственное политическое и идеологическое лицо. Например, от социал-

демократов избиратели ожидают проведения сильной социальной политики,

принятия новых или совершенствования существующих программ помощи социально

незащищенных групп населения.

Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду с политическимипартиями, играют общественные организации и движения. В отличие от партийони не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и неберут на себя связанных с этим обязательств. Однако, реализуя своиспецифические задачи и функции, общественные организации и движения решаютзадачи широкого общественного значения, вносят весомый вклад вгосударственное, хозяйственное, социально-культурное строительство.Формирование разветвленной системы общественных организаций и движенийявляется показателем развитости гражданского общества, свидетельствоммногообразия и структурированности его интересов. Общественная организация — это добровольное объединение граждан наоснове общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационнуюструктуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное иликоллективное членство. Для общественной организации характерны наличиеустава, специализированного управленческого аппарата, относительнаястабильность состава, материальное участие членов организации в создании ееимущественной основы (членские, целевые взносы). Согласно этим признакам, к общественным организациям можно отнестипрофессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные,женские, ветеранские организации, творческие союзы (союз писателей,композиторов, театральных деятелей и т.п.), разнообразные добровольныеобщества (научные, технические, культурно-просветительные и др.). С учетомтерриториальных рамок их деятельности выделяют местные, региональные,общегосударственные, международные общественные организации. Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан,преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационнойструктуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаютсямассовостью, широкой социальной базой, организационной и идейнойаморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью испонтанностью действий. Связи между участниками движения носятпреимущественно идейно-политический, а не организационный характер. Типология общественных движений может проводиться по различнымоснованиям. По целям и сферам деятельности выделяют антивоенное,экологическое, женское молодежное движения, движение за расовое инациональное равноправие, движение в защиту потребителей, религиозныедвижения и многие другие. По отношению к существующему строю общественные движения делятся нареволюционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные,реакционные; по способам и методам действий — на насильственные иненасильственные. Общественные движения могут формироваться на различной социальнойоснове. Некоторые из них, например, антивоенное, экологическое, национально-освободительное движения, носят межклассовый (внеклассовый) характер.Другие имеют ярко выраженный социально-классовый характер — рабочие,крестьянские, буржуазные движения, а также движения интеллигенции,фермеров, мелких собственников. Общественные движения могут группироватьсяи по половозрастным признакам — молодежное, детское, женское движение,движение пенсионеров и др. По профессиональному признаку создаются движенияученых, врачей, писателей и т.п. Деление добровольных объединений на общественные организации идвижения носит во многом условный характер, и не всегда легко ихразграничивают. Общественные движения по мере усиления организационныхпринципов зачастую становятся основой для образования общественныхорганизаций и даже политический партий. Так, развитие экологическогодвижения обусловило создание различного рода экологических союзов иассоциаций, а затем и партий "зеленых" во многих странах. Народные движенияи фронты в ряде бывших республик СССР эволюционировали и оформились внационально-демократические партии.
 
 

Вторым наиболее массовым организованным субъектом политического рынка выступают группы интересов и группы давления. Под этим понятием имеются в виду организации самого разного типа, члены которых, не претендуя на высшую политическую власть в системе, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов. В этом их принципиальное отличие от политических партий.

В число таких групп входят:

  • профсоюзы рабочих и служащих;
  • фермерские (крестьянские) организации и союзы;
  • профессиональные ассоциации предпринимателей;
  • феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские и т.п. движения;
  • союзы ветеранов;
  • философские клубы и общества и др.

Существуют различные классификации групп давления. Они могут быть:

  • широкого и специализированного профиля;
  • представляющие преимущественно материальные интересы и ставящие на первое место идеологические ценности и моральные принципы;
  • массовые и кадровые;
  • частные и общественные.

В качестве приоритетных группы давления выполняют следующие две функции:

  • во-первых, это селекция, обобщение, формулирование и артикуляция основных интересов своих членов;
  • во-вторых, целенаправленное воздействие на институты публичной власти с целью удовлетворения особо значимых интересов.

При этом объектами этого воздействия выступают все ветви власти, но прежде всего законодательная и исполнительная, а также партии, которые эту власть контролируют. Существенное значение придается апелляции к общественному мнению и его мобилизации.

Направления воздействия групп давления на власть и ее окружение:

  1. Воздействие на саму власть.
  2. Воздействие на партии, контролирующие власть.
  3. Воздействие на общественное мнение, влияющее на власть.

Группы давления оказывают обществу хорошую услугу, направляя в соответствующие каналы его чаяния, которые без этого часто принимают неорганизованную и насильственную форму. Но, вместе с тем, группы давления могут приводить и к дезорганизации общества.

Обычно выделяют четыре типа возможных дисфункциональных последствий деятельности групп давления:

  • общественный протекционизм, т.е. тенденция групп требовать сохранения достигнутых позиций и прав;
  • управленческий застой, когда действия и инициативы правительства блокируются;
  • отрицание коллективной дисциплины, т.е. каждая группа стремится переложить на других бремя национальных расходов;
  • изменение в соотношении сил, т.е. равновесие между различными интересами может быть нарушено, так как каждая группа обладает неравными средствами влияния.

С понятием групп давления тесно связано понятие «лоббизм», или «лобби». В самом широком смысле оба эти понятия чаще всего употребляются в качестве синонимов. Как специализированный вид деятельности «лобби» — это воздействие любого юридического или физического лица, предпринимающееся чаще всего за плату, на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого юридического или физического лица.

В качестве легальных лоббистская деятельность принимает формы:

  • выступлений на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;
  • представления проектов законов и других нормативных актов, результатов научных исследований и экспертиз;
  • проведения пропагандистских кампаний в печати и других органах СМИ;
  • организации демонстраций, маршей, пикетирования и т.д.

К нелегальным (уголовно наказуемым) действиям относятся:

  • взятка как разовый акт или подкуп законодателя либо чиновника на длительный срок;
  • шантаж, тиражирование заведомо ложной или искаженной информации и др.

В западных странах лоббистская деятельность регулируется специальным законодательством, что придает ей характер легальной деятельности, вытекающей из конституционного права граждан обращаться с петициями в органы власти. В России пока доминирует так называемый «дикий лоббизм», в основе которого лежит такое явление, как политическая коррупция.

Коррупция — крайний метод скрытого давления на власть. Причем индивидуальная коррупция становится все более редкой в мировой практике, особенно в прямой форме. Чаще существует угроза коллективной коррупции путем финансирования партий и избирательных кампаний. В то же время в западных странах используется целый комплекс мер по ее предотвращению. В отношении избирательной кампании — это гласность расходов на ее проведение, установление их потолка и финансирование за счет государства. В отношении лоббирования — практика регистрации лоббистов и жесткий правовой контроль их деятельности и др.

76. Нация как субъект политики

 

Прежде чем рассматривать проблему наций как субъектов и объектов политики, необходимо уяснить содержание понятий «нация», «национальность», «национальные отношения», «межнациональные отношения», «национальный вопрос».

В научной, учебной, учебно-методической литературе, не говоря уже о публицистике, сплошь и рядом обнаруживается «разночтение» этих понятий. При этом нередко одним и тем же термином обозначается разное содержание.

Нация — это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, характеризующаяся общностью их экономической жизни, языка, территории, психического склада, особенностей характера и культуры.

Таковы основные признаки нации. Условно их можно подразделить на три группы: 1) нация — это экономическая общность, 2) нация — это этническая общность, 3) нация — это общность, которая характеризуется общим языком.

Названные признаки объективны как объективно само существование наций. В этой связи вполне можно согласиться с П. Б. Струве, который считал, что «национальное начало» «без всякого принуждения владеет человеком» (Цит. по: Татарникова С. II. Концепция политики национального согласия П. Б. Струве //Социально-политические науки. — 1991. — № 12. — С. 92), но вопреки его утверждению «национальное начало» никогда не было и не может быть «мистическим».

Указанные три группы признаков только в единстве дают верное представление о нации. Для правильного понимания нации эти признаки нельзя разъединять, а тем более противопоставлять. В реальной действительности это обеспечивается далеко не всегда. Нередко в качестве главного признака нации рассматривается язык. Довольно широко распространено отождествление понятия «нация» с понятием «этническая группа». Нередко нация сводится к государственности. Эти и им подобные толкования не отражают реальной действительности. В этом легко можно убедиться па простых примерах. Например, на одном языке говорили представители племени много веков раньше появления нации. Государственные границы во многих случаях не совпадают с территориями, на которых осуществляют, свою жизнедеятельность многие нации.

Неправомерно отождествление понятия «нация» с понятием «национальность». Эти понятия, хотя и являются близкими, отражают разное содержание. Понятие «национальность» обозначает этническую общность. Оно является более узким по сравнению с понятием «нация».

Нации — продукт исторического развития. Они пришли на смену народностям, хотя и не исключили их существование полностью, вместе с утверждением капитализма. В настоящее время вместе с нациями продолжают существовать и другие общности люден: народности, племена. Сейчас в мире насчитывается свыше двух тысяч наций, народностей, этнических групп. Абсолютное большинство из них осуществляют свою жизнедеятельность, в многонациональных странах. Об этом красноречиво говорит численность государств. В настоящее время число государств - членов ООН составляет всего лишь примерно 18 десятков. Нация — развивающееся явление. Развитие наций подчиняется действию объективного закона. В основе развития наций лежит противоречие между интернационализацией общественной жизни и стремлением народов к сохранению своей национальной самобытности, своего языка традиций, обычаев, культуры. Этот закон получил отражение в идее В. И. Ленина о двух тенденциях в развитии наций. Первая — пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против национального гнета, создание национальных государств. Вторая — развитие и учащение всяческих отношений между нациями, ломка национальных перегородок, интернационализация экономической жизни, политики, науки и т. д. (см.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. — Т. 24, — С. 124). Суть закона развития наций, по В. И. Ленину, — в противоположности этих тенденций.

Закон развития наций, видоизменяясь в ходе исторического процесса, действует объективно во всем человеческом сообществе. Его действие не может быть отменено субъектами политики, хотя и может быть подвергнуто значительным извращениям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.112.69 (0.08 с.)