Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В зависимости от господствующей идеологии государстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Деидеологизированные (светские) государства — здесь официальная идеология отсутствует. В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию. 47. Партия как политический институт
В реализации общественных интересов государство активно взаимодействует с другими политическими силами, которые выражают потребности гражданского общества. Среди них особое значение имеют партии. Они берут свое начало в гражданском обществе и отстаивают интересы различных групп. Одним из первых предложил определение политической партии английский политик и философ XVIII в. Э. Берк. По его определению, «партия представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию». Современное понимание партий с соответствующими типологическими признаками начало формироваться в XIX - начале XX вв. В современной политологии партия рассматривается как группа людей, объединившихся для участия в политической жизни и преследующих цель завоевания политической власти. Поэтому мы примем следующее определение политической партии: политическая партия (от франц. parti, от лат. pars, partis - часть, группа) - организованная группа единомышленников (приверженцев идеологии или лидера), представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания власти или участия в ее осуществлении. Процесс формирования и функционирования партий относится к концу XVII - началу XVIII вв. В этот период зарождались политические системы раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки. Появление партий отражало раннюю стадию борьбы между сторонниками различных направлений формирующейся новой государственности в ходе гражданской войны в Америке, буржуазных революций в Англии и во Франции. Партии возникли как «езультат ограничения абсолютной монархии, включения в политическую жизнь третьего сословия», всеобщего избирательного права (XIX в.), послуживших развитию представительной системы: не только выполнение управленческих функций стало требовать расширения состава политической элиты, но и само ее рекрутирование превратилось в дело избирательного корпуса. Теперь те, кто хотел сохранить (или приобрести) власть и влияние, должны были обеспечить себе массовую поддержку. Именно партии стали этими законными орудиями артикуляции интересов различных групп избирателей и отбора элиты. Первоначально партии представляли собой не сплоченные объединения, нацеленные на борьбу за власть, а своего рода клубы, литературно-политические образования, являвшиеся формой объединения единомышленников (Клуб кордельеров времен Великой французской революции или «Реформ Клак» в Англии в 1830-е гг.). Первые партии, боровшиеся против феодальной власти, были созданы сторонниками либеральной идеи (виги в Великобритании, прогрессивная партия Германии, Бельгийская либеральная партия и др.). Таким образом, исторически партии формировались как представительные структуры, выражавшие определенные групповые интересы, как институты, оппозиционные государству и существующим политическим объединениям, как союзы единомышленников. Эти черты партий способствовали тому, что они воспринимались как источник кризисов и раскола общества. Отрицательно относились к деятельности партий Дж. Вашингтон, А. Токвиль, Дж. Милль. Только постепенно, по мере развития парламентских, конституционных основ буржуазной государственности партии укрепили свой политический и правовой статус. В настоящее время они представляют такой институт власти, без которого не может осуществляться выборное формирование государственности, легальное завоевание различными слоями населения ведущих политических позиций. От всех других политических институтов, в том числе от групп интересов, партию отличают свойственные ей функции и способы их осуществления, определенная внутренняя организация и структура, наличие программы деятельности, определенная идеологическая основа (см. рис.7). Структура политической партии. В структурном отношении в партии можно выделить три уровня. Самый неопределенный и размытый уровень - это тот блок избирателей, которые идентифицируют себя с данной партией и голосуют за нее на выборах. Они составляют массовую базу, которая обеспечивает поддержку кандидатам данной партии в избирательной кампании. Принадлежность к этой группе формально трудно определить, так как большинство голосующих за данную партию никак не связаны с ней организационно. Второй уровень - это официальная партийная организация. Поскольку вся деятельность партии концентрируется вокруг выборов, низовые партийные организации функционируют в избирательных округах. В США, например, демократическая партия имеет 2,5 тыс. а республиканская - 2 тыс. окружных организаций. Главная их задача состоит в мобилизации избирателей на местном уровне на поддержку кандидатов от своей партии. Их совокупность составляют организации на уровне района, области, земли, штата и т.д., которые, в свою очередь, в совокупности составляют общенациональную партию. Третий уровень партии - это должностные лица в государственном аппарате, которые получили свои посты в силу принадлежности к соответствующей партии. 48. Политические процессы Политический процесс — это событийная сторона политической жизни, т.е. возникновение и последовательность политических событий. Политический процесс раскрывает все многообразие, сложность и противоречивость политической жизни. Благодаря его изучению мы можем видеть, как в реальных поступках людей воплощаются институализированные политические отношения и культурные модели и ценности, акте противоречивые возникают коллизии, когда индивиды пытаются реализовать свои потребности, установки, ценностные ориентации. Можно сказать, что политический процесс это последовательность событий, в которых усилиями людей воспроизводятся и создаются политические структуры, а также реализуются и изменяются политические устремления и установки индивидов и социальных групп. Именно в ходе политического процесса происходит соединение внутреннего субъективного мира отдельного человека и объективного мира политики, созданного многими людьми. Остановимся подробнее на некоторых основных особенностях политического процесса. Прежде всего отметим, что политический процесс обладает пространственно-временной обусловленностью. Любое событие разворачивается в определенное время и в определенном месте физического пространства. Это может быть здание парламента, площадь, телестудия, помещение, где намечено провести съезд партии и т.д. Место накладывает определенные ограничения на действия людей, вовлеченных в то или иное событие. На площади может собраться больше людей, чем в помещении, трансляция из телестудии дает возможность еще больше расширить круг лиц, вовлеченных в событие. Участники события могут сконцентрироваться в одном месте, а могут быть рассеяны в большом территориальном пространстве, и тогда каждый из них может инициировать новую цепь взаимосвязанных событий. Политические структуры в отличие от политического процесса не имеют ни временной, ни пространственной обусловленности. Государственная Дума, независимо от того, в какое время и в каком помещении она будет заседать, останется российским парламентом с перечисленными в Конституции правами и полем ответственности. Однако события в самой Гос думе способны развиваться по-разному. Депутаты, например, если их вдруг переведут в другое здание, могут начать высказывать претензии, связанные с отсутствием необходимых условий для полноценной работы. «Протекание» событий во времени, т.е. временная обусловленность политического процесса, кажутся нам настолько обычным делом, что мы нередко не отдаем себе отчета о значимости времени в политике. Но временная обусловленность политического процесса позволяет описывать его, выделяя, этапы или фазы, что дает возможность структурировать сам процесс, определять изменение его динамики. Фактор времени постоянно напоминает еще и отом, что политический процесс необратим. Если в стране начался конфликт, то нельзя вернуться к доконфликтной ситуации, к так называемому «нулевому» варианту. Если даже глава исполнительной власти и в силах отменить свое распоряжение, то этим актом он все равно не в состоянии вернуться к той ситуации, которая сложилась в момент подписания отмененного документа. Как говорил Гераклит, нельзя дважды войти в одну и ту же воду. Второй особенностью политического процесса является его конкретность. Он всегда складывается из событий, создаваемых не абстрактными личностями, а реально живущими индивидами, непохожими друг на друга, отличающимися своими взглядами, ценностными ориентациями и установками. Поэтому каждое политическое событие по-своему уникально. Митинги, проводимые оппозицией под одними и теми же лозунгами в разных городах, будут отличаться составом и численностью участников, выступлениями ораторов и освещением в прессе. Заседания совета министров даже при одном и том же составе участников будут отличаться не только повесткой дня, но и эмоциональным накалом выступающих, формулируемыми решениями и т.д. Третьей особенностью политического процесса является его сложность, многоуровневость и многообразие. В обществе одновременно происходит множество различных политических событий, и чтобы упорядочить наше знание о них, выделим уровни и виды политического процесса. Уровень политического процесса — это масштабность происходящих политических событий, их значимость. Можно выделить четыре уровня политического процесса: политические события в жизни одного человека, или политическая биография. На этом уровне фиксируются только те события, в которых участвовал конкретный индивид. Обычно этот уровень политического процесса интересует биографов, описывающих жизнь и деятельность прежде всего выдающихся людей, бывших и настоящих профессиональных политиков; Однако такая политическая биография может быть и у простого человека с ограниченной степенью вовлеченности в политические события; политические события, в которые оказались вовлечены члены одной организации, группы, региона. Например, процесс создания и развития партии. Описание этого процесса будет включать в себя рассказ о событиях, приведших к конституированию организации, о внутриполитической борьбе в ее рядах, об участии ее представителей, активистов в различных акциях, в том числе в избирательных кампаниях, о деятельности членов этой партии в высших государственных органах и т.д. В обществе одновременно разворачивается множество политических процессов такого уровня создается новая общественно-политическая организация, партия проводит свой очередной съезд, группа давления начинает акцию воздействия на правительство, в регионе проходит митинг под политическими лозунгами. Причем все эти события могут быть совершенно несвязанными между собой. Эта несвязанность событий позволяет выделить еще одну характеристику политического процесса в стране, его дискретность, т.е. разорванность происходящих в стране политических событий и отсутствие между ними непосредственной причинно-следственной связи; политические события общенационального масштаба, т.е. оказывающие воздействие на развитие общества в целом. Общенациональный уровень политического процесса позволяет нарисовать общую картину политической жизни в стране. В ходе этого анализа выявляется расстановка политических сил, выявляются массовые настроения, выделяются события, способные негативно сказаться на стабильности всего общества. Этот уровень анализа политического процесса является доминирующим как в научных исследованиях, так и в различных информационных передачах средств массовой информации. Причина этого заключается прежде всего в том, что события такого уровня неизбежно сказываются в той или иной мере и на жизни всех слоев населения. К политическим событиям общенационального масштаба относится принятие основополагающих законопроектов, важных распоряжений исполнительной власти, сюда же относятся и кадровые назначения в системе государственной власти, если они существенным образом могут повлиять на расстановку политических сил в стране; междугородный, глобальный уровень политических процесcoв. Он включает события, связанные со строительством отношений с другими народами, с сотрудничеством разных государств в решении глобальных проблем, с возникающими между ними противоречиями и конфликтами и т.д. Основными действующими лицами международных процессов являются прежде всего главы государств, руководители внешнеполитических государственных ведомств, а также лидеры политических партий и общественных организаций. Однако в некоторые международные процессы могут вовлекаться и достаточно широкие слои населения, не занимающие высокой статусной позиции в политической иерархии. Уровень — это масштаб политического процесса, но события могут быть объединены и в зависимости от своей направленности, функционального назначения. Такая типология политических процессов позволяет выявить цепь событий, влияющих на решение какой-либо значимой для общества проблемы в целом. В зависимости от ориентации на достижение определенного результата политические процессы можно разделить следующим образом: • кооперативные процессы, в ходе которых происходит объединение усилий различных политических сил, устанавливаются партийные или правительственные коалиции, создаются ассоциации, объединяются в блоки группы интересов, формируются организации. К кооперативным процессам относится проведение различными политическими объединениями массовых совместных акций, манифестаций, митингов. Особыми видами кооперативных процессов являются законодательный процесс и процесс принятия управленческих решений органами исполнительной власти. И в том, и в другом случае речь идет о сложном поиске компромисса, достигаемого в ходе согласования многочисленных мнений, позиций, взглядов; • конкурентные процессы, позволяющие описать и понять специфику соперничества между политическими субъектами в борьбе за престижные позиции в политической иерархии, за влияние на массы, за право распоряжаться ресурсами. Одним из видов конкурентного процесса является избирательный, электоральный процесс, в ходе которого разматывается сложнейший клубок событий, связанных с действиями претендентов на высшие государственные должности; • конфликты, включающие в себя цепь событий, свидетельствующих об обострении отношений между отдельными группами или организациями, о появлении противостояния в обществе. Более подробно об этом типе политических процессов мы будем говорить ниже; • инновационные процессы, в ходе которых создаются новые политические и социальные структуры. Сюда относятся прежде всего направленные действия политических субъектов по созданию новых институтов, по реформированию политической системы, а также события, в ходе которых спонтанно, часто помимо воли самих участников происходит разрушение старых структур и закладываются основы социальных нововведений. Выделение указанных видов политического процесса является достаточно условным. Обычно они тесно переплетены между собой. Кооперативные взаимодействия могут вести к инновационным изменениям, на периферии конкурентных процессов часто возникают конфликтные ситуации, а стремление людей найти выход из конфликта толкает их к кооперации. Вместе с тем, изучение специфики каждого из этих процессов позволяет глубже понять тенденции политического развития в каждом конкретном обществе. Итак, политический процесс в обществе можно представить как многоуровневый и многообразный по направленности решаемых задач. Вот почему применительно к обществу часто говорят не об одном, а о многих политических процессах. Сложность, противоречивость, взаимное переплетение различных политических процессов являются характерной чертой политической жизни современного общества. 49. Прямое действие в политике Существуют два основных типа политических процессов: когда воздействие па политическую власть осуществляется через представительные органы, которые функционируют в рамках самой политической системы, и через непосредственное влияние граждан на органы политической системы. Непосредственное участие в политике может идти институциональным, регулируемым путем прямой демократии через механизм выборов, референдумов, плебисцитов, когда принимаются определенные нормы, регулирующие эти процессы, действует развитая система их регуляции и подведения итогов (избирательные законы, комиссии по проведению выборов и подведению их итогов, уставы политических организаций). Но участие в политике может осуществляться и иным путем: через «прямое действие» — непосредственное влияние граждан на органы политической власти через использование разнообразных форм политической активности — митингов, демонстраций, забастовок. 50. Политическая кампания Политическая кампания — это система действии, рассчитанная на достижение определенной цели, обычно в качестве таких целей в политике бывают изменения структуры власти в обществе, перераспределение политических полномочии, формирование органов власти, достижение тех или иных национальных приоритетов. Поскольку политическая кампания — это система именно коллективных действий, то ее успех в значительной степени зависит от степени поддержки выдвигаемых в ходе нее целей как можно большим количеством людей. Зримыми проявлениями поддержки могут быть количество членов организации или политического движения, регулярность выполнения гражданами своих обязанностей, число голосующих за политическую партию, кандидата на выборах. 51. Политическая модернизация
Одним из процессов в современной политической жизни многих стран мира является модернизация. В своих идейных истоках теории модернизации восходят к идее прогресса, где история, общественно-политический процесс понимались как предопределенное объективными социально-экономическими факторами движение от так называемого традиционного общества к обществу переходному, а затем – к современному (модерному). Американский социолог У. Мур отмечает, что модернизация есть «понятие тотальной трансформации досовременного общества к тому типу технологии и соответствующей ему структуры, которые характерны для развития экономически процветающих и политически относительно стабильных стран западного мира». Выделим основные признаки модернизации в отдельных сферах общества: Экономическими характеристиками модернизации выступают преобразование способа производства и укладов хозяйствования в современную равновесную рыночную систему открытого типа с господством в ней частного сектора, сосуществующего с другими секторами: государственным, кооперативным, смешанным капиталами, трудовой акционерной собственности и др. В социальной сфере мо
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.7.212 (0.014 с.) |