Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Корпоратизм и заинтересованные группы⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Корпоратизм - (corporatism), система посредничества, связывающая интересы производителя и государства. При этом определенные заинтересованные организации включены в процесс формирования политики — как в плане ее обсуждения, так и обеспечения согласия с ней ее членов. Тем не менее одна из характерных особенностей научных дискуссий по проблемам корпоратизма, начавшихся в середине 1970-х гг., заключается в том, что участники не смогли прийти к общему мнению относительно значения самого термина. Они были единодушны в том, что соответствующая область изучения охватывает отношения между группами, связанными общими интересами, и государством; практически пришли к согласию по проблемам, связанным с интересами, возникающими в процессе разделения труда, и особенно с попытками урегулирования конфликтов между трудом и капиталом. Однако в то время как одни ученые настаивали на том, что корпоратистское урегулирование должно быть трехсторонним и включать государство, организованных работодателей и организованную рабочую силу, другие полагали, что можно ограничиться участием государства и одного из «социальных партнеров» либо только «социальных партнеров». Участники дискуссии отчасти согласились с тем, что в отличие от традиционных *групп давления, настаивающих на проведении выгодной им государственной политики, корпоратисты предъявляет требования и в сфере политики, и в сфере контроля над ней. Считалось, что, имея возможность участвовать в формировании государственной политики, корпоратистские группы интересов будут помогать проводить ее в жизнь. Иногда это достигалось с помощью «посредничества», которое некоторые ученые считают основополагающим понятием корпоратизма (А. Косой). Хотя дискуссия началась в середине 1970-х гг., идея корпоратизма имеет долгую историю. Гильдии, или корпорации, были важными институтами средневековой жизни, однако политологи не уделяли им особого внимания. Сознательно о потенциальной ценности корпоратистских мер, основанной на их традиционности, всерьез начали размышлять в последней четверти 19 в. В энциклике «Рерум новарум...» («Новых вещей» — ее первые слова) (1891) папа Лев XIII анализировал проблемы бедности рабочего класса, развития профсоюзов и господствующего влияния «духа революционных перемен». Он доказывал, что классовые конфликты не являются неизбежными, а между капиталом и трудом существует взаимозависимость, и утверждал, что такие проблемы, как условия труда, здравоохранение и меры безопасности, следует возложить — с санкции и при поддержке государства — на специальные организации или ведомства, для того чтобы «не допустить чрезмерного вмешательства со стороны государства». Озабоченность проблемой ограничения прямого государственного вмешательства и поиск альтернативных форм санкционированных государством коллективных действий были главными вопросами корпоратизма. Остается сильной и связь между корпоратизмом и социальной теорией католицизма. После 1-й мировой войны идея корпоратизма была подхвачена радикально настроенными правыми, в частности Муссолини, который отвел ему центральное место в фашистском режиме Италии. В результате корпоратизм «пострадал за соучастие»: его стали считать синонимом фашизма, и термин был исключен из большинства политических дискуссий, хотя по-прежнему использовался в Испании и особенно в Португалии. Известен, однако, либеральный вариант корпоратизма, заметно отличающийся от авторитарного. С. Вир в работе «Современная английская политика» (1965) предсказал, что можно с уверенностью ожидать дальнейшего развития корпоратизма. Эндрю Шонфилд в опубликованном в том же году труде «Современный капитализм» — одном из наиболее значительных исследований на эту тему середины 20 в. — рассмотрел это понятие с точки зрения управления экономическим планированием, при котором главные группы интересов объединялись вместе для достижения договоренности о будущих действиях. В указателе книги рядом с «корпоратизмом» стоит: «См. также фашизм». Новое поколение неокорпоратистов во главе с Филиппом Шмиттером стремилось отделить корпоратизм от ассоциаций с фашизмом и заново разработать это понятие как средство анализа изменений в ряде западных демократий, наиболее ярко проявившееся в небольших процветающих странах, таких, как Австрия и Швеция. В 1974 г. Шмиттер опубликовал труд «Все еще век корпоратизма?», название которого было связано с предсказанием Михаила Манойлеску (1934) о том, что если 19 в. был эпохой либерализма, то 20 в. будет эрой корпоратизма. Шмиттер стремился избежать преобладания плюралистического анализа, хотя в его исследовании заметно сильное влияние более ранней работы, написанной им в Бразилии. Шмиттер поднял бум вокруг корпоратизма. Отчасти это объяснялось тем, что корпоратизм способствовал пониманию сути такой политики, как социальные соглашения в Швеции и Швейцарии или Паритетная комиссия в Австрии. Однако его притягательность корпоратизма не ограничивалась только объяснением политики некоторых процветающих европейских демократий. В отношении этих стран трудно определить, то ли он способствует процветанию, то ли процветание делает его возможным, поскольку каждый отходил от стола переговоров не с пустыми руками. Возможно, современный неокорпоратизм легче понять как часть неокейнсианства. В послевоенный период правительства западных стран пытались поддерживать полную занятость регулированием совокупного спроса, что привело к инфляционному давлению, значительно усугубившемуся после первого нефтяного шока в 1973 г. Вследствие этого правительства стали больше обращаться к политике доходов как средству ограничения инфляции, одновременно продолжая регулировать спрос. Это потребовало соглашений с крупными производителями даже в таких странах, как Англия с ее либеральными методами правления. В частности, нередко шли на уступки профсоюзам по социальным вопросам (трудовое законодательство, налогообложение, социальные льготы) в обмен на согласие содействовать в ограничении роста заработной платы. Были привлечены к переговорам и организованные работодатели — отчасти потому, что могла потребоваться их помощь в отношении ограничения цен, отчасти для противовеса профсоюзам. Связь между управлением доходами и корпоратизмом подтверждена проведенным Хеландером исследованием развития политики доходов в Финляндии, потребовавшей создания новых институтов и изменения функций некоторых из уже существующих. Политическая система Финляндии превратилась в своего рода «катамаран» с парламентской и корпоратистской подсистемами. Дискуссии по проблемам корпоратизма привели к появлению многочисленных исследований, но их считают в основном неудавшимися. Во-первых, не удалось прийти к соглашению о предмете дискуссий. Во-вторых, хотя корпоратизм и отличался от плюрализма, тем не менее ему были присущи многие исходные посылки последнего, так что оппоненты представляли его как нечто большее, чем подтип плюрализма. В-третьих, дискуссии пришлись на то время, когда обсуждаемые явления перестали занимать центральное место в политическом процессе. В ряде европейских стран в 1980-е гг. социал-демократические партии утратили свое влияние и все большее предпочтение в решении экономических проблем стали отдавать либеральным методам. Более того, внимание участников дебатов переместилось с производства на коллективное потребление, поскольку более видное место в повестке дня заняли проблемы защиты окружающей среды. Они меньше поддаются корпоратистским методам решения, и уместность применения такого модернистского понятия, как корпоратизм, к постмодернистским (*постмодернизм) формам политики остается под вопросом. В-четвертых, в ходе дискуссий выявилась неспособность ее участников отделить анализ от рекомендаций. Многие исследователи корпоратизма — открыто (К. Кроуч) либо завуалированно — одобряли его использование в качестве средства, позволяющего идти «средним путем», удовлетворяя законные требования рабочих и сохраняя капиталистический способ производства. Корпоратизм нередко защищали, ссылаясь на то, что он способствует достижению поставленных экономических целей (высокие темпы роста, низкий уровень инфляции и безработицы); однако признавалось, что он может приводить к нежелательным политическим последствиям. Ему не хватало *легитимности как способу управления, делающему акцент скорее на функциональном, чем на территориальном представительстве. Он имел тенденцию идти в обход законодательных властей, создавая новые, невыборные структуры (разного рода экономические советы) и включая одни интересы за счет других (малого предпринимательства, потребителей). В-пятых, внимание участников дискуссии, проходившей в 1980-х гг., в большей мере сосредоточивалось на секторном, или мезокорпоратизме, чем на явлениях макроуровня. Шмиттер проводил четкое различие между общественным корпоратизмом (Швеция, Швейцария и Голландия) и государственным корпоратизмом (Испания, Португалия и Мексика, а также фашистская Италия и Франция Петэна). В центре внимания дальнейших дебатов находился общественный (или «либеральный») корпоратизм, хотя Кольман, анализируя ситуацию в Квебеке, показал, что в либеральной демократии также применяется государственный корпоратизм. После крушения коммунистических режимов в Восточной Европе и бывшем СССР, сохранивших, однако, много прежних экономических и бюрократических структур (особенно в России), понятие государственного корпоратизма, возможно, требует новых исследований. Оно применимо по отношению к *Европейскому союзу, испытывающему, несомненно, влияние католических традиций «социального партнерства», примером чего могут служить начавшиеся в 1985 г. дискуссии между ЕС, работодателями и рабочими. Протокол о социальной политике *Маастрихтского договора включает как положения о консультациях с руководством и рабочими, так и меры, направленные на совместное выполнение теми и другими принятых директив. Эта договоренность носит корпоратистский характер, однако, если бы ЕС всегда следовал, корпоратистским курсом, Экономический и Социальный комитет был бы центральным, а не маргинальным институтом, как это имеет место в действительности. Дискуссии на тему корпоратизма стимулировали сравнительные эмпирические исследования, например координируемый Шмиттером и Вольфгангом Штрееком проект «Организация интересов предпринимателей». Правда, остается спорным, принесла ли она «добавочную теоретическую стоимость» сверх того понимания, которое дает *плюрализм.
100. Политическое прогнозирование: сущность и методы
Прогнозом в политике называется предсказание, осуществляемое на основе анализа и сопоставления реальных фактов, оценки действующих в политике сил и тенденций их взаимодействия. В прогнозе указывается возможность наступления того или иного события и дается количественная оценка его вероятности. Практика современного политического прогнозирования весьма многообразна по его целям и направлениям, срокам, основаниям, инструментарию. В соответствии с основными целями политической деятельности прогнозы могут быть направлены на выявление основных тенденций международных отношений; познание механизма возникновения и эволюции возможных международных конфликтов; предсказание исхода избирательных кампаний; установление динамики влияния основных политических сил в той или иной стране; определение степени популярности политического лидера и его влияния на изменение политической ситуации в той или иной стране; анализ возможных последствий того или иного политического решения и т.д. По срокам прогнозы бывают краткосрочные (до 5 лет), среднесрочные (от 5 до 15 лет) и долгосрочные (до 30 лет). Естественно, с увеличением срока степень вероятности предсказываемых событий или процессов снижается. Основания политического прогнозирования весьма разнообразны: это различные виды статистической информации, данные социологических исследований, опросы общественного мнения, материалы средств массовой информации, данные разведки, исторические, психологические, экономические, этнографические исследования, все, что содержит знания о факторах, оказывающих воздействие на ход политических процессов. Инструментарий политического прогнозирования включает в себя различные виды анкетирования, качественные и количественные методы оценки данных опросов общественного мнения, специальные системы предсказания, авторы которых стремятся увязать ритмы политических изменений с экономическими, демографическими, физическими, биологическими, геохимическими процессами. Для обработки больших массивов данных используется современная вычислительная техника, специальный математический аппарат, эффективность которого как средства обобщения разнородной информации, выявления количественных закономерностей и соответствий в разнородных процессах, установления их общего ритма, построения моделей развития событий становится все более очевидной.
Составление политического прогноза представляет собой систему поэтапных действий, среди которых выделяют: — структурный анализ соответствующей политической системы, выделение его компонентов, определение характера связей, зависимостей между ними; — выбор основных факторов, количественное выражение, сопоставление их значимости; — выявление основных тенденций, направлений развития действующих в системе процессов; — экстраполяцию (мысленное продолжение в будущее) этих процессов; — синтез этих траекторий в их взаимодействии; — составление комплексного прогноза развития политической системы. Методы прогнозирования в политике Традиционно широко применяется в политическом прогнозировании метод экстраполяции (мысленного продолжения в будущее тех или иных действительных политических процессов). Применение этого метода основано на том, что большинство политических феноменов — именно процессы, т.е. явления, длящиеся во времени и имеющие свою траекторию движения, которую можно установить, зная цепь прошлых и настоящих событий. Метод аналогии, столь же активно применяемый в политическом прогнозировании, на основе сходства условий, вызвавших то или иное событие в прошлом, позволяет сделать вывод о возможности события в будущем. Метод аналогии можно использовать в прогнозировании как раз для предсказания событий или отдельных политических феноменов. Метод сценариев предполагает описание возможных будущих событий в каком-либо регионе или в мире в целом. Его используют прежде всего для описания картины развития конфликтных ситуаций, при подготовке политических решений, рассчитанных на более или менее длительную перспективу. Составление сценариев всегда связано с оценкой событий и тенденций их развертывания, а в оценке выражается субъективное отношение к феномену со стороны того, кто ее делает. Поэтому сценариев, относящихся к прогнозированию одного и того же явления, может быть несколько. Осуществление выбора, предпочтение того или иного сценария требует включения в прогностическую деятельность еще одной процедуры — экспертной оценки, которая производится с помощью людей, чьи опыт и знания в прогнозируемой области проблем или отношений являются общепризнанными и превосходят знания других людей в конкретной области прогноза. Мнение экспертов выявляется методами опроса, “мозгового штурма” (коллективное, четко запрограммированное обсуждение с фиксацией проблемы, оценкой выдвинутых предложений по ее решению, механизмом обсуждения и опровержения выдвинутых гипотез и учетом высказанных в ходе обсуждения идей и предложений), деловой игры — групповой деятельности экспертов, которая осуществляется по принятым в этой группе правилам, в рамках разработанного сценария. Метод моделирования оказывается чрезвычайно полезным в политическом анализе и прогнозировании. В его рамках знание о будущем состоянии политических отношений получают путем создания условного образа объекта (им может быть математическая формула, функция, график, схема, карта).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.013 с.) |