Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы отношений человека к политикеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Важнейшим источником политики, ее решающим компонентом является активность конкретного человека или социальной группы, принимающих решения, действующих последовательно или хаотично, вяло или энергично. Ее сила подпитывается именно человеческой энергией, и выявление основных линий взаимодействия человека и политических структур представляет собой важную задачу политологии, решению которой она уделяет немало внимания.
Можно выделить три основных типа отношений человека к политике: 1) состояние приобщения человека к политике, выражающееся в разнообразных формах политически активного поведения и характеризующееся стремлением решить те или иные жизненно важные для него и его общности проблемы через воздействие на систему политической власти; 2) отчуждение, или аномию, характеризующуюся разрывом связей между человеком и политической властью, сосредоточением усилий на реализации частных интересов. Нормы, регулирующие общественную жизнь, по тем или иным причинам здесь теряют свое влияние на человека, не рассматриваются им в качестве авторитетных инстанций, регулирующих его поведение. В аномии необходимо различать разные состояния. Она может быть вызвана как неспособностью повлиять на ход политических событий, так и несогласием с ними, может наступать вследствие добровольного выбора или быть вынужденным состоянием; 3) полное слияние человека и политической структуры, подчинение личной жизни ее потребностям и ритму изменения, растворение индивидуальной жизни в жизни политической. Именно тогда формируется специфический тип авторитарной личности.
Характерные черты личности при авторитарном режиме: — конвенционализм — отзывчивость на внешнее давление, принятие внешних ценностей; — перенос ответственности и враждебности с индивида на внешние силы, находящиеся вне контроля; — желание власти и боязнь ее носителей; — оправдание своего поведения поведением других; — вера в наличие и вмешательство в политику дьявольских сил, заговоров и т.д.
Ныне становится ясно, что формирование у человека ответственного отношения к политике возможно только при введении его в ситуацию социального и жизненного выбора. Поэтому демократизация политических отношений, расширяющая границы этого выбора и не перекладывающая ответственности с личности на структуры, служит важнейшим путем повышения влияния человека на властные отношения, позволяет отразить в них многообразие интересов, которые они должны учитывать, и потребности, которые они должны удовлетворять.
67. Политический интерес Интересы наряду с потребностями — важнейшие побудительные причины человеческой деятельности. Эту функцию они выполняют и в сфере политических отношений. Потребность — это отношение между агентом, субъектом (организмом, социальной группой, человеком) и условиями его существования. Интерес — это отношение между субъектами по поводу условий существования. При различении того и другого необходимо иметь в виду, что отличие потребности от интереса заключается не в характере отношений, которые они выражают (и в том, и в другом случае они необходимы, объективны, деятельны, могут отражаться в сознании), но в предметах, сторонах, между которыми отношения устанавливаются: интерес — это отношение между субъектами, потребность — это отношение субъекта или иного носителя действия к объекту, от которого он зависит и на который направлено его действие. Это такое отношение между субъектами, когда для удовлетворения своих потребностей они должны воздействовать на государство. 68. Политический плюрализм Политический плюрализм (от лат. pluralis множественный) — тип организации политической жизни, предполагающий, с одной стороны, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, а с другой свободу деятельности многообразных, в том числе опозиционных, политических, общественных организаций. Плюрализм в демократическом обществе существует как в системе организации государственной власти, воплощенный в принципе разделения властей, так и в многообразии политической активности граждан, обладающих правом создавать различные ассоциации для защиты своих интересов, правом на свободу мысли и слова. В основе П. п. лежат два социальных фактора. Во-первых, социальная дифференциация, принадлежность людей к различным социальным группам и, соответственно, обладающих разными интересами. Во-вторых, в обществе всегда есть люди, придерживающиеся различных идеологических взглядов: либералы и консерваторы, коммунисты и социал-демократы, сторонники религиозных учений и национальных идей. У каждой из этих групп могут быть несовпадающие, а нередко и противоположные взгляды на некоторые принципы организации общественной жизни. Демократическое общество, утверждая принцип П. п., позволяет гражданам свободно реализовывать свое право на защиту собственных интересов, отстаивать свои политические ценности, создавать с этой целью различные организации. Однако этот процесс, если не будет никаких сдерживающих факторов, может привести к острым конфликтам между организациями, к хаосу и даже расколу общества. Вот почему принцип П. п. наряду с предоставлением гражданам права на создание организаций также предполагает: во-первых, запрещение деятельности организаций, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; во-вторых, создание норм, регламентирующих деятельность всех общественно-политических организаций выработку общих правил, позволяющих организациям конкурировать между собой, но при этом не допускающих возникновения между ними открытой вражды, конфликтного противостояния. 69. Политическое пространство и время Специфика политики отражается и в особом характере пространственно-временных отношений в этой сфере реальности. Политическое пространство — это связь между людьми и политическими институтами, сфера деятельности политического субъекта. В зависимости от состояния социального организма, увеличивающего или уменьшающего возможности его деятельности, оно способно как расширяться, так и сужаться, открывая или ограничивая круг проблем, решение которых нуждается в участии и активности субъекта политики. Весьма интересен вопрос о границах политического пространства. В политической теории и практике на этот счет существуют две основные и множество промежуточных позиций. Этатизм (крайней формой его служит тоталитаризм) исходит из принципа беспредельного расширения политического пространства, необходимости• его слияния с пространством социального бытия вообще, возведения всех социальных проблем до политического уровня, характеризуется стремлением решать все социальные проблемы политическими средствами и методами, устанавливает в конечном счете тотальный контроль политических институтов над обществом. Либерализм, наоборот, исходит из необходимости сужения политического пространства до небольшого круга проблем и отношений (оборона, внешняя политика, регулирование отношений между этническими группами, борьба с преступностью, разрешение некоторых конфликтных ситуаций в социальных отношениях), требующих для обеспечения своей нормальной жизнедеятельности обязательного вмешательства государства, других политических институтов. Реальная политическая практика, конечно, гораздо богаче этих жестких схем, но в значительной степени формируется под влиянием тех. или иных их модификаций. 70. Конфликт и консенсус в политике Под политическим конфликтом следует понимать такой способ взаимодействия людей, социальных общностей и политических институтов, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой стороны, вступают в противоречие с политическими целями или интересами своего противника или конкурента. Для возникновения конфликта необходимы противоречия двух и более политических акторов, цели которых объективно или субъективно воспринимаются как несовместимые. Наибольшую значимость представляют те политические конфликты, которые связаны с распределением таких недостающих ценностей, как власть, материальные блага и социальный престиж. Наличие власти у одних неизбежно порождает стремление добиться перераспределения власти со стороны других, что сопровождается неизбежным развёртыванием политических конфликтов. Не меньшую роль в возникновении политического конфликта играют материальные блага и духовные ценности. Ресурсы в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей всех членов общества, как правило, в современной экономике и политике отсутствуют. Нехватка определённых ресурсов, к которым стремятся различные социальные группы, влечёт за собой социально-политические конфликты. Поэтому разногласия и политические конфликты по поводу распределения весьма ограниченных ресурсов являются неизбежными. Таким образом, одной из важнейших причин возникновения и развертывания социально-политических конфликтов выступает неравное положение, которое занимают люди в обществе, в организациях и ассоциациях, связанное с властью и собственностью. Важное место в урегулировании политических конфликтов занимает такое политическое явление, как консенсус (лат. consensus – согласие, единодушие, соучастие, согласованность) – понятие, означающее наличие сходных познавательных и практических ориентаций между двумя и более индивидами, позволяющее им установить взаимопонимание и (или) взаимодействие в каком-либо отношении. Консенсус означает согласие социально значимого большинства любого сообщества относительно наиболее важных аспектов господствующего в нём социального и политического порядка, которое получает выражение в согласованных действиях людей, поддерживающих существование политического режима и политической системы данного сообщества. Так, в своём понимании политического консенсуса американский социолог Толкотт Парсонс утверждал, что консенсус в качестве рационально осознанной солидарности является органическим свойством нормальной социальной и политической жизни людей. В качестве «идеального типа» консенсус не содержит никаких ментальных (лат. mentis – мышление), осознанных установок или специальных договоренностей, а фиксирует некий минимум согласованности во взаимных ожиданиях и действиях политических акторов, что является предварительным условием возможности социальных и политических договоров. При этом политическим поведением, ориентирующимся на политический консенсус, можно считать даже такое поведение, которое, будучи направленным против отдельных политических институтов, внешне отвечает предписываемой форме политического поведения, с уважительным отношением к центру политической системы, включающему политические институты, политические роли, верования и нормы поведения. Акцентируя значение консенсуса как необходимой составляющей социально-политического согласия и стабильности, способствующих установлению сотрудничества политических акторов в решении общих задач и вызовов, стоящих перед политической системой, Парсонс учитывал, что для этого вполне достаточно «умеренное» согласие между правящими группами, олицетворяющими центр политической системы и управляемыми на периферии политической системы. В начале 1990-х гг. произошла дифференциация и поляризация основных политических сил России на сторонников и противников существующего конституционного режима, при этом главную роль оппозиции конституционно-демократическому политическому режиму стали играть коммунистические и национал-патриотические партии. Однако переходный период от советского к существующему ныне политическому режиму в России не сопровождался широкомасштабными политическими конфликтами. Таким образом, поиск идейного консенсуса российских политических элит и масс граждан (обывателей) продолжается и остаётся одной из самых актуальных задач сохранения стабильности и устойчивости политического режима современной России. 71. Виды конфликтов в политике Виды конфликтов: Насильственные (антагонистичные) конфликты представляют собой способы разрешения противоречий путем разрушения структур всех конфликтующих сторон или отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте. Эта сторона и выигрывает. Например: полное поражение противника в споре (выборы органов власти и т. д.). Компромиссные конфликты допускают несколько вариантов их решения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия. Например: поставщик не отправляет производителю заказанное сырье в указанный срок. Производитель имеет право требовать выполнения графика поставок, но сроки поставок груза изменились по причине отсутствия средств для транспортировки из-за неплатежей. По взаимной заинтересованности достичь компромисса возможно путем проведения переговоров, изменения графика поставок. Сферы проявления конфликтов крайне разнообразны: политика, экономика, социальные отношения, взгляды и убеждения людей. Выделяют политические, социальные, экономические, организационные конфликты. Политические конфликты - столкновение по поводу распределения властных полномочий, формы борьбы за власть. Социальный конфликт представляет собой противоречия в системе отношений людей (групп), которые характеризуются усилением противоположных интересов, тенденций социальных сообществ и индивидов. Разновидностью социальных конфликтов считаются конфликты трудовые и социально-трудовые, т.е. в сфере трудовой деятельности. Это большая группа конфликтов, который возникают очень часто в виде забастовок, пикетов, выступлений больших групп работников. Экономические конфликты представляют собой широкий спектр конфликтов, в основе которых лежат противоречия между экономическими интересами отдельных личностей, групп. Это борьба за определенные ресурсы, льготы, сферы экономического влияния, распределение собственности и т.д. Указанные виды конфликтов распространены в разных уровнях управления. Организационные конфликты являются следствием иерархических отношений, регламентирования деятельности человека, применение распределительных отношений в организации: использование должностных инструкций, функционального закрепления за работником прав и обязанностей; внедрения формальных структур управления; наличия положений по оплате и оценки труда, премирования сотрудников. По направленности воздействия выделяют вертикальные и горизонтальные конфликты. Характерной чертой их является распределение объема власти, который находится в оппонентов на момент начала конфликтных взаимодействий. В вертикальных конфликтах объем власти уменьшается по вертикали сверху вниз, что и определяет разные стартовые условия для участников конфликта: начальник - подчиненный, высшая организация - предприятие, основатель - малое предприятие. В горизонтальных конфликтах происходит взаимодействие равноценных по объему имеющейся власти или иерархическим уровнем субъектов: руководители одного уровня, специалисты между собой, поставщики - потребители.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.191.227 (0.009 с.) |