Характеристика политической жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика политической жизни.



Политическую жизнь характеризуют следующие признаки:

1) выступает в качестве сферы и результата взаимодействия соци­альных и политических институтов, организаций, структурированных политических отношений, но может проявляться и в качестве действий субъектов политических отношений;

2) служит областью действия публичного интереса и управления, главным инструментом которых становятся власть, принуждение, ав­торитетное влияние, использующие практически всегда силу органи­зации, в роли которой могут выступать и государства, и партии, и союзы, и движения, и социальные институты;

3) позволяет субъектам активно влиять на многие стороны иных разновидностей общественной жизни: экономической, духовной, нравственной, правовой и т.п.;

4) в политическую жизнь всегда вовлечены большие массы людей — классы, этнические и профессиональные общности, от ини­циативы и энергии которых зависят направленность, облик, результа­тивность политических событий;

5) центр, узел политической жизни — многообразные взаимосвязи между личностью и государством.

Рассмотрение политики именно в таком аспекте принципиально важно для демократического общества и становления его институтов. Ведь демократия невозможна без человеческого участия, а оно, чтобы быть полезным демократическому обществу, должно быть квалифици­рованным и активным.

Основными элементами политической жизни оказываются полити­ческие действия, среди которых можно выделить, например, государ­ственные перевороты и революции, крестьянские погромы и граждан­ские войны, лоббирование и избирательные кампании, демонстрации и забастовки, митинги и шествия, петиции и дискуссии и т.д.

Государственная власть — главный объект политических интере­сов, и поэтому направленность на нее политической деятельности представляет собой сущностную черту данной деятельности, главную особенность, придающую ей собственно политическое качество. Можно даже сказать, что эта направленность политической деятель­ности людей на государственную власть — та ось, на которой держится вся политическая жизнь общества в ее различных проявлениях. Поли­тическое отношение как форма связи отражает положение субъектов политики относительно друг друга в процессе их политической дея­тельности. Положение это определяется их политическими интересами, а точнее, тем, совпадают они или нет. В зависимости от названного обстоятельства между людьми складываются разнообразные в своем сочетании политические отношения, которые, однако, можно свести к двум крайним, ярко выраженным проявлениям: политическому со­трудничеству и политическому соперничеству. Последние, в зависи­мости от уровня развития общества в целом, имеют конкретные вопло­щения, свидетельствующие об особенностях политической жизни дан­ного общества.

В политической жизни принимают участие различные субъекты: государство, политические партии, движения и иные общественные объединения, которые, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.

От характера осознания субъектами политически значимых интере­сов непосредственно зависят границы той политической сферы, которая составляет объект государственно-властно­го регулирования. Если эти границы расширяются искус­ственно в целях вмешательства государства в сферу граж­данского общества, то последнее теряет свои преимущества. От степени политической подготовленности субъектов за­висит сила, эффективность властного регулирования (либо осуществляется рациональная политика, либо происходит неоправданное проникновение политики во все сферы об­щественной жизни).

Содержание политических интересов складывается в процессе их анализа, осуществляемого как группой в целом (на уровне политических программ, целей, идеологий), так и каждым отдельным субъектом политической жизни на основе политической самоидентификации, путем осозна­ния своей принадлежности к той или иной общности, груп­пе, партии.

В политическую жизнь постоянно включаются новые субъекты политической деятельности со своими специфи­ческими потребностями и интересами, которые обладают способностью воспроизводиться. Этот процесс сопровожда­ется появлением новых политических партий, движений, что придает политической жизни динамичный характер.

Политической жизни присуща противоречивость. Это обусловлено многообразием политических интересов и сложностью политических отношений, время от времени приходящих в столкновение и порождающих политические конфликты. При отсутствии должного механизма их регу­лирования возникает кризис, обострение которого может привести к социальному взрыву.

Зависимость социально-политических субъектов друг от друга, политических институтов от субъектов политиче­ской деятельности придает политической жизни комплекс­ный характер. Она может восприниматься не только как це­лое, но и как части целого (институты, нормы, ценности, реальные события, цели и средства).

Политическая жизнь демократического общества отли­чается открытостью. При наличии широкого спектра поли­тических проблем в обществе действуют эффективные ме­ханизмы свободного обсуждения разнообразных политиче­ских вопросов, выработки оптимальных программ реализа­ции политических интересов различных социальных слоев, а также есть реальная возможность свободной политиче­ской коммуникации.

Функционирование политической жизни осуществляет­ся на трех уровнях: институциональном, представительном и индивидуальном.

Институциональный уровень — это государственно-пра­вовая сфера политической жизни. Здесь осуществляется профессиональная политическая деятельность и складыва­ются политические отношения в рамках государственного механизма, функционирующего по принципу рациональ­ной целесообразности. Профессиональная политическая деятельность основывается на государственных интересах и направлена на обеспечение единой политической воли в це­лях удержания и укрепления власти, с одной стороны, и до­стижения политической лояльности к существующей вла­сти и поддержки ее политики большинством граждан, — с другой. На этом уровне политическая деятельность сосре­доточивается на утверждении и распространении политических ценностей (национальная безопасность, экономиче­ское развитие, права и свободы граждан, конституционный порядок, общественный прогресс), На выработке политиче­ской стратегии и тактики, закреплении их в соответствую­щих законах.

Главная цель политической деятельности в рамках инс­титуциональных структур — достижение политической ста­бильности, которая включает в себя гражданский мир, легитимность, эффективность и прочность власти. Полити­ческая стабильность служит нормой, определяющей поли­тическую деятельность по упорядочению общественных от­ношений. Достижение политической стабильности являет­ся условием нормального функционирования политиче­ских отношений, их прогрессивного развития. Если отно­шения урегулированы, они укрепляют любой способ про­изводства. Если же порядка нет, то случайные факторы и мотивы поведения получают возможность прорыва в поли­тику, снижают уровень защищенности личности, дискреди­тируют авторитет государства и власти. Все это порождает неуверенность и напряженность в обществе.

В любом демократическом обществе политическая жизнь находит свое проявление и на представительном уровне. Субъектами политической жизни в рамках внегосударственных институтов и организаций являются группы по интересам, политические партии, профсоюзы, корпора­тивные объединения и др. На этом уровне формируются специфические групповые интересы и потребности различ­ных социальных субъектов. Группы по интересам пытают­ся оказывать влияние на тех, кто управляет, и добиться принятия соответствующих решений. Широкое представи­тельство интересов может гарантировать эффективность воздействия общественности на политические процессы. Адекватное представление у правительства об актуальных интересах населения и своевременная ответная реакция на них предотвращают социальные взрывы и обеспечивают поддержку населением правящей элиты. Если на институциональном уровне формируется общая политическая воля и приоритетным является государст­венный интерес, на представительном — групповой, то на индивидуальном — частный. Субъектами политической жизни на этом уровне выступают независимые граждане, способные объединяться в массовые движения. Эти движе­ния приобретают встречный характер по отношению к инс­титуциональным властным структурам.

Особенностью политической жизни на индивидуальном уровне является спонтанность и стихийность ее проявле­ния — свободное формирование и изложение интересов, мнений, воли неорганизованных людей. Возможность про­текания спонтанных процессов в жизни общества обеспе­чивается наличием суверенитета народа и автономности личности. Независимые граждане не приемлют организа­ции и давления сверху, и потому движения, в которые они объединяются, развертываются спонтанно на основе есте­ственной целесообразности.

36. Феномен политического лидерства. Типы лидерства.

Имея огромное значение для определения успеха и направленности политических процессов, этот вид политической деятельности соединяет в себе важнейшие, сущностные черты политики: власть, авторитет, влияние, руководство, выражение и представительство интересов. Смысл этого явления заключается в осуществлении авторитетного руководства в сфере политики.
Авторитетной же является такая власть, которая принимается теми людьми, на которых она распространяется. Они добровольно подчиняются ей, т. е. соглашаются, видят для себя выгоду? передаче части своих политических полномочий и прав другому лицу или институту. Он же берет на себя обязательство эти права и полномочия использовать во благо тех, кто ими его наделяет.
В основе феномена политического лидерства находится способность руководителя, а в этом качестве могут выступать как личности, так и организации, отражать и удовлетворять интересы своих последователей. Этим лидер отличается от иного типа руководителя — манипулятора, который действует вопреки интересам своих последователей. Другая важнейшая функция лидера — осуществление целенаправленного и успешного руководства. Она предполагает способность правильной оценки и соотнесения целей, наличных возможностей и ресурсов политического действия. Если в силу тех или иных причин эта способность отсутствует, то руководство не может быть успешным, а защита интересов последователей превращается в пустую декларацию. Политическое лидерство—это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни люди выражают и знают потребности, интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие — отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.
В результате слияния в политическом лидерстве этих двух взаимонаправленных потоков наступает чрезвычайно важное для политики и политической деятельности состояние взаимной мобилизации всех участников политического процесса: и руководителей, так как они знают, что их действия опираются на поддержку и одобрение массы и уверены в своих силах, и рядовых участников политического процесса или движения, ибо они чувствуют, что их интересы понятны, а цели сформулированы. В силу этого наступает значительная интенсификация политической жизни, она становится полнее и результативнее. Лидер и последователи в результате взаимодействия усиливают, стимулируют действия друг друга.
Основой взаимной мобилизации служит наличие в процессе
политического лидерства такого важного компонента, как доверие, эмоциональная и практическая поддержка лидера его сторонниками. Доверие увеличивает возможности, эффективность деятельности политика. Люди охотно участвуют в реализации предложенных им целей. Его промахи не особенно замечаются, ошибки легко прощаются, а дефекты расцениваются как достоинства. Косноязычие становится признаком простоты и доступности, в метаниях от одного политического приоритета к другому видят признаки гибкости политической тактики, а в отсутствии какой-либо ясной программы видится полезный и необходимый
прагматизм.
Иная ситуация возникает в случае отсутствия доверия. Она
наступает прежде всего под воздействием утраты существенных качеств политического лидерства: способности представлять интересы последователей и добиваться осуществления выдвинутых целей. Силы политического деятеля в таком случае оказываются скованными, а сам он становится объектом жестокой критики и насмешки. Неосуществимость целей, которые он выдвигает, легко доказывается. Они действительно оказываются таковыми, ибо возможный массовый участник политического действия просто не считает их для себя значимыми и ничего не делает для их осуществления, или действует с точностью до наоборот.
Утрата доверия ведет к возникновению явления, противоположного лидерству,— противодействия или политического вызова. Оно выражается в различных проявлениях скрытой или явной враждебности по отношению как к самому лидеру, так и к тем ценностям, которые он представляет. Множатся различные нарушения писаных и неписаных норм, законов, побеги и эмиграция, восстания и революции.
Значение лидерства как важнейшего феномена в политической
жизни, часто определяющего судьбы целых стран и народов, делает его объектом пристального внимания представителей различных социальных наук. Изучаются экономические и социальные основания лидерства, анализируются психологические качества личности и массы, взаимодействующих в этом -феномене, поскольку лидерство — это вид руководства, изучаются управленческие аспекты его осуществления. Природа политического лидерства сложна и противоречива, среди этой категории людей были святые и негодяи, гении и довольно простоватые люди. Возник достаточно широкий спектр интерпретации феномена и
причин его возникновения.

Среди них можно выделить следующие.
Представление возникновения лидерства как результата срабатывания личных качеств, способностей руководителя, проявляющихся практически независимо от ситуации и настроения массы людей, которую он берется возглавить.
Наоборот, истолкование лидерства как порождения специфической ситуации, предъявляющей особые, только ей свойственные требования. Как только находится человек, который этим требованиям удовлетворяет, независимо от всех прочих его качеств, он и становится лидером.
Все зависит от массы, ее настроений и требований. Она способна видеть лидера в любом человеке, который этим требованиям, по ее мнению, удовлетворяет.
Весьма распространенной является фрейдистская идея, что в генезисе лидерства срабатывает отцовский комплекс — бессознательная предрасположенность массы к подчинению сильному, властному человеку, способному защитить и выразить ее глубинные чаяния. Подтверждение этого тезиса видят в широком распространении в политической лексике «отцовской» терминологии: «отец нации», «отец города», «отец народов» и т. д.
Лидерство—это, видимо, настолько сложный феномен, имеющий самые разнообразные причины, что при объяснении конкретной ситуации, связанной с его возникновением, надо иметь в виду все интерпретации его генезиса. То есть исходить прежде всего из признания его интегральной природы и рассматривать его в качестве результата взаимодействия самых разных свойств личности, ситуации, в которой ей приходится действовать, характера интересов, нуждающихся в выражении и представительстве.
Если это так, то правы те, кто называет в числе атрибутивных
качеств лидера такие, как: более высокий уровень образования, чем у последователей; более высокий профессиональный и социальный статус; наличие выраженных управленческих способностей. Видимо, прежде всего эти качества позволяют лучше чувствовать ситуацию, легче выразить себя, понять, что хотят другие люди. «Лидеров находят более общественно вовлеченными, более реалистичными, менее отчужденными и имеющими более определенные идеи об их личных устремлениях».
Сложность и многообразие проявлений феномена политического лидерства предполагают и многообразие его типов. Варианты типологии лидерства зависят от выбора его основания. По отношению лидера к выдвинутой им цели или программе можно выделить романтиков, настойчиво стремящихся к полной и последовательной реализации ее, мобилизующих максимум сил и средств и не останавливающихся перед препятствиями и жертвами, прагматиков, способных четко соотносить наличные ресурсы и выдвинутые цели, отказываясь, если это требуется, от одной цели и выбирая другую, в данных условиях более реальную. По отношению к характеру используемых средств выделяют лидеров-радикалов — сторонников решительных, дающих по возможности немедленный эффект средств, и лидеров реформистов, уповающих на постепенные преобразования, стремящихся обеспечить преемственность политического процесса. Различным бывает и отношение лидеров к своим сторонникам. Одни рассматривают себя в качестве представителя тех людей, которые их поддерживают, и свою основную задачу видят в выражении, более четком формулировании их требований; другие чувствуют себя носителями полностью понятных только им высших целей, исторических задач, в значение которых они
посвящают своих последователей.
Любопытную и легко запоминающуюся классификацию
политических лидеров предлагает М. Херман, это лидер, определяющий цели и указывающий подходы к ним
сторонникам; лидер-«коммивояжер» — смысл своей деятельности он видит в
выражении и удовлетворении интересов своих последователей; «марионетка» — им руководят его сторонники; «пожарник» — его руководство — цепь реакций, иногда довольно хаотичных, на то, что происходит в действительности.
Поскольку лидерство — это вид авторитетного, властного руководства, то на его характер влияет и тип осуществляемой лидером власти. По классификации, введенной Максом Вебером, власть может быть: традиционной, опираться в своем осуществлении на механизм
традиции и ритуала. Лидер в этом случае является как раз носителем традиции, хранителем и знатоком ритуалов. Ясно, что это достаточно примитивный, отживающий тип властвования и
лидерства, хотя еще и встречающийся; легальной, опираться на законы, правила, нормы. В рамках
этого типа властвования лидерство связано со знанием и четким соблюдением норм политического процесса, их активным использованием для достижения поставленных целей, реализации
функций руководства; харизматическая власть и лидерство — специфический, часто встречающийся и весьма колоритный тип политического руководства. Его смысл — в особой связи между лидером и его последователями, когда он чувствует себя призванным для осуществления определенной цели, а они убеждены в наличии у него особых исключительных качеств, способности преодолеть любые трудности, предвидеть на много лет вперед.

Большое значение здесь имеет использование специфической техники влияния, смысл которой грубовато, но точно выразил Ф. Ницше: «Легко дать рецепт того, что толпа зовет великим человеком. При всяких условиях нужно доставлять ей то, что ей весьма приятно, или сначала вбить ей в голову, что то или иное было бы приятно, а затем дать ей это. Но ни в коем случае не сразу; наоборот, следует завоевывать это с величайшим напряжением, или делать вид, что завоевываешь. Толпа должна иметь впечатление, что перед ней могучая и даже непобедимая сила воли; или по крайней мере должно казаться, что такая сила существует».
Харизма возникает из сложного переплетения рациональных и иррациональных моментов политической деятельности. Она складывается и из личностного обаяния, и из исключительных ораторских способностей, и из мученической судьбы, из дальновидности и решительности, проявленных в критические, поворотные моменты истории. Политическое лидерство на ее основе иногда принимает комические, а иногда и страшные формы. Но, видимо, поэтому смысл данного феномена надо знать и внимательно изучать.

37. Политическое поведение и его виды.

Сфера политических отношений достаточно многообразна она включает и институты, и действия, и процессы, и различные системы обоснования этих действий. Понятие «политическое поведение» дает возможность сосредоточить внимание в анализе политики на наиболее подвижном, динамичном аспекте — разнообразных действиях людей, направленных на реализацию той или иной политической цели.

Изучение данной стороны политики выявляет зависимость политических событий и процессов от состояния, направленности мыслей и действий тех людей, которые в политику вовлечены, раскрывает механизм, структуру, способы достижения целей.

Среди наиболее значимых видов политического поведения выделяются следующие:

— реакция, когда действия людей в политике являются ответами на внешнее воздействие, источником активности в этом случае служат другие люди и институты;

— периодическое участие, связанное с делегированием полномочий во всевозможных выборах, политических кампаниях.

— деятельность в политических организациях, движениях, партиях;

— выполнение политических функций в рамках государственных органов: служба в армии, органах государственного управления и охраны правопорядка;

— посещение политических собраний, освоение и передача

политической информации, участие в политических дискуссиях;

— прямое действие — непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности, как митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, кампания неповиновения или бойкота;

- воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений. Важнейшим стимулом политической деятельности служит интерес, в его основе лежит та или иная проблема в жизни политической общности, понимание острой необходимости ее решения.

Но для того чтобы факт понимания перерос в политическое действие, требуется новое звено — психологический импульс готовности к действию, который складывается из желания принять участие и уверенности в его успехе. Двигателями этой цепочки — от проблемы к действию по ее решению — могут быть различные мотивы: гражданский долг, информация, недовольство или стремление к реализации цели.

- В зависимости от доминирования основного мотива и формируется облик, характер политического поведения: оно может выглядеть чисто эмоциональным откликом на то или иное событие, или быть продуманной, прагматичной акцией по последовательной реализации принятой программы, или рассматриваться исполнителями как свершение заданной миссии по «освобождению», «завоеванию», «восстановлению».

Характер политического поведения зависит не только от интереса и той мотивации, которая возникает на его основе, но и от таких его внешних регуляторов, как:

- роль — это та формальная рамка поведения, которую принимает для себя участник политического действия или которая ему отводится обстоятельствами или другими участниками;

- статус — совокупность предполагаемых, возможных для данного субъекта моделей, типов политического поведения, функций, которые он готов на себя принять в политике;

- принадлежность к группе социальной или политической общности, возникающей на основе установления между ее членами определенного вида отношений; - участие в организации — группе, созданной для осуществления ролей в политике.

В политологии существует стойкая традиция анализа политического поведения с акцентом на выявление его подсознательной мотивации, неосознаваемых импульсов (влечение к агрессии, нарциссизм, сексуальное самоутверждение, чувство виновности). Она была заложена крупнейшим американским политологом Г. Лассуэлом в работе «Психопатология и политика». Такая установка позволяет выявить личностный, далеко не рациональный смысл политики и политического поведения.

В политическом поведении, как и в любом коллективном действии, люди могут выступать в качестве:

— лидеров, возглавляющих политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствующих его сплочению и достижению намеченных целей;

— активистов — посредников между лидерами и последователями. Они организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения масс;

— последователей — их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организациях. Они поддерживают цели, выдвинутые лидерами, считают их соответствующими своим интересам, которые они представляют достаточно четко, что и стимулирует их участие в политической деятельности;

— лидеров мнения — не влияя на поведение участников с точки зрения его организации, они своей интеллектуальной деятельностью, прежде вс его в публицистике, создают «поля» эмоционального и социального напряжения вокруг проблем, делая их объектом всеобщ его внимания. К ним обращаются за советом, но не за директивой для действия.

Для характеристики некоторых модификаций политического поведения в литературе используется термин политическая иммобильность, которым обозначают такие разнородные состояния деятельности людей, как их выключенность из политических отношений, обусловленная низким уровнем общественного развития или их заорганизованности; политическая апатия, являющаяся формой неприятия политической системы, отказом от каких-либо форм сотрудничества с нею; политический бойкот — выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам; аномия — ситуация исчезновения, разрушения норм, регулирующих и направляющих поведение

38. Специфика массового поведения. Публика и толпа.

В большинстве политических процессов люди участвуют, будучи соединенными не только в однородные и организованные группы (хотя, конечно, никто не отрицает большого значения в политике и классов, и наций, и профессиональных общностей, и общественных организаций), но в случайные, временные образования, представляя собой толпу на улице, участников собрания или митинга, демонстрации, аудиторию той или иной передачи, зрителей политической программы. Находясь в таком состоянии, они приобретают специфические черты массы, к которым относятся: статистичность—люди, собранные в массу, не представляют собой целостного образования, отличного от составляющих его элементов; стохастичность, -вероятность — случайность, неупорядоченность отношений здесь, границы массы размыты, а состав неустойчив; ситуативность — ее характер полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом деятельности или общения, которым она занята; разнородность состава, его межгрупповая природа; аморфность — отсутствие внутренней организации, структуры; анонимность — члены массы не открываются друг перед другом никакими индивидуальными свойствами, личностными качествами.
Эти свойства, и прежде всего случайность образования, неоднородность состава, предопределяют специфическую манеру политического поведения людей, соединенных в такие общности,— то, что очень часто выражается термином массовидность, выражающуюся в подавлении рациональности, резком преобладании чувства над разумом, ведущим к утрате личной ответственности.
Реалистичную и горькую оценку поведения людей, собранных в массу, дал выдающийся испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет. По его мнению, масса — это множество людей без особых достоинств, их господство оборачивается торжеством повседневности, возведением в право человеческой заурядности. Он считал, что трагедия современной ему западной цивилизации заключается в присвоении массами функций одаренного и квалифицированного меньшинства — носителя творческих и управленческих начал и традиций в любом обществе. Демократия для масс оказывается условием удовлетворения подсознательных влечений, вожделений, облеченных в словесную форму.
Масса способна действовать в политике единственным наиболее доступным способом прямого действия, его постоянное использование ведет к постепенному нарастанию разрыва между сложностью проблем и примитивностью средств, применяемых для их решения: «...жутко становится, когда слышишь, как сравнительно образованные люди рассуждают на повседневные темы. Словно крестьяне, которые заскорузлыми пальцами пытаются взять со стола.иголку, они подходят к политическим и социальным вопросам сегодняшнего дня с тем самым запасом идей и методов, какие применялись 200 лет назад для решения вопросов, в 200 раз. более простых». Столь радикальный негативизм в оценке влияния участия масс на социальные процессы вряд ли оправдан в свете как современного, так и исторического опыта. Существует огромное число фактов, политических событий и процессов, в ходе которых масса, участвуя в выборах, движениях за мир или сохранение окружающей среды, показывает способность принятия верных решений и их стойкой защиты. По мнению английского историка массовых движений Дж. Рюде, «поведение масс вообще нельзя считать «иррациональным» в обычном значении этого термина. Массы иной раз поддавались панике, питали иллюзии и несбыточные надежды, но цели, которые они перед собою ставили, были вполне реальны; более того, эти цели, как было показано выше, определяли и характер конкретных акций, и методы борьбы в соответствии с обстоятельствами». Но основания для тревожной и пессимистической оценки феномена массовизации политики, разумеется, существуют, они заключаются прежде всего в психологизации поведения людей, соединенных в массу, в понимании роли рациональных импульсов в управлении такого рода общностью, они в таком случае просто не в состоянии воспринять, а тем более подчиниться сложно организованным духовным
импульсам.
При оценке и прогнозировании характера возможного поведения массы необходимо принимать во внимание наличие двух
ее основных типов: публики, формирующейся на основе интеллектуального взаимодействия; ее составляют, например, читатели одной газеты, слушатели передачи, люди, увлеченные тем или иным занятием, видом досуга; тип связи, складывающийся здесь, в достаточной степени случаен, но он постоянен, более или менее устойчив; толпы, возникающей на основе физического взаимодействия поддерживающих между собой непосредственный контакт людей, когда они приходят на митинг, ожидают поезда или выходят из него, задерживаются на одном месте какими-либо внешними обстоятельствами.
У публики отсутствует какая-либо специальная организация, она разнородна, состоит из представителей различных социальных групп, повод ее образования достаточно случаен. Но практически всегда она формируется на более или менее устойчивой, рациональной основе, ею, как правило, является или общая информация, или общий интерес.. Они служат опорой формирования рациональности, предсказуемости поведения. Ярко выраженные черты толпы: скученность на ограниченном пространстве, относительная длительность совместного пребывания в одном месте, отсутствие способности контроля над взаимодействием создают возможность стремительного заражения — взаимной передачи чувств между собранными индивидами. Толпа не имеет устойчивых факторов общности, что практически блокирует способность отклика на связную, логическую аргументацию, она не просто выводит из зыбкого эмоционального равновесия, а, наоборот, открывает возможность быстрого ответа на импульсивное, эмоциональное воздействие. Поэтому Г. Ле Бон подчеркивал, что «толпами нельзя руководить посредством правил, основанных на чисто теоретической справедливости, а надо отыскивать то, что может произвести на нее впечатление и увлечь ее»
Характерный пример реакции толпы на рациональное и эмоциональное воздействие мы находим в «Записках о революции»

H.H. Суханова. Во время июльских событий 1917 г. в Петрограде огромная толпа матросов-кронштадтцев является в Таврический дворец, где заседает ЦИК, и требует встречи с министрамисоциалистами. «Президиум выслал к ним Чернова. Лишь только он появился на верхней ступени портика, толпа кроюптадтцев немедленно проявила большую агрессивность и из многотысячной вооруженной толпы раздались крики: — Обыскать его! Посмотреть, нет ли у него оружия!
— В таком случае я не буду говорить,— объявил Чернов и сделал движение обратно во дворец. Вполне возможно, что Чернова и вызвали не для речей, а для других целей. Но, во всяком случае, эти цели были неопределенны, и после его заявления толпа сравнительно затихла. Чернов произнес небольшую речь о кризисе власти, отозвавшись резко об ушедших из правительства кадетах. Речь прерывалась возгласами в большевистском духе. А по окончании ее какой-то инициативный человек из толпы требовал, чтобы министры-социалисты сейчас же объявили землю народным достоянием и т. п.
Поднялся неистовый шум. Толпа, потрясая оружием, стала напирать. Группа лиц старалась оттеснить Чернова внутрь дворца. Но дюжие руки схватили его и усадили в открытый автомобиль, стоявший у самых ступеней с правой стороны портика. Чернова объявили арестованным в качестве заложника...
Немедленно какая-то группа рабочих бросилась сообщить обо всем этом ЦИК, и, ворвавшись в Белый зал, она произвела там панику криками: — Товарищ Чернов арестован толпой! Его растерзают! Спасайте скорее! Выходите, все на улицу!
Чхеидзе, с трудом водворяя порядок, предложил Каменеву, Мартову, Луначарскому и Троцкому поспешить на выручку Чернова. Где были прочие, не знаю. Но Троцкий подоспел вовремя.
Я с Раскольниковым остановился на верхней ступени у правого края портика, когда Троцкий в двух шагах подо мною взбирался на перед автомобиля. Насколько хватало глаз — бушевала толпа. Группа матросов с довольно зверскими лицами особенно неистовствовала вокруг автомобиля. На заднем сиденье его помещался Чернов, видимо, совершенно потерявший «присутствие духа».
Троцкого знал и ему, казалось бы, верил весь Кронштадт. Но Троцкий начал речь, а толпа не унималась. Если бы поблизости сейчас грянул выстрел, могло бы произойти грандиозное побоище, и всех нас, включая, пожалуй, и Троцкого, могли бы разорвать в клочки. Едва-едва Троцкий, взволнованный и не находящий слов в дикой обстановке, заставил слушать себя ближайшие ряды. Но что говорил он!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.026 с.)