Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъективное восприятие сторонами друг другаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Существуют конфликты типа: «спор», «противоборство», «война». Возможны конфликтные ситуации, когда один и тот же конфликт может проходить стадии спор — противоборство — война, и в зависимости оттого, на какой стадии находится конфликт, стороны воспринимают друг друга как оппонентов, противников, врагов (табл. 2). Таблица 2. Взаимозависимость субъективного восприятия сторонами друг друга и взаимных конфликтных установок
Из табл. 2 следует, что от того, к какой категории — оппонент, противник, враг — отнесена противоборствующая сторона конфликта, во многом зависит и конфликтная установка сторон, и динамика развития конфликта, и методы ведения борьбы, и способы завершения конфликта. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать особенности этих дефиниций и адекватное их применение. Оппонент (лат. opponens — возражающий) — лицо, имеющее противоположное мнение и выступающее с критикой в споре. Оппонировать — значит возражать, оспаривать чье-либо мнение. Следовательно, с оппонентом можно вести диалог: отстаивать свое мнение, уточнять позиции сторон, учитывать взаимные претензии, находить компромиссы и даже обоюдовыгодные соглашения. Противник — от коренного слова «против», то есть расположенный напротив кого-то, чего-то. Слово «противник» в русском языке имеет несколько сходных значений: 1) человек, относящийся враждебно или негативно (отрицательно) к другому; 2) человек, стремящийся победить другого; 3) неприятель, враг. Но противник может быть, а может и не быть врагом. Например, противник может быть и в дуэли, и в шахматной игре. Из приведенных определений следует, что с противником можно соревноваться, бороться, сражаться, доказывать свою правоту, преимущество в чем-либо. Но противника не обязательно уничтожать. Понятие «враг» ассоциируется с такими однокоренными словами, как вражда — недоброжелательные и неприязненные отношения и действия; враждебный — исполненный вражды, неприязни, стремящийся причинить вред. Слово «враг» также имеет несколько значений: 1) тот, кто находится в состоянии вражды, борьбы с кем-то, чем-то; противник, недруг; 2) военный противник, неприятель; 3) тот, кто приносит зло, вред. Понятие «враг», особенно в закрытых организациях, ассоциируется с «абсолютным злом», на борьбу с которым мобилизуются все силы и средства и которое необходимо уничтожить. Конфликт в своей динамике может проходить различные уровни (стадии) противостояния, как в сторону эскалации противоборства (спор — противоборство — война), так и в сторону снижения накала борьбы (война — противоборство — спор). Такое свойство динамики конфликта можно использовать в ходе его урегулирования и разрешения. Для этого необходимо, например, конфликт типа «война» сначала перевести (трансформировать) в конфликт типа «противоборство», а уже последний перевести в конфликт типа «спор».
Конфликтные установки сторон Мотивы, потребности, цели, интересы и ценности участников конфликта формируют их активность и направленность деятельности. Под мотивами конфликта понимаются определенные побуждения к вступлению участника в конфликт, которые направлены на удовлетворение его потребностей. Истинные мотивы часто не выявляются в процессе конфликта. Потребности — это основной побудитель активности участника конфликта. В данном случае под потребностью понимается особое состояние, которое возникает от нужды в определенных объектах, испытываемой субъектом. Наличие у субъекта этих объектов является важной частью его существования и развития. Те или иные причины поведения сторон — участниц конфликта основаны на их стремлении удовлетворить свои интересы. Интерес — это осознанная потребность, которая формирует направленность субъекта на объект конфликта и обеспечивает реализацию им конфликтного поведения. В конфликте оппоненты отстаивают свои ценности, которые также могут быть его причиной. К таким ценностям относятся общечеловеческие и личностные ценности. Мотивы и ценности могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Цель выступает как конкретизация мотивов оппонентов. Цели в конфликте могут быть стратегическими и тактическими. Основная цель — это стремление к овладению тем или иным объектом конфликта, и именно на этой основе строятся все тактические цели. Иногда цель-средство может стать ведущей целью. Позиция — это определенным образом выстроенная система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, которая проявляется в соответствующем поведении. В эту систему включены фактические права, обязанности и возможности оппонента, которые он реализует в конкретной ситуации через особенности общения, поведения и деятельности. Позиция устойчива, но в то же время может быть динамичной и гибкой.
Стратегии поведения сторон Конфликтное поведение включает в себя противоположно направленные действия его участников. Совокупность этих действий, основанных на соответствующих принципах, предполагает определенную стратегию (способы) и тактику (приемы) поведения. Стратегия поведения в конфликте включает в себя ориентацию, свойственную личности или группе по отношению к этому конфликту, и установку на определенные формы поведения. Выделяются 5 стратегий: Стратегия соперничества — это навязывание другой стороне выгодного для себя решения, мнения. Стратегия сотрудничества — это поиск решения, удовлетворяющего обе стороны. Стратегия компромисса — это взаимные уступки обеих сторон в чем-то важном и значимом для них. Стратегия приспособления — это понижение своих стремлений и принятие позиции оппонента, уступка ему. Стратегия избегания — это бездействие одной из сторон, отсутствие активности с ее стороны. При анализе стратегий поведения сторон в конфликте применяют такие параметры поведения, как «жесткость» и «мягкость» в отстаивании своей позиции, а также модальность отношения к партнеру. Жесткость позиции в отстаивании своих интересов предполагает напористость, энергичность и повышенную активность в воздействии на противника через требования, указания, а также различные формы социального, физического и психологического регулирования. Мягкое отстаивание своих интересов означает не пассивное и вялое поведение, а использование более тонких, не прямых, скрытых воздействий, искусное манипулирование противником на основе учета его личностных качеств и особенностей и использования слабых мест. Модальность отношения к партнеру — параметр поведения, который отражает степень уважения оппонента. Вариантами этого отношения могут быть принятие оппонента как объекта или как субъекта взаимодействия. При отношении к оппоненту как к объекту взаимодействия преобладают силовые, жесткие и прямые действия, иногда не соответствующие общепринятым моральным нормам и целью которых является удовлетворение своих интересов. При рассмотрении партнера как субъекта взаимодействия преобладает признание его психологического равенства и, следовательно, использование таких средств воздействия, которые согласуются с правовыми и нравственными нормами. На основе этих параметров выделяются следующие стратегии поведения в конфликте (рис.1): нормативная, конфронтационная (агрессивная), манипулятивная, переговорная.
Рис. 1.Основные стратегии поведения в конфликте
Нормативная стратегия включает в себя такое поведение, которое опирается на нормативность позиции и уважение к личности оппонента. Конфронтационная (агрессивная) стратегия является конфликтной и включает в себя угрозы, психологическое давление, оскорбления, блокирующие действия, а также физическое и моральное насилие. Именно в этой стратегии цели-средства часто перерастают в конечную цель — нанесение ущерба. Манипулятивная стратегия ориентирована на достижение цели через применение приемов косвенного психологического воздействия на противника, которые провоцируют уступки с его стороны или действия в выгодном, необходимом для манипулятора направлении. Переговорная стратегия реализует стремление личности принимать активное участие в решении возникшей проблемы путем ведения переговоров, поиска компромиссов, взаимных или односторонних уступок, а также такого решения, которое могло бы устроить обе конфликтующие стороны. Эта стратегия основана на установке на совместный поиск решения. На выбор той одной из четырех стратегий поведения оказывает влияние множество факторов, которые можно разделить на две группы. 1. Факторы ситуации: —оценка участниками конфликта вероятности того, насколько успешно выбранная ими стратегия будет способствовать достижению целей. Эта оценка может осуществляться на основе знаний о личностных качествах, особенностях противника, предыдущем опыте разрешения конфликта с помощью данной стратегии; —статус участника конфликта, в частности статус оппонента; —время, в течение которого конфликт необходимо урегулировать. Например, наличие большого количества времени способствует выбору стратегии избегания. 2. Личностные факторы: —специфику мотивации участников конфликта, когда она ориентирована на личные (соперничество) или деловые (сотрудничество, компромисс) интересы или на чужие (приспособление) интересы; —ведущий тип отношения к окружающим: властно-лидирующий, независимо-доминирующий, прямолинейно-агрессивный, недоверчиво-скептический; —некоторые акцентуации характера, например выбор в пользу стратегий приспособления и сотрудничества при психастенической акцентуации.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.73.233 (0.01 с.) |