Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъективное восприятие сторонами друг друга

Поиск

Существуют конфликты типа: «спор», «противоборство», «война». Возможны конфликтные ситуации, когда один и тот же конфликт может проходить стадии спорпротивоборствовой­на, и в зависимости оттого, на какой стадии находится конфликт, стороны воспринимают друг друга как оппонентов, противников, врагов (табл. 2).

Таблица 2.

Взаимозависимость субъективного восприятия сторонами друг друга и взаимных конфликтных установок

 

Тип конфликта (стадия развития) спор противоборство война
Взаимное вос­приятие сторона­ми друг друга оппонент противник враг
Конфликтная ус­тановка сторон диалог, компромисс соперничество, доминирование уничтожение

 

Из табл. 2 следует, что от того, к какой категории — оппонент, противник, враг — отнесена противоборствующая сторона кон­фликта, во многом зависит и конфликтная установка сторон, и динамика развития конфликта, и методы ведения борьбы, и способы завершения конфликта. Поэтому в каждом конкрет­ном случае необходимо учитывать особенности этих дефиниций и адекватное их применение.

Оппонент (лат. opponens — возражающий) — лицо, имеющее противоположное мнение и выступающее с критикой в споре. Оппонировать — значит возражать, оспаривать чье-либо мнение. Следовательно, с оппонентом можно вести диалог: отстаивать свое мнение, уточнять позиции сторон, учитывать взаимные претензии, находить компромиссы и даже обоюдовыгодные соглашения.

Противник — от коренного слова «против», то есть располо­женный напротив кого-то, чего-то. Слово «противник» в русском языке имеет несколько сходных значений: 1) человек, относя­щийся враждебно или негативно (отрицательно) к другому; 2) че­ловек, стремящийся победить другого; 3) неприятель, враг. Но противник может быть, а может и не быть врагом. Например, противник может быть и в дуэли, и в шахматной игре. Из приве­денных определений следует, что с противником можно соревно­ваться, бороться, сражаться, доказывать свою правоту, преиму­щество в чем-либо. Но противника не обязательно уничтожать.

Понятие «враг» ассоциируется с такими однокоренными сло­вами, как вражда — недоброжелательные и неприязненные отно­шения и действия; враждебный — исполненный вражды, непри­язни, стремящийся причинить вред. Слово «враг» также имеет не­сколько значений: 1) тот, кто находится в состоянии вражды, борьбы с кем-то, чем-то; противник, недруг; 2) военный против­ник, неприятель; 3) тот, кто приносит зло, вред. По­нятие «враг», особенно в закрытых организациях, ассоциируется с «абсолютным злом», на борьбу с которым мобилизуются все си­лы и средства и которое необходимо уничтожить.

Конфликт в своей динамике может проходить различные уровни (стадии) противостояния, как в сторону эскалации проти­воборства (спорпротивоборствовойна), так и в сторону сни­жения накала борьбы (война — противоборствоспор). Такое свойство динамики конфликта можно использовать в ходе его урегулирования и разрешения. Для этого необходимо, напри­мер, конфликт типа «война» сначала перевести (трансформиро­вать) в конфликт типа «противоборство», а уже последний пере­вести в конфликт типа «спор».

 

Распоряжение высших органов (Закон)

Конфликтные установки сторон

Мотивы, потребности, цели, интересы и ценности участников конфликта формируют их активность и направленность деятель­ности.

Под мотивами конфликта понимаются определенные по­буждения к вступлению участника в конфликт, которые направ­лены на удовлетворение его потребностей. Истинные мотивы ча­сто не выявляются в процессе конфликта.

Потребности это основной побудитель активности участ­ника конфликта. В данном случае под потребностью понимается особое состояние, которое возникает от нужды в определенных объектах, испытываемой субъектом. Наличие у субъекта этих объектов является важной частью его существования и развития.

Те или иные причины поведения сторон — участниц конф­ликта основаны на их стремлении удовлетворить свои интересы. Интерес это осознанная потребность, которая формирует на­правленность субъекта на объект конфликта и обеспечивает реа­лизацию им конфликтного поведения. В конфликте оппоненты отстаивают свои ценности, которые также могут быть его причи­ной. К таким ценностям относятся общечеловеческие и лично­стные ценности. Мотивы и ценности могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Цель выступает как конкретизация мотивов оппонентов. Цели в конфликте могут быть стратегическими и тактическими. Ос­новная цель — это стремление к овладению тем или иным объек­том конфликта, и именно на этой основе строятся все тактиче­ские цели. Иногда цель-средство может стать ведущей целью.

Позиция это определенным образом выстроенная система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, ко­торая проявляется в соответствующем поведении. В эту систему включены фактические права, обязанности и возможности оп­понента, которые он реализует в конкретной ситуации через осо­бенности общения, поведения и деятельности. Позиция устой­чива, но в то же время может быть динамичной и гибкой.

 

Стратегии поведения сторон

Конфликтное поведение включает в себя противоположно направленные дей­ствия его участников. Совокупность этих действий, основанных на соответствующих принципах, предполагает определенную стра­тегию (способы) и тактику (приемы) поведения.

Стратегия поведения в конфликте включает в себя ориента­цию, свойственную личности или группе по отношению к этому конфликту, и установку на определенные формы поведения. Вы­деляются 5 стратегий:

Стратегия соперничества — это навязывание другой стороне вы­годного для себя решения, мнения.

Стратегия сотрудничества — это поиск решения, удовлетворяющего обе стороны.

Стратегия ком­промисса — это взаимные уступки обеих сторон в чем-то важном и значимом для них.

Стратегия приспособления — это понижение своих стремлений и принятие позиции оппонента, уступка ему.

Стратегия избегания — это бездействие одной из сторон, отсут­ствие активности с ее стороны.

При анализе стратегий поведения сторон в конфликте приме­няют такие параметры поведения, как «жесткость» и «мягкость» в отстаивании своей позиции, а также модальность отношения к партнеру. Жесткость позиции в отстаивании своих интересов предполагает напористость, энергичность и повышенную актив­ность в воздействии на противника через требования, указания, а также различные формы социального, физического и психоло­гического регулирования. Мягкое отстаивание своих интересов означает не пассивное и вялое поведение, а использование более тонких, не прямых, скрытых воздействий, искусное манипули­рование противником на основе учета его личностных качеств и особенностей и использования слабых мест.

Модальность отношения к партнеру — параметр поведения, ко­торый отражает степень уважения оппонента. Вариантами этого отношения могут быть принятие оппонента как объекта или как субъекта взаимодействия. При отношении к оппоненту как к объекту взаимодействия преобладают силовые, жесткие и пря­мые действия, иногда не соответствующие общепринятым мо­ральным нормам и целью которых является удовлетворение своих интересов. При рассмотрении партнера как субъекта взаимодей­ствия преобладает признание его психологического равенства и, следовательно, использование таких средств воздействия, кото­рые согласуются с правовыми и нравственными нормами.

На основе этих параметров выделяются следующие стратегии поведения в конфликте (рис.1): нормативная, конфронтационная (агрес­сивная), манипулятивная, переговорная.

 
 

 

 


Рис. 1.Основные стратегии поведения в конфликте

 

Нормативная стратегия включает в себя такое поведение, ко­торое опирается на нормативность позиции и уважение к лично­сти оппонента.

Конфронтационная (агрессивная) стратегия явля­ется конфликтной и включает в себя угрозы, психологическое давление, оскорбления, блокирующие действия, а также физи­ческое и моральное насилие. Именно в этой стратегии цели-сред­ства часто перерастают в конечную цель — нанесение ущерба.

Ма­нипулятивная стратегия ориентирована на достижение цели через применение приемов косвенного психологического воздействия на противника, которые провоцируют уступки с его стороны или действия в выгодном, необходимом для манипулятора направле­нии.

Переговорная стратегия реализует стремление личности принимать активное участие в решении возникшей проблемы путем ведения переговоров, поиска компромиссов, взаимных или односторонних уступок, а также такого решения, которое могло бы устроить обе конфликтующие стороны. Эта стратегия основа­на на установке на совместный поиск решения.

На выбор той одной из четырех стратегий поведения оказыва­ет влияние множество факторов, которые можно разделить на две группы.

1. Факторы ситуации:

—оценка участниками конфликта вероятности того, на­сколько успешно выбранная ими стратегия будет способство­вать достижению целей. Эта оценка может осуществляться на основе знаний о личностных качествах, особенностях противни­ка, предыдущем опыте разрешения конфликта с помощью дан­ной стратегии;

—статус участника конфликта, в частности статус оппонента;

—время, в течение которого конфликт необходимо урегулировать. Например, наличие большого количества времени способствует выбору стратегии избегания.

2. Личностные факторы:

—специфику мотивации участников конфликта, когда она ориентирована на личные (соперничество) или деловые (сотруд­ничество, компромисс) интересы или на чужие (приспособление) интересы;

—ведущий тип отношения к окружающим: властно-лидирую­щий, независимо-доминирующий, прямолинейно-агрессивный, недоверчиво-скептический;

—некоторые акцентуации характера, например выбор в пользу стратегий приспособления и сотрудничества при психастениче­ской акцентуации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.73.233 (0.01 с.)