Подходы к пониманию межличностного конфликта и стратегий поведения в нем в психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к пониманию межличностного конфликта и стратегий поведения в нем в психологии



Психологический анализ понятия «социальный статус личности» в психологии

Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также для оценки того положения, которое он занимает в них, его функциональных возможностей по отношению к каждой группе, используется понятие «социальный статус». Социальный статус — положение индивида в социальной структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями [7].

Один человек обладает множеством социальных статусов, так как включен в различные социальные группы и категории. Это дало основание Р. Мертону ввести понятие статусного набора. Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых конкретным человеком в определенный момент времени [8].

В социологии выделяют различные виды социального статуса. Например, в статусном наборе существует так называемый главный статус, т.е. наиболее характерный для данного индивида статус, с которым он сам себя идентифицирует или с которым его идентифицируют другие люди. Он определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Для представителей современного общества главный статус чаще всего связан с профессиональной деятельностью.

Разновидностями социального статуса выступают предписанные и достигаемые статусы. Предписанный статус — это статус, унаследованный индивидом от рождения или приписываемый ему обществом или группой независимо от его способностей или усилий. Достигаемый статус — это статус индивида, который закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, с учетом способностей данной личности или в результате везения[8]. Для современного индустриального общества характерно преобладание достигаемых статусов.

Термин “социальный статус” (от лат. status — состояние дел, положение) впервые в социологическом смысле употребил английский историк Г.Д.С.Мейн.

Первоначально в Древнем Риме данный термин означал правовое положение юридического лица. С середины 30-х гг. XIX в. разработкой теории социального статуса занимались Р.Линтон, Ф.Мерилл, Т.Шибутани, Р.Тернер и др.

В настоящее время этот термин используется социологами в двух основных смыслах: а) обозначения социальной позиции индивида или группы в социальной системе; б) обозначения ранга, престижа этой позиции.

В широком смысле социальный статус — это положение индивида в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Социальный статус не определятся произвольно, а зависит от господствующей в данном обществе системы ценностей и культуры. Например, для исследования стратификационной структуры современного американского общества используют следующие критерии: род занятий, величина дохода, уровень образования, этническая принадлежность.

В ролевой теории (У.Томас, Р.Дарендорф), начиная с 40-х гг., все чаще вместо термина “социальный статус” используется термин “позиция”, как более нейтральный, свободный от ценностного подхода, так как понятие “социальная роль” все чаще ассоциируется с совокупностью определенных прав и обязанностей, как с предписанным или ожидаемым поведением. В данном случае социальная структура рассматривается как разные типы отношений между позициями. Социальный статус, приобретая качество ранга, престижа позиций индивида или группы, становится элементом теории социальной стратификации [12].

В рамках нашего исследования необходимо различать социальный статус и личный статус индивида (социометрический). Если социальный статус связан с принадлежностью индивида к определенной группе и с престижем группы, то личный статус, наоборот, с положением внутри первичной группы, как правило, малой, и личностными качествами, вызывающими уважение (неуважение) окружающих [11].

У каждой ситуации, каждой группировки есть своя социодинамика:

Существует некоторое множество классификаций внутригрупповых ролей. Так одна из них классификация по Морено Дж. Согласно ей выделяют следующие групповые роли:

 

"Звезда"

 

"Предпочитаемые" или "фавориты

 

"Пренебрегаемые"

 

"Изолированные"

 

Выделяют несколько типов статусов личности в группе (социометрические статусы):

1. Внутренний круг – «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов (более 7 выборов).

2. Второй круг – зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в пределах среднего показателя (от 3 до 7выборов).

3. Третий круг – зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов ниже среднего показателя (1–2 выбора).

4. Четвертый круг – зона изолированных – это те, которые не получили ни одного балла по выборам.

Во все времена, при любом строе есть отверженные и остающиеся в пренебрежении индивидуумы и группы – Дж. Морено называет их «социометрический пролетариат» - в конечном счете, они и страдают от экономической, политической, расовой, религиозной, психологической нищеты[4, с. 306-307].

Лидером выбирают человека, который обладает опытом и навыками организаторской деятельности, заинтересован в делах группы, общителен и привлекателен.

Таким образом, под социальным статусом в социологии понимают- положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющих его обязанности, права и привилегии. Каждый человек основательно запутан в сложной паутине социальных взаимоотношений, и его положение внутри социальной системы составляет его статус. Субъект находит свое место внутри более крупного сообщества, относя себя к определенной категории, принимая связанные с этой позицией обязанности и ожидая, что другие признак его права. Статус отражает иерархическую структуру группы и создает в ней вертикальную дифференциацию.

Под статусом личности в группе (социометрический статус) мы будем понимать - статус индивида в социальной группе, складывающийся на основе оценок его места и роли в данной группе и определяющийся при помощи социометрических методов.

Говоря о конфликтах можно отметить многочисленность исследований о влиянии поведения в межличностном конфликте на межличностные отношения в группе подростков.

 

 

Выводы по главе 1

Стратегии поведения в конфликте – общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели[7].

К распространенным стратегиям относятся К. Томас и Р. Килменн выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации [7].

· Принуждение (борьба, соперничество)

· Уход - данная стратегия отличается желанием не ввязываться в конфликт.

· Уступка - личность, пользующаяся данной стратегией, стремится уйти от конфликта.

· Компромисс - данную стратегию поведения можно охарактеризовать как баланс интересов конфликтующих сторон или как стратегия взаимной уступки.

· Стратегия сотрудничества заключает в себе все раннее упомянутые стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство), которые играют лишь подчиненную роль. Они психологические факторы развития взаимоотношений между субъектами конфликта [7].

Продуктивные стратегии поведения в конфликте – решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.

1) в подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, которые обусловлены спецификой протекания данного возрастного периода. Однако данное утверждение не означает, что это неизменное явление, не подлежащее коррекции.

2) Особенности межличностных отношений, межличностный статус подростка в группе, согласно различным исследованиям, зависят и от особенностей применяемых подростками стратегий и тактик поведения в межличностных конфликтах.

3) Структурными компонентами поведения подростков в межличностном конфликте являются мотивационный (стремление к конструктивному разрешению конфликта), когнитивный (знания о конфликте), практический (владение приемами самоконтроля эмоционального состояния и продуктивными стратегиями поведения в конфликте. – не обоснован в тексте параграфа этот вывод.

4) Критериями сформированности продуктивного поведения подростков в межличностных конфликтах выступают: эмоционально-ценностный критерий (осознание школьниками социальной и личностной значимости конструктивного разрешения конфликтов, стремление к взаимопониманию, направленность на конструктивное разрешение конфликтов); информационный критерий (представление о конфликте, знание условий эффективного протекания коммуникативного процесса и приёмов самоконтроля эмоционального состояния); деятельностный критерий (владение продуктивными стратегиями поведения в конфликте, владение приёмами самоконтроля эмоционального состояния).

1) Статус личности в группе (социометрический, межличностный статус)

Социометрический статус - статус индивида в социальной группе, складывающийся на основе оценок его места и роли в данной группе и определяющийся при помощи социометрических методов, а межличностный статус межличностный конфликт очень тесно связан с внутриличностным. Тем не менее, можно назвать отличительные особенности межличностного конфликта:

1. противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных

3. межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей

4. отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами

5. затрагивают интересы окружения.

 

 

Подходы к пониманию межличностного конфликта и стратегий поведения в нем в психологии

Конфликт - англ. conflict от лат. conflictus - столкновение) - широкий термин, активно эксплуатирующийся в психологии, социологии, др. науках, а также философии, конфликтологии и обыденном сознании. В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов (от лат. opponentis - возражающий) и даже столкновения самих оппонентов [1].

Сложности точной дефиниции конфликта связаны не только с различиями дисциплинарных подходов, но и с чрезвычайно широким разнообразием самих конфликтов.

Были предприняты попытки выделить ряд обязательных признаков конфликта: 1) биполярность противостоящих тенденций как носитель противоречия; 2) активность, направленная на преодоление противоречия; 3) субъектность (наличие носителей, выразителей) [2].

Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д.

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. По оценкам психологов конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70-80% всех конфликтов.

По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно [15].

М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:

«подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно;

«случайный, или условный» — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;

«смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;

«неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;

«латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;

«ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований [15].

Классификация конфликтов по типу социальной формализации: официальные и неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными» [15].

По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:

· развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;

· способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц [5].

По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.

Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.). В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т. д.).

Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нетсаморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.

Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах.

Межличностные конфликты – это конфликты между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия [6]. Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость[6].

Каждый конфликт состоит из определенных действий. Его участники могут угрожать, требовать, просить, создавать коалиции, идти на уступки и совершать еще множество других действий. При всем разнообразии их можно объединить в несколько общих классов, или стратегий.

Страте́гия (др.-греч. «искусство полководца») — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели[7].

К. Томас и Р. Килменн выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации [7].

 

Принуждение (борьба, соперничество) – тот, кто выбирает данную стратегию поведения, ставит свои интересы намного выше интересов оппонента, более того, можно сказать, что они его никоим образом не интересуют. Выбор стратегии принуждения в результате сводится к выбору - борьба или взаимоотношения.

Уход - данная стратегия отличается желанием не ввязываться в конфликт. Она характеризуется низким уровнем направленности, как на личные интересы, так и на интересы соперника и является взаимной, т.е. это взаимная уступка.

При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:

• предмет конфликта не особо важен ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;

• предмет спора, наоборот, имеет важное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, т.е. субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.

Уступка - личность, пользующаяся данной стратегией, стремится уйти от конфликта. Оценка личных интересов низкая, а чужих – достаточно высокая, т.е. человек, принимающий стратегию уступки приносит свои интересы в жертву интересов оппонента.

Стратегия уступки в некотором смысле сходна со стратегией принуждения, которая заключается в выборе между значимостью предмета конфликта и важностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы в стратегии уступки мы видим направленность на межличностные отношения. В такой стратегии видна тактика решительной борьбы за победу. Уступка – это своеобразный шаг к достижению целей;

• данная стратегия может быть основной для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. Особенно, это свойственно конфликтной личности «бесконфликтного» типа. Из-за этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.

• уступка может явиться причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не поможет в разрешении конфликта;

Компромисс - данную стратегию поведения можно охарактеризовать как баланс интересов конфликтующих сторон или как стратегия взаимной уступки.

Стратегия компромисса способствует положительному развитию межличностных отношений. При анализе данной стратегии важно иметь в виду следующие существенные моменты:

•компромисс не может рассматриваться как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка - это этап на пути поиска приемлемого решения проблемы;

• компромисс может и исчерпать конфликтную ситуацию. Такое возможно при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. Например, двое рабочих претендовали на место, которое будет свободно через год. Но спустя несколько месяцев эту должность сократили, и конфликт был исчерпан.

Существует активная форма и пассивная форма компромисса. Активная форма компромисса проявляется в заключении четких договоров, принятии каких-либо обязательств и т.п. Пассивный компромисс - отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Иначе, перемирие может быть обеспеченно бездействием субъектов конфликтного взаимодействия. Именно отсутствие своеобразных «сражений» в нашем примере дало возможность сотрудникам не разрушить их взаимоотношения.

Мнимыми условия компромисса могут быть, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации [7].

Сотрудничество - личность, пользующаяся данной стратегией, на одинаково высоком уровне оценивает интересы соперника и свои собственные. Основа данной стратегии – баланс интересов и признание ценности межличностных отношений.

Данный стиль можно использовать, когда:

• для сторон очень важен исход спора, и поэтому никто не собирается уступать;

• ваши взаимоотношения длительные и прочные;

• вы имеете в запасе время на решение проблемы;

• вам известны пожелания оппонента относительно этой проблемы;

• стороны способны не только слышать, но и слушать друг друга;

•стороны предпочитают на равных условиях решать решение проблемы.

Стратегия сотрудничества заключает в себе все раннее упомянутые стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство), которые играют лишь подчиненную роль. Они психологические факторы развития взаимоотношений между субъектами конфликта [7].

Наиболее часто выделяются следующие стратегии конфликтного поведения [8], [16]:соперничающая — навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения; проблемно-решающая (кооперативная) — поиск решения, которое бы удовлетворяло обе стороны; уступающая — понижение своих стремлений, в результате чего исход конфликта становится менее приятным, чем хотелось бы; избегающая — уход из ситуации конфликта (физический или психологический); бездействие — нахождение в ситуации конфликта, но без всяких действий по его разрешению.

Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них. Часто конфликт начинается с кооперативного поведения, однако при его неудаче в ход пускается соперничающая стратегия, которая может также оказаться неэффективной. В этом случае вновь происходит обращение к проблемно-решающей стратегии, что приводит к успешному разрешению конфликта[12].

Стратегии реализуются через различные тактики. Стратегии и тактики различаются между собой по степени обобщенности [20].

- Тактики — средства достижения этих целей. Одна и та же тактика может использоваться в рамках разных стратегий. Так, например, угроза, обычно рассматриваемая как деструктивная и недоброжелательная тактика, может быть использована в случае неготовности или неспособности одной из сторон уступать далее определенных пределов. Основными тактиками поведения в конфликте, или, как их еще называют, тактиками воздействия, являются [23], [29], [31], [32], [36]:

- рациональное убеждение — использование фактов и логики для подтверждение своей позиции и убеждения оппонента;

- давление — требования, приказы, у грозы (“Если вы не сделаете этого, то я накажу вас”);

- апелляция к власти, санкции — использование взысканий и вознаграждений;

- дружелюбное обращение, заискивание — создание у оппонента представления о наличии у него привлекательных качеств;

- коалиционная — просьбы о поддержке, союзе;

- заключение сделок — взаимный обмен благами, обещания (общий смысл их следующий:

«Если вы поступите данным образом, то я награжу вас»);

- введение оппонента в состояние волнения, некоторой спутанности, управление его вниманием, создание эффекта неожиданности;

- неотменяемые обязательства — одна из сторон осуществляет определенное действие (например, бессрочную голодовку) до тех пор, пока ее условия не будут приняты.

Тактики могут быть “мягкими” или “жесткими” [32]. Мягкой считается тактика, последствия применения которой для оппонента приятны или нейтральны: заискивание, рациональное убеждение; жесткой — тактика, вызывающая или могущая вызвать неприятные последствия для оппонента: давление. Применение тактик обычно идет по направлению от легких к более тяжелым.

Существуют тактики непосредственного воздействия (сообщение о сути дела) и опосредственного воздействия (то, что хотелось бы от объекта воздействия прямо не упоминается) [17]. К полюсу непосредственности тяготеют такие тактики, как требования, просьбы, к полюсу опосредованности — заискивание, дружелюбное обращение.

Можно выделять рациональные (например, рациональное убеждение) и иррациональные (давление, заискивание) тактики [3], [17].

Таким образом, под стратегией мы будем понимать общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. [7].

Стратегия конфликтного поведения – интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности.

Продуктивная стратегия поведения в межличностном конфликте – это активные действия по устранению травмирующей ситуации, результатом которых является адекватное восприятие действительности.

Разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.

В нашем исследовании мы будем опираться на классификацию стратегий конфликтного поведения К. У. Томасса и Р. Х. Килменна:

• приспособление;

• компромисс;

• сотрудничество;

• игнорирование;

• конкуренция.

 

Стратегии реализуются через тактики, под которыми мы будем понимать… это средства, обеспечивающие данную стратегию, которые, в конечном счете, определяют стиль поведения человека в конфликте.

Тактики могут быть:

· Тактика захвата и удержания объекта конфликта.

· Тактика физического насилия (ущерба).

· Тактика психологического насилия (ущерба).

· Тактика давления.

· Тактика демонстративных действий.

· Санкционирование.

· Тактика коалиций.

· Тактика фиксации своей позиции.

· Тактика дружелюбия.

· Тактика сделок.

Информационные модели конфликтной ситуации называют особенности восприятия конфликта оппонентами. Особенность восприятия конфликтной ситуации – его искаженность. Наибольшему искажению подвергаются мотивы поведения сторон, их действия, высказывания и поступки, личностные качества оппонентов.

 

Для каждой стратегии и тактики существует класс ситуаций, в которых они являются наиболее эффективными, следовательно, продуктивность стратегии зависит от особенностей ситуации, в которых она применяется.

Получены данные о связи выбора стратегии и тактики с такими переменными, как социальный статус лица, применяющего определенную стратегию и тактику, поэтому в следующем параграфе мы проанализируем понятие социального статуса в психологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.075 с.)