Обзор исследований о влиянии поведения в межличностном конфликте на межличностные отношения в группе подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор исследований о влиянии поведения в межличностном конфликте на межличностные отношения в группе подростков



 

Как показывают исследования Я.Л. Коломинского, А.В. Киричука, Х.Й. Лийметса и других педагогов и психологов, в подростковом возрасте более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых» или «изолированных». Особенно сложным кажется положение последних. Критерии, определяющие социометрический статус подростка в его классном коллективе, сложны и многообразны.

По данным Я.Л. Коломинского, на первом месте здесь стоит влияние на сверстников (значение этого качества с возрастом неуклонно увеличивается) и физическая сила; на втором месте – нравственные качества, которые непосредственно проявляются в общении, и общественная работа; дальше идут интеллектуальные качества и хорошая учеба, трудолюбие и навыки труда, внешняя привлекательность; на последнем месте стоит стремление командовать [15].

По данным Б.Н.Волкова, подростки выше всего ценят качества личности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарищами (честность, готовность помочь в трудные минуты жизни), на втором месте стоят волевые качества личности, на третьем – интеллектуальные достоинства [16].

В исследовании А.Н.Лутошкина дается иная последовательность предпочтений: интеллектуальные качества, отношение к людям (доброта, отзывчивость), моральные качества, волевые качества, деловые качества, внешние данные (внешняя привлекательность, умение следить за собой и т.д.). Таким образом, можно отметить, что на социометрический статус в группе подростков будет влиять его внешняя привлекательность, а так же внутренние качества личности. Во всех проанализированных исследованиях ученые выделяют такой критерий, определяющий социометрический статус подростка, как качества личности, проявляющиеся в общении, взаимодействии со сверстниками.

С усложнением содержания совместной деятельности и структуры коллектива групповой статус личности в большей мере определяется её деловыми и моральными качествами, включая отношения к коллективу, уровнем социальной ответственности и т. д., чем общительностью. Поэтому в классах с низкой сплочённостью общительность влияет на социометрический выбор и по «деловым» критериям, тогда как в группе с высокой сплочённостью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят также от отношения к коллективу.

Чем бы не определялся статус подростков в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода учащихся из школы, причём такие ребята часто попадают под дурное влияние вне школы. Это подтверждается исследованиями трудных подростков. Девять десятых обследованных М. А. Алемаскиным правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях по делам несовершеннолетних были в своих школьных классах «изолированными»; почти все они были недовольны своим положением в классе, многие относились к одноклассникам отрицательно

Для адекватного разрешения конфликтных ситуаций подросткам не хватает знаний о стратегиях и тактиках поведения в конфликтной ситуаций, стремления продуктивно разрешать конфликты, сформированных навыков продуктивного поведения в конфликте.

В отечественной психологии изучались особенности подростковых конфликтов. А. Басом -А. Дарки выявлено, что у подростков наблюдается высокий уровень вербальной агрессии. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов. Дети, вступая в конфликт, ругаются, скандалят, обзываются, т.е. выражают свою агрессию через слова. Скорее всего, это происходит из – за того, что подростки в силу своего возраста часто бывают слишком возбуждены и вследствие этого раздражительны [12].

Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Это возраст самоутверждения среди сверстников, протеста и бунта против старших, возраст сильных эмоций и переживаний. Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Главная особенность подростка - личностная нестабильность: эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения – лишь для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти [14].

Выделяют четыре группы подростков на основе определенного типа поведения, с учетом направленности их личности [15]. Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. У этих детей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность.

В четвертую группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но, в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм (Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков.)

Существуют различные подходы к изучению межличностного конфликта как социального явления и научной категории: мотивационный (З. Фрейд, К. Хорни, К. Левин и др.), ситуационный (М. Дойч, Р. Мак, Р. Снайдер и др.), когнитивный (Ф. Хайдер и др.), аналитический (А.Я. Анцупов, Л.А. Петровская, А.И. Шипилов и др.), деятельностный (А.Я. Анцупов, В.М. Афонькова, Н.В. Гришина и др.), энерго-эмоциональный (В.В. Бойко, В.И. Гарбузов, Н.В. Жутикова и др.), организационный (А.Я. Анцупов, С.И. Ерина, Ю.Г. Запрудский и др.), системный (А.Я. Анцупов, Т.С. Сулимова, Д.И. Фельдштейн и др.).

Отмечается, что, несмотря на многообразие определений конфликта в научной литературе, большинство авторов сходятся в выделении таких обязательных признаков конфликта, как биполярность, активность, наличие субъекта или субъектов конфликта [3].

Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях и т.д.[18].

Так же актуализируется задача создания психолого-педагогических условий для формирования у подростков опыта конструктивного разрешения и урегулирования конфликтов. Мы определяем условия не только как совокупность факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность процесса разрешения конфликтов, но и как среду, в которой протекает данный процесс. Конструктивное урегулирование противоречий между личностью и группой приводит к развитию группы, дает возможность избежать острого конфликта. Ф. Шамбо, основывающий свой анализ на материалах большого числа исследований психоаналитического толка, считает, что развитие группы есть результат столкновения противоречивых тенденций, периодически возникающих в группе вследствие рассогласования поведения личности (лидера) с ожиданиями, связываемыми последователями с его действиями. Подобное рассогласование приводит группу к дестабилизации и конфликту. Урегулирование конфликта заканчивается наступлением "фазы гармонии", характеризующейся стабилизацией отношений и оптимистической направленностью межличностного восприятия между личностью (лидером) и другими членами группы.

Критериями сформированности продуктивного поведения подростков в межличностных конфликтах выступают:

- прекращение конфликтного взаимодействия;

- готовность к разрешению конфликта;

- объективное обсуждение проблемы;

- выбор оптимальной стратегии поведения;

- разработку правил послеконфликтного взаимодействия.

 

Таким образом, проведенный анализ литературных источников показал, что:

1) в подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, которые обусловлены спецификой протекания данного возрастного периода. Однако данное утверждение не означает, что это неизменное явление, не подлежащее коррекции. Большинство авторов указывают на высокую вариативность протекания подросткового кризиса и его зависимость от внешне средовых условий таких как, психолого-педагогическое сопровождение, характер идентификации, климат в семье, отношения со сверстниками и учителями и др.

2) Особенности межличностных отношений, межличностный статус подростка в группе, согласно различным исследованиям, зависят и от особенностей применяемых подростками стратегий и тактик поведения в межличностных конфликтах.

3) Структурными компонентами поведения подростков в межличностном конфликте являются мотивационный (стремление к конструктивному разрешению конфликта), когнитивный (знания о конфликте), практический (владение приемами самоконтроля эмоционального состояния и продуктивными стратегиями поведения в конфликте.

4) Критериями сформированности продуктивного поведения подростков в межличностных конфликтах выступают: эмоционально-ценностный критерий (осознание школьниками социальной и личностной значимости конструктивного разрешения конфликтов, стремление к взаимопониманию, направленность на конструктивное разрешение конфликтов); информационный критерий (представление о конфликте, знание условий эффективного протекания коммуникативного процесса и приёмов самоконтроля эмоционального состояния); деятельностный критерий (владение продуктивными стратегиями поведения в конфликте, владение приёмами самоконтроля эмоционального состояния).

На влияние поведения в межличностном конфликте на межличностные отношения в группе подростков, влияет психолого – педагогические условия формирования продуктивных стратегий поведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.64 (0.007 с.)