Психолого–педагогические условия формирования продуктивных стратегии поведения в межличностном конфликте у подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого–педагогические условия формирования продуктивных стратегии поведения в межличностном конфликте у подростков



Мы предполагаем, что воздействие на мотивационный (стремление к конструктивному разрешению конфликта), когнитивный (знания о конфликте) и поведенческий (владение приемами самоконтроля эмоционального состояния и продуктивными стратегиями поведения в конфликте) в ходе развивающих занятий посредством использования традиционных и активных методов обучения, возможно, будет способствовать улучшению межличностных отношений в группе подростков, так как у них будут сформированы продуктивные стратегии поведения в межличностных конфликтах[11].

Цель формирования готовности к продуктивному разрешению конфликта заключается:

1. В формировании знаний о конфликте и его последствиях: уяснение понятия конфликта, причин возникновения, его сущности и структуры, видов конфликта, его функций, динамики развития, возможных путей выхода из конфликта и его предупреждении.

2. В формировании умений продуктивно разрешать и предупреждать конфликт: определять переход общения в предконфликтную или конфликтную стадии; понимать, выслушивать партнера, терпеть инакомыслие, объективно оценивать ситуацию

3. В закреплении и дальнейшем развитии знаний, умений, опыта поведения в конфликте: формировании навыков самоанализа, самоконтроля, самокоррекции поведения; выработке стратегии поведения в конфликте на базе опыта и теоретических знаний[14].

Психологический климат является одной из важных составляющих не только механизма разрешения конфликта, но и процесса формирования у учащихся опыта конструктивного разрешения конфликтов, поскольку влияет на самочувствие всех членов коллектива, проявление своего "Я" и развитие личности. Основными функциями данного слагаемого является обеспечение защищенности, психологической свободы, инициативности каждого члена коллектива, создание мажорности, работоспособности и мобильности коллектива и каждого его члена в отдельности.

Наиболее широко в психолого – педагогической деятельности при разрешении межличностных конфликтов в среде подростков используются метод убеждения.

Убеждение - это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. В процессе убеждения социальный педагог воздействует на сознание, чувства и волю подростка. Убеждение оказывает влияние на ребенка только через его внутреннюю сферу, выступает формой регуляции отношений ребенка и социума.

Чтобы методы убеждения достигли своей цели, необходимо учитывать психологические особенности детей, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт. Убеждать, прежде всего, можно словом, его сила велика, поэтому умение говорить правильно, глубоко по содержанию, ярко и образно по форме, способность убеждать ребенка в правоте его взглядов - неотъемлемая часть профессиональной деятельности социального педагога.

Органическая часть убеждения - это требование, без которого невозможно перестроить неверно сложившиеся представления ребенка о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Требования могут быть различны: безоговорочное, не допускающее возражений (нельзя обманывать, скандалить, ходить грязными, неопрятными и т. д.), более мягкое, требование, в виде обращения (сделай, пожалуйста; не делай этого, иначе ты огорчишь родных, и др.). Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример[17].

Рассказ и лекция — монологические формы метода, которые ведутся от одного лица — психолога. И тот и другой метод используются для того, чтобы разъяснить детям определенные нравственные понятия. Рассказ используется при работе с детьми младшего подросткового возраста. Он непродолжителен во времени, основан на ярких, красочных примерах, фактах. В лекции, как правило, раскрываются более сложные нравственные понятия (гуманизм, патриотизм, долг, добро, зло, дружба, товарищество и др.). Лекция применяется для детей старшего подросткового возраста. Лекция более продолжительна по времени, в ней рассказ используется как прием.

Беседа и диспут - диалогические формы метода, при их использовании важное место имеет работа самих детей. Поэтому важное место в использовании этих методов играет: выбор и актуальность обсуждаемой темы, опора на положительный опыт детей, позитивный эмоциональный фон беседы. Беседа - это вопросно-ответный метод. При разрешении межличностных проблем в среде подростков также целесообразно использовать диспут - метод, способствующий формированию суждений. Диспут выявляет разные точки зрения детей на этические понятия, противоречивость в оценке разных форм поведения, позволяет учить детей аргументировать свои взгляды, уметь выслушать другого, возразить ему.

Положительный исход диспута зависит от тщательности подготовки к нему: выбора темы диспута, понятной и близкой детям, тщательного отбора вопросов, которые будут предложены для обсуждения. Таких вопросов может быть немного, но каждый из них должен предполагать разные ответы; необходимо заранее согласовать с детьми тему диспута, подобрать соответствующую литературу, с которой дети знакомятся до диспута, использовать различные средства, например, видеофильмы, картины, фотографии и др.

Важным в деятельности является учет нравственного идеала, которому следует подросток. Нравственный идеал - это эмоционально окрашенный, внутренне принятый ребенком образ, который становится регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. Сила воспитательного примера основывается на подражательности детей, на их способности копировать те действия и поступки, которые с их точки зрения кажутся значительными и соответствуют их взглядам.

Подражая образцу поведения, ребенок заимствует готовую программу поведения, избранный им идеал поведения становится движущей силой его развития. Помочь ребенку соотнести свое поведение с положительным поведением его идеала, выбрать этот идеал - весьма сложная задача для социального педагога, но она способствует ускорению духовного развития ребенка. Энергия при этом возникает из сравнения себя с идеалом, и она побуждает ребенка работать над собой.

Душевные проблемы, трудности общения и взаимопонимания, сакраментальный вопрос о смысле собственного существования и тому подобного волнуют не только подростков. Но именно в подростковом возрасте эти вопросы и начинают возникать. Поэтому организация работы подростков в группах психологического тренинга так актуальна именно в подростковом возрасте.

Цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов. Опираясь на мнение известных специалистов, выделим общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:

· исследование межличностных проблем подростков-участников группы и оказание помощи в их решении;

· улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

· развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений; изучение эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более гармоничного общения с людьми;

· содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала.

Как можно видеть, цели тренинговой работы затрагивают целый спектр вопросов, в нашем случае это работа с конфликтами в группе подростков и умение правильно выходить из него.

Вопрос о том, насколько нужны при работе с подростками групповые формы работы (тренинговые занятия или другие), связан с уяснением тех достоинств, которые имеет групповая форма по сравнению с индивидуальной.

Перечислим преимущества работы в группах подростков, выделив их сущность:

1. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем. Работая в группе подросток обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Для многих подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором. И как ответная реакция - избегание непродуктивного замыкания подростка в самом себе со своими трудностями.

2. Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм. По сути дела в группе моделируется система взаимоотношении и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников. А поэтому является хорошей жизненной школой.

3. В группе подросток может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, "примерить" новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям - и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.

4. В группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого подростка для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то.

5. Возможность получения обратной связи и поддержки от подростков со сходными проблемами. В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, которые отлично понимают сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают то же самое.

6. Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого. В то же время, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, задача ведущего - не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;

7. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания. Иначе, чем в группе, иначе, чем через других подростков, эти процессы в полной мере невозможны. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.

Главное, о чем необходимо помнить при работе с подростками на тренинговых занятиях – это воспитание позитивных отношений ребенка к самому себе и окружающему миру.

В заключение по данному вопросу исследования надо отметить, что среди социально-педагогических методов решения межличностных проблем особую группу составляют методы коррекции, к которым относятся поощрение и наказание. Данные методы воспитания в разные периоды развития отечественной педагогической мысли воспринимались по разному: от необходимости применения наказаний к подросткам (в том числе и физических наказаний в школе) до полного их отрицания. В целом, вся история социально-педагогической мысли свидетельствует о том, что методы коррекции (поощрение и наказание) — сложнейшие способы воздействия на личность подростка и пользоваться ими нужно очень осмотрительно.

Анализ психолого - педагогической позволил сделать вывод о том, что формирование конструктивного поведения подростков в ситуациях притеснения будет эффективно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

Эффективная психолого-педагогическая диагностика: лишь с опорой на диагностический материал можно выстроить обоснованную коррекционную программу. Содержание коррекционных задач имеет выраженную специфику в зависимости от того, с какой группой психолог практически взаимодействует.

Учет психологических особенностей поведения подростков в ситуациях притеснения со сверстниками: необходимо помнить, что стремление подростков-воспитанников закрытых образовательных учреждений к крайним мерам решения противоречий - соперничеству или приспособлению - обусловлено особенностями подросткового возраста, специфическими чертами характера и поведения воспитанников закрытых образовательных учреждений. Необходимо дать возможность подросткам защищать свои интересы, но добиться того, чтобы они делали это путем сотрудничества и компромисса. При распределении ролей в ходе организации игр необходимо учитывать стратегии поведения в конфликтных ситуациях, характерные для конкретных воспитанников, для того, чтобы подростку пришлось применять несвойственные стратегии и расширить свой поведенческий репертуар.

Организация многоплановой деятельности подростков: успешное решение задачи повышения личного статуса отвергаемого подростка в определенной степени зависит от того, удастся ли педагогу отыскать в деятельностной структуре группы ту сферу активности, в рамках которой данный конкретный член сообщества сможет наиболее полно раскрыть свою индивидуальность, утвердиться в личностном плане, добиться заметных для своих партнеров по взаимодействию и общению результатов [1, С. 292]. Нахождение такой «деятельностной ниши» напрямую зависит от широты группового деятельностного спектра, от того, насколько многопланова и многоаспектна деятельность данного сообщества [1, С. 60].

Формирование разностатусных групп подростков, самоуправление в которых построено на соблюдении принципа всеобщего участия, сменяемости и взаимоподчинения: действенным способом расширения и углубления контактов подростка внутри сообщества для повышения его статуса является организация совместной групповой деятельности, при которой оказывается неизбежным тесное взаимодействие высокостатусных и низкостатусных подростков. Лишь в условиях реальной групповой просоциальной полидеятельности и воплощенного во внутригрупповой жизни принципа сменяемости руководителя формируются предпосылки для того, чтобы в целом высокая самооценка высокостатусных членов группы не превратилась в неадекватно завышенное самомнение, а личностное развитие не тормозилось самодовольством и чувством избыточной самодостаточности [1].

 

Выводы по главе 1

Стратегии поведения в конфликте – общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели[7].

К распространенным стратегиям относятся К. Томас и Р. Килменн выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации [7].

· Принуждение (борьба, соперничество)

· Уход - данная стратегия отличается желанием не ввязываться в конфликт.

· Уступка - личность, пользующаяся данной стратегией, стремится уйти от конфликта.

· Компромисс - данную стратегию поведения можно охарактеризовать как баланс интересов конфликтующих сторон или как стратегия взаимной уступки.

· Стратегия сотрудничества заключает в себе все раннее упомянутые стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство), которые играют лишь подчиненную роль. Они психологические факторы развития взаимоотношений между субъектами конфликта [7].

Продуктивные стратегии поведения в конфликте – решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.

1) в подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, которые обусловлены спецификой протекания данного возрастного периода. Однако данное утверждение не означает, что это неизменное явление, не подлежащее коррекции.

2) Особенности межличностных отношений, межличностный статус подростка в группе, согласно различным исследованиям, зависят и от особенностей применяемых подростками стратегий и тактик поведения в межличностных конфликтах.

3) Структурными компонентами поведения подростков в межличностном конфликте являются мотивационный (стремление к конструктивному разрешению конфликта), когнитивный (знания о конфликте), практический (владение приемами самоконтроля эмоционального состояния и продуктивными стратегиями поведения в конфликте. – не обоснован в тексте параграфа этот вывод.

4) Критериями сформированности продуктивного поведения подростков в межличностных конфликтах выступают: эмоционально-ценностный критерий (осознание школьниками социальной и личностной значимости конструктивного разрешения конфликтов, стремление к взаимопониманию, направленность на конструктивное разрешение конфликтов); информационный критерий (представление о конфликте, знание условий эффективного протекания коммуникативного процесса и приёмов самоконтроля эмоционального состояния); деятельностный критерий (владение продуктивными стратегиями поведения в конфликте, владение приёмами самоконтроля эмоционального состояния).

1) Статус личности в группе (социометрический, межличностный статус)

Социометрический статус - статус индивида в социальной группе, складывающийся на основе оценок его места и роли в данной группе и определяющийся при помощи социометрических методов, а межличностный статус межличностный конфликт очень тесно связан с внутриличностным. Тем не менее, можно назвать отличительные особенности межличностного конфликта:

1. противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных

3. межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей

4. отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами

5. затрагивают интересы окружения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.025 с.)