Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика подросткового возраста.

Поиск

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей протекания кризисов у подростков в мегаполисах и городах-спутниках.

Характеристика базы и методов исследования.

С целью изучить специфику протекания кризисов у подростков из мегаполисов и городов-спутников, нами было проведено эмпирическое исследование.

Гипотеза исследования – у подростков, проживающих в мегаполисах и городах спутниках, возрастной кризис имеет выраженные различия.

Исследование проводилось нами в несколько этапов:

Организационный этап: определение места, времени, выборки, методик и формы проведения исследования. Исследование проходило на базе общеобразовательной школы № 15 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга и общеобразовательной школы № 4 г. Всеволожск. Тестирование проводилось в индивидуальной форме с помощью специально подобранных методик. В исследовании принимало участие 30 подростков в возрасте 13-14 лет: по 15 испытуемых из каждой школы

Этап сбора эмпирических данных. Тестирование проводилось с использованием специальных бланков, участникам намеренно не сообщалась цель тестирования, для того, чтобы избежать социально желательных ответов. По итогам диагностики составлены протоколы исследования для каждой из выборок.

Этап обработки полученных результатов методами математической статистики. Все полученные данные были обработаны с помощью компьютерной статистической программы Statistika 7 с целью статистически выявить наличие или отсутствие различий.

Заключительный этап. На этом этапе все полученные результаты подверглись количественному и качественному анализу, были сформулированы общие выводы исследования.

Для проведения исследования мы отобрали несколько методик.

Методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонд.

Опросник СПА измеряет сложные характеристики личности, внутренние состояния испытуемых. Используется тест со шкалами личностных качеств и шкалой «лживости».

Инструкция к тесту: «В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прочитав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от 0 до 6, подходящий, по вашему мнению:

· 0 – это ко мне совершенно не относится;

· 1 – мне это не свойственно в большинстве случаев;

· 2 – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

· 3 – не решаюсь отнести это к себе;

· 4 – это похоже на меня, но нет уверенности;

· 5 – это на меня похоже;

· 6 – это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания».

Результаты обрабатываются в соответствии с ключом методики и подсчитываются пошкально по следующим формулам:

· Адаптация: A=a/(a+b)*100%;

· Самопринятие: S=a/(a+b)*100%;

· Принятие других: L=1.2a/(1.2a+b)*100%;

· Эмоциональный комфорт: E=a/(a+b)*100%;

· Интернальность: I=a/(a+1.4b)*100%;

· Стремление к доминированию: D=2a/(2a+b)*100%.

Таблица для расчета баллов по шкале лживости

Ответы Лживость + Лживость -
Это ко мне совершенно не относится    
Мне это не свойственно в большинстве случаев    
Сомневаюсь, что это можно отнести ко мне    
Не решаюсь отнести это к себе    
Это похоже на меня, но нет уверенности    
Это на меня похоже    
Это точно про меня    

 

 

2. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Проведение исследования.

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Испытуемым предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

• здоровье;

• ум, способности;

• характер;

• авторитет у сверстников;

• умение многое делать своими руками, умелые руки;

• внешность;

• уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) испытемые отмечают, как они оценивают развитие у себя этого качества, стороны личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) испытуемые отмечают, при каком уровне развития этих качеств, сторон они были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Испытуемым выдаются бланки, на которых изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально – с целой группой, так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый испытуемый заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал определить:

• уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

• высоту самооценки — от «о» до знака «—»;

• значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти испытуемые составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Рекомендации по сопровождению подростков.

 

Кризисные симптомы проявляются у подростков не постоянно, а периодически. Но они могут повторяться довольно часто, и модель воспитания всё равно придется корректировать. С учетом особенностей кризиса подросткового возраста наиболее подходящим для родителей считается авторитетный стиль воспитания, который подразумевает твердый контроль поведения ребёнка, но при этом обязательно не унижающий его достоинства. Правила игры должны устанавливаться в ходе обсуждения всеми членами семьи с учетом мнения повзрослевших детей. Это даст им возможность в достаточной степени проявить инициативу и самостоятельность, повысит самоконтроль и уверенность в себе.

Родителям и педагогам необходимо помнить, что любой кризис – это закономерный этап развития ребенка, который у разных подростков протекает по-разному, в основном сложно, но этот этап со временем закончится, и относиться к этому нужно соответствующим образом. Наоборот, если у ребенка подростковый кризис отсутствует вообще или проявляется очень слабо, это не совсем нормально.

Конфликты часто возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается, то детское послушание, то взрослая самостоятельность.

Важно проводить с подростками работу по развитию социальной компетентности, которая ориентирована на личностно-деятельностный и диалогический подход. Личностно-деятельностный подход характеризуется необходимостью приобретения самой личностью знания в социальном контексте. Для реализации данного подхода в работе по развитию социальной компетентности подростков требуется:

· культивирование собственной позиции ребенка в различных ситуациях;

· постановка ребенка в ситуации выбора;

· обращение к личностным смыслам подростков в социальной деятельности;

· ориентация на особенности возрастного развития подростка.

Основой диалогического подхода является смещение авторитарного воздействия в сторону диалогического, стимулирующего собственную позицию подростка. Диалогическое взаимодействие предполагает отношения равноправия и взаимного признание субъектов. Диалогическое взаимодействие является признаком социально-компетентного поведения, и в то же время является условием его формирования путем включения подростка в диалог. Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте подростка. Для социальной компетентности важен опыт активного социального взаимодействия. Поэтому для развития социальной компетентности важно использовать системный подход, объединив всех субъектов социализации.

Социальная компетентность – это, прежде всего, социальная активность, желание жить в обществе, мотивированность, поэтому в процессе обучения важно использовать следующие методические средства:

· мотивация учебной деятельности,

· создание ситуации успеха,

· создание обстановки, вызывающей положительные эмоции,

· организация положительных эмоций в общении «учитель – ученик – учитель»,

· организация самоанализа собственной деятельности.

Групповая учебная работа. Именно групповая работа в школе и взаимодействие самих учащихся в ней является эффективным способом развития социальной компетентности подростка, его способности быть лидером или ведомым, реализовывать свои цели в группе. Совместная деятельность вырабатывает у подростков необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

Формирование социальной компетентности невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, учебное сотрудничество признаётся ведущим для психического развития личности подростка. Среди различных форм учебного сотрудничества групповая работа со сверстниками занимает особое место с точки зрения мотивации учения, активности, как учителя, так и учащегося, богатства и разнообразия их взаимосвязей и отношений.

Под групповой работой понимается взаимодействие учащихся в малых группах, в которых они самостоятельно или с помощью учителя устанавливают нормы общения и взаимодействия, выбирают направление своей работы и средства для решения общей задачи. За этим стоит умение видеть позицию другого, оценивать её, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное – иметь собственную точку зрения, отличать её от другой, уметь её отстаивать.


Заключение.

 

Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов. Позитивный смысл подросткового кризиса в том, что через него, через борьбу за независимость, борьбу, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

При этом важно иметь в виду, что кризисные симптомы не проявляются постоянно, это скорее эпизодические явления, хотя порой они повторяются достаточно часто. Интенсивность кризисных симптомов и способы их выражения также достаточно различны.

Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста.

Кризис подросткового возраста протекает значительно легче, если у школьника в этот период возникают относительные постоянные личностные интересы или какие-либо другие устойчивые мотивы поведения. Наличие у подростка таких интересов делает его целеустремленным, внутренне более собранным и организованным.

В результате проведенного исследования мы доказали нашу гипотезу о том, что кризис подростков в мегаполисах и городах-спутниках протекает по-разному. Так, у подростков из г. Всеволожск кризис проявляется в большей степени в более низкой адаптированности, более низком самопринятии, стремлении доминировать, склонности к эскапизму, более низкой социальной компетентности, невысокой интернальности. У подростков из Санкт-Петербурга кризис проявляется в более низком принятии других, недостаточном эмоциональном комфорте, завышенном уровне притязаний.

 


Список литературы:

 

1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2005.

2. Белопольская Н.Л., Бочарова Е.Е. Возрастная идентификация у подростков с нормативным и сниженным интеллектом в ситуации жизненного кризиса // Дефектология. – 2011. – № 6. С. 3—9.

3. Белопольская Н.Л., Бочарова Е.Е. Экспериментальное исследование возрастной идентификации у подростков в ситуации жизненного кризиса // Специальная психология. – 2010. – № 3. C. 58-70

4. Белопольская Н.Л., Иванова С.Р., Свистунова Е.В., Шафирова Е.М. Самосознание проблемных подростков. – М.: Институт психологии РАН, 2007. С. 332

5. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 4.

6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология: учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2005. С. 234

7. Воротыло Н. В., 2009. Особенности субъективного опыта переживания личностного кризиса старшими подростками: Автореф. дисс..... канд. психол. наук.

8. М.Дольто Ф. На стороне подростка / Пер. с фр. А. К. Борисовой. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. С. 368

9. Егорычева И.Д. Подросток и взрослый в пространстве современной России: взаимодействие по касательной (некоторые итоги и перспективы развития) // Мир психологии. – 2008. – № 1 (53). С. 188

10. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учебное пособие. – М: Ось-89, 2003. С. 416

11. Ефимкина Р.П. Детская психология. Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2009. С. 54

12. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб: Питер, 2005.

С. 940

13. Либерман А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков // Вопросы психологии. – 2005. – № 4. С.117-125.

14. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 256

15. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М: Академия, 2005. С. 416

16. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2004. С. 368

17. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл, 2005. С. 182

18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. ВУЗов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2012. С. 456

19. Подольский А.И., Идобаева О.А. Внимание: подростковая депрессивность. – М., 2004. С. 123

20. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2010. С. 184

21. Пономарев И.В. Возрастная социализация в традиционном обществе. – М: Инфра-М, 2009. С. 201

22. Простакова, Татьяна Михайловна. Кризис подросткового возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. С. 244

23. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2003. С. 560

24. Психология подростка / под ред. А. А. Реана. – СПб: Прайм-Еврознак, 2007. С. 480

25. Психология развития: учебник для студентов психол. и пед. вузов / под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Academia, 2008. С. 528

26. Психология современного подростка. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Педагогика, 2006. С. 240

27. Размахнина, Д. Ю. Решение задач развития в подростковом возрасте как условие формирования идентичности // Психология и школа. – 2006. – № 1. – С. 42-51.

28. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб: Питер, 2012. С. 624

29. Сборник материалов XXIX Итоговой конференции молодых ученых МГМСУ. – М.: МГМСУ, 2007.

30. Смирнова А.В. Картина жизненного пути личности подростков из неполных семей // Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «На пороге взросления». – М.: МГППУ, 2011. C. 117–119

31. Туревская Р.А. К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и раннем юношеском возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 2005. – № 4. С. С.57-64

32. Шапиро А. З., Самодурова И.А. и др. Развитие подростков в контексте быстрых социальных перемен // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. С. 147

33. Шмырева О.И. Отношение к смерти как следствие эмоционального кризиса в подростковом возрасте // Мир психологии. – 2008. – № 4. С.93-100

34. Шнейдер Л. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога // Школьный психолог. – 2009. – № 20. – С. 36-43

35. Шурухт С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности: психологический тренинг. – СПб: Речь, 2006. С. 112

 

Приложение.№1

Методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонд. (см. Табл.1. стр. 23).

 

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5. Шкала социальной компетентности А. М. Прихожан. (см. Табл 3. Стр. 27-28).

 

Характеристика подросткового возраста.

Подростковый возраст всегда считается трудным – и для самих подростков, и для их социального окружения. Это время активных физиологических и психологических перестроек, изменение прежних и овладение новыми способами самоутверждения. В этом возрасте человек характеризуется беспечностью, неопытностью, своеволием, желанием экспериментировать, жить жизнью взрослых. Подростки становятся менее устойчивыми к разного рода нежелательным соблазнам и легко могут оказаться втянутыми в опасные для их физического и психического здоровья действия.

Подростковый возраст охватывает примерно с 10 до 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. В этот период происходит существенная перестройка всего организма, которая отражается и на психических процессах.

Главное содержание подросткового возраста – его переход от детства к взрослости. Этот процесс преобразования определяет все основные особенности личности подростков. Развитие личности идет двояким образом: с одной стороны, процесс личностного созревания идет постепенно, а не скачкообразно, и эмоциональные изменения никак не сопоставимы с резким ускорением роста или гормональной перестройкой; с другой стороны, несмотря на взросление, подросток сохраняет важные черты своей личности. В противоположность интеллектуальным функциям личностные черты остаются относительно постоянными как в сфере нормальной психологии, так и в области отклонения от норм социального поведения. [12, 88]

В подростковый период многие потребности изменяются, а другие возникают впервые.

· Физиологические потребности. Среди них особо выделяется стремление к физической и сексуальной активности, к высокой оценке своего физического развития.

· Потребность в безопасности. Многочисленные биологические и психологические изменения, последствия которых с трудом поддаются оценке в подростковом возрасте, усиливают эту потребность. Но безопасность ищут не в семье, а в группе ровесников.

· Потребность в независимости усиливается с наступлением зрелости, роста когнитивных способностей и приходит в столкновение с родительскими ограничениями и ожиданиями. На этом фоне возникает много семейных конфликтов. Стремление к независимости обусловливает противодействие навязываемым мнениям, отрицание авторитетов, сомнение в общественных нормах, правилах и обычаях.

· Потребность в привязанности (любви). Отдаление от родительского дома, чувство непонятости, стремление к независимости приводят к сильной изоляции подростков, что повышает их потребность в нежности ивзаимопонимании

· Потребность в успехе (мотивация достижения). В значительной мере определяется опытом раннего детства. Она сильна у тех подростков, кто уже в дошкольном возрасте привык добиваться успеха, а во время учебы в школе (в возрасте 8-10 лет) не испытывал жесткого внешнего контроля, место которого заняло собственное стремление к высоким результатам. В подростковом возрасте мотивация достижения может существенно ослабнуть под влиянием группы сверстников.

· Потребность в самореализации и развития собственного «Я», что означает проявление своих способностей и их совершенствование. Эта потребность в значительной мере соотносится с формированием благоприятного представления о самом себе. На рубеже младшего школьного и подросткового возрастов происходит кризис самооценки: чаще снижение самооценки, чувства собственной значимости. У мальчиков-пятиклассников этот кризис выражен более резко, чем у девочек. [7, 46]

Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие в подростковом возрасте. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается на два года раньше.
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности – удлиняются руки и ноги – и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря, а как ее следствие возникает неуравновешенность. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. [10, 112]

Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция – переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.

· Общение является для подростков очень важным информационным каналом.

· Общение – специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.

· Общение – специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). [2, 112]

В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар.

Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого. [6, 164]

Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность – склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности можно рассматривать как механизм психологической защиты.

Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план. [5, 108]

Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности.

В подростковом возрасте формируется в целом высокий уровень эмоционально-ценностного отношения к себе. Однако у одних оно сочетается с адекватным и критичным восприятием себя как субъекта деятельности и общения, у других это отношение сочетается с «комфортной» интерпретацией неблагоприятных факторов, т.е. оно является результатом подключения защитных механизмов психики. Прибегая к самообману, ребенок сохраняет общее положительное отношение к себе, однако это обстоятельство существенно затрудняет его продвижение в учебной деятельности.

Интенсивное самонаблюдение нередко приводит к нарциссическим кризисам и так называемой пубертатной ипохондрии.

Появление этих потребностей не зависит от пола ребенка. У девочек более выражена потребность в безопасности, у них слабее, чем у мальчиков, групповая ориентация, сильнее боязливость. Мальчики меньше стремятся к безопасности, больше нацелены на успех и склонны подчиняться правилам жестко организованной группы. [14, 122]

Самым важным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание. Оно начинается у мальчиков в 12-13 лет, у девочек – в 11-12 лет. Большинство мальчиков созревают в половом отношении к 15 годам, а девочки – к 13-14 годам.

В процессе полового созревания формируется основное новообразование пубертатного периода – чувство взрослости, когда подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни.

Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности, чем объясняется их чувствительность к оценке взрослых, обидчивость, острая реакция на попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинство, принизить их взрослость. Они добиваются того, чтобы взрослые считались с их мыслями, чувствами, уважали их.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении подростков быть относительно независимыми от родителей, в наличии собственных взглядов и суждений, в подражании внешнему облику и манере поведения взрослых.

Отрицательные проявления чувства взрослости выражаются в том, что подростки склонны сопротивляться влиянию старших, часто не принимают их авторитета, игнорируют предъявляемые им требования, критически относятся к словам и поступкам родителей и учителей. Несмотря на то, что организм к 13-15 годам становится половозрелым, это еще не говорит о физической, и тем более о духовной, социальной зрелости в данном возрасте. [4, 98]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.6.41 (0.012 с.)