Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерпретация результатов исследования.

Поиск

 

Итак, первой нами была использована методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонд. В Табл. 1 представлены средние показатели и статистически значимые различия социально-психологической адаптации у подростков из Санкт-Петербурга (то есть подростков из мегаполиса, далее – ПМ) и подростков из г. Всеволожск (то есть подростки из города-спутника, далее – ПГС).

 

Таблица 1.

Средние показатели и статистически значимые различия социально-психологической адаптации в группах ПМ и ПГС (см. приложения №1. Стр.37).

  ПМ ПГС Значимость различий (по Стьюденту)
Адаптивность 43,98 26,34 t = 8,5 при p<0.01
Самопринятие 52,02 56,39 Различия не значимы
Принятие других 24,25 44,01 t = 5,8 при p<0.01
Эмоциональный комфорт 26,5 43,11 t = 5,1 при p<0.01
Интернальность 20,07 38,91 t = 4,2 при p<0.01
Доминирование 29,54 50,87 t = 9,8 при p<0.01
Эскапизм 24,46 48,57 t = 8,3 при p<0.01

 

 

Из результатов, представленных в таблице, видно, что значимые различия наблюдаются у групп подростков по всем шкалам методики, кроме шкалы Самопринятие. Это говорит о том, что подростки из обеих групп склонны принимать себя такими, какие они есть, им присуще одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе, они имеют довольно позитивную самооценку. Что касается остальных шкал методики, то у подростков из г. Всеволожск адаптивность находится на невысоком уровне по сравнению с испытуемыми из Санкт-Петербурга. Это можно объяснить тем, что в целом мегаполис предоставляет подростку возможность более широкого, чем в городе-спутнике, выбора кругов и групп общения, при этом взаимодействия и взаимоотношения в мегаполисе существенно дифференцированы. Поэтому подросток из мегаполиса оказывается более приспособленным, попадая в различные жизненные ситуации.

Подростки из Всеволожска имеют довольно высокие баллы по шкале доминирование, что отражает их склонность к подавлению других людей. Подростки в небольших городах имеют не так много возможностей для проведения досуга, как жители мегаполисов, потому почти всегда большую часть времени подростки контактируют с себе подобными, часто это бывают неформальные группы, в которых, как правило, присутствует некая жесткость и борьба подростков за лидерство. Этим и объясняются высокие показатели по шкале.

Достаточно высокая интернальность подростков из Санкт-Петербурга обусловливает их активность в достижении целей и позволяет проводить адекватную оценку проблемных ситуаций, выбирать в соответствии с требованиями среды подходящие стратегии поведения, организовывать и контролировать свои социальные контакты, определять вид и объем социальной поддержки. Ощущение контроля над средой способствует эмоциональной устойчивости, социальной активности, а также формированию осознанных устремлений и принятию на себя ответственности за собственную жизнь и происходящие в ней события. В то же время подростки из Всеволожска имеют значительно более низкий показатель по данной шкале, что говорит об экстернальной ориентации контроля в отдельных сферах деятельности. Ответственность за собственные неудачи возлагается на других; причины неудач не рассматриваются как результат социальной некомпетентности, и подросток не предпринимает никаких попыток изменить свое поведение. Часто ответственность переносится на окружение или условия жизни, которые, как считают некоторые подростки из городов-спутников, не так хороши, как в мегаполисе. Это помогает избежать чувства вины и признания необходимости изменить собственное поведение. А отсюда и склонность к эскапизму, что подтверждают более высокие баллы по этой шкале у подростков из Всеволожска. Снимая с себя ответственность за происходящие с ним события, подросток также отказывается решать возникающие на его пути проблемы и находит различные способы ухода от повседневной реальности.

Далее нами применялась методика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Средние значения по шкалам можно увидеть в Табл. 2.

Таблица 2.

Средние показатели самооценки и уровня притязаний в группах ПМ и ПГС (см. Приложение №2. Стр.38; см. Приложение №3. Стр.39; см. Приложение №4. Стр.40).

Шкала Субшкала ПМ ПГС Значимость различий (по Стьюденту)
Ум, способности Самооценка 78,03 69,03 8,7, p<0.01
Уровень притязаний 98,6 72,05 7,3, p<0.01
Характер Самооценка 75,33 74,86 Различия не значимы
Уровень притязаний 96,36 80,9 14,1, p<0.01
Авторитет у сверстников Самооценка 79,93 81,1 Различия не значимы
Уровень притязаний 94,3 95,8 Различия не значимы
Умелые руки Самооценка 86,4 87,5 Различия не значимы
Уровень притязаний 98,5 90,2 2,7, p<0.01
Внешность Самооценка 85,9 76,6 7,4, p<0.01
Уровень притязаний 97,3 83,2 7,7, p<0.01
Уверенность в себе Самооценка 87,3 74,4 6,2, p<0.01
Уровень притязаний 98,9 76,9 9,4, p<0.01

 

Анализируя результаты, полученные по данной методике, мы пришли к выводу, что самооценка и уровень притязаний школьников из Всеволожска и Санкт-Петербурга существенно отличаются. Так, по всем шкалам, кроме Авторитет у сверстников и Умелые руки, самооценка подростков из Петербурга чуть выше, чем у подростков из Всеволожска. Более высокие показатели самооценки по шкале Авторитет у сверстников подтверждают результаты предыдущей методики по шкале Доминирование, о причинах стремления к доминированию мы уже писали. Понятна также и более высокая оценка подростков из Всеволожска по шкале Умелые руки. Особенности образа жизни в городах-спутниках связаны с особенностями труда и быта жителей: большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах, нередко подростки помогают старшим в быту, активно участвуют в хозяйственной деятельности. Отсюда и более хорошие навыки работы руками.

Можно заметить совершенно противоположные тенденции в формировании блока уровня притязаний в двух группах. У подростков из Всеволожска уровень притязаний очень низок, почти по всем шкалам он лишь на несколько пунктов превышает балл самооценки. Это также может быть обусловлено местом проживания, поскольку в городах-спутниках довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, крайне мало выдающихся личностей. Подросток же ориентируется на свое социальное окружение.

С другой стороны, подростки из мегаполисов имеют завышенный уровень притязаний. Это, вероятно, может быть связано с тем, что мегаполис характеризуется многообразием стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций, неустойчивостью социального статуса горожанина, большая социальная мобильность. Подростку из мегаполиса есть к чему стремиться. Однако в таком возрасте подростки не всегда могут оценивать свои возможности адекватно, чем и может быть обусловлено повышение по шкалам уровня притязания.

Последней методикой, которую мы проводили, была Шкала социальной компетентности А.М. Прихожан. После подсчета сырых баллов по субшкалам и шкале Социальной компетентности, мы согласно ключу методики перевели все баллы в четырехбалльную систему и рассчитали средние значения, которые представлены в Табл. 3.

 

Таблица. 3. (см. Приложение №5. Стр 41)

  ПМ ПГС Значимость различий (по Стьюденту)
Самостоятельность; уверенность в себе 3,7 3,5 Различия не значимы
Отношение к своим обязанностям 3,2 3,6 3,1, p<0.01
Развитие общения 3,8 2,7 6,5, p<0.01
Организованность, развитие произвольности; 2,8 2,9 Различия не значимы
Интерес к социальной жизни, наличие увлечений 3,7 3,4 2,8, p<0.01
Общая социальная компетентность 3,6 3,1 3,3, p<0.01

 

 

Данные в таблице 3 показывают, что различия между группами подростков наблюдаются по шкалам Отношение к своим обязанностям, Развитие общения, Интерес к социальной жизни, Общая социальная компетентность. В небольших городах достаточно силен социальный контроль жизнедеятельности подростка со стороны его окружения. Это связано с тем, что в жизненном укладе людей из таких городов сохранились элементы традиционной соседской общины, в первую очередь тесные родственные и соседские связи. А также, как уже было сказано, подростки нередко принимают участие в ведении хозяйства, отсюда более ответственное отношение к своим обязанностям. В мегаполисах, наоборот, нередок слабый социальный контроль поведения подростка и значительная роль самоконтроля, однако в подростковом возрасте, а тем более, в период кризиса, самоконтроль зачастую сильно снижен, чем и обусловлено менее ответственное отношение к своим обязанностям.

Среда обитания в мегаполисе включает в себя множество различных факторов: концентрацию экономики, высокий культурный и научный потенциал, скопление больших масс людей, все это обусловливает возникновение особого образа жизни с присущим только ему типом человеческого общения и поведения, интенсивностью и напряжённостью психической жизни, гетерогенностью культур различных социальных групп. Все эти характеристики во многом определяют более высокие баллы по шкалам Развитие общения и Интерес к социальной жизни и более высокую социальную компетентность подростков Санкт-Петербурга по сравнению с подростками Всеволожска.

 

 

Рекомендации по сопровождению подростков.

 

Кризисные симптомы проявляются у подростков не постоянно, а периодически. Но они могут повторяться довольно часто, и модель воспитания всё равно придется корректировать. С учетом особенностей кризиса подросткового возраста наиболее подходящим для родителей считается авторитетный стиль воспитания, который подразумевает твердый контроль поведения ребёнка, но при этом обязательно не унижающий его достоинства. Правила игры должны устанавливаться в ходе обсуждения всеми членами семьи с учетом мнения повзрослевших детей. Это даст им возможность в достаточной степени проявить инициативу и самостоятельность, повысит самоконтроль и уверенность в себе.

Родителям и педагогам необходимо помнить, что любой кризис – это закономерный этап развития ребенка, который у разных подростков протекает по-разному, в основном сложно, но этот этап со временем закончится, и относиться к этому нужно соответствующим образом. Наоборот, если у ребенка подростковый кризис отсутствует вообще или проявляется очень слабо, это не совсем нормально.

Конфликты часто возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается, то детское послушание, то взрослая самостоятельность.

Важно проводить с подростками работу по развитию социальной компетентности, которая ориентирована на личностно-деятельностный и диалогический подход. Личностно-деятельностный подход характеризуется необходимостью приобретения самой личностью знания в социальном контексте. Для реализации данного подхода в работе по развитию социальной компетентности подростков требуется:

· культивирование собственной позиции ребенка в различных ситуациях;

· постановка ребенка в ситуации выбора;

· обращение к личностным смыслам подростков в социальной деятельности;

· ориентация на особенности возрастного развития подростка.

Основой диалогического подхода является смещение авторитарного воздействия в сторону диалогического, стимулирующего собственную позицию подростка. Диалогическое взаимодействие предполагает отношения равноправия и взаимного признание субъектов. Диалогическое взаимодействие является признаком социально-компетентного поведения, и в то же время является условием его формирования путем включения подростка в диалог. Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте подростка. Для социальной компетентности важен опыт активного социального взаимодействия. Поэтому для развития социальной компетентности важно использовать системный подход, объединив всех субъектов социализации.

Социальная компетентность – это, прежде всего, социальная активность, желание жить в обществе, мотивированность, поэтому в процессе обучения важно использовать следующие методические средства:

· мотивация учебной деятельности,

· создание ситуации успеха,

· создание обстановки, вызывающей положительные эмоции,

· организация положительных эмоций в общении «учитель – ученик – учитель»,

· организация самоанализа собственной деятельности.

Групповая учебная работа. Именно групповая работа в школе и взаимодействие самих учащихся в ней является эффективным способом развития социальной компетентности подростка, его способности быть лидером или ведомым, реализовывать свои цели в группе. Совместная деятельность вырабатывает у подростков необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

Формирование социальной компетентности невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, учебное сотрудничество признаётся ведущим для психического развития личности подростка. Среди различных форм учебного сотрудничества групповая работа со сверстниками занимает особое место с точки зрения мотивации учения, активности, как учителя, так и учащегося, богатства и разнообразия их взаимосвязей и отношений.

Под групповой работой понимается взаимодействие учащихся в малых группах, в которых они самостоятельно или с помощью учителя устанавливают нормы общения и взаимодействия, выбирают направление своей работы и средства для решения общей задачи. За этим стоит умение видеть позицию другого, оценивать её, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное – иметь собственную точку зрения, отличать её от другой, уметь её отстаивать.


Заключение.

 

Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов. Позитивный смысл подросткового кризиса в том, что через него, через борьбу за независимость, борьбу, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

При этом важно иметь в виду, что кризисные симптомы не проявляются постоянно, это скорее эпизодические явления, хотя порой они повторяются достаточно часто. Интенсивность кризисных симптомов и способы их выражения также достаточно различны.

Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста.

Кризис подросткового возраста протекает значительно легче, если у школьника в этот период возникают относительные постоянные личностные интересы или какие-либо другие устойчивые мотивы поведения. Наличие у подростка таких интересов делает его целеустремленным, внутренне более собранным и организованным.

В результате проведенного исследования мы доказали нашу гипотезу о том, что кризис подростков в мегаполисах и городах-спутниках протекает по-разному. Так, у подростков из г. Всеволожск кризис проявляется в большей степени в более низкой адаптированности, более низком самопринятии, стремлении доминировать, склонности к эскапизму, более низкой социальной компетентности, невысокой интернальности. У подростков из Санкт-Петербурга кризис проявляется в более низком принятии других, недостаточном эмоциональном комфорте, завышенном уровне притязаний.

 


Список литературы:

 

1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2005.

2. Белопольская Н.Л., Бочарова Е.Е. Возрастная идентификация у подростков с нормативным и сниженным интеллектом в ситуации жизненного кризиса // Дефектология. – 2011. – № 6. С. 3—9.

3. Белопольская Н.Л., Бочарова Е.Е. Экспериментальное исследование возрастной идентификации у подростков в ситуации жизненного кризиса // Специальная психология. – 2010. – № 3. C. 58-70

4. Белопольская Н.Л., Иванова С.Р., Свистунова Е.В., Шафирова Е.М. Самосознание проблемных подростков. – М.: Институт психологии РАН, 2007. С. 332

5. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 4.

6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология: учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2005. С. 234

7. Воротыло Н. В., 2009. Особенности субъективного опыта переживания личностного кризиса старшими подростками: Автореф. дисс..... канд. психол. наук.

8. М.Дольто Ф. На стороне подростка / Пер. с фр. А. К. Борисовой. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. С. 368

9. Егорычева И.Д. Подросток и взрослый в пространстве современной России: взаимодействие по касательной (некоторые итоги и перспективы развития) // Мир психологии. – 2008. – № 1 (53). С. 188

10. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учебное пособие. – М: Ось-89, 2003. С. 416

11. Ефимкина Р.П. Детская психология. Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2009. С. 54

12. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб: Питер, 2005.

С. 940

13. Либерман А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков // Вопросы психологии. – 2005. – № 4. С.117-125.

14. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 256

15. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М: Академия, 2005. С. 416

16. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2004. С. 368

17. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл, 2005. С. 182

18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. ВУЗов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2012. С. 456

19. Подольский А.И., Идобаева О.А. Внимание: подростковая депрессивность. – М., 2004. С. 123

20. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2010. С. 184

21. Пономарев И.В. Возрастная социализация в традиционном обществе. – М: Инфра-М, 2009. С. 201

22. Простакова, Татьяна Михайловна. Кризис подросткового возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. С. 244

23. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2003. С. 560

24. Психология подростка / под ред. А. А. Реана. – СПб: Прайм-Еврознак, 2007. С. 480

25. Психология развития: учебник для студентов психол. и пед. вузов / под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Academia, 2008. С. 528

26. Психология современного подростка. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Педагогика, 2006. С. 240

27. Размахнина, Д. Ю. Решение задач развития в подростковом возрасте как условие формирования идентичности // Психология и школа. – 2006. – № 1. – С. 42-51.

28. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб: Питер, 2012. С. 624

29. Сборник материалов XXIX Итоговой конференции молодых ученых МГМСУ. – М.: МГМСУ, 2007.

30. Смирнова А.В. Картина жизненного пути личности подростков из неполных семей // Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «На пороге взросления». – М.: МГППУ, 2011. C. 117–119

31. Туревская Р.А. К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и раннем юношеском возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 2005. – № 4. С. С.57-64

32. Шапиро А. З., Самодурова И.А. и др. Развитие подростков в контексте быстрых социальных перемен // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. С. 147

33. Шмырева О.И. Отношение к смерти как следствие эмоционального кризиса в подростковом возрасте // Мир психологии. – 2008. – № 4. С.93-100

34. Шнейдер Л. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога // Школьный психолог. – 2009. – № 20. – С. 36-43

35. Шурухт С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности: психологический тренинг. – СПб: Речь, 2006. С. 112

 

Приложение.№1

Методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонд. (см. Табл.1. стр. 23).

 

Приложение №2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.253.73 (0.011 с.)