Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфликты в педагогической деятельности

Поиск

31. Авдулова, Т. П. Влияние Я-концепции учащегося на выбор стратегии выхода из конфликтных ситуаций / Т. П. Авдулова, О. А. Гордеева// Психология обучения. - 2006. - N 12. - С. 45-54. - Библиогр.: С. 54 (4 назв.). Влияние особенностей Я-концепции подростка на его поведение в ситуации конфликта.

32. Баныкина, С. Как разрешить конфликт / С. Баныкина // Директор школы. - 2011. - N 4. - С. 48-53. - Алгоритм анализа педагогического конфликта и пути выхода из конфликтной ситуации.

33. Баратова, К. Кто тут черный, кто тут белый, кто хороший, кто плохой... / К. Баратова // Администратор образования. - 2009. - N 4. - С. 111-112. О конфликтах во взаимоотношениях педагогов, учеников и родителей.

34. Баталова, И. В. Программа тренинга конфликтной компетентности подростка / И. В. Баталова // Классный руководитель. - 2006. - N 3. - С. 80-92. Программа тренинга конфликтной компетенции подростка разработана для учащихся 7-9-х классов. Предложен тематический план программы.

35. Бекмаганбетова, Г. Г. К вопросу о формировании конфликтной компетентности в младшем школьном возрасте / Г. Г. Бекмаганбетова // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - N 4. - С. 83-85. - Библиогр.: с. 85 (5 назв.). О формировании доброжелательного отношения к окружающему в младшем школьном возрасте.

36. Бережная, Г. С. Отчего возникают конфликты в школе? / Г. С. Бережная // География и экология в школе XXI века. - 2009. - N 2. - С. 67-69. - Библиогр.: с. 69 (8 назв.). Для школьного социума характерны конфликты между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. В зависимости от участвующих в конфликте сторон выделяют типы конфликтов в школе.

37. Вавилова, А. А. Оценка поведения учителя в проблемных ситуациях / А. А. Вавилова // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2007. - N 1. - С. 61-68. Анализ поведения и рекомендуемые действия учителя в сложных ситуациях. Допустимость удаления ученика с урока. Изъятие собственности учащегося. Применение психического воздействия и физической силы в отношении школьника. Нарушение прав ребенка учителем.

38. Вавилова, А. А. Конфликт между учителем и учеником: действия администрации / А. А. Вавилова // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2007. - N 2. - С. 63-67.Действия администрации школы при расследовании инцидентов между учителями и учениками. Беседа с участниками конфликта.

39. Валишин, Ю. И. Учителю географии о психологии конфликтов / Ю. И. Валишин // География в школе. - 2008. - N 7. - С. 56-57. Характеризуются группы конфликтов и их причины, даются рекомендации учителю географии по преодолению конфликтов с учеником.

40. Захарченко, Е. Ю. Конфликты в школе: причины возникновения и способы разрешения / Е. Ю. Захарченко // Директор школы. - 2008. - N 1. - С. 27-32. - Причины возникновения и способы разрешения конфликтных ситуаций в школе. Анкета, позволяющая определить способы выхода из конфликтной ситуации.

41. Ибрагимова, А. Формирование у школьников навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях / А. Ибрагимова // Социальная педагогика. - 2009. - N 1. - С. 48-51. Проблемные ситуации, возникающие в образовательных учреждениях.

42. Колесова, Н. М. Жить без конфликтов: возможно ли это?: (сценарий классного часа) / Н. М. Колесова // Открытая школа. - 2009. - N 3. - С. 25-30. Опыт проведения классного часа, цель которого довести до учащихся сведения о способах разрешения конфликтов.

43. Коновалов, А. Ю. Школьная служба примирения / А. Ю. Коновалов // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2008. - N 11. - С. 32-42. Проект Центра по созданию Школьных служб примирения. Внедрение инновационной технологии разрешения конфликтов. Положение о службе примирения.

44. Коновалов, А. Школьная служба примирения / А. Коновалов // Социальная педагогика. - 2009. - N 1. - С. 56-65.Конфликтные ситуации в школах.

45. Коновалов, А. Школьная служба примирения / А. Коновалов // Школьные технологии. - 2008. - N 6. - С. 55-62. - Библиогр. в сносках. Рассмотрены механизмы работы с конфликтами и криминальными ситуациями в школе.

46. Коновалов, А. Школьная служба примирения / А. Коновалов// Народное образование. - 2009. - N 2. - С. 208-215. О разрешении конфликтной ситуации, о программе примирения и о том как вписать службу примирения в структуру школы.

47. Коржицкая, Е. "Секреты бесконфликтного общения": психологические мероприятия для родителей, педагогов / Е. Коржицкая // Педагогическая техника. - 2007. - N 2. - С. 69-75. - Библиогр.: с. 75 (6 назв.). Мероприятия, направленные на профилактику и разрешение конфликтных ситуаций при общении родителей, педагогов и детей.

48. Куревина, О. А. Школьный конфликт: избегать или разрешать? / О. А. Куревина, В. С. Сюсюра // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - N 2. - С. 77-80. - Библиогр.: с. 80 (5 назв.). О проблеме управления социальным конфликтом в образовании.

49. Лапшова, В. Пути выявления конфликтных ситуаций в начальных классах сельской малочисленной школы / В. Лапшова // Педагогическая диагностика. - 2008. - N 3. - С. 108-115. О путях и способах профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в начальной школе.

50. Лисова, Т. А. Индуктивное общение как необходимое условие в воспитательном процессе педагога / Т. А. Лисова // Учительский журнал. - 2009. - N 6. - С. 64-73. Качества личности педагога, необходимые для успешного взаимодействия с учащимися. Ошибки учителя, приводящие к конфликтам со школьниками.

51. Ломтева, Е. В. Педагогические конфликты / Е. В. Ломтева // Профессиональное образование. - 2006. - N 2. - С. 22-23. Уделено внимание конфликтологической подготовке педагогов и руководителей образования. Названы общие и специфические причины педагогических конфликтов. Предложена типология.

52. Магдеев, А. М. Предупреждение и разрешение педагогического конфликта: традиции и новации / А. М. Магдеев, В. Р. Мухадинов // Интеграция образования. - 2009. - N 1. - С. 86-90. - Библиогр.: с. 90 (5 назв.). В статье рассматриваются вопросы, входящие в предметную область педагогической конфликтологии.

53. Магомедова, З. Ш. Педагогическая коррекция конфликтного поведения дошкольников / З. Ш. Магомедова // Педагогика. - 2007. - N 6. - С. 116-118. - В статье рассматривается сущность основных функций игры, способствующих развитию личности ребенка.

54. Маракулина, Л. В. Педсовет по теме: "Конфликт в школе, пути выхода из конфликтных ситуаций"/ Л. В. Маракулина // Учительский журнал. - 2010. - N 6. - С. 53-73. Методическая разработка педагогического совета. Теория и практика разрешения педагогических конфликтов.

55. Марфина, С. В. Обидчивость, несдержанность, раздражительность...как управлять собой? / С. В. Марфина // Классный руководитель. - 2007. - N 1. - С. 32-37. Материалы классного часа со школьниками, посвященного способам выхода из конфликтных ситуаций.

56. Меттус, Е. В. Школьные конфликты: причины возникновения и приемы разрешения / Е. В. Меттус // Директор школы. - 2006. - N 2. - С. 34-39. Стратегии решения и конструктивный алгоритм анализа конфликтной ситуации. Несколько типичных ситуаций школьных конфликтов.

57. Наумова, Л. Д. Формирование готовности старших школьников к продуктивному разрешению конфликтов / Л. Д. Наумова // Образование и наука. - 2009. - N 10. - С. 48-58. - Библиогр.: с. 58 (7 назв.). Проведен анализ применяемых в конфликтологии подходов, предложена и описана собственная классификация типичных конфликтов, отмечены особенности их возникновения, развития и разрешения в среде старшеклассников.

58. Овсейчик, О. Приходится быть миротворцем / О. Овсейчик // Директор школы. - 2009. - N 4. - С. 49-51. Директор школы как организатор равноправного диалога педагогов с родителями и общественностью.

59. Паршутин И.А. Предупреждение конфликтов в педагогическом коллективе // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2006. - № 9. – С. 26-30.

60. Предупреждение насилия в школе // Воспитание школьников. - 2007. - N 2. - С. 28-32. - Продолж. Начало: N 7, 9-10, 2005; N 3-6, 9-10, 2006. Методические рекомендации для составления проекта по предупреждению насилия в школе. Предлагается набор тренингов, занятий, внеклассных мероприятий, направленных на воспитание неагрессивного поведения, развития умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения.

61. Савина, Н. Конфликты в школе - фактор криминализации подростков / Н. Савина // Социальная педагогика. - 2009. - N 1. - С. 40-47. Формирование преступного поведения несовершеннолетних.

62. Савина, Н. Конфликты в школе - факторы криминализации подростков / Н. Савина // Народное образование. - 2008. - N 5. - С. 254-260. Рассмотрена связь между недостатками в работе школы и формированием делинквентной личности подростка.

63. Самсонов, П. И. Как выстоять под прицелом кляуз? / П. И. Самсонов // Директор школы. - 2006. - N 8. - С. 13-22. - Пути разрешения школьных конфликтов.

64. Силенок, И. К. Генеративный подход в работе с родителями по оптимизации стиля воспитания / И. К. Силенок // Психотерапия. - 2009. - N 7. - С. 17-24. - табл. Статья посвящена исследованию и воплощению генеративного подхода в работе с родителями. Разработана и успешно ведется специальная программа создания условий для формирования у родителей генеративной позиции в отношениях с детьми. Благодаря этому родители учатся по-новому видеть, осмысливать трудные ситуации в общении с детьми для успешного решения воспитательных задач.

65. Степанчук, О. "Горячие точки" летнего лагеря / О. Степанчук // Народное образование. - 2008. - N 3. - С. 249-254. О конфликтных ситуациях в детских летних лагерях на основе анализа высказываний детей, вожатых и воспитателей.

66. Терентьев, В. К. Их величества интересы, или Управление с учетом потребностей персонала / В. К. Терентьев // Директор школы. - 2006. - N 4. - С. 19-24. - Табл. О лучшем способе урегулирования служебных конфликтов с позиции интересов. Раскрыто понятие "интерес". Перечислены человеческие потребности, с которыми приходится иметь дело руководителю школы.

67. Третьякова, А. Н. Учитель, ученик, родитель - не любовный треугольник / А. Н. Третьякова // Биология в школе. - 2010. - N 8. - С. 20-24. В статье идет речь о непростых отношениях учеников, их родителей и учителей. Автор приводит примеры из школьной жизни, рассказывает о приемах конструктивного общения, показывает, как можно разрешить или не допустить конфликтных ситуаций.

68. Ушакова, Е. М. "Сказка по кругу" и другие способы предотвращения детской агрессии / Е. М. Ушакова // Директор школы. - 2006. - N 5. - С. 101-104. Причины возникновения детской агрессии. Рекомендации педагогам и упражнения для предотвращения проявления агрессии и конфликтных ситуаций в школе.

69. Хомяков, А. Беседы с юными спортсменами / А. Хомяков // Воспитание школьников. - 2006. - N 3. - С. 44-49. - Библиогр.: с. 49 (11 назв.). - Окончание. Начало: N 5-6, 2005; N 1, 2006.Беседы с юными спортсменами о смысле жизни, о способах достижения хорошего отношения людей друг к другу, о взаимоотношениях со сверстниками, об уважении к родителям.

70. Царева, О. А. Исследование стилей поведения подростка в конфликтных ситуациях в зависимости от эмоциональных свойств личности / О. А. Царева // Прикладная психология и психоанализ. - 2006. - N 3. - С. 5-15. - Библиогр.: с. 14-15 (18 назв.). Выявление особенностей используемых подростками стилей поведения в конфликтных ситуациях зависит от различных эмоциональных свойств личности.

71. Юдина, Л. Г. Педагогический совет "От конфликта к культуре педагогического общения" / Л. Г. Юдина, К. А. Глушкова // Классный руководитель. - 2006. - N 3. - С. 106-110. - Основной целью педсовета является совершенствование форм и способов взаимодействия педагогов, учащихся и родителей; обучение технике педагогического общения в работе с коллегами, учащимися и их родителями.

72. Юриков, А. Конфликты в детском лагере: причины и способы преодоления / А. Юриков // Народное образование. - 2008. - N 3. - С. 255-258. О конфликтных зонах в детских оздоровительных лагерях и об их преодолении.

Конфликты семейные

73. Венгер, А. Ценности, которые выбирает семья / А. Венгер // Семья и школа. - 2006. - N 7. - С. 11-13. Различие в системах ценностей поколений отцов и детей как причина конфликтов.

74. Высоцкая, Е. И. Родительское собрание "Способы решения конфликтных ситуаций в семье" / Е. И. Высоцкая // Классный руководитель. - 2008. - N 8. - С. 51-53. Проведение родительского собрания, цель которого - обсудить проблемы воспитания детей в семье и определить способы решения и предотвращения семейных конфликтных ситуаций.

75. Дементьева, И. Психологическая адаптация детей после развода родителей / И. Дементьева // Социальная педагогика. - 2007. - N 2. - С. 65-69. Эмоциональные проявления у детей, связанные с разводом родителей.

76. Есина, Е. Великий и могучий? / Е. Есина // Обучение в России и за рубежом. - 2007. - N 6. - С. 86-87. - Мы живем в эпоху высоких информационных технологий, растет количество людей с высшим образованием, а вот безграмотность среди подростков увеличивается. Может быть здесь и начинается конфликт отцов и детей? Как могут понять друг-лруга два поколения, говорящие на разных языках?.

77. Иевлева, С. Борьба идей / С. Иевлева // Здоровье школьника. - 2008. - N 10. - С. 66-68. О возможном пути к согласию в вопросах воспитания детей в семье, где мнения родителей обычно разделяются.

78. Короленко, Ц. П. Роль семейных факторов в развитии посттравматического стрессового расстройства различной степени тяжести / Ц. П. Короленко, Н. Л. Бундало // Психотерапия. - 2007. - N 12. - С. 23-26. - Библиогр.: с. 25 (6 назв.). О зависимости степени тяжести хронического посттравматического стрессового расстройства от негативных семейных факторов риска, таких, как воспитание в неполной семье, конфликты между родителями, детско-подростковый возраст при разводе родителей, равнодушное отношение к ребенку.

79. Кузьмишина, Т. Л. Поведение дошкольников в ситуациях детско-родительского конфликта / Т. Л. Кузьмишина // Вопросы психологии. - 2007. - N 1. - С. 38-45. - Библиогр.: с. 45 (13 назв.). Изучались детские и родительские представления о различных формах поведения ребенка в конфликтной ситуации.

80. Новое о хорошо знакомом и еще не очень знакомом // Семья и школа. - 2009. - N 9. - С. 4-6. - ил. Новые научные факты о влиянии пессимизма и плохого настроения на физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, а также о том, что жестокое обращение с детьми провоцирует у них развитие рака, а конфликты с родителями, по мнению ученых из США, происходят во многом из-за разных точек зрения на нравственные ценности.

81. Петрушин, С. В. Уровневая модель взаимоотношений и ее использование в работе с семейными конфликтами / С. В. Петрушин // Семейная психология и семейная терапия. - 2007. - N 1. - С. 75-82. - Библиогр.: с. 82. Характеристика уровней в брачно-семейных отношениях.

82. Подорожняя, И. Н. Проявление детьми "норм-отношений" в детском саду и дома / И. Н. Подорожняя // Вестник Поморского университета. Сер. Физиологические и психолого-педагогические науки. - 2006. - N 3. - С. 12-16. - Библиогр.: с. 15-16. Статья посвящена исследованию проблем, связанных с нарушением поведения дошкольников в детском саду и семье, выявлению форм проявления норм-отношений детей в зависимости от социального института (детский сад и семья), возраста и пола.

83. Скрипченко, Т. И. Как избежать конфликтов в семье: материал к родительскому собранию / Т. И. Скрипченко // Классный руководитель. - 2006. - N 7. - С. 111-116. Материалы к родительскому собранию, посвященному проблеме семейных конфликтов.

84. Целуйко, В. М. Семейный конфликт и дети / В. М. Целуйко // Психолог в детском саду. - 2008. - N 1. - С. 54-67. - Библиогр.: с. 67 (3 назв.). В статье обсуждаются проблемы влияния супружеских конфликтов на развитие личности ребенка. Рассматриваются различные ситуации семейных конфликтов, оказывающие травмирующее воздействие на ребенка.

85. Чалганская, Л. И. Дети и родители. Давайте понимать друг друга / Л. И. Чалганская // Классный руководитель. - 2007. - N 1. - С. 57-59. Материалы классного часа, посвященного разрешению конфликтных ситуаций в семье.

86. Четверикова, О. Н. Материнский капитал как отражение кризиса / О. Н. Четверикова // Психотерапия. - 2008. - N 3. - С. 21-25. - Библиогр.: с. 20 (8 назв.). - О возникновении нарастающей тревожности в обществе в результате появления и обсуждения закона о материнском капитале. Возникают противопоставление интересов семьи, личности и государства; регрессия, приводящая к воссозданию архаических защит, неосознаваемые конфликты между различными членами семьи, семьей и государством.

 

д) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Периодика

1..Журнал практического психолога[Электронный ресурс]. — Режим доступа: htpp://www.psychol.ras.ru-

2.«Мир психологии» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psychology.net.ru/articles

3.Школьный психолог[Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.1 september.ru-

Учебные материалы

1.Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М., 1996. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:.http:// owl.ru/gender/047.htm

2.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki/

3.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http:// website-seo.ru/206-058001011.html

.4. Анцупов, А.Я. Конфликтология:учебник для вузов/А.Я.Анцупов,. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http:// kemsu.ru/education/special/docs...

5.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов.... [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// novsu.ru/file/5387

6.В.И. Белов. Конфликты и культура их разрешения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// sociology.mephi.ru/docs/sociolo...

7.Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. - М.: 2002. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http:// easyschool.ru/ref/17/773

8.Взаимосвязь межличностного конфликта с внутриличностным и групповым. Психология менеджмента: Учебник для вузов... [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// fem.grsu.by/Kafedry/MEN/academic_pr

9.Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. Учебник. - М., 2002.... 10.Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Дис… д-ра. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// window.edu.ru/window/library/pdf2tx...

11.Гришина Н.В. Психология конфликта Практическое пособие.. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// booksmed.com/psixiatriya-psixol...

12.Гришина Н.В. Психология конфликта. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// alleng.ru/d/psy/psy119.html

13.Гришина Н.В. Психология конфликта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// psychologi.net.ru/book3_isk_ob/gris...

14.Конфликты: избегать или форсировать. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// syntone.ru/library/books/conten.

15.Литвак – М. Психологический вампиризм. Анатомия конфликта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// mp3audiobooks.ru/

16.Межличностный конфликт. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// psylist.net/socpsy/00047.html

17.Межличностный конфликт – трудноразрешимое противоречие,... Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики,... [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// i-u.ru/biblio/archive/morosov_d...

18.Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// vavt.ru/main/site/LSP6619A5/$fi...

19.Основы конфликтологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psycheya.ru/lib/727.pdf

20.Обзор зарубежных исследований по психологии конфликта.... разных типов конфликтов: межличностных, межгрупповых, межнациональных.. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// evolkov.net/conflict/Latynov.V.conf...

21.Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: bookz.ru/authors/a-morozov/delovaa-..

22.Пороховская Т.И. Этика общения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// ethicscenter.ru/teach/prog/applied/

23.В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, в межличностных... [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http:// ovendij.ru/osconsi14/poco141.html

24.Психология и этика делового общения / под ред. Лавриненко В.Н. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://alleng.ru/d/manag/man130.html

25.Спиридонов Я.В. - Психология межличностного конфликта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// b17.ru/professor/

26.Теория когнитивного диссонанса Распространенная в западной социальной психологии теория, рассматривающая межличностные конфликты как неизбежность, неотъемлемую часть... [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/...

 

ГЛОССАРИЙ

Атрибуция каузальная - интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Изучение А. к. исходит из следующих положений; а) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта; б) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находитвероятные причины поведения и черты личности и приписывает их наблюдаемому субъекту; в)эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя

Вертикальный конфликт — предполагает взаимодействие субъектов вертикального подчинения: руководитель — подчиненный, предприятие — вышестоящая организация, малое предприятие — учредитель. Особенность данного вида конфликтов — изначально разное соотношение власти у участников, разные' возможности при взаимодействии.

Взаимодействие межличностное - 1)в широком смысле- случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности отношений, установок; 2) в узком смысле - система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных:

Виды (типы) конфликтов - варианты конфликтных столкновений, различаемые по факторам совместной деятельности людей (источникам возникновения, формам взаимодействия, направленности общения, функциям и др.)

Влияние — процесс и результат изменений индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним; Различают направленное и ненаправленное влияние. Механизмом первого являются убеждение и внушение. В этом случае субъект ставит перед собой задачу добиться определенного результата от объекта влияния. В отличие от направленного влияния, ненаправленное влияние подоб­ной специальной задачи не имеет.

Влияние функционально-ролевое — вид влияния, характер, интенсивность и направленность которого определяются не личностными особенностями партнеров по взаимодействию, а их ролевыми позициями. В.ф.-р. осуществляется благодаря трансляции образцов активности, регламентированных ролевой расстановкой сил и демонстрации определенного набора способов действия, не выходящих за пределы ролевых предписаний. Так, авторитарные руководители, как правило, видят свою задачу в оказании на подчиненных в первую очередь именно В.ф.-р., а потому в процессе взаимодействия и общения они главным образом ориентируются на соответствие своих и чужих действий и поступков нормативно определенному своду правил.

Внутригрупповой конфликт — столкновение, разногласие между личностью и группой, вызванное различиями индивидуальных и общих интересов, ослаблением сплоченности и совместных действий. либо несоблюдением норм группового поведения.

Внутриличностный конфликт — внутреннее противоборство человека как следствие автокоммуникации, функционального дискомфорта в сфере рационального и эмоционального, необходимости выбора между желаемым и должным, выгодным и опасным, интересным и скучным, кризиса мотивов или их реализации. Внутриличностный конфликт представляет собой столкновение противоположно направленных мотивов личности.Внутриличностный конфликт столкновение равных по силе, но противоположно направленных личностных мотивов, потребностей, интересов.

Восприятие межличностное — восприятие, понимание и оценка человека человеком. Специфика В.м. по сравнению с восприятием неодушевленных предметов заключается в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных (познавательных) и эмоциональных компонентов, в более ярко выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.

Горизонтальный конфликт предполагает конфликтное взаимодействие равных (по иерархическому уровню, располагаемой власти) субъектов: руководителей одного уровня, предприятий и специалистов между собой.

Границы конфликта - внешние пределы в пространстве и во времени, а также относительно той социальной системы, в масштабах которой возникает и развивается конфликтное столкновение.

Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социально целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной принадлежности, структуры, уровня развития и т.п.) Наиболее распространены классификации Г. по размеру: большие, малые, микрогруппы; по общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) по непосредственности взаимосвязи: реальные (контактные} и условные; по уровню развития: низкого уровня развития (ассоциации, корпорации) и высокого уровня развития (коллективы); по значимости: референтные. Величина, структура и состав Г. определяются целями и задачами деятельности, в которую она включена и ради которой создана. Содержание совместной деятельности членов Г. опосредствует все процессы внутригрупповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых ценностей и норм, форм сотрудничества и взаимной ответственности

Гpynna неформальная - реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная, на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической пользы, Г.н. могут выступать как изолированные общности или складываться внутри официальных групп. Их интересы могут иметь как профессиональную, так и внепрофессиональную направленность. Официальные группы, сохраняя все свои характеристики, одновременно могут обладать лучшими свойствами Г.н. (тесными дружескими контактами, дружелюбностью и взаимной симпатией, готовностью к содействию и взаимопомощи), что укрепляет и обогащает их функционирование.

Группа референтная — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке. Г.р. выполняет в основном две функции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция Г.р. проявляется в мотивационных процессах: Г.р. выступает при этом в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида. Сравнительная функция Г.р. проявляется в перцептивных процессах: Г.р. выступает здесь в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других.

Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К процессам Т.д. относятся руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработка групповых мнений и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения, т.е. все те процессы, которые фиксируют и обеспечивают изменения, происходящие в группе за время ее существования. Эти изменения обусловлены как внешними обстоятельствами групповой жизнедеятельности, так и ее внутренними противоречиями, продиктованными взаимодействием двух предполагающих и одновременно отрицающих друг друга тенденций групповой активности-интеграции и дифференциации. Первая нацелена на упрочение единства членов группы, стабилизацию и упорядочение межличностных отношений и взаимодействий и является необходимой предпосылкой сохранности и относительно устойчивого и постоянного воспроизводства группы как социально-психологической общности. Вторая проявляется в неизбежно сопутствующих любой коллективной жизнедеятельности специализации и иерархизации деловых и эмоциональных взаимосвязей членов группы и соответствующем различии их функциональных ролей и психологических статусов, что является стимулом и результатом развития группы, но в то же время может привести к нарушению гармонии в отношениях, образующих группу, людей. Сосуществование названных тенденций обусловливает неравномерность процесса развития малой группы.

Групповое принятие решений — осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи. Процедура Г.п.р. предполагает обязательное согласование мнений членов группы в отличие от групповой дискуссии, которая обычно рассматривается как фаза, предшествующая Г.п.р. В отдельных случаях Г.п.р. используется в условиях ограниченного обмена информацией, когда члены группы могут только сообщить о своих перво­начальных решениях. От Г.п.р. следует отличать переход от индивидуаль­ных решений к групповым без взаимодействия участников.

Депрессия — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек в состоянии Д. испытывает прежде всего тяжелые, мучительные эмоции и переживания — подавленность, тоску, отчаяние. Влечения, мотивы, волевая активность резко снижены. Характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижена. Для поведения в состоянии Д. характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость; все это приводит к резкому падению продуктивности.

Деструктивная модель поведения личности в конфликте - постоянно стремится к расширению и обострению конфликта, нарушает этику общения.

Децентрация — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной.

Диагностика конфликта — знание основных параметров конфликтного столкновения (состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, «сценария» развития взаимодействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны. Диагностика конфликта - исследование конфликта с целью определения ее основных характеристик.

Динамика конфликта — движение конфликтного столкновения, стадии и фазы его развития.

Диспозиция — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности.

Завершение конфликта — устранение объективных и ослабление субъективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию.

Защита психологическая — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией З.п. является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Термин «З.п.» употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт, в результате которого может измениться система межличностных отношений.

Защищенность психологическая — относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспечения собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих З.п.. является зашита психологическая — необходимое условие формирования адекватного чувства З.п.; в противном случае закономерно возникновение чувства психологической незащищенности. Гарантами З.п. являются чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, склонность к надситуативной активности, адекватная атрибуция ответственности.

Интеграция групповая — 1) состояние группы, характеризующееся упорядоченностью внутригрупповых структур, согласованностью основных компонентов системы групповой активности, устойчивостью взаимосвязей между ними, стабильностью и преемственностью их функционирования и т.п. признаками, свидетельствующими о единстве, целостности социальной общности; 2) иерархически организованная совокупность внутригрупповых процессов, обеспечивающих достижение названного состояния. И.г. проявляется в относительно непрерывном и автономном существовании группы, что предполагает наличие процессов, препятствующих нарушению сохранности группы: отсутствие интегративных свойств неизбежно ведет к распаду любой человеческой общности. Важным показателем оптимальности внутригруппового взаимодействия является организованность группы, т.е. способность коллективного субъекта совместной деятельности к активной перестройке неупорядоченных групповых состояний.. Организованность проявляется в умении группы самостоятельно создавать организацию в ситуации неопределен­ности, сочетать инициативность и разнообразие форм индивидуального поведения с устойчивым единством действий участников совместной дея­тельности по реализации ее ведущей цели. Критерием оценки организо­ванности может выступать характер деятельности группы в неординарных условиях, в частности: а) способность группы самостоятельно планировать этапы осуществления поставленной цели и распределять предстоящую работу среди своих членов; б) степень дисциплинированности членов группы в выполнении возложенных на них задач.

Инцидент — столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликт. Инцидент-стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Источники конфликтов — стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств, воздействующих на поведение людей, проблемы трудовой мотивации, обрывы в коммуникативных связях, различия в темпераменте и характере, возрасте и жизненном опыте, уровне образования и общей культуры, убеждениях и нравственных ценностях и т.п.

Карта конфликта — графическое изображение элементов конфликтного столкновения с указанием проблемы, требующей решения, констатацией интересов и опасений сторон.

Классификация конфликтов — группировка, систематизация конфликтных столкновений, деление их по существенным признакам, типам и видам (в частности, по сферам проявления, причинам возникновения, формам взаимодействия, коммуникативной направленности, продолжительности, составу участников, способам разрешения, последствиям).

Климат социально-психологический — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.77 (0.017 с.)