Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конфликты в педагогической деятельности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
31. Авдулова, Т. П. Влияние Я-концепции учащегося на выбор стратегии выхода из конфликтных ситуаций / Т. П. Авдулова, О. А. Гордеева// Психология обучения. - 2006. - N 12. - С. 45-54. - Библиогр.: С. 54 (4 назв.). Влияние особенностей Я-концепции подростка на его поведение в ситуации конфликта. 32. Баныкина, С. Как разрешить конфликт / С. Баныкина // Директор школы. - 2011. - N 4. - С. 48-53. - Алгоритм анализа педагогического конфликта и пути выхода из конфликтной ситуации. 33. Баратова, К. Кто тут черный, кто тут белый, кто хороший, кто плохой... / К. Баратова // Администратор образования. - 2009. - N 4. - С. 111-112. О конфликтах во взаимоотношениях педагогов, учеников и родителей. 34. Баталова, И. В. Программа тренинга конфликтной компетентности подростка / И. В. Баталова // Классный руководитель. - 2006. - N 3. - С. 80-92. Программа тренинга конфликтной компетенции подростка разработана для учащихся 7-9-х классов. Предложен тематический план программы. 35. Бекмаганбетова, Г. Г. К вопросу о формировании конфликтной компетентности в младшем школьном возрасте / Г. Г. Бекмаганбетова // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - N 4. - С. 83-85. - Библиогр.: с. 85 (5 назв.). О формировании доброжелательного отношения к окружающему в младшем школьном возрасте. 36. Бережная, Г. С. Отчего возникают конфликты в школе? / Г. С. Бережная // География и экология в школе XXI века. - 2009. - N 2. - С. 67-69. - Библиогр.: с. 69 (8 назв.). Для школьного социума характерны конфликты между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. В зависимости от участвующих в конфликте сторон выделяют типы конфликтов в школе. 37. Вавилова, А. А. Оценка поведения учителя в проблемных ситуациях / А. А. Вавилова // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2007. - N 1. - С. 61-68. Анализ поведения и рекомендуемые действия учителя в сложных ситуациях. Допустимость удаления ученика с урока. Изъятие собственности учащегося. Применение психического воздействия и физической силы в отношении школьника. Нарушение прав ребенка учителем. 38. Вавилова, А. А. Конфликт между учителем и учеником: действия администрации / А. А. Вавилова // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2007. - N 2. - С. 63-67.Действия администрации школы при расследовании инцидентов между учителями и учениками. Беседа с участниками конфликта. 39. Валишин, Ю. И. Учителю географии о психологии конфликтов / Ю. И. Валишин // География в школе. - 2008. - N 7. - С. 56-57. Характеризуются группы конфликтов и их причины, даются рекомендации учителю географии по преодолению конфликтов с учеником. 40. Захарченко, Е. Ю. Конфликты в школе: причины возникновения и способы разрешения / Е. Ю. Захарченко // Директор школы. - 2008. - N 1. - С. 27-32. - Причины возникновения и способы разрешения конфликтных ситуаций в школе. Анкета, позволяющая определить способы выхода из конфликтной ситуации. 41. Ибрагимова, А. Формирование у школьников навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях / А. Ибрагимова // Социальная педагогика. - 2009. - N 1. - С. 48-51. Проблемные ситуации, возникающие в образовательных учреждениях. 42. Колесова, Н. М. Жить без конфликтов: возможно ли это?: (сценарий классного часа) / Н. М. Колесова // Открытая школа. - 2009. - N 3. - С. 25-30. Опыт проведения классного часа, цель которого довести до учащихся сведения о способах разрешения конфликтов. 43. Коновалов, А. Ю. Школьная служба примирения / А. Ю. Коновалов // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2008. - N 11. - С. 32-42. Проект Центра по созданию Школьных служб примирения. Внедрение инновационной технологии разрешения конфликтов. Положение о службе примирения. 44. Коновалов, А. Школьная служба примирения / А. Коновалов // Социальная педагогика. - 2009. - N 1. - С. 56-65.Конфликтные ситуации в школах. 45. Коновалов, А. Школьная служба примирения / А. Коновалов // Школьные технологии. - 2008. - N 6. - С. 55-62. - Библиогр. в сносках. Рассмотрены механизмы работы с конфликтами и криминальными ситуациями в школе. 46. Коновалов, А. Школьная служба примирения / А. Коновалов// Народное образование. - 2009. - N 2. - С. 208-215. О разрешении конфликтной ситуации, о программе примирения и о том как вписать службу примирения в структуру школы. 47. Коржицкая, Е. "Секреты бесконфликтного общения": психологические мероприятия для родителей, педагогов / Е. Коржицкая // Педагогическая техника. - 2007. - N 2. - С. 69-75. - Библиогр.: с. 75 (6 назв.). Мероприятия, направленные на профилактику и разрешение конфликтных ситуаций при общении родителей, педагогов и детей. 48. Куревина, О. А. Школьный конфликт: избегать или разрешать? / О. А. Куревина, В. С. Сюсюра // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - N 2. - С. 77-80. - Библиогр.: с. 80 (5 назв.). О проблеме управления социальным конфликтом в образовании. 49. Лапшова, В. Пути выявления конфликтных ситуаций в начальных классах сельской малочисленной школы / В. Лапшова // Педагогическая диагностика. - 2008. - N 3. - С. 108-115. О путях и способах профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в начальной школе. 50. Лисова, Т. А. Индуктивное общение как необходимое условие в воспитательном процессе педагога / Т. А. Лисова // Учительский журнал. - 2009. - N 6. - С. 64-73. Качества личности педагога, необходимые для успешного взаимодействия с учащимися. Ошибки учителя, приводящие к конфликтам со школьниками. 51. Ломтева, Е. В. Педагогические конфликты / Е. В. Ломтева // Профессиональное образование. - 2006. - N 2. - С. 22-23. Уделено внимание конфликтологической подготовке педагогов и руководителей образования. Названы общие и специфические причины педагогических конфликтов. Предложена типология. 52. Магдеев, А. М. Предупреждение и разрешение педагогического конфликта: традиции и новации / А. М. Магдеев, В. Р. Мухадинов // Интеграция образования. - 2009. - N 1. - С. 86-90. - Библиогр.: с. 90 (5 назв.). В статье рассматриваются вопросы, входящие в предметную область педагогической конфликтологии. 53. Магомедова, З. Ш. Педагогическая коррекция конфликтного поведения дошкольников / З. Ш. Магомедова // Педагогика. - 2007. - N 6. - С. 116-118. - В статье рассматривается сущность основных функций игры, способствующих развитию личности ребенка. 54. Маракулина, Л. В. Педсовет по теме: "Конфликт в школе, пути выхода из конфликтных ситуаций"/ Л. В. Маракулина // Учительский журнал. - 2010. - N 6. - С. 53-73. Методическая разработка педагогического совета. Теория и практика разрешения педагогических конфликтов. 55. Марфина, С. В. Обидчивость, несдержанность, раздражительность...как управлять собой? / С. В. Марфина // Классный руководитель. - 2007. - N 1. - С. 32-37. Материалы классного часа со школьниками, посвященного способам выхода из конфликтных ситуаций. 56. Меттус, Е. В. Школьные конфликты: причины возникновения и приемы разрешения / Е. В. Меттус // Директор школы. - 2006. - N 2. - С. 34-39. Стратегии решения и конструктивный алгоритм анализа конфликтной ситуации. Несколько типичных ситуаций школьных конфликтов. 57. Наумова, Л. Д. Формирование готовности старших школьников к продуктивному разрешению конфликтов / Л. Д. Наумова // Образование и наука. - 2009. - N 10. - С. 48-58. - Библиогр.: с. 58 (7 назв.). Проведен анализ применяемых в конфликтологии подходов, предложена и описана собственная классификация типичных конфликтов, отмечены особенности их возникновения, развития и разрешения в среде старшеклассников. 58. Овсейчик, О. Приходится быть миротворцем / О. Овсейчик // Директор школы. - 2009. - N 4. - С. 49-51. Директор школы как организатор равноправного диалога педагогов с родителями и общественностью. 59. Паршутин И.А. Предупреждение конфликтов в педагогическом коллективе // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2006. - № 9. – С. 26-30. 60. Предупреждение насилия в школе // Воспитание школьников. - 2007. - N 2. - С. 28-32. - Продолж. Начало: N 7, 9-10, 2005; N 3-6, 9-10, 2006. Методические рекомендации для составления проекта по предупреждению насилия в школе. Предлагается набор тренингов, занятий, внеклассных мероприятий, направленных на воспитание неагрессивного поведения, развития умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения. 61. Савина, Н. Конфликты в школе - фактор криминализации подростков / Н. Савина // Социальная педагогика. - 2009. - N 1. - С. 40-47. Формирование преступного поведения несовершеннолетних. 62. Савина, Н. Конфликты в школе - факторы криминализации подростков / Н. Савина // Народное образование. - 2008. - N 5. - С. 254-260. Рассмотрена связь между недостатками в работе школы и формированием делинквентной личности подростка. 63. Самсонов, П. И. Как выстоять под прицелом кляуз? / П. И. Самсонов // Директор школы. - 2006. - N 8. - С. 13-22. - Пути разрешения школьных конфликтов. 64. Силенок, И. К. Генеративный подход в работе с родителями по оптимизации стиля воспитания / И. К. Силенок // Психотерапия. - 2009. - N 7. - С. 17-24. - табл. Статья посвящена исследованию и воплощению генеративного подхода в работе с родителями. Разработана и успешно ведется специальная программа создания условий для формирования у родителей генеративной позиции в отношениях с детьми. Благодаря этому родители учатся по-новому видеть, осмысливать трудные ситуации в общении с детьми для успешного решения воспитательных задач. 65. Степанчук, О. "Горячие точки" летнего лагеря / О. Степанчук // Народное образование. - 2008. - N 3. - С. 249-254. О конфликтных ситуациях в детских летних лагерях на основе анализа высказываний детей, вожатых и воспитателей. 66. Терентьев, В. К. Их величества интересы, или Управление с учетом потребностей персонала / В. К. Терентьев // Директор школы. - 2006. - N 4. - С. 19-24. - Табл. О лучшем способе урегулирования служебных конфликтов с позиции интересов. Раскрыто понятие "интерес". Перечислены человеческие потребности, с которыми приходится иметь дело руководителю школы. 67. Третьякова, А. Н. Учитель, ученик, родитель - не любовный треугольник / А. Н. Третьякова // Биология в школе. - 2010. - N 8. - С. 20-24. В статье идет речь о непростых отношениях учеников, их родителей и учителей. Автор приводит примеры из школьной жизни, рассказывает о приемах конструктивного общения, показывает, как можно разрешить или не допустить конфликтных ситуаций. 68. Ушакова, Е. М. "Сказка по кругу" и другие способы предотвращения детской агрессии / Е. М. Ушакова // Директор школы. - 2006. - N 5. - С. 101-104. Причины возникновения детской агрессии. Рекомендации педагогам и упражнения для предотвращения проявления агрессии и конфликтных ситуаций в школе. 69. Хомяков, А. Беседы с юными спортсменами / А. Хомяков // Воспитание школьников. - 2006. - N 3. - С. 44-49. - Библиогр.: с. 49 (11 назв.). - Окончание. Начало: N 5-6, 2005; N 1, 2006.Беседы с юными спортсменами о смысле жизни, о способах достижения хорошего отношения людей друг к другу, о взаимоотношениях со сверстниками, об уважении к родителям. 70. Царева, О. А. Исследование стилей поведения подростка в конфликтных ситуациях в зависимости от эмоциональных свойств личности / О. А. Царева // Прикладная психология и психоанализ. - 2006. - N 3. - С. 5-15. - Библиогр.: с. 14-15 (18 назв.). Выявление особенностей используемых подростками стилей поведения в конфликтных ситуациях зависит от различных эмоциональных свойств личности. 71. Юдина, Л. Г. Педагогический совет "От конфликта к культуре педагогического общения" / Л. Г. Юдина, К. А. Глушкова // Классный руководитель. - 2006. - N 3. - С. 106-110. - Основной целью педсовета является совершенствование форм и способов взаимодействия педагогов, учащихся и родителей; обучение технике педагогического общения в работе с коллегами, учащимися и их родителями. 72. Юриков, А. Конфликты в детском лагере: причины и способы преодоления / А. Юриков // Народное образование. - 2008. - N 3. - С. 255-258. О конфликтных зонах в детских оздоровительных лагерях и об их преодолении. Конфликты семейные 73. Венгер, А. Ценности, которые выбирает семья / А. Венгер // Семья и школа. - 2006. - N 7. - С. 11-13. Различие в системах ценностей поколений отцов и детей как причина конфликтов. 74. Высоцкая, Е. И. Родительское собрание "Способы решения конфликтных ситуаций в семье" / Е. И. Высоцкая // Классный руководитель. - 2008. - N 8. - С. 51-53. Проведение родительского собрания, цель которого - обсудить проблемы воспитания детей в семье и определить способы решения и предотвращения семейных конфликтных ситуаций. 75. Дементьева, И. Психологическая адаптация детей после развода родителей / И. Дементьева // Социальная педагогика. - 2007. - N 2. - С. 65-69. Эмоциональные проявления у детей, связанные с разводом родителей. 76. Есина, Е. Великий и могучий? / Е. Есина // Обучение в России и за рубежом. - 2007. - N 6. - С. 86-87. - Мы живем в эпоху высоких информационных технологий, растет количество людей с высшим образованием, а вот безграмотность среди подростков увеличивается. Может быть здесь и начинается конфликт отцов и детей? Как могут понять друг-лруга два поколения, говорящие на разных языках?. 77. Иевлева, С. Борьба идей / С. Иевлева // Здоровье школьника. - 2008. - N 10. - С. 66-68. О возможном пути к согласию в вопросах воспитания детей в семье, где мнения родителей обычно разделяются. 78. Короленко, Ц. П. Роль семейных факторов в развитии посттравматического стрессового расстройства различной степени тяжести / Ц. П. Короленко, Н. Л. Бундало // Психотерапия. - 2007. - N 12. - С. 23-26. - Библиогр.: с. 25 (6 назв.). О зависимости степени тяжести хронического посттравматического стрессового расстройства от негативных семейных факторов риска, таких, как воспитание в неполной семье, конфликты между родителями, детско-подростковый возраст при разводе родителей, равнодушное отношение к ребенку. 79. Кузьмишина, Т. Л. Поведение дошкольников в ситуациях детско-родительского конфликта / Т. Л. Кузьмишина // Вопросы психологии. - 2007. - N 1. - С. 38-45. - Библиогр.: с. 45 (13 назв.). Изучались детские и родительские представления о различных формах поведения ребенка в конфликтной ситуации. 80. Новое о хорошо знакомом и еще не очень знакомом // Семья и школа. - 2009. - N 9. - С. 4-6. - ил. Новые научные факты о влиянии пессимизма и плохого настроения на физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, а также о том, что жестокое обращение с детьми провоцирует у них развитие рака, а конфликты с родителями, по мнению ученых из США, происходят во многом из-за разных точек зрения на нравственные ценности. 81. Петрушин, С. В. Уровневая модель взаимоотношений и ее использование в работе с семейными конфликтами / С. В. Петрушин // Семейная психология и семейная терапия. - 2007. - N 1. - С. 75-82. - Библиогр.: с. 82. Характеристика уровней в брачно-семейных отношениях. 82. Подорожняя, И. Н. Проявление детьми "норм-отношений" в детском саду и дома / И. Н. Подорожняя // Вестник Поморского университета. Сер. Физиологические и психолого-педагогические науки. - 2006. - N 3. - С. 12-16. - Библиогр.: с. 15-16. Статья посвящена исследованию проблем, связанных с нарушением поведения дошкольников в детском саду и семье, выявлению форм проявления норм-отношений детей в зависимости от социального института (детский сад и семья), возраста и пола. 83. Скрипченко, Т. И. Как избежать конфликтов в семье: материал к родительскому собранию / Т. И. Скрипченко // Классный руководитель. - 2006. - N 7. - С. 111-116. Материалы к родительскому собранию, посвященному проблеме семейных конфликтов. 84. Целуйко, В. М. Семейный конфликт и дети / В. М. Целуйко // Психолог в детском саду. - 2008. - N 1. - С. 54-67. - Библиогр.: с. 67 (3 назв.). В статье обсуждаются проблемы влияния супружеских конфликтов на развитие личности ребенка. Рассматриваются различные ситуации семейных конфликтов, оказывающие травмирующее воздействие на ребенка. 85. Чалганская, Л. И. Дети и родители. Давайте понимать друг друга / Л. И. Чалганская // Классный руководитель. - 2007. - N 1. - С. 57-59. Материалы классного часа, посвященного разрешению конфликтных ситуаций в семье. 86. Четверикова, О. Н. Материнский капитал как отражение кризиса / О. Н. Четверикова // Психотерапия. - 2008. - N 3. - С. 21-25. - Библиогр.: с. 20 (8 назв.). - О возникновении нарастающей тревожности в обществе в результате появления и обсуждения закона о материнском капитале. Возникают противопоставление интересов семьи, личности и государства; регрессия, приводящая к воссозданию архаических защит, неосознаваемые конфликты между различными членами семьи, семьей и государством.
д) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Периодика 1..Журнал практического психолога[Электронный ресурс]. — Режим доступа: htpp://www.psychol.ras.ru- 2.«Мир психологии» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psychology.net.ru/articles 3.Школьный психолог[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.1 september.ru- Учебные материалы 1.Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М., 1996. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:.http:// owl.ru/gender/047.htm 2.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki/ 3.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http:// website-seo.ru/206-058001011.html .4. Анцупов, А.Я. Конфликтология:учебник для вузов/А.Я.Анцупов,. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// kemsu.ru/education/special/docs... 5.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов.... [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// novsu.ru/file/5387 6.В.И. Белов. Конфликты и культура их разрешения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// sociology.mephi.ru/docs/sociolo... 7.Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. - М.: 2002. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http:// easyschool.ru/ref/17/773 8.Взаимосвязь межличностного конфликта с внутриличностным и групповым. Психология менеджмента: Учебник для вузов... [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// fem.grsu.by/Kafedry/MEN/academic_pr 9.Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. Учебник. - М., 2002.... 10.Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Дис… д-ра. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// window.edu.ru/window/library/pdf2tx... 11.Гришина Н.В. Психология конфликта Практическое пособие.. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// booksmed.com/psixiatriya-psixol... 12.Гришина Н.В. Психология конфликта. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// alleng.ru/d/psy/psy119.html 13.Гришина Н.В. Психология конфликта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// psychologi.net.ru/book3_isk_ob/gris... 14.Конфликты: избегать или форсировать. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// syntone.ru/library/books/conten. 15.Литвак – М. Психологический вампиризм. Анатомия конфликта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// mp3audiobooks.ru/ 16.Межличностный конфликт. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// psylist.net/socpsy/00047.html 17.Межличностный конфликт – трудноразрешимое противоречие,... Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики,... [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// i-u.ru/biblio/archive/morosov_d... 18.Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// vavt.ru/main/site/LSP6619A5/$fi... 19.Основы конфликтологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psycheya.ru/lib/727.pdf 20.Обзор зарубежных исследований по психологии конфликта.... разных типов конфликтов: межличностных, межгрупповых, межнациональных.. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// evolkov.net/conflict/Latynov.V.conf... 21.Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: bookz.ru/authors/a-morozov/delovaa-.. 22.Пороховская Т.И. Этика общения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// ethicscenter.ru/teach/prog/applied/ 23.В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, в межличностных... [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http:// ovendij.ru/osconsi14/poco141.html 24.Психология и этика делового общения / под ред. Лавриненко В.Н. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://alleng.ru/d/manag/man130.html 25.Спиридонов Я.В. - Психология межличностного конфликта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// b17.ru/professor/ 26.Теория когнитивного диссонанса Распространенная в западной социальной психологии теория, рассматривающая межличностные конфликты как неизбежность, неотъемлемую часть... [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/...
ГЛОССАРИЙ Атрибуция каузальная - интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Изучение А. к. исходит из следующих положений; а) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта; б) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находитвероятные причины поведения и черты личности и приписывает их наблюдаемому субъекту; в)эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя Вертикальный конфликт — предполагает взаимодействие субъектов вертикального подчинения: руководитель — подчиненный, предприятие — вышестоящая организация, малое предприятие — учредитель. Особенность данного вида конфликтов — изначально разное соотношение власти у участников, разные' возможности при взаимодействии. Взаимодействие межличностное - 1)в широком смысле- случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности отношений, установок; 2) в узком смысле - система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных: Виды (типы) конфликтов - варианты конфликтных столкновений, различаемые по факторам совместной деятельности людей (источникам возникновения, формам взаимодействия, направленности общения, функциям и др.) Влияние — процесс и результат изменений индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним; Различают направленное и ненаправленное влияние. Механизмом первого являются убеждение и внушение. В этом случае субъект ставит перед собой задачу добиться определенного результата от объекта влияния. В отличие от направленного влияния, ненаправленное влияние подобной специальной задачи не имеет. Влияние функционально-ролевое — вид влияния, характер, интенсивность и направленность которого определяются не личностными особенностями партнеров по взаимодействию, а их ролевыми позициями. В.ф.-р. осуществляется благодаря трансляции образцов активности, регламентированных ролевой расстановкой сил и демонстрации определенного набора способов действия, не выходящих за пределы ролевых предписаний. Так, авторитарные руководители, как правило, видят свою задачу в оказании на подчиненных в первую очередь именно В.ф.-р., а потому в процессе взаимодействия и общения они главным образом ориентируются на соответствие своих и чужих действий и поступков нормативно определенному своду правил. Внутригрупповой конфликт — столкновение, разногласие между личностью и группой, вызванное различиями индивидуальных и общих интересов, ослаблением сплоченности и совместных действий. либо несоблюдением норм группового поведения. Внутриличностный конфликт — внутреннее противоборство человека как следствие автокоммуникации, функционального дискомфорта в сфере рационального и эмоционального, необходимости выбора между желаемым и должным, выгодным и опасным, интересным и скучным, кризиса мотивов или их реализации. Внутриличностный конфликт представляет собой столкновение противоположно направленных мотивов личности.Внутриличностный конфликт — столкновение равных по силе, но противоположно направленных личностных мотивов, потребностей, интересов. Восприятие межличностное — восприятие, понимание и оценка человека человеком. Специфика В.м. по сравнению с восприятием неодушевленных предметов заключается в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных (познавательных) и эмоциональных компонентов, в более ярко выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Горизонтальный конфликт — предполагает конфликтное взаимодействие равных (по иерархическому уровню, располагаемой власти) субъектов: руководителей одного уровня, предприятий и специалистов между собой. Границы конфликта - внешние пределы в пространстве и во времени, а также относительно той социальной системы, в масштабах которой возникает и развивается конфликтное столкновение. Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социально целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной принадлежности, структуры, уровня развития и т.п.) Наиболее распространены классификации Г. по размеру: большие, малые, микрогруппы; по общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) по непосредственности взаимосвязи: реальные (контактные} и условные; по уровню развития: низкого уровня развития (ассоциации, корпорации) и высокого уровня развития (коллективы); по значимости: референтные. Величина, структура и состав Г. определяются целями и задачами деятельности, в которую она включена и ради которой создана. Содержание совместной деятельности членов Г. опосредствует все процессы внутригрупповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых ценностей и норм, форм сотрудничества и взаимной ответственности Гpynna неформальная - реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная, на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической пользы, Г.н. могут выступать как изолированные общности или складываться внутри официальных групп. Их интересы могут иметь как профессиональную, так и внепрофессиональную направленность. Официальные группы, сохраняя все свои характеристики, одновременно могут обладать лучшими свойствами Г.н. (тесными дружескими контактами, дружелюбностью и взаимной симпатией, готовностью к содействию и взаимопомощи), что укрепляет и обогащает их функционирование. Группа референтная — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке. Г.р. выполняет в основном две функции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция Г.р. проявляется в мотивационных процессах: Г.р. выступает при этом в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида. Сравнительная функция Г.р. проявляется в перцептивных процессах: Г.р. выступает здесь в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других. Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К процессам Т.д. относятся руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработка групповых мнений и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения, т.е. все те процессы, которые фиксируют и обеспечивают изменения, происходящие в группе за время ее существования. Эти изменения обусловлены как внешними обстоятельствами групповой жизнедеятельности, так и ее внутренними противоречиями, продиктованными взаимодействием двух предполагающих и одновременно отрицающих друг друга тенденций групповой активности-интеграции и дифференциации. Первая нацелена на упрочение единства членов группы, стабилизацию и упорядочение межличностных отношений и взаимодействий и является необходимой предпосылкой сохранности и относительно устойчивого и постоянного воспроизводства группы как социально-психологической общности. Вторая проявляется в неизбежно сопутствующих любой коллективной жизнедеятельности специализации и иерархизации деловых и эмоциональных взаимосвязей членов группы и соответствующем различии их функциональных ролей и психологических статусов, что является стимулом и результатом развития группы, но в то же время может привести к нарушению гармонии в отношениях, образующих группу, людей. Сосуществование названных тенденций обусловливает неравномерность процесса развития малой группы. Групповое принятие решений — осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи. Процедура Г.п.р. предполагает обязательное согласование мнений членов группы в отличие от групповой дискуссии, которая обычно рассматривается как фаза, предшествующая Г.п.р. В отдельных случаях Г.п.р. используется в условиях ограниченного обмена информацией, когда члены группы могут только сообщить о своих первоначальных решениях. От Г.п.р. следует отличать переход от индивидуальных решений к групповым без взаимодействия участников. Депрессия — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек в состоянии Д. испытывает прежде всего тяжелые, мучительные эмоции и переживания — подавленность, тоску, отчаяние. Влечения, мотивы, волевая активность резко снижены. Характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижена. Для поведения в состоянии Д. характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость; все это приводит к резкому падению продуктивности. Деструктивная модель поведения личности в конфликте - постоянно стремится к расширению и обострению конфликта, нарушает этику общения. Децентрация — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. Диагностика конфликта — знание основных параметров конфликтного столкновения (состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, «сценария» развития взаимодействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны. Диагностика конфликта - исследование конфликта с целью определения ее основных характеристик. Динамика конфликта — движение конфликтного столкновения, стадии и фазы его развития. Диспозиция — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. Завершение конфликта — устранение объективных и ослабление субъективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию. Защита психологическая — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией З.п. является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Термин «З.п.» употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт, в результате которого может измениться система межличностных отношений. Защищенность психологическая — относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспечения собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих З.п.. является зашита психологическая — необходимое условие формирования адекватного чувства З.п.; в противном случае закономерно возникновение чувства психологической незащищенности. Гарантами З.п. являются чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, склонность к надситуативной активности, адекватная атрибуция ответственности. Интеграция групповая — 1) состояние группы, характеризующееся упорядоченностью внутригрупповых структур, согласованностью основных компонентов системы групповой активности, устойчивостью взаимосвязей между ними, стабильностью и преемственностью их функционирования и т.п. признаками, свидетельствующими о единстве, целостности социальной общности; 2) иерархически организованная совокупность внутригрупповых процессов, обеспечивающих достижение названного состояния. И.г. проявляется в относительно непрерывном и автономном существовании группы, что предполагает наличие процессов, препятствующих нарушению сохранности группы: отсутствие интегративных свойств неизбежно ведет к распаду любой человеческой общности. Важным показателем оптимальности внутригруппового взаимодействия является организованность группы, т.е. способность коллективного субъекта совместной деятельности к активной перестройке неупорядоченных групповых состояний.. Организованность проявляется в умении группы самостоятельно создавать организацию в ситуации неопределенности, сочетать инициативность и разнообразие форм индивидуального поведения с устойчивым единством действий участников совместной деятельности по реализации ее ведущей цели. Критерием оценки организованности может выступать характер деятельности группы в неординарных условиях, в частности: а) способность группы самостоятельно планировать этапы осуществления поставленной цели и распределять предстоящую работу среди своих членов; б) степень дисциплинированности членов группы в выполнении возложенных на них задач. Инцидент — столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликт. Инцидент-стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Источники конфликтов — стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств, воздействующих на поведение людей, проблемы трудовой мотивации, обрывы в коммуникативных связях, различия в темпераменте и характере, возрасте и жизненном опыте, уровне образования и общей культуры, убеждениях и нравственных ценностях и т.п. Карта конфликта — графическое изображение элементов конфликтного столкновения с указанием проблемы, требующей решения, констатацией интересов и опасений сторон. Классификация конфликтов — группировка, систематизация конфликтных столкновений, деление их по существенным признакам, типам и видам (в частности, по сферам проявления, причинам возникновения, формам взаимодействия, коммуникативной направленности, продолжительности, составу участников, способам разрешения, последствиям). Климат социально-психологический — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятн
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.18.145 (0.015 с.) |