Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема. Тактические методы управления конфликтом К. ТомасаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С позиции применения силы, ее использования, все методы можно разместить в виде линейной экспозиции: от приспособительного метода уступок до применения силы как основного аргумента. Далее рассмотрим существующие на практике разновидности методов управления конфликтом. I. Уход от конфликта – наиболее популярный метод управления. Его суть: группа стремится избежать конфликта, покидая «сцену» экономически, физически или психологически. Его преимущество: решение такого рода принимается очень быстро. Метод применяется в случае ненужности данного конфликта, когда он не подходит к ситуации, сложившейся в организации. Показание к его применению – очень высокая цена издержек возможного конфликта. Среди других причин применения данного метода можно назвать: - тривиальность проблемы, лежащей в основе конфликта; - давление более важных обстоятельств; - охлаждение разгоревшихся страстей; - сбор дополнительной информации и уход от принятия немедленного решения; - более эффективный потенциал у другой стороны, способной разрешить конфликт; - ситуацию, когда тема конфликта лишь косвенно затрагивает существо проблемы или когда указывает на другие и более глубокие причины; - страх перед противоположной стороной; - неудачное время надвигающегося конфликта стремящиеся удовлетворить собственные заботы, стремящиеся удовлетворить заботы других Типичное поведение в этом случае: - чаще всего отрицается существование проблемы конфликта вообще, в надежде на то, что проблема исчезнет сама собой; - затягивание решения проблемы; - применение замедленных процедур для подавления конфликта; - использование секретности во избежание конфликта; - обращение к существующим бюрократическим и юридическим нормам, как к основе разрешения конфликта. Метод неприменим в случаях: - важности проблемы (тогда избегание похоже на «страусиное» поведение); - перспективы длительного существования основ данного конфликта, поскольку метод применим лишь на относительно короткое время; - когда потеря времени в перспективе приводит к потере инициативы и большим издержкам. Считается, что результат конфликта при таком методе управления вмещается в схему «выигрыш-проигрыш». II. Метод бездействия – разновидность метода «ухода от конфликта». Его суть: никаких действий и расчетов не производится вообще. Данный метод оправдан в условиях полной неопределенности, когда невозможно просчитать варианты развития событий. Последствия этого метода непредсказуемы, хотя может случиться и выгодный для администрации или социальной группы поворот событий. III. Метод уступок и приспособления. Администрация идет на уступки за счет уменьшения собственных притязаний. Данный метод используется в случаях: - когда администрация обнаруживает свою неправоту и когда ей полезнее прислушаться к предложениям противоположной стороны, показать свою рассудительность; - когда предмет столкновения более важен для другой стороны, а не для Вас (следует удовлетворить запросы другой стороны во имя будущей кооперации); - когда формируется стратегический потенциал для будущих спорных - ситуаций; - когда наблюдается явное превосходство другой стороны и Вы ей проигрываете; - когда стабильность наиболее важна; - когда в результате разрешения конфликта данным методом повышается управленческая квалификация подчиненных и изучаются собственные ошибки. Наиболее вероятный результат метода: «проигрыш-выигрыш». IV. Метод сглаживания. Используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия. Метод показан в случаях несущественных расхождений интересов в условиях привычных моделей поведения людей в коллективе. Метод основан на подчеркивании общих интересов, когда различия приуменьшаются, а на общих чертах делается акцент: «Мы одна дружная команда и не следует раскачивать лодку». Вероятный результат использования этого метода предполагает наличие двух вариантов: «выигрыш-проигрыш», «выигрыш-выигрыш». V. Метод скрытых действий. Применяется тогда, когда управление конфликтом нуждается, по мнению администрации, в скрытых средствах его урегулирования. Причины такого выбора: - стечение социальных или психологических обстоятельств, делающих невозможным открытый конфликт; - нежелание иметь дело с открытым конфликтом из-за боязни потери имиджа; - невозможность вовлечения противоположной стороны в конфликтные действия по существующим правилам; - отсутствие ресурсного (силового) паритета сталкивающихся сторон (слабая сторона подвергается повышенному риску). Используемая техника: как джентльменские, так и далекие от них формы воздействия (кулуарные переговоры, политика «разделяй и властвуй», подкуп, обман, создание помех). Исход метода зависит от опыта и способностей противоположной стороны и может колебаться от варианта «проигрыш-проигрыш» до варианта «выигрыш-выигрыш». Негативные последствия метода: - скрытое или открытое сопротивление такого рода секретным действиям; - акты саботажа; - распространение среди работников негативных настроений по отношению к руководству; - возможность возникновения сильного социального конфликта на почве скрытности. VI. Метод «быстрого решения». Его суть: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки, почти мгновенно. Данный метод используется: - при лимите времени для принятия решения в связи с возникновением различных обстоятельств; - когда одна из сторон в конфликте меняет свою позицию под влиянием аргументов другой или в связи с получением новой «объективной» информации; - когда обе стороны желают участвовать в поиске наиболее лучших вариантов соглашений; - когда отсутствует опасное обострение конфликтной ситуации, поэтому нет необходимости в тщательной выработке решений; - при расчете, что быстрое решение резко снизит издержки по сравнению с другими сценариями конфликта. Наиболее вероятный результат применения метода: ближе к модели «выигрыш- выигрыш», но для этого необходимо взаимное согласие сторон. Его преимущества: быстрота, взаимоуважительные формы убеждения сторон в ходе дебатов, подготовка решений на основе принципа консенсуса. VII. Метод компромисса. Компромисс – вид соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений и поля проблем. Суть метода: управление конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственных переговоров сторон. Применяется в случаях: - когда цели конфликта достаточно важны, но затрачивать еще больше усилий на его продолжение нет необходимости; - когда оппоненты с равными силами действуют во взаимоисключающих направлениях и имеют прямо противоположные цели; - достижения временных соглашений по комплексным проблемам; - достижения целесообразных решений в условиях давления фактора времени; - выхода из ситуации, когда сотрудничество или соперничество не дают успеха; - когда обе стороны считают, что их цели могут быть лучше реализованы с помощью переговоров на основе соглашений типа: «дай-возьми»; - если обе стороны имеют достаточно времени; - ограниченности ресурсов; - нежелательности исхода «выигрыш-проигрыш». Технология метода: ♦переговоры; ♦каждая сторона вносит свой вклад в движение к компромиссу; ♦поиск приемлемых решений. Ограничения для применения метода компромисса: - нереалистичность первично занятой позиции по причине ее неадекватной оценки (например, преувеличения); - принятое решение слишком аморфно и не будет эффективным; - в случае оспаривания участниками принятых обязательств. Результат компромисса: нет откровенно проигравшей стороны и нет явного победителя. Достоинства метода: - возможность решения спорных вопросов для обеих сторон; - фокусирование внимания на взаимных интересах; - использование объективного критерия в ходе переговоров; - ведение переговоров на основе уважения достоинства обеих сторон; - разработка взаимовыгодных решений. VIII. Метод сотрудничества – соперничающие стороны действуют в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации. Применяется в случаях: - выработки интегративного решения, когда «корзины» проблем обеих сторон слишком важны для принятия только компромисса; - когда одна из сторон нуждается в выявлении своих объективных целей в конфликте; - выявления позиций социальной группы, придерживающейся другой линии в перспективе; - выработки соглашения на основе принципа консенсуса; - когда есть время для поиска альтернативы, удовлетворяющей притязания обеих сторон; - соблюдения принципа обязательности конфликтующих сторон и умения использовать процесс сотрудничества. Специфические действия конфликтующих сторон: - ориентация на разрешение проблемы; - акцент не на различия, а на разделяемые обеими сторонами идеи и информацию; - поиск интегрируемых решений; - выявление ситуаций, когда обе стороны должны выиграть; - подход к конфликту как к вызову. Методика решения конфликта через решение проблемы, предложенная Аланом Фили, заключается в следующем: - определите проблему в категориях целей, а не решений; - когда проблема определена, определите решения, приемлемые для обеих сторон; - сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны; - создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией; - во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнения другой стороны, сводя к минимуму проявления гнева и угроз. Ограничения в применении метода: необязательность сторон, неблагоприятные временные условия. Результат применения метода: «выигрыш-выигрыш» для обеих сторон. IX. Метод силы – стремление одной стороны навязать другой свое решение. Применяется в следующих ситуациях: - огда необходимо быстрое, решительное действие, иногда даже в условиях чрезвычайных обстоятельств; - в случае жесткой необходимости введения непопулярных решений (дисциплинарных ограничений, понижения размера зарплаты); - в жизненно важных для организации ситуациях, когда сильная сторона осознает свою правоту; - против социальных групп с деструктивным поведением. Вероятные модели поведения: - навязывание стратегий типа «выигрыш-проигрыш»; - использование конкуренции; - использование власти путем принуждения; - требование подчинения. Данный метод эффективен в ситуациях, при которых администрация имеет значительное преимущество перед работниками Результат применения метода: «выигрыш-проигрыш».
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1. История становления конфликтологии Вопросы для обсуждения: 1. Особенности развития конфликтологии в России. 2. Периодизация истории отечественной конфликтологии. 3. Основные направления исследования психологии межличностного конфликта в отечественной конфликтологии. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка докладов, работа с текстом учебных пособий и статей, электронных ресурсов, конспектирование. Литература: основная (1,2,3,4,5,6), дополнительная (1,2,6,11,12,17,19), методические разработки (4).
Занятие 2. Методы изучения конфликта Вопросы для обсуждения: 1.Методологические основы исследования конфликтов (системный подход к изучению конфликтов; основные принципы исследования конфликтов; этапы анализа конфликтов; программа конфликтологического исследования.) 2.Опросные методы: шкалы диагностики наличия конфликта, тестовые процедуры и др. 3.Ситуационный метод исследования конфликтов, общая характеристика. Особенности ситуационного исследования конфликтов. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка докладов, работа с текстом учебных пособий и статей, электронных ресурсов- конспектирование; проведение микро-иссследований. Литература: основная (1,2,3,4,5,6), дополнительная (1,2,6,11.12,17,19), методические разработки (1.2.3,4).
Занятие 3. Межличностный конфликт как социальный феномен Вопросы для обсуждения: 1.Понятие межличностного конфликта и его структура. 2.Основные подходы к изучению межличностных конфликтов. (Мотивационный подход М. Дойча. Когнитивный подход. Деятельностный подход. Организационный подход). 3.Сферы проявления межличностных конфликтов, их причины и способы разрешения. 4.Классификация межличностных конфликтов. 5.Межличностные конфликты и межличностные отношения. 6.Уровни развития межличностных конфликтов: конфронтация, ссора, скандал, кризис. 7. Психологические признаки межличностных конфликтов. 8. Специфика проявления причин межличностных конфликтов в различных видах профессиональной деятельности и пути их разрешения. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка докладов, работа с текстом учебных пособий и статей, электронных ресурсов- конспектирование. Литература: основная (1,2,3,4,5,6), дополнительная (1,2,6.11,17,19), методические разработки (1,4)
Занятие 4. Основные подходы к изучению конфликтов Вопросы для обсуждения: 1.Интрапсихическая интерпретация конфликтов: З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон. 2. Ситуационные подходы: исследование конфликта как реакции на внешнюю ситуацию – исследования М. Дойча, М. Шерифа и др. психологов. 3.Когнитивистские подходы к пониманию конфликта: К. Левин, теории баланса, конфликт как когнитивная схема. 4.Теории механизмов возникновения конфликтов (формулы конфликтов по В.П. Шейнову. Конфликты типа А, Б, В. Зависимость конфликта от конфликтогенов. Закон эскалации конфликтов (формула А). Зависимость конфликта от конфликтной ситуации и инцидента (формула Б). Зависимость конфликта от двух и более ситуаций (формула В)). 5. Потери и искажение информации при общении оппонентов. 6. Конфликты и трансактный анализ. (Понятие трансакции и их типы. Основные поведенческие характеристики Родителя, Взрослого, Ребенка. Алгоритм трансактного анализа.)
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка докладов, работа с текстом учебных пособий и статей, электронных ресурсов- конспектирование. Литература: основная (1,2,3,4.5,6), дополнительная (1,2,6,11,17,19), методические разработки (4).
Занятие 5. Конфликтное взаимодействие Вопросы для обсуждения: 1.Психологические составляющие конфликта. 2. Особенности восприятия конфликтной ситуации. 2.Функции конфликта. 3.Влияние конфликтов на основных участников и социальное окружение. 4. Мотивы и цели участников взаимодействия. 5.Стратегии и тактики взаимодействия. 6.Основные регуляторы конфликтного взаимодействия. 7.Модели развития межличностной конфликтной ситуации. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка докладов, работа с текстом учебных пособий и статей, электронных ресурсов- конспектирование. Литература: основная (1,2,3,4,5,6), дополнительная (1,2,6,11,17,19), методические разработки (4)
Занятие 6. Теории поведения личности в конфликте Вопросы для обсуждения: 1.Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристика. 2.Стратегии поведения личности в конфликте. Двухмерная модель Томаса-Киллмена стратегии поведения в конфликте. 3. Типы конфликтных личностей (конфликтная личность демонстративного и ригидного типа; конфликтная личность неуправляемого и сверхточного типа; конфликтная личность «бесконфликтного» типа). Задания для внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка докладов, работа с текстом учебных пособий и статей, электронных ресурсов- конспектирование. Литература: основная (1,2.3.4,5,6), дополнительная (1.2.6,11,17,19), методические разработки (4)
Занятие 7. Межличностные конфликты в организации Вопросы для обсуждения: 1. Типы конфликтов в организации. 2. Объективные и субъективные причины их возникновения. 3. Функции конфликтов в организации. 4. Причины конфликтов в звене «руководитель – подчиненный». 5. Условия и способы предупреждения конфликтов «по вертикали». 6. Пути разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка докладов, работа с текстом учебных пособий и статей, электронных ресурсов- конспектирование. Литература: основная (1,2,3,4.5.6), дополнительная (1,2,3,5,6.11,16.17,19,22,23), методические разработки (4)
Занятие 8. Межличностные конфликты в семье Вопросы для обсуждения: 1. Структура семейных отношений.(отношения между супругами; отношения в системе: «родители – дети»; «супруги и их родители». 2. Факторы конфликтности в семейных отношениях. 3. Кризисные периоды в развитии семьи. 4.Девиантное поведение как фактор конфликтности. 5.Характеристика конфликтности в супружеских отношениях (типичные межличностные конфликты у супругов; кризисная семья, конфликтная семья, проблемная семья; формы конфликтного поведения супругов; психотравмирующие последствия супружеских конфликтов). 6. Предупреждение супружеских конфликтов и способы их разрешения. 7. Конфликты между родителями и детьми, факторы, их вызывающие (причины конфликтов в системе «родители – дети»; формы проявления конфликтогенов между родителями и детьми; способы их предупреждения и разрешения). 8.Психологическое консультирование конфликтных семей. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка докладов, работа с текстом учебных пособий и статей, электронных ресурсов- конспектирование. Литература: основная (1,2,3,4.5.6), дополнительная (1,2,6.11,14,16.17,19,21), методические разработки (4),
Занятие 9. Межличностные конфликты в условиях педагогического процесса Вопросы для обсуждения: 1.Конфликты между учениками в школе: причины их возникновения, особенности протекания и пути разрешения. 2.Формирование навыков конструктивного поведения в конфликте в детском возрасте. 3.Конфликты в сфере «учитель – ученик». 4.«Смысловой барьер» как предвестник конфликтов (виды смыслового барьера; причины его возникновения и пути устранения). 5.Поведение учителя и ученика в конфликтной ситуации (провоцирование отрицательного внимания учителей и способы реакции учащихся.) 6.Способы разрешения конфликтов между учителем и учениками. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка докладов, работа с текстом учебных пособий и статей, электронных ресурсов- конспектирование. Литература: основная (1,2,3,4.5.6), дополнительная (1,2,12.28), методические разработки (1,2.3,4)
Занятие 10. Прогнозирование и профилактика межличностных конфликтов Вопросы для обсуждения: 1.Социально-психологические условия профилактики межличностных конфликтов. 2.Технология предупреждения конфликтов. 3.Изменение отношения к ситуации и поведения в ней. Способы и приемы воздействия на поведение оппонента. 4.Психология конструктивной критики. 5.Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов (основные психологические причины некомпетентных конфликтных решений, предупреждение конфликтов компетентным оцениванием). 6.Предупреждение конфликта и стресс (психологические факторы нормализации стресса, расширение границ мировосприятия как условие нормализации стресса). Задания для внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка докладов, работа с текстом учебных пособий и статей, электронных ресурсов - конспектирование. Литература: основная (1,2,3,4.5.6),дополнительная (1,2.5.10, 11,13,17,18, 19,21,24,26,27), методические разработки (1.2,4)
Занятие 11. Способы разрешения межличностных конфликтов Вопросы для обсуждения: 1.Стратегии и способы разрешения конфликтов. 2.Посредничество психолога в разрешении конфликта. 3.Правила самоконтроля эмоций (эмоциональная выдержка, рационализация эмоций, поддержание высокой самооценки) и их применение в переговорном процессе. 4. Манипулятивные технологии в переговорном процессе. 5.Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте. 6.Общение как основной элемент в конфликтном взаимодействии. 7.Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения и их функции в конфликте. 8.Приемы достижения взаимопонимания, конструктивного взаимодействия и эмпатии в общении. 9.Понятие технологий рационального поведения в конфликте. 10.Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии. 11.Работа психолога с реальными ситуациями межличностных отношений. 12.Формирование навыков конструктивного поведения в конфликте. 13.Обучающие программы для школьников. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка докладов, работа с текстом учебных пособий и статей, электронных ресурсов- конспектирование. Литература: основная (1,2,3,4.5.6), дополнительная (1,2.5.10, 11,13,17,18, 19,21,24,26,27), методические разработки (1.2,4),
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 030300.62. «Психология» реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, составление банка ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Аудиторная учебная работа по дисциплине «Психология межличностного конфликта» предполагает использование следующих активных и интерактивных образовательных технологий и методик: -лекции-визуализации -видеолекции - проблемные лекции - лекции- конференции - учебные дискуссии - анализ конкретных ситуаций; -анализ публикаций из психологических журналов. Внеаудиторная учебная работа по дисциплине «Психология межличностного конфликта» предполагает использование следующих активных и интерактивных образовательных технологий: - разработка электронных тематических презентаций; - письменные творческие задания; - разработка банка ситуаций -написание эссе -подготовка к тестированию -конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ Самостоятельная учебная работа студентов представляет собой процесс овладения научными знаниями, практическими умениями и навыками, как под руководством преподавателя, так и без него. При этом необходимо целенаправленное управление самостоятельной работой студентов посредством заданий. Основные функции самостоятельной учебной работы студентов по курсу «Психология межличностного конфликта»: - закрепление психологических знаний и умений, изученных в рамках аудиторных занятий; - расширение и углубление знаний по отдельным темам; - освоение умений использования этих знаний для решения прикладных задач: - освоение умений психологического исследования; - освоение умений самопознания и саморазвития. Самостоятельное чтение учебных пособий, первоисточников может использоваться в разных ситуациях учебной работы студентов: при подготовке к практическим занятиям, при подготовке рефератов и курсовых работ, при подготовке к экзаменам и зачетам. Одной из актуальных проблем данного вида учебной работы является обучение студентов умениям осмысленного чтения, развития навыков понимания психологических текстов. В ходе изучения курса необходимо использовать задания, способствующие усвоению учебного материала: - задания по составлению конспекта статьи, раздела книги по теме курса; - задания на анализ различных точек зрения ученых на проблему конфликта; - поиск ответов на предложенные вопросы по каждой теме курса; - составление тезауруса по теме курса; - составление резюме прочитанного текста; - поиск примеров, иллюстрирующих особенности возникновения и развития различных типов конфликтов; - анализ конфликтных ситуаций, которые происходят в различных сферах деятельности, из предложенного банка конфликтов; - задания на самоизучение и самоанализ личностных качеств; - задания на самостоятельный поиск информации; - написание рефератов по предложенным темам; - задания на подготовку презентаций. Информация, полученная путем самостоятельного чтения, предназначается для дальнейшего использования и в жизни, и в будущей профессиональной деятельности. Для лучшего усвоения необходимо делать записи: составлять план, конспект, конспект-схему, делать выписки, писать тезисы, рецензии, аннотации. План компактно отражает последовательность изложения материала. Он подробно передает содержание частей текста. Форма записи в виде плана важна для восстановления в памяти содержание прочитанного, для развития навыка четкого формулирования мысли. План ускоряет проработку материала, помогает вести самоконтроль. Составляя план при чтении текста, студент должен стараться определить границы мыслей. Эти места в книге следует сразу отмечать. Нужным отрывкам необходимо дать заголовки. Запись плана необходимо делать так, чтобы ее легко можно было бы охватить одним взглядом. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников. Выписки необходимо учить студентов делать после того, когда прочитан текст целиком и понят в целом. Выписывать можно цитатами или свободно, излагая содержание своими словами. Большие отрывки текста предельно сокращайте, выписывая дословно только самые яркие и важнейшие места текста. Записывая цитаты, оберегайте текст от искажений. Тезисы позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках. Изучать текст необходимо очень внимательно, разбивая его на отрывки; в каждом из них необходимо выделять главное, и на основе главного формулировать тезисы. Аннотация помогает ориентироваться в ряде источников на одну проблему. Прежде чем составлять аннотацию необходимо разбить текст на смысловые части, выделяя в каждой части основную мысль и формулируя ее своими словами. В аннотации используются глаголы констатирующего характера (автор указывает, обосновывает, доказывает, анализирует и др.). Рецензия - это критический отзыв о конкретной статье, где дается развернутая оценка идей автора статьи. При написании рецензии необходимо определить актуальность, научную и практическую значимость рассматриваемой работы. Конспект - это последовательная фиксация информации, обдуманной в процессе чтения. При написании конспекта необходимо обращать внимание студента на оглавление, главы и параграфы. Выделив в тексте тезисы, следует записывать их с последующей аргументацией. Собственные комментарии, вопросы располагайте на полях. Текст автора оформляйте как цитату и указывайте номер страницы. Конспект-схема - это схематическая запись прочитанного. Наиболее распространенными схемами являются схемы генеалогическое древо и паучок. В схеме «генеалогическое древо» выделяются основные составляющие наиболее сложного понятия, ключевые слова и располагаются в последовательности «сверху-вниз»- от общего понятия к его составляющим. В схеме «паучок»- название темы или вопроса заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем продумываются, какие понятия являются основными, их записывают на схеме так, что они образуют «ножки паучка». Для того, чтобы усилить устойчивость «ножек», к ним присоединяют ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти. Составление конспектов-схем способствует запоминанию материала, а также развитию способности выделять самое главное в учебном материале. Написание рефератов это один из видов самостоятельной работы студента. Реферат - краткое изложение содержания научного труда, литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где он раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Этапы работы над рефератом 1. Выбор проблемы, ее обоснование и формулирование темы. 2. Изучение основных источников по теме. 3. Составление библиографии. 4. Конспектирование необходимого материала. 5. Систематизация зафиксированной и отобранной информации. 6. Определение основных понятий темы. 7. Корректировка темы и основных вопросов анализа. 8. Разработка логики исследования проблемы, составления плана. 9. Реализация плана, написание реферата. 10. Самоанализ, предполагающий оценку новизны, степени раскрытия сущности проблемы, обоснованности выбора источников и оценку объема реферата. 11. Проверка оформления списка литературы. 12. Редакторская правка текста. 13. Оформление реферата и проверка текста с точки зрения грамотности и стилистики. С помощью рефератов студент глубже постигает вопросы изучаемого предмета, поскольку он: - анализирует различные точки зрения, явления, факты. события; - ведет полемику; - обобщает материал; - лаконично излагает свои мысли; - учится правильно оформлять работу с составлением плана. библиографии и систематизацией материала. Реферат должен состоять из: - введения, где определяются цели и задачи реферата, обосновывается актуальность и значимость выбранной темы; - основной части, содержащей логику изложения каждого вопроса плана, с представлением схем, таблиц и графиков; - заключения, где представлены выводы по освещаемым проблемам реферата, предложениями и рекомендациями. Критерии оценки реферата 1. Новизна реферированного текста. 2. Степень раскрытия сущности проблемы. 3. Обоснованность выбора источников. 4. Соблюдений к требованиям оформлению. Новизна текста определяется: - актуальностью проблемы и темы; - новизной и самостоятельностью в постановке проблемы, в формулировке нового аспекта выбранной для анализа проблемы, в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных); - наличием авторской позиции, самостоятельностью суждений; - стилевым единством текста, единством жанровых черт; Степень раскрытия сущности проблемы предполагает: - соответствие плана теме реферата; - соответствие содержания теме и плану реферата; - полноту и глубину раскрытия основных понятий проблемы; - обоснованность способов и методов работы с материалом; - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; - умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу. Обоснованность выбора и источников оценивается: - полнотой использования работ по проблеме; - привлечением наиболее известных и новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.). Соблюдение требований к оформлению определяется: - правильным оформлением ссылок на используемую литературу; - оценкой грамотности и культуры изложения; - владением терминологией и понятийным аппаратом проблемы; - соблюдением требований к объему реферата; - культурой оформления. МЕТОДИЧЕСКИЕ РКЕОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Успешное усвоение курса предполагает активное, творческое участие студента на всех этапах его освоения путем планомерной, повседневной работы.
Общие рекомендации
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, методических указаний и разработок, указанных в программе; особое внимание уделяется целям, задачам, структуре и содержанию курса.
Работа с конспектами лекций
Просмотрите конспект сразу после занятий. Обратите внимание на тот материал в конспекте лекции, который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь на текущей консультации или на ближайшей лекции за помощью к преподавателю. Каждую неделю рекомендуется отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам.
Подготовка к практическим занятиям
При подготовке к практическим занятиям изучите материалы лекций, литературу, предложенную преподавателем. Особое внимание обратите на публикации в периодических изданиях. При подготовке презентации по теме занятия можно воспользоваться и интернет-источниками. Для самоконтроля необходимо использовать предложенные вопросы и тестовые задания. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ Методика чтения лекций
Лекция является одним из основных методов обучения дисциплине «Психология межличностного конфликта». Задачи лекции: - изложение теоретические основ психологии межличностного конфликта; - ознакомление студентов с отечественными и зарубежными теориями конфликта; -ознакомление с основными конструктивными способами разрешения конфликтов; - развитие у студентов потребности к самостоятельной работе. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее основных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до студентов структуру курса и его разделы, познакомить с учебной литературой.. Содержание лекций определяется настоящей рабочей программой курса. В первой половине модуля необходимо раскрыть основные понятия курса, природу и сущность конфликта, рассмотреть современную классификацию конфликтов и выявить особенности различных видов конфликтов. Во второй половине модуля необходимо осветить методы исследования и диагностики конфликтов (этапы анализа конфликтов), рассмотреть условия и технологии предупреждения конфликтов, а также способы конструктивного разрешения конфликтов.
Методика проведения практических занятий. Целью практических занятий является: - проверка уровня понимания студентами вопросов, рассмотренных на лекции, и самостоятельно изученных с помощью учебной литературы; степени и качества усвоения материала студентами; - применение теоретических знаний в реальной практике решения конфликтных ситуаций; - восполнение пробелов в пройденной теоретической части курса и оказания помощи в его освоении.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.211 (0.019 с.) |