Роль воли в процессе становления личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль воли в процессе становления личности



Л.И. Божович и А. Н. Леонтьев придавали большое значение развитию воли в процессе становления личности. Л.И. Божович выделяет два критерия сформированности личности:

— иерархия мотивов, способность преодолевать собственные непосредственные побуждения социально значимыми мотивами;

— способность к сознательному руководству собственным поведением, которое осуществляется на основе осознания мотивов, сознательного подчинения мотивов.

По А.Н.Леонтьеву, возникновение волевой регуляции и развитие саморегуляции связано с этапами развития личности. Личность рождается дважды:

Первое рождение происходит в дошкольном детстве при установлении первых иерархических отношений мотивов, первом подчинении непосредственных побуждений социальным нормам. Это проявляется в «эффекте горькой конфеты». Ситуация: на столе лежит игрушка или конфета. Взрослый говорит ребенку: «Я сейчас выйду, а ты не трогай эту вещь». Он уходит и наблюдает. Ребенок берет игрушку — непосредственное побуждение. Приходит взрослый, хвалит и даст игрушку. Тут срабатывает социальный мотив: ребенок не выполнил условий взрослого. Он плачет, эта игрушка уже не нужна

ему — он ее не заслужил. Здесь действуют два мотива: первый взять интересную вещь (непосредственное побуждение); второй — выполнить условие взрослого (социальный мотив). В присутствии взрослого переживания ребенка начинают определяться социальными мотивами. «Узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности.

Второе рождение происходит в подростковом возрасте. Оно связано со стремлением и способностью осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. В этом возрасте интенсивно развивается способность к саморуководству и самовоспитанию.

 

Личность как самоопределяющийся субъект

Подчинение непосредственных импульсивных действий сознательному регулированию предполагает новое отношение человека к миру. Человек становится независимым от импульсов непосредственной ситуации. Это означает, что поведение человека не детерминируется прямо его непосредственным окружением. Детерминация становится опосредованной. Волевое действие опосредовано через сознание личности. Для человека, как общественного индивида, тенденции долженствования побеждает над тенденциями влечений.

Воля в собственном смысле слова возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии по отношению к собственным влечениям. Для этого индивид должен быть в состоянии подняться над своими собственными влечениями, отвлекаясь от них, осознать себя как «Я», как субъект, у которого могут быть те или иные влечения, но который может производить сознательный выбор между ними и даже подавлять их. В результате его действия определяются уже не природными силами (влечениями), а им самим.

Возникновение волн связано со становлением индивида как самоопределяющегося субъекта, который сам свободно определяет свое поведение и отвечает да него. Таким субъектом, способным к самосознанию и самоопределению человек становится через осознание своих отношений к другим людям. Эти отношения объективируются в нормах права и нравственности. Эти нормы и ценности вначале носят внешний по отношению к субъекту характер. Однако в процессе воспитания общественно- значимое становится личностно-значимым для индивида, становится целями и ценностями самого субъекта.

Возникновение способности к овладению собственным поведением знаменует возникновение личности. Личность — это самоопределяющийся субъект, это выделение себя из мира. выделение и осознание своих отношений с миром, подчинение своей жизнедеятельности этим отношениям в противовес сиюминутным импульсам и внешним

стимулам. Человек благодаря своей воле начинает управлять своей активностью в мире, строить свои отношения с миром и на этой основе строить индивидуальную картину мира в самом себе, формировать свой внутренний мир.

Ключевые понятия: воля, импульсивная, произвольная, волевая активность; борьба мотивов, принятие решения, волевое усилие, соподчинение мотивов, самоопределение личности.

Литература:

Иванников В.Л. К сущности полевого поведения // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. М.,1987. С. 260-266.

 

Лекция 18. Я — концепция

Понятие Я — концепции

Я — концепция — это совокупность всех представлении индивида о себе. Я-концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то. что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. В структуре самосознания можно выделить 3 компонента:

• когнитивный или образ Я. то есть образ своей внешности, своих качеств, социальной значимости;

• аффективный (эмоционально-ценностный) —отношение к себе, эмоциональный компонент самооценки. Конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильное эмоциональное отношение, связанное с их принятием или осуждением. Совокупность частных самооценок определяется как самопринятие.

• поведенческий — потенциальные поведенческие реакции, то есть тс конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки могут быть тело, способности, черты личности, социальные отношения и многие другие личностные проявления.

 

Когнитивная составляющая Я — концепции

Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: «надежный», «общительный», «сильный», «неуверенный» и т.д. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, так как к ним относятся психологические, ролевые, статусные характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом — одни представляются индивиду более значимыми, другие — менее. Представления индивида о самом себе кажутся ему, как пра- вило, убедительными, независимыми от того, основаны ли они на объективном знании или субъективном мнении. являются ли они истинными или ложными. Образ Я можно рассматривать по следующим параметрам:

1. Степень когнитивной сложности и дифференцированности образа Я. Она измеряется числом осознаваемых личностных качеств. Чем больше своих качеств человек вычленяет и относит к своему Я. чем сложнее и обобщеннее эти качества, тем выше уровень его самосознания. Степень когнитивной дифференцированности определяет, в какой степени человек зависим от прямых и ожидаемых оценок значимых других, в какой мере его самооценка является той системой эталонов, которая определяет отношение к жизненному опыту, саморегуляцию поведения. Низкая дифференцированность характеризуется «сцепленностью», «слитностью» качества и его оценки, что приводит к легкости дестабилизации образа Я и искажению его под влиянием различных факторов.

2. Степень отчетливости, выпуклости образа Я. Его субъективной значимости для личности. Этот параметр предполагает уровень развития рефлексии. Ценность и субъективная значимость качеств и их отражение в образе Я и самооценке могут маскироваться защитными механизмами. Например, у лиц с косметическими дефектами кожи ценность своих психических качеств, в противовес телесным, оказывается компенсаторно завышенной.

3. Степень внутренней цельности, последовательности образа Я: либо отдельные качества согласуются, либо противоречивы.

4. Степень устойчивости, стабильности образа Я во времени.

Аспектами образа Я могут быть физическое Я, социальное Я. умственное Я, т.е. представление о своей внешности, о своем социальном статусе, о своих умственных способностях, о своей эмоциональности (эмоциональное Я).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1040; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.198.162.35 (0.006 с.)