Часть 3 Дошкольники с трудностями в общении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 3 Дошкольники с трудностями в общении



Отношения с другим людям зарождаются и наиболее ин­тенсивно развиваются в детстве. Причем главным простран­ством рождения таких отношений является сфера общения с равными —со сверстниками. Исследования показывают, что к концу дошкольного возраста складывается более или менее определенный тип отношений со сверстниками, который ли-> бо обеспечивает нормальное общение и сотрудничество, ли­бо ведет к трудностям в общении и возникновению частых'; конфликтов с другими детьми. Проблемы и конфликты между детьми порождают тяжелые переживания (обиды, неприязнь* зависть, злость и др.). Такие детские переживания могут стать в дальнейшем источником серьезных межличностных и внутренних проблем взрослого человека.

Все это побуждает обратиться к рассмотрению развития от­ношений детей в дошкольном детстве.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широ­кой гамме чувств, которые пережинают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками являет­ся тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет ха­рактер отношения человека к себе, другим, миру в целом. Дале­ко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже! в дошкольном возрасте склады кается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные от­даленные последствия. Вовремя определить проблемные фор­мы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их—важнейшая задача педагога и психолога.

Такая психолого-педагогическая помощь должна осно­вываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Внутренние причины, вызывающие устойчивый и часто воспроизводящийся конфликт ребенка со сверстниками, при­водят к его объективной или субъективной изоляции, к чув­ству одиночества, которое является одним из самых тяжелых и деструктивных переживаний человека. Для своевременно­го выявления конфликтов ребенка требуются не только пси­хологическая наблюдательность, владение диагностическими методиками, но и знание психологической природы основных проблемных форм межличностных отношений.

В этой части пособия будут рассмотрены наиболее типич­ные для дошкольников варианты конфликтных отношений ребенка к сверстникам (повышенная агрессивность, обидчи­вость, застенчивость и демонстративиость дошкольников). С опорой на специальные психологические исследования бу­дут рассмотрены поведенческая картина этих проблемных форм и психологические особенности детей с трудностями в межличностных отношениях.

Глава 1 I Агрессивные дети

Повышенная агрессивность детей является одной из наи­более частых проблем в детском коллективе, волнующих не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрес­сии характерны для большинства дошкольников, Практи­чески все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения ли непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоци-альным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, транс­формируясь в устойчивое качество личности. Н итоге снижает­ся продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное раз­витие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не толь­ко окружающим, но и самому себе.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Учеными разных направ­лений предлагаются различные подходы к определению сущ­ности агрессивного поведения, его психологических меха­низмов. При всем многообразии трактовок этого явления агрессивность в общих чертах понимается как целенаправ­ленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, сохраняется на протя­жении дальнейшей жизни человек;).

В большинстве случаев агрессивные действия детей име­ют инструментальный, или реактивный, характер. В то же вре­мя у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому.

Например, мальчик толкает девочку в бассейн и смеется над ее слезами, или девочка прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за ее переживаниями. Физиче­ская боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ре­бенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызы­вает особую тревогу.

Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте склады­ваются определенные внутренние предпосылки, способству­ющие проявлению агрессивности, что дети, склонные к на­силию, существенно отличаются от своих миролюбивых свер­стников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам.

Изучение этих характеристик чрезвычайно важно для понимания природы данного явления и своевременного пре­одоления таких опасных тенденций. Чтобы выявить психоло­гические особенности, отличающие агрессивных детей, необ­ходимо сопоставить их с соответствующими характеристи­ками тех дошкольников, которые не проявляют склонности к агрессии.

1.1. Психологические особенности детей, склонных к агрессии

Как уже говорилось, те или иные формы агрессивного по­ведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые дети проявляют значительно более выражен­ную склонность к агрессивности, которая проявляется в сле­дующем:

1) высокая частота агрессивных действий — в течение часа наблюдений такие дети демонстрируют не менее четырех дей­ствий, направленных на причинение вреди сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного;

2) преобладание прямой физической агрессии — если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербаль­ная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие;

3) наличие враждебных агрессивных действий, направлен­ных не на достижение какой-либо цели (как у остальных до­школьников), а исключительно на физическую боль или стра­дание сверстников.

В соответствии с этими признаками можно выделить груп­пу дошкольников с повышенной агрессивностью. Обыч­но их число составляет от 15 до 30 % от общего числи членов группы.

Попытаемся выяснить, чем определяется повышенная агрессивность дошкольников. Почему в одинаковых ситуаци­ях одни дети причиняют боль и страдания сверстникам, а дру­гие находят миролюбивые и конструктивные решения?

Сравнительный анализ показывает, что но большинству по­казателей агрессивные дошкольники мало отличаются от сво­их сверстников. Так, уровень развития интеллекта агрессивных детей в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает ее. У многих из них зафиксирован достаточ­но высокий социальный интеллект. Показатели развития про­извольности в группе агрессивных детей в целом несколько ни­же, однако некоторые агрессивные дети имеют хорошо разви­тую произвольность.

Принято считать, что агрессивных детей отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Действительно, среди агрессивных дошкольников больше детей, не умеющих играть, и меньше тех, кто достиг высшего уровня развития игры. Од­нако некоторые агрессивные дети обладают хорошо развитой игровой деятельностью и могут организовать интересную игру. Поэтому уровень развития игровой деятельности, как и уро­вень развития интеллекта, нелыя считать главной причиной агрессивного поведения.

Существует мнение, что агрессивных детей отличает неа­декватная самооценка—завышенная или заниженная. Однако специальные исследования показывают, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от осталь­ных дошкольников. Вместе с тем, несмотря на незначитель­ные различия в средних показа гелях самооценки, выяснилось, что у агрессивных детей более существенны расхождения меж­ду их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны свер­стников: имея достаточно высокую самооценку, эти дети яв­но сомневаются в положительном отношении к ним со сторо­ны сверстников. Данный факт может свидетельствовать, что эти дети более остро и напряженно переживают свою «недо-оцененность», непризнан носи, с моих достоинств со стороны сверстников. Характерно, что ли переживания, как правило, не соответствуют реальности. 11о своему социальному стату­су в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые свер­стниками. Следовательно, л и тяжелые переживания вызва­ны не действительным положением ребенка в детской груп­пе, а его субъективным восприятием отношения к себе. Тако­му ребенку кажется, что его не ценят, не видят его достоинств.

Наиболее существенныс различия между двумя группами выявляются по способу выхода из конфликтной ситуации и по отношению ребенка к сверстникам. При решении конфликт­ных ситуаций, изображенных на картинках, предъявляемых дошкольникам (например, кто-то берет чужую игрушку, ру­шит постройку других, или ломает игрушку), на вопрос, что бы ты сделал на месте обиженного ребенка, практически все

агрессивные дети дают ответы типа: «Дам ботинком по живо­ту», «Схвачу и посажу в клетку», «Убью», «Изобью» и пр. В от­личие от этого, неагрессивные дети в большинстве случаев придумывают более конструктивные и миролюбивые ответы: «Починю», «Сделаю новую», «Пойду играть в другую игру», «Заплачу и пожалуюсь маме».

Еще более существенные различия выявляются в процессе реального взаимодействия детей. В ситуациях совместной дея­тельности агрессивные дети проявляют меньший интерес к ра­боте партнера, демонстрируют ярко отрицательное, а иногда и агрессивное отношение к успехам сверстника (вырывают его рисунок, пытаются стукнуть), чрезвычайно редко уступают свои предметы (карандаши, детали мозаики или кукольной одежды). В отличие от них дети, не склонные к агрессии, доста­точно часто помогают партнеру и уступают свои предметы.

Все вышеизложенное дает основание полагать, что главной отличительной чертой агрессивных детей милметем их отноше­ние к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как про­тивник, конкурент, препятствие, которое нужно устранить. Та­кое отношение нельзя свести к недостатку коммуникативных навыков (заметим, что многие агрессивные дети в ряде случа­ев демонстрируют вполне адекватные способы оЬшения и при этом проявляют незаурядную изобретательность, придумывая разнообразные формы нанесения ущерба еверп пикам). Мож­но полагать, что это отношение отражает осоОый склад лич­ности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага.

Агрессивный ребенок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководи! враждебность, он при­писывает другим враждебные намерения и пренебрежение к себе.

Однако эти проблемы отношений со сверстниками неодно­родны в группе агрессивных дошкольников. 11ри обследовании агрессивных детей выявлены существенные индивидуальные различия как в характере поведения, так и в психологических характеристиках. Рассмотрим индивидуальные варианты агрес­сивности в дошкольном возрасте.

1.2. Индивидуальные варианты детской агрессивности

Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы.

В первом случае мы имеем дело с некоторым отставанием в общем психическом развитии ребенка. Его обостренная по­требность во внимании и признан и и сверстников не может ре­ализоваться через традиционн ые (|юр м ы детской деятельности, поэтому в качестве средства самоутверждения и самовыраже­ния он использует агрессивные действия. Этот вариант детской агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребенка здесь — продемонстриро-f вать себя, обратить на себя внимание. а.

Такие дети, чаще всего исполыуют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Они, как правило, чрезвы­чайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, гром­ко ругаются, разбрасывают пещи), их поведение направлено, на получение эмоционального отклика от других. Такие дети [■ активно стремятся к контактам со сверстниками; получив вни-'' мание партнеров, они успокаиваю гея и прекращают свои вызы­вающие действия. У таких детей агрессивность может быть мимолетной, ситуативной и не отличается особой жестокостью. Чаще всего они используют фи шческую агрессию (прямую или косвенную) в ситуации привлечения внимания. Их поведение носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; враждебные дейс твия быстро сменяются дружелюб­ными, а выпады против сверстников —готовностью сотрудни­чать с ними. Наиболее яркие моции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. По данным социометриче­ского обследования, дети этой группы имеют весьма невысокий статус в группе —их либо не принимают всерьез, либо избегают., По словам сверстников, такие дети «все ломают», «всегда меша-) ют», «никого не слушают». Данные психологического обследо- \ вания показывают, что такие дети значимо отличаются от дру- \, гих (как обычных, так и агрессивных):

• низким уровнем интеллекта (как общего, так и социаль­ного);

• неразвитой произвольностью;

• низким уровнем игровой деятельности —они не умеют поддерживать игру и стремятся обратить на себя внимание, используя деструктивные действия и разрушая игру других.

Такие дети обычно игнорируют нормы и правила поведения (как в игре, так и вне игры), ведут себя очень шумно, демонстра­тивно обижаются, кричат, однако их эмоции носят поверхност­ный характер, они быстро переходят в более спокойные состо­яния.

Дети второй группы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. На­рушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих това­рищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Он первый начал», «Он сам лезет, я не виноват». 11оложительная оценка взрослого, несомненно, важна для них. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, нормальным и един­ственно возможным средством достижения своей цели. На­пример, выталкивая с лошадки товарища, мальчик заявляет: «А что же мне делать, я тоже хочу игран., а он мне мешает». Данный вид агрессивности детей можно нашить нормативно-инструментальным.

Такие дети используют агрессию в основном как норму пове­дения в общении со сверстниками.

У этих детей агрессивные действия становятся средством достижения какой-либо конкретной цели — нужного им предмета, ведущей-роли в игре, выигрыша у своих партне­ров. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что по­ложительные эмоции они испытывают после достижения ре­зультата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятель­ностью. В любой деятельности они стремится к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. В отличие от детей первой группы, они не стремятся привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, эти дети пользуются популярно­стью в группе, а некоторые выходят на положение лидеров. Среди всех форм агрессивного поведения у них чаще всего

встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуаци­ях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ори­ентируясь исключительно на собственные желания. По ре­зультатам обследования, эти дети обладают следующими осо­бенностями:

• высоким уровнем интеллект (как общего, так и соци­ального);

• хорошо развитой произвольностью;

• хорошими организаторскими способностями, умением организовать игру;

• достаточно высоким уровнем развития ролевой игры;

• высоким социальным статусом в группе сверстников.; И наконец, третий вид детской агрессивности можно на­звать целенаправленно-враждебным.

Сюда оносятся дети, для которых нанесение вреда дру­гому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели ни для окружающих, ни для них. Они испытывают удонольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных действий составляет прямая физическая агрессия. Их действия отличаются особой жесто­костью и хладнокровием. Например, безо всякой видимой причины ребенок хватает сверстника за волосы и бьет голо­вой о стену или толкает с лестницы и со спокойной улыбкой наблюдает крики и слезы своей жертвы. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну-две постоян­ные жертвы — более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсут­ствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых они отвечают: «Ну и что!», «И пусть ему больно», «Что хочу, то и делаю». Отрицатель­ные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность*

Самые нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права.

По результатам психологического обследования эти дети имеют:

• средние показатели интеллекта;

• произвольность, в целом соответствующую возрастным нормам;

• низкий социальный статус в группе сверстников —их бо­ятся и избегают;

• среднюю степень развития игры (однако содержание игр часто носит агрессивный характер —все дерутся, мучают или убивают друг друга).

Таким образом, в основе детской агрессивности может ле­жать различная мотивационная направленность: н первом слу­чае— спонтанная демонстрация себя, во втором —достиже­ние своих практических целей, в третьем — подавление и уни­жение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет общее свойство —неспо­собность видеть и понимать другого.

Все они проявляют низкий интерес к сверстнику, злорад­ство при его неудачах и протест против сю достижений, не­способность бескорыстно поделиться или помочь другому. Подобный тип отношения к сверстнику оки шлея не связан­ным ни с уровнем развития игры, ни с самооценкой, пи с ре­альным положением ребенка в группе. 11о видимому, в основе такого отношения к другим лежат особенности самосознании ребенка, а именно фиксированность на cede (на образе себя) и внутренняя изоляция от других. Другие люди выступают для ребенка как внешние обстоятельства ею жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему прел. Ожидание враж­дебности со стороны окружающих не позволяет такому ребен­ку увидеть другого во всей его полного и целостности, пере­жить чувство общности с ним. Поэтому дли таких детей недо-s ступно сочувствие, сопереживание или содействие. Очевидно, I что такое мировосприятие создает ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое по-

рождает противостояние и обособленность от других. Степень такого восприятия враждебности может быть различной (она нарастает от первой группы к третьей), однако ее психологи­ческая природа остается той же — внутренняя изоляция, при­писывание враждебных намерений окружающим и невозмож­ность видеть внутренний мир другого человека.

Глава 2 I Обидчивые дети

2.1. Феномен детской обиды, выявление обидчивых детей

Среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как оби­да на других. Обидчивость отравляет жизнь и самому челове­ку, и его близким. Справиться п пой болезненной реакцией непросто. Непрощенные обиды разрушают дружбу, приводят к накоплению как явных, так и скрытых конфликтов с дру­гими людьми и в конечном итоге деформируют личность че­ловека.

В общих чертах обиду можно понимать как болезненное переживание человеком игнорирования или отвержения со стороны других людей. Это переживание направлено на кон­кретного другого. Явление обиды возникает уже в дошколь­ном возрасте. Маленькие дети (до 3—4 лет) могут расстра­иваться из-за отрицательной оценки взрослого, жаловать­ся на сверстников, но вес л и формы детской обиды носят непосредственный, ситуативный характер — малыши не за-? стревают на этих переживаниях и быстро забывают их. Фено-* мен обиды во всей полноте начинает проявляться после 5 лет; что связано с появлением потребности в признании и ува­жении—сначала взрослого, а потом и сверстника. Именно в. этом возрасте главным предметом обиды начинает выступать сверстник, а не взрослый. Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность сво­его «я», свою непризнанность. К этим ситуациям относятся следующие:

• игнорирование партнеров, недостаточное внимание с их стороны (например, ребенка не приглашают играть или не да­ют желанной роли);

• отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке);

• неуважительное отношение со стороны других (обзывал-ки, дразнилки);

• успех и превосходство других, отсутствие похвалы.

Во всех этих случаях ребенок чувствует себя отвергнутым и ущемленным. Однако в одной и той же ситуации межлич­ностного взаимодействия может проявляв ься гнев и агрессия, а может —обида. Агрессивные реакции не являются специ­фичными для обиды. В состоянии обиды ребенок не проявля­ет прямой или косвенной физической агрессии (он не дерется, не нападает на обидчика, не мстит ему). Для проявления оби­ды характерна подчеркнутая демонстрация своей «обиженно-сти». Обиженный всем своим поведением мокачмнист обидчи­ку, что он виноват и ему следует проси п. прощении или как-то исправиться. Он отворачивается, перестает ра новаривать, де­монстративно показывает свои «страдании».

Поведение детей в состоянии обиды имеет интересную и па­радоксальную особенность. С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на при­влечение внимания к себе. С другой стороны, дети огкачына-ются от общения с обидчиком: молчат, отворачиваю гея, уходят в сторону. Отказ от общения используется как средство при­влечения внимания к себе и способ вызывания чувства вины и раскаяния у того, кто обидел. Такая демонстрация своих пе­реживаний и подчеркивание вины обидчика является специ­фичной для данного феномена и явно отличает его от агрессив­ных форм поведения.

В той или иной мере чувство обиды переживает каждый че­ловек. Однако порог обидчивости у всех различный. В одних и тех же ситуациях (например, в ситуации успеха другого или проигрыша в игре) некоторые дети чувствуют себя уязвленны­ми и обиженными, другие не испытывают подобных пережи­ваний.

Обида возникает не только в ситуациях, приведенных выше. Можно наблюдать случаи, когда обида возникает в ситуациях вполне нейтрального характера. Например, девочка обижается, что подруги играют без нее, при этом она не предпринимает ни­каких попыток присоединиться к их занятию, а демонстративно отворачивается и со злостью поглядывает на них. Или мальчик обижается, когда взрослый занимается с другим ребенком. Оче­видно, что в этих случаях ребенок приписывает другим неуважи­тельное отношение к себе, видит то, чего на самом деле нет.

Нужно различать адекватный и неадекватный повод для проявления обиды. Адекватным повод можно считать, ког­да реально присутствует сознательное отвержение человеком партнера по общению, его игнорирование или неуважитель-» ное отношение; обоснованной можно считать обиду со сто­роны значимого человека: ведь чем более значим другой чело­век для ребенка, тем больше тот может рассчитывать на его; признание и внимание. Неадекватным для проявления обиды является повод в том случае, когда партнер не демонстриру­ет неуважения или отвержения другого. В этом случае человек реагирует не на реальное отношение другого, а на свои соб­ственные неоправданные ожидания, на то, что он сам припи­сывает окружающим.

Обидчивые дети воспринимают успехи других как собствен­ное унижение и игнорирование себя, а потому переживают и демонстрируют обиду. Похвала, а тем более восхищение дру­гим оказывается для обидчиного ребенка столь невыносимым, что он вообще ничего не может делать. Такой ребенок спосо­бен проявлять сильные отрицательные эмоции: подавленность, беспомощность, может даже заплакать.

Неадекватность источника обиды и есть тот критерий, по которому следует различии, обиду как закономерную и не­избежную реакцию человека и обидчивость как устойчивую и деструктивную черту личности. Закономерным следствием этой черты является повышенная частота проявлений обиды. Обидчивыми называют rex, кто обижается часто. Такие люди постоянно видят в окружающих пренебрежение и неуважение к себе, а потому поводов для обиды у них достаточно много.

Используя эти критерии в процессе наблюдешш, можно выделить детей, склонных к обиде.

2.2. Психологические особенности обидчивых детей

Характерной особенностью обидчивых детей является яр­кая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой вос­принимается как отрицание себя. Установка на оценочное от­ношение к себе у обидчивых детей проявляется в различных показателях отношения к сверстникам — в характере их вос­приятия, особенностях самооценки и ожидаемой оценки то­варищей, интерпретациях конфликтных ситуаций и способах

выхода из них.

Если попросить обидчивого ребенка рассказать что-то о своих друзьях, можно увидеть, что подавляющее большинство его вы­сказываний посвящено себе. По существу, героем чтих рассказов является не друг, а сам рассказчик. Например: «Я дружу с Люсей. Она меня жалеет, играет со мной в разные игры, рассказывает мне разные истории, и я боюсь». В рассказах остальных (необид­чивых) детей преобладают описательные характеристики, в кото­рых другой ребенок выступает сам по себе, независимо от своего отношения к рассказчику: «У моей подруги Нап и ди иниые воло­сы, у нее есть красивые туфельки, она добрая и хитрая, она часто обманывает воспитательницу» и пр.

Еще одной отличительной особенностью расска нш обид­чивых детей является их фантастический характер. Они MOiyr рассказать о встрече с говорящей птицей, спасении друга от злых чудовищ, ловле вместе с другом дельфином и китов и пр. Обычные (необидчивые) дошкольники рисски и.ншют о сво­их друзьях из группы детского сада и о реальных событиях из

их жизни.

Эти различия позволяют предположить, что обидчивые дети как будто не замечают окружающих их реальных сверстников. Они выдумывают несуществующих друзей и истории, не обра­щая внимания на своих реальных пари (еров. Собственные фан-

тазии, в которых ребенок обладает всеми мыслимыми достоин­ствами (силой, красотой, необыкновенной храбростью), закры­вают от него реальность и замещают действительные отноше­ния со сверстниками. Внимание к оценке себя и отношению к себе замещает непосредственное восприятие сверстников и от­ношения с ними.

Окружающие ребенка реальные сверстники воспринима­ются как источник отрицательного отношения, о чем свиде­тельствуют показатели самооценки обидчивых детей.

Самооценка обидчивых детей мало отличается от показа­телей других детей. Однако весьма существенные отличия об­наруживаются при сравнении разрыва между собственной са­мооценкой и его оценкой с другими. Если у подавляющего большинства детей этот разрыв невелик, то у обидчивых де­тей он в десять раз больше. Таким образом, у обидчивых детей существует явное ощущение своей недооцененности, непри-знанности их достоинств и собственной отверженности. Есте­ственно, это ощущение не соотнетствует реальности. Обид­чивые дети, несмотря на их конфликтность, не принадлежат к числу отвергаемых. Следовательно, такая заниженная оцен­ка обидчивых детей в глазах сверстников является результатом исключительно проекций их собственных представлений.

Данный факт указывает на еще одну парадоксальную особен­ность обидчивых детей. С одной стороны, они явно ориентиро­ваны на положительное отношение к себе со стороны всех окру­жающих и всем своим поведением требуют от них постоянной демонстрации уважения, одобрения, признания. С другой—по представлениям этих детей, окружающие люди их недооцени­вают, и поэтому они ожидают от них (главным образом, от свер­стников) негативной оценки себя. В некоторых случаях обидчи­вые дети сами инициируют ситуации, в которых они могли бы почувствовать себя отверженными, непризнанными и, обижаясь на сверстников, получают от лого своеобразное удовлетворение. Попадая в конфликтную ситуацию, а порой ее инициируя, обидчивые дети не пытаются разрешить ее, а как бы застрева­ют в ней, погружаются в оценивание ее участников. Осужде­ние одних и оправдание других (главным образом, себя) явля-

ется для них важным занятием, приносящим особое удовлет­ворение. Ребенок с удовольствием подчеркивает, как нехоро­шо с ним поступили окружающие, как они виноваты перед ним. Обвинение других и оправдание себя является для них самостоятельной задачей, более важной и привлекательной, чем разрешение конфликта.

Итак, характерные особенности личности обидчивых детей свидетельствуют о том, что в основе повышенной обидчиво­сти лежит напряженно-болезненное отношение ребенка к се­бе и оценке себя. Он как бы сращивается со своим образом, фиксируется на себе и отношении к себе со стороны окружа­ющих. Такая фиксация порождает острую и пенасыщаемую потребность в признании и уважении, в постоянной ее демон­страции. Ему необходимо непрерывное подтверждение соб­ственной ценности и значимости других. В то же иреми он приписывает окружающим пренебрежение и неуниженис к се­бе, что дает ему мнимые основания для обиды и обнинения сверстников. Такой порочный круг чрезвычайно трудно разо­рвать. Ребенок постоянно смотрит на себя гли шми других и оценивает себя этими глазами, находясь как Г>ы и системе чер­кал. Эти «зеркала» позволяют видеть только самою себя, за­крывая окружающий мир и других людей. Нее что приносит ребенку острые болезненные переживания и препятствует нормальному развитию личности. Полому повышенную обидчивость можно рассматривать как одну ич конфликтных форм межличностных отношений.

Глава 3 I Застенчивые дети* 3.1. Выявление застенчивых детей

Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Из­вестно, что застенчивость порождает ряд существенных труд-

*Приведенные в этом разделе данные оспонапы па исследовании Л. Га-лигузовой. См.: Межличностные отношения ребенку от рождения до 7 лет. — М.; Воронеж, 2001. —Гл. 6.

ностей в общении людей. Среди них такие, как проблема по­знакомиться с новыми людьми, отрицательные эмоциональ­ные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неумелое представление се­бя, скованность в присутствии других людей и пр. i

Происхождение этой особенности, как и большинства дру­гих внутренних психологических проблем человека, уходит своими корнями в детство. Наблюдения показали, что застен* чивость появляется у многих детей уже в 3—4-летнем возрас­те и сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Практически все дети, которые вели себя застенчиво в 3 года, сохранили это качество до 7 лет. Вместе с тем выраженность застенчивости претерпевает изменения на протяжении до­школьного периода. Слабее всего ома проявляется в младшем дошкольном возрасте, резко возрастает на 5 году жизни и со? кращается к 7 годам. При этом па 5 году жизни усиление за* стенчивости приобретает характер возрастного феномена. Вы-») раженность застенчивости здесь, очевидно, связана со станов-» лением новой потребности в общении ребенка —в признании и уважении других людей. Хотя застенчивых детей обычно не считают конфликтными, такие дети переживают достаточно острый внутренний конфликт, который во многом усложня­ет и омрачает им жизнь. Поэтому очень важно вовремя распо­знать эту черту и остановить ее чрезмерное развитие.

Первый вопрос, которы и нош и кает перед педагогом и прак­тическим психологом: каких детей следует отнести к группе застенчивых? Прежде всею застенчивых детей отличают за­труднения в общении с посторонними людьми. При встрече и в ходе общения с посторонними ребенок испытывает эмоцио­нальный дискомфорт, который проявляется в робости, неуве­ренности, напряженности. Еще одно яркое отличие — страх любых публичных выступлении, даже если это всего-навсего не­обходимость отвечать на вопросы педагога или воспитателя на занятиях.

Наблюдая за поведением дошкольников, можно без тру­да заметить вышеперечисленные особенности у некоторых из них. Этих детей можно отнести к группе застенчивых.

Помимо этого, следует провести еще несколько допол­нительных проб, в которых ребенок оказывался бы в новых, необычных для него обстоятельствах и где выявилось бы его отношение к необычному виду деятельности. С этой целью можно попробовать организовать игру, где ребенок выступит в роли капитана корабля, который должен, перекрикивая шум волн, успокоить бушующее море и спасти пассажиров во время шторма. Можно также побеседовать с ребенком на личностные темы: сообщить что-нибудь о себе, а потом попросить его рас­сказать о нем самом (что он любит, с кем дружит, чем предпочи­тает заниматься и пр.).

Застенчивые дети будут испытывать особую робость и сму­щение, когда им предлагается деятельность, заведомо не одо­бряемая взрослыми. Играя роль капитана, они замирают на месте, едва шевелят губами, пытаясь произнести нужные сло­ва, смущенно-виновато смотрят на взрослого. Если обычные, незастенчивые дети с восторгом принимают роль капитана ко­рабля, изо всех сил стараются перекричать шум ноли и утихо­мирить стихию, то застенчивые дети отказываются от лой ро­ли или шепотом произносят что-то себе под нос.

В процессе бесед на личностные темы, когди застенчивый ребенок сталкивается с необходимостью пройми п. спои жела­ния, чувства, он начинает вести себя особенно сдержанно, ис­пытывает напряжение и скованность.

Итак, застенчивость проявляется в самых разных ситуаци­ях общения ребенка, даже тогда, когда оно имеет ннно игровой характер. Что кроется за таким поведением? Кикоин психоло­гическая природа детской застенчивое ти?

Анализ показывает, что застенчивых детей отличает по­вышенная чувствительность к оценке взрослою (как реаль­ной, так и ожидаемой). У застенчивых детей наблюдается обо­стренное восприятие и ожидание оценки. Удача вдохновляет и успокаивает их, но малейшее замечание тормозит деятель­ность и вызывает новый всплеск робости и смущения. Ребе­нок ведет себя застенчиво в ситуациях, в которых его ожида­ет неуспех. В случаях затруднения он робко смотрит взрослому в глаза, не решаясь попросить помощи. Иногда, преодолевая

внутреннее напряжение, смущенно улыбается, ежится и тихо произносит: «Не получается». Ребенок одновременно неуверен и в правильности своих действий, и в положительной оценке взрослого. Застенчивый ребенок, с одной стороны, хочет при­влечь к себе внимание взрослого, но с другой —очень боится выделиться из группы сверстников, оказаться в центре внима­ния. Особенно это обнаруживается в ситуациях первой встречи взрослого с ребенком, а также в начале любой совместной де­ятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.6 (0.061 с.)