ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифференциация детей в детском коллективе



На протяжении дошкольного возраста (от 1 до 7 лет) по­вышаются устойчивость избирательных предпочтений детей, устойчивость и количественный состав детских объединений, содержательность обоснования выборов детей (от чисто внеш­них, предметных качеств до личностных характеристик).

Стремительно увеличивается структурированность детско­го коллектива (одни дети становятся псе более предпочитаемы­ми большинством детей, другие находятся в положении «отвер­женных»). К старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети

становятся более предпочитаемыми для большинства сверст­ников, другие не пользуются особой популярностью—либо от­вергаются, либо остаются незамеченными. Обычно в детской группе выделяются два-три ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть ря­дом, многие охотно выполняют их просьбы. Обычно таких де­тей называют лидерами. Следует отметить, что феномен лидер­ства традиционно связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельности. Данное понимание достаточно трудно приложить к группе до­школьников, в частности к группе детского сада. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно гово­рить о степени социального влияния. Вместе с тем, не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности. По-видимому, более правильно для данно­го возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая, и отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью.

Наряду с этим выделяются доги вовсе непопулярные — их не принимают в игры, с ним мало общаются, им не хотят усту­пать игрушки.

Остальная часть детей располагается между этими двумя «полюсами». Положение ребенка в группе и отношение к не­му сверстников обычно выясняются с помощью социометри­ческих методик, адаптированных для дошкольного возраста. Например, каждого ребенка и группе спрашивают, кого бы он хотел пригласить на день рожденья, или с кем бы хотел дру­жить, жить в общем красивом доме и пр. Членов группы, полу­чивших наибольшее число положительных выборов в данной группе, можно считать популярными. В этих методиках в раз­личных воображаемых ситуациях дети осуществляют выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов группы.

Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками ста­новится тем фундаментом, на котором надстраивается дальней­шее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому во-

прос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстни­ков, почему одни дети становятся предпочитаемыми и вызывают симпатии сверстников, а другие наоборот, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее попу­лярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение свер­стников. Этот прием неоднократно использовался в психологи­ческих исследованиях.

Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решал­ся преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошколь­ников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т. Репи­ной, А. Рояк, В. Мухиной, Т. Антоновой и др. Исследовании л их авторов показывают, что положение детей и ролевой игре неоди­наково: одни выступают в роли ведущих, другие в роли ведо­мых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависит от их способности придумать и организовать совмест­ную игру.

В исследовании Т. Репиной позиция и положение ребенка в группе исследовались в связи с успешностью ребенка в деятель­ности. Было показано, что повышение успешности в деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействии и повышает социометрический статус ребенка. Успешность в де­ятельности положительно влияет на активность ребенка в обще­нии и на положение ребенка в группе сверстников,

Однако при оценке успешности в какой либо деятельно­сти важен не столько ее объективный результат, сколько при­знание этой успешности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. Как полагает И. Мухина, при­знание других людей повышает активное гь детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассив­ными, перестают общаться с взрослыми и сверстниками. Все это сказывается на положении ребенка в группе.

Феномен детской популярности связан не только с успеха­ми в ребенка в деятельности, но и с потребностью детей в об­щении и, главное, с их способностью удовлетворять потреб-

ности других. М. Лисина высказала предположение о том, что в основе формирования межличностных привязанностей ле­жит удовлетворение коммуникативных потребностей партне­ров. Если содержание общения не соответствует уровню ком­муникативной потребности ребенка, то расположение к пар­тнеру ослабляется, и наоборот: адекватное удовлетворение основных коммуникативных потребностей ведет к симпа­тии и предпочтению конкретного человека, удовлетворивше­го эти потребности. Наиболее предпочитаемыми обычно яв­ляются дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру. Описывая обобщенный портрет популярного ре­бенка, М. Лисина выделяет такие качества, как чувствитель­ность к воздействиям сверстника, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватное содержание общения.

Итак, анализ психологических исследований показывает, что в основе избирательных привязанностей детей могут стоять самые разные качества: инициативность, успешность в игровой или конструктивной деятельности, потребность в обще­нии и в признании сверстником, признание взрослого, способ­ность удовлетворять коммуникативную потребность ровесни­ков, способность к самовыражению и др. Очевидно, что столь широкий (хотя и далеко не полный) перечень этих качеств не позволяет выделить главною условия детской популярности и понять ее психологическую основу.

Для выяснения этого вопроса было предпринято специаль­ное экспериментальной исследование , в котором выяснялись психологические особенности популярных детей, которые от­личают их от непопулярных. И я ом исследовании сравнива­лись различные психологические особенности популярных и непопулярных (отвергаемых) дошкольников: уровень их ум­ственного развития, активность в общении, стремление занять лидирующую роль в игре, отношение к сверстникам, способ­ность к сопереживанию и пр.

Полученные результаты показали, что далеко не всегда вы­сокое развитие этих качеств отличают популярных детей от непопулярных. Так, группы (популярных и непопулярных) детей практически не различались по уровню развития мыш-

ления. Это может свидетельствовать о том, что когнитивные способности, такие как уровень развития интеллекта и спо­собность к разрешению социальных проблем, не обеспечива­ют популярности ребенка в группе сверстников. Результаты показали, что по степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходят своих сверстни­ков. Однако среди непопулярных детей по этим показателям отчетливо выделились две крайние группы —замкнутых и со­вершенно пассивных и чрезмерно общительных детей, стре­мящихся к руководству. Можно полагать, что обе эти крайние стратегии в равной мере отталкивают сверстников и делают ребенка отвергаемым. Стремлен ие ребенка к лидерству и руководству далеко не всегда обеспечивают признание и сим­патии сверстников. Все популярные дети занимали сред­ние позиции по этим показателям. Однако на этом основа­нии нельзя сделать вывода о том, что ли средние показатели (которые были зафиксированы у многих других детей в обе­их группах) сами по себе обеспечивают популярность ребен­ка в группе сверстников.

Наиболее существенные различия между популярными и не­популярными детьми были обнаружены в эмоциональном отно­шении к сверстникам:

1) популярные дети, в отличие от непопулярных, практиче­ски никогда не были безразличны к действиям сверстника, про­являли интерес к тому, что он делает, причем 'miэмоциональная вовлеченность имела положительную окраску - они одобря­ли и поддерживали других детей, в то время как непопулярные осуждали и навязывали свой замысел;

2) популярные дети сопереживали другим -успехи сверст­ников отнюдь не обижали, а, напротив, радовали их, промахи не огорчали; непопулярные дети либо оставались безразлич­ными к оценке сверстника, либо реагировали неадекватно (ра­довались неудачам и обижались при похвале другого);

3) все популярные дети, независимо от уровня общительности и инициативности, отвечали на просьбы сверстников и очень часто бескорыстно помогали им; непопулярные не делали это­го никогда;

4) популярные дети даже в позиции «обиженного» предпо­читали разрешать конфликты мирным путем, не обвиняя и не наказывая других; непопулярные, как правило, находили раз­решение конфликта в агрессивных действиях и угрозах.

Данные результаты свидетельствуют о том, что в основе по­пулярности дошкольников лежат не развитие интеллекта и да­же не организаторские способности, а прежде всего эмоци­ональное отношение к сверстнику, которое выражается как в различных эмоциональных проявлениях, так и в реальной помощи другим детям.

Это совершенно не означает, что популярные дети не ссо­рятся, не обижаются, не соревнуются и не спорят с другими. Все это безусловно присутствует в детской жизни. Однако у популярных детей, в отличие от непопулярных, утверждение и признание своего «я» не закрывает сверстника и не является специальной и единственной жизненной задачей. Именно это, как ни странно, и обеспечивает признание другими и утверж­дение ребенка в группе сверстников.

Следует отметить, что структура детского коллектива, т. е. количество предпочитаемых и отвергаемых детей, и их лич­ностные характеристики во многом зависят от конкретной группы и от стратегии воспитатели. Бывают группы, в кото­рых явно выделяются два-три предпочитаемых всеми ребен­ка существует и значительное число отвергаемых. В то же вре­мя в некоторых детских группах такая жесткая дифференциа­ция отсутствует: отвергаемых детей практически нет, а число предпочтений детей распределяется примерно поровну среди всех членов группы, такая атмосфера в детской группе наибо­лее благоприятна для развитии личности ребенка.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.006 с.)