Развитие общения в раннем возрасте




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие общения в раннем возрасте



Ребенок не рождается на свет с готовой потребностью в об­щении. В первые 2—3 недели он не видит и не воспринима-

ет взрослого. Но, несмотря на это, родители постоянно разго­варивают с ним, ласкают его, пытаются поймать и задержать на себе его взгляд. Именно благодаря любви близких взрос­лых, которая выражается в этих на первый взгляд бесполезных действиях, в конце первого месяца жизни младенцы начинают видеть взрослого, а потом и общаться с ним.

Первая форма общения ребенка с взрослым была названа ситуативно-личностной. Сначала это общение выглядит как от­вет на воздействия взрослого: мать смотрит на ребенка, улыба­ется, разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потом (в 3-4 месяца) при виде знакомо­го человека ребенок радуется, начинает активно двигаться, гу­лить, привлекать к себе внимание взрослого, а если тот не об­ращает на него никакого внимания или уходит по своим де­лам, громко и обиженно плачет. Самое обидное для младенца, у которого уже есть потребность в общении, — когда взрослые не обращают на него никакого внимания, просто не замеча­ют. Даже недовольство взрослого, его гнев они воспринимают радостно, потому что в них —внимание к ребенку, обращен­ность к нему. Потребность во внимании взрослого — это первая и основная потребность в общении — остается у ребенка на всю жизнь. Позднее к ней присоединяются другие потребности, но в младенческом возрасте она является единственной, и удов­летворить ее не так трудно. Нужно просто чаще улыбаться мла­денцу, разговаривать с ним, ласкать его.

Некоторые родители считают все эти воздействия ненуж­ными и даже вредными. Стремясь не баловать ребенка, не приучать его к излишнему вниманию, они сухо и формально исполняют свои родительские обязанности: кормят по часам, перепеленывают, гуляют, не выражая при этом никаких роди­тельских чувств. Такое строгое формальное воспитание в мла­денческом возрасте несет в себе определенные риски. Дело в том, что в положительных эмоциональных контактах с взрос­лым не только происходит удовлетворение уже существующей потребности малыша во внимании и доброжелательности, но и закладывается основа будущего развития личности ребенка, его активное, деятельное отношение к окружающему, инте-

рес к предметам, способность видеть, слышать, воспринимать мир, уверенность в себе и пр. Предпосылки всех этих важ­нейших качеств появляются в самом простом и примитив­ном на первый взгляд общении матери с младенцем. Если же на 1-м году жизни ребенок в силу каких-то причин не получа­ет достаточного внимания и тепла от близких взрослых (раз­лука с матерью, занятость родителей или их неумение играть с малышом и пр.), это так или иначе дает о себе знать в даль­нейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными или, напротив, жестокими и агрессивными. Компенсировать их неудовлетворенную потребность во вни­мании и доброжелательности взрослых в более позднем воз­расте бывает очень трудно. Поэтому педагогам и психологам необходимо показывать и объяснять роди гелям маленьких де­тей, как важно для младенца простое внимание и доброжела­тельность близких взрослых.

Младенец еще не выделяет отдельные качества взросло­го человека. Ему совершенно безразличны уровень его знаний и умений, его социальное или имущественное положение, ему все равно, как он выглядит и во что одет. Малыша привлека­ет только личность взросл ого и его внимание, отношение к не­му. Следовательно, несмотря на примитивность такого обще­ния, оно побуждается личностными мотивами, когда взрослый выступает не как средство для чего-то (игры, познания, само­утверждения), а как целостная и самоценная личность.

Что касается средств общения, то они па данном папе име­ют исключительно экспрессивно-мимический характер. Внеш­не такое общение выглядит как обмен взглядами, улыбками: вскрики и гуление ребенка, ласковый разговор взрослого, из которого младенец улавливает только то, что ему нужно — вни­мание и доброжелательность.

Итак, первой в онтогенезе возникает ситуативно-личностная форма общения, которая остается главной и единственной от 1 до 6 месяцев жизни.

В этот период общение младенца с взрослым протекает вне какой-либо другой деятельности и само составляет ведущую деятельность ребенка. Для ситуативно-личностного общения

характерны потребность во внимании и доброжелательности, личностные мотивы и экспрессивно-мимические средства об­щения.

Однако уже во втором полугодии при нормальном разви­тии ребенка внимания взрослого ему уже недостаточно. Малы­ша начинает притягивать к себе не столько сам взрослый чело­век, сколько предметы, с ним связанные. Если взять на руки ребенка 10—11 месяцев и попытаться наладить с ним эмоцио­нальное общение (улыбаться, гладить, говорить ласковые сло­ва и пр.), малыш скорее всего начнет сопротивляться, хва­тать и рассматривать все, что попадется под руки, — воротник взрослого, его волосы, очки, часы и пр., а вовсе не отвечать на его улыбки. Дело в том, что в этом возрасте складывается новая форма общения ребенка с взрослым — ситуативно-деловая и связанная с ним потребность в деловом сотрудничестве. Взрослый теперь нужен и интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. «Деловые» качества взрослого и, следовательно, деловые моти­вы общения выходят на первый план.

Средства общения на этом этапе также существенно обогащаются. Ребенок уже может самостоятельно ходить, манипулировать с предметами, принимать различные позы. Все это приводит к тому, что к экспрессивно-мимическим добавляются предметно-действенные средства общения—дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями.

Сначала дети тянутся только к тем предметам и игрушкам, которые показывают им взрослые. В комнате может находить­ся много интересных игрушек, но дети не будут обращать на них внимание и будут скучать среди этого изобилия. Но как только взрослый (или старший ребенок) возьмет одну из них \ и покажет, как можно с ней играть (как двигают машину, как прыгает собачка, как можно причесывать куклу и пр.), —дети потянутся именно к этой игрушке, она станет самой нужной и интересной.

Это происходит по двум причинам. Во-первых, взрослый человек остается для ребенка центром его предпочтений, в си-

лу этого он наделяет привлекательностью те предметы, к кото­рым прикасается. Эти предметы становятся нужными и пред­почитаемыми потому, что они — в руках взрослого. Во-вторых, взрослый показывает детям, как можно играть и в эти игрушки. Сами по себе игрушки (как и вообще любые предметы) ни­когда не подскажут, как ими можно играть или пользоваться. Только другой, старший человек может показать, что на пира­мидку нужно надевать колечки, куклу можно кормить и укла­дывать спать, а из кубиков можно построить башню. Без та­кого показа ребенок просто не знает, что делать с этими пред­метами, а потому и не тянется к ним. Чтобы дети стали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать и рассказать, что можно делать с ними и как играть. Причем, показывая те или иные действия с предметами, важно не про­сто совершать их, но постоянно обращаться к ребенку, разгова­ривать с ним, смотреть ему в глаза, поддерживать и поощрять его правильные самостоятельные действия. Такие совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение или сотрудничество ребенка с взрослым. Потребность в сотрудни­честве является основной для ситуативно-делового общения.

Ситуативно-деловая форма остается главной в общении ре­бенка с взрослым на протяжении всего раннего возраста (до трех лет). Для нее характерны потребность в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения. Значение этой формы общения для психического развития ре­бенка огромно. Оно состоит в следующем:

1) ребенок овладевает предметными действиями, учит­ся пользоваться бытовыми предметами (ложкой, расческой, горшком), играть с игрушками, одеваться, умываться и пр.;

2) происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов (восприятия, внимания, наглядно-действен мою мышления, памяти);

3) начинает проявляться активность и самостоятельность ребенка — манипулируя с предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действи­ях; он становится субъектом своей деятельности и самостоя­тельным партнером по общению;

4) появляются первые слова ребенка: чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, то есть произнести слово, причем эту задачу —сказать то или иное слово — ставит перед ребенком только взрослый.

Заметим, что сам ребенок без побуждения и поддержки взрослого говорить никогда не начнет. В ситуативно-деловом общении взрослый постоянно ставит перед малышом речевую задачу —показывая ребенку новый предмет, он предлагает ему назвать этот предмет, то есть произнести вслед за ним новое слово. Так во взаимодействии с взрослым по поводу предметов возникает и развивается главное специфически человеческое средство общения, мышления и саморегуляции — речь.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.008 с.)