Педагогическая диагностика форм общения ребенка с взрослым 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая диагностика форм общения ребенка с взрослым



Определяя уровень развития общения, необходимо пом­нить, что общение обязательно предполагает взаимность, обо­юдность. Это ни в коем случае не воздействие на другого и не подчинение ему. В общении должны быть активны оба партне­ра, и обращение каждого направлено на ответ другого. При ди­агностике общения необходимо учитывать активность ребенка в общении и его чувствительность к партнеру.

Активность проявляется в стремлении обратить на се­бя внимание, высказать свое мнение, развить тему разговора, предложить что-то необычное и пр. Чувствительность к парт­неру выражается во внимании к нему (в интересе к его словам и действиям, во взглядах), в готовности ответить на его пред-

ложение, в способности услышать и понять другого. Обе сто­роны одинаково важны для полноценного общения, однако их выраженность может быть различной у разных детей и в раз­ных ситуациях.

Для выявления формы общения следует осуществить с ре­бенком различные виды взаимодействия в разных ситуаци­ях, моделирующих ту или иную форму общения. Для модели­рования ситуативно-деловой формы общения оптимальной ситуацией является совместная игра, внеситуативно-позна­вательной—беседа по книжке с картинками, внеситуативно-личностной — «разговор по душам». Остановимся на конкрет­ном описании данных ситуаций.

Воспитатель предлагает ребенку на выбор разные формы взаимодействия. Спрашивает его, что он больше хочет делать вместе: играть с игрушками, читать новую книжку или про­сто поговорить о чем-нибудь. Если ребенок уверенно и одно­значно выбирает совместную игру, значит, он предпочитает ситуативно-деловое общение с взрослым. Выбор новой книж­ки означает интерес к познавательному общению. Предпочте­ние разговора может свидетельствовать о стремлении ребен­ка к личностному общению с взрослым. Однако сознательный выбор, хотя и является весьма показательным, не может быть единственным для определения ведущей формы общения. На­пример, если ребенок выбирает совместную игру, это еще не означает, что он не способен к личностному общению. Кроме того, некоторые дети сразу не могут осуществить выбор или выбирают сразу все три формы взаимодействия, поскольку они привлекательны для них в равной мере. Поэтому для более точ­ного определения формы общения важно провести все три ви­да взаимодействия с ребенком.

Начинать лучше с самого простого и доступного для дошкольников — ситуативно-делового общения, то есть с совместной игры. Для этого подходят любые игрушки — кубики, куклы, машинки, конструктор и пр. Играя с ребенком, нужно обра­щать внимание не на саму его способность играть с предмета­ми, а на способность играть вместе с взрослым. Для этого важно отмечать, умеет ли ребенок ориентироваться на партнера, учи-

тывает ли его интересы, увлечен ли он совместной деятельно­стью или предпочитает играть в одиночку. Как правило, стрем­ление и способность к ситуативно-деловому общению прояв­ляют все дошкольники. Но важно выяснить, не является ли этот вид общения единственным, доступным ребенку, способен ли он к внеситуативным контактам с взрослым.

Для выяснения способности ребенка к внеситуативно-познавательному общению подходит беседа по поводу прочи­танной книги, в которой содержатся новые для ребенка зна­ния—о машинах, животных, птицах, явлениях природы и пр. Эта беседа должна строиться не как пересказ того, что запом­нил ребенок или что он понял, а как обсуждение прочитанно­го или рассказанного воспитателем. В этой беседе в равной ме­ре должны участвовать и взрослый, и его младший собеседник. При этом взрослый должен отмечать, насколько увлечен ребе­нок, задает ли он вопросы (если да, то какие), рассказывает ли о своих познаниях, как долго он может разговаривать с взрос­лым, не меняя тему разговора и не отвлекаясь на посторон­ние действия. Бывает, что ребенок в этой ситуации не прояв­ляет никакого интереса к содержанию книжки и новым зна­ниям—смотрит по сторонам, перескакивает с одной темы на другую, стремится поскорей закончить лог скучный для не­го разговор и заняться более интересной игрой. л)то может сви­детельствовать о том, что он еще не владеет познавательным общением с взрослым, что его познавательные интересы еще не развиты. Многие дети, достаточно хороню умея общаться с взрослым на познавательные темы, до конца дошкольного ' возраста проявляют неспособность к личностному общению. Они не могут рассказать о себе, не проявляют интереса к дру­гим людям, не могут сказать, что они любит, а что им не нра­вится. Взрослый остается для них источником новых знаний и партнером по игре.

Для выяснения способности детей к внеситуативно-личност­ному общению можно начать простой разговор с ребенком о его отношениях с друзьями. Например, спросить у него, кто из его друзей ему больше нравится и почему, с кем он чаще всего ссо­рится, с кем хотел бы дружить. Можно спросить, есть ли у него

любимая сказка (или книжка), кто из ее героев обладает какими-либо положительными или отрицательными качествами. Важно, чтобы взрослый не только спрашивал у ребенка, но и высказы­вал свое отношение к тем или иным персонажам, рассказывал о себе, других людях—словом, был равноправным участником разговора. Темы личностного общения могут быть самыми раз­ными. Желательно, чтобы они были связаны с реальными собы­тиями жизни ребенка, с его личными интересами и с его опытом общения с другими людьми. Главное, чтобы разговор шел не о предметах или животных (как при познавательном общении)j. а о людях —их качествах, поступках, отношениях. При этом нужно выяснить, интересуется ли ребенок мнением взрослого^ важно ли ему, чтобы его оценки совпадали с оценками старшего; партнера.

Еще одно отличие личностного общения от познаватель­ного заключается в том, что личностное общение происходит без всякого наглядного материала. Здесь ребенок должен го­ворить о таких вещах, которые невозможно увидеть, потрогать и даже нарисовать на картинке (например, о хороших и дур­ных качествах, настроениях человека и пр.). Именно это делан ет речевое личностное общение трудным для дошкольников; Но способность к речевому общению без опоры на наглядный материал очень важна для дальнейшей жизни ребенка и подго­товки его к школе.

Разговаривая с ребенком на личностные темы, важно также следить за тем, насколько ребенок способен слышать взросло­го, не перебивать его, не отвлекаться на посторонние действия.

После того как воспитатель осуществил с ребенком все три вида общения, у него складывается определенное впечатле­ние о нем —что ему больше нравится делать с вами, что мень­ше. Для выявления уровня развития общения ребенка нужно; сравнить его активность и заинтересованность в разных видах взаимодействия с взрослым: когда он чаще всего обращал­ся к взрослому, когда проявлял максимальную для себя сосре­доточенность, в какой ситуации он чувствовал себя наибо­лее свободно и раскованно. Часто бывает так, что дети очень активно и эмоционально ведут себя во время игры, увлеченно

рассматривают и обсуждают книжки, но когда взрослый начи­нает с ними разговор о событиях из их жизни, о том, что они любят и чего хотят, они смущаются, отводят глаза в сторону и стремятся избежать такого общения. Это может свидетельство­вать о несформированности наиболее сложной для дошколь­ников внеситуативно-личностной формы общения. Если же ребенок одинаково активен во всех ситуациях и с удовольстви­ем принимает все формы взаимодействия, можно говорить о том, что он овладел всеми доступными для дошкольника фор­мами общения.

Хорошим показателем может быть также продолжитель­ность того или иного взаимодействия, которую должен регулировать сам ребенок. Чем дольше ему хочется общаться с взрос­лым в той или иной ситуации, тем более па ситуация соот­ветствует его потребностям. Конечно, продолжать разговор на личностную тему в течение долгого времени слишком труд­но даже для 6-летнего ребенка. Но если он может хотя бы в те­чение 5—7 мин поддерживать такой разговор, не отвлекаясь на посторонние действия, это может свидетельствовать о его спо­собности к личностному общению.

Таким образом, для выявления уровня развитии общения ребенка в разных ситуациях нужно иметь в виду следующие по­казатели:

1) выбор ситуации общения с взрослым;

2) активность ребенка в разных ситуациях — его разговорчивость, способность проявить инициативу и развивать тему об­щения;

3) чувствительность к словам и действиям партнера, спо­собность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них;

4) общий интерес и настроение ребенка – его сосредоточен­ность на теме общения, раскованность, эмоциональный ком­форт;

5) время, в течение которого ребенок может и хочет общаться.

Сравнение этих показателей в трех ситуациях общения по­может выяснить, какая из них является более привлекательной для ребенка и, следовательно, какой уровень общения досту-

пен для него. Напомним, что уровень развития общения опре­деляется по его высшим достижениям. Так, если ребенок одинаково активно принимает все предложенные ситуации, можно зафиксировать наиболее высокую форму общения с взрослым — внеситуативно-личностную.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.007 с.)