Беседы, выявляющие уровень осознанности действий ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседы, выявляющие уровень осознанности действий ребенка



Для выявления способности детей к осознанию своих дей­ствий можно провести с ребенком специальные беседы. Ни­же приводятся два варианта беседы с дошкольниками 5—6 лет, которые, с одной стороны, тесно связаны с конкретными дей­ствиями ребенка, а с другой —позволяют ребенку взглянуть на них со стороны, отнестись к себе и своим действиям.

Задача первой беседы заключается в осознании ребенком предпочтений и отношения к своей деятельности и услови­ям своей жизни. Внимание и сознание ребенка направляется именно на его собственное отношение к той действительно­сти, в которой он живет.

За основу первой беседы можно взять следующие вопросы: «Что ты больше всего любишь на свете?», «Что бы ты стал сей­час делать, если бы тебе разрешили заниматься всем, что захо­чешь?», «Что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь)?», «Что бы ты хотел изменить в своем детском саду?», «Что бы ты попросил у волшебницы?» и пр.

При анализе ответов детей выявляются следующие варианты:

1) отрицательный ответ — ребенок отвечает «не знаю» или «ничего», или «все», или молчит;

2) ситуативный ответ — на вопрос взрослого «что бы ты по­просил у волшебника?» ребенок называет какой-нибудь пред­мет, который находится у него в руке или рядом с ним (пере­числяет игрушки, находящиеся в комнате: мишку, зайчика, пирамидку и т.д.— или в качестве самого желанного предме­та называет платочек или кусочек бумажки, которые находят­ся у него в руке);

3) предметные желания—ребенок в ответ на тот же вопрос что-то конкретное или перечисляет насколько предметов (игрушки, мороженое, колбасу, новое платье, компьютер и пр.);

4) самостоятельные занятия — ребенок называет или пере­числяет какие-либо занятия (свои любимые игры, рисование, катание на санках и пр.);

5) совместные действия — ребенок перечисляет, что он хо­тел бы делать вместе с близкими взрослыми или сверстниками (ходить с папой в зоопарк, учить сестренку, ходить в гости к ба­бушке, играть с другом и пр.).

Вторая беседа посвящена субъективному времени ребенка. Многие ученые отмечали, что важнейшим условием осозна­ния своего поведения является его рассмотрение во времен­ной последовательности, в соотношении настоящего действия с прошлым и будущим. Временная перспектива, т.е. включе­ние прошлого и будущего, идеального плана в план настояще­го момента является необходимым условием волевого и произ­вольного действия. Наличие временной перспективы позво­ляет человеку преодолеть давление воспринимаемой ситуации и осуществить волевое действие. Способность соотносить свои настоящие действия с прошлыми и с будущими может фор­мироваться во внеситуативно-личностном общении ребенка с взрослым. В такого рода общении происходит осознание соб­ственных желаний и воспоминаний. Поэтому внеситуативно-личностную беседу с ребенком о его прошлых и будущих дей­ствиях можно использовать для выявления его способности к осознанию себя и своего поведения.

Во второй беседе можно поставить перед ребенком следу­ющие вопросы: «Что ты делал только что, когда тебя позвали из группы?», «Расскажи, чем вы сегодня занимались на занятии?», «Что случилось ли с тобой вчера, или позавчера, или пне раньше?», «Расскажи, пожалуйста, что-нибудь интерес­ное, важное или смешное из своей жизни», «Что ты собира­ешься делать, когда вернешься в группу, а завтра, а в субботуи воскресенье?»

Анализируя ответы и высказывания детей во время беседы о прошлых и будущих действиях, можно выделить следующие

варианты:

1) отсутствие ответа («не знаю», «забыл» или просто молча­ние);

2) стереотипное повторение одного и того же ответа, когда на все вопросы взрослого ребенок называет одно и то же, на­пример:

— Что ты делал, когда я пришла в группу?

— Играл.

— Что интересного с тобой было вчера?

— Играл.

— Что собираешься делать вечером?

— Играть. И т. п.;

3) перечисление режимных моментов: спать, кушать, гу­лять, мыть руки и пр.;

4) сообщение о самостоятельных занятиях, например: «Играл с Колей в войну», «С Таней в куклы играла», «Буду ри­совать домики» и пр.;

5) развернутый рассказ (из нескольких предложений) о своих прошлых и будущих действиях.

Определяя уровень осознанности, следует внимательно рассмотреть ответы детей на поставленные вопросы. Преоб­ладание содержательных ответов и развернутых сообщений о себе (4-й и 5-й варианты ответов) означает достаточно высокий уровень развития самосознания. Отсутствие ответов, ситуативные или стереотипные ответы (1-й и 2-й варианты) будут свидетельствовать о неразвитости самосознания, о том, что ребенок как бы не замечает своего отношение к окружаю-

щему и своих действий, а значит и самого себя. Без такого осо­знания развитие произвольности как качества личности ребен­ка невозможно.

Поэтому дети 5—7 лет с неразвитым самосознанием нужда­ются с специально организованном общении с взрослым.

Методические приемы, направленные на развитие осознанности поведения

Работа с детьми по развитию осознанности поведения мо­жет включать следующие приемы.

Речевое общение, включенное в деятельность

Взрослый не просто наблюдает за самостоятельными игро­выми действиями детей, а участвует в них на правах партнера. Время от времени он задает вопросы, направленные на осозна­ние их действий и желаний, например: «Что ты сейчас хочешь сделать?», «Зачем тебе эти машинка и палочка?», «Тебе не скуч­но играть? Может, поиграем в другую игру?», «Во что ты сейчас играешь? Что будешь делать потом?» и т.д.

Задача подобных вопросов заключается в том, чтобы оста­новить поток непрерывных, спонтанных и ситуативных дей­ствий ребенка, побудить его к их осознанию.

Использование данного приема преследует три основные задачи.

1. Выделить для ребенка временной план его активности, соотнести его прошлые, настоящие и будущие действия в огра­ниченных временных рамках (в пределах 15—20 мин). Времен­ной план детской деятельности тесно связан с осознанием ее целей и средств. Вопросы типа: «Для чего тебе это нужно?», «Что бы будешь делать с этой машинкой?», «Что сначала и что потом?» — направляют внимание ребенка на цели и средства его действий.

2. Фиксировать субъективные состояния ребенка (его на­строения, отношение к деятельности и пр.). Периодические вопросы взрослого: «Ты не устал?», «Тебе не надоело в это играть?», «Тебе интересно?», «Скучно или весело?», «Тебе это

трудно делать или легко?»— направляют ребенка на него само­го, на свое эмоциональное состояния и отношение к тому, что ВН делает.

Л. Поставить ребенка в ситуацию выбора, который должен Осуществить он сам, показать возможность разных альтерна­тив его поведения. Альтернативные вопросы взрослого типа: • Но что ты хочешь играть — в кубики или в куклы?», «С кем тебе интереснее — со мной или с Сашей? Или может быть одному?», «Что тебе нужно для игры — машинки или посуда?» и пр. — по­буждают ребенка представить разные варианты собственных действий и лучше осознать свои желания.

Число и характер вопросов не могут быть жестко фиксиро­ванными и зависят от конкретных обстоятельств и индивиду-ильных особенностей детей. Если ребенок не может ответить на вопросы взрослого (а на первых порах это наблюдается до­статочно часто), взрослый помогает ему, предлагая на выбор разные варианты ответов. Ни в коем случае нельзя навязывать «правильный» ответ. В данном случае ответы не могут быть правильными или неправильными, их вообще не стоит оценивать. Имеете с тем детские ответы можно повторить, переформулиро­вать, сделать более развернутыми и грамотно оформленными. Можно лишний раз напомнить ребенку его собственное наме­рение или решение, чтобы помочь ребенку «удержать» его.

Всякий «нажим», требование правильного или полного от­вета могут привести к распаду действий ребенка. Задача взрослого, напротив, состоит в том, чтобы своими вопросами под­черкнуть и выделить действия ребенка, придать им осознан­ный характер.

Планирование игровой деятельности

Взрослый с несколькими детьми (3—4 человека) заранее со­ставляет план совместной будущей игры: распределяет роли, определяет порядок действий, обязанности каждою персонажа, его характер, промежуточные и конечные этапы игры. При этом взрослый не диктует свои решения, не навязывает свой ва­риант плана, а постоянно советуется с детьми, охотно принима­ет и поддерживает всякое предложение, исходящее от них.

Можно предложить любые сюжеты ролевой игры, где есть понятные и привлекательные для них роли. Например:

• «больница» (роли врача, медсестры, шофера скорой по­мощи, больного);

• «улица» (роли милиционера, работника заправочной станции, водителей, авторемонтника и пр.);

• «концерт» (роли конферансье, артистов, аккомпаниато­ра, зрителей).

Подробно обсудив и определив план предстоящей игры, порядок действий для каждого персонажа, взрослый вместе с детьми начинает разыгрывать намеченный сюжет. Он следит за тем, чтобы дети не слишком отклонялись от намеченного плана, но вместе с тем поощряет все инициативные действия в пределах роли.

После игры взрослый разговаривает с каждым участником и спрашивает, во что тот играл, чем занимался во время игры, что ему больше всего понравилось, а что не очень. Особенно под­робно взрослый интересуется тем персонажем, роль которого выполнял ребенок, его рассказом о собственных действиях и об их соответствии намеченному плану.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.117.130 (0.016 с.)