Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возможные пути формирования мотивационно-волевой сферы пассивных дошкольниковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Пассивные, «заторможенные» дети нуждаются в принципиально иных педагогических воздействиях. Общая пассивность поведения таких детей говорит об отсу теши и мотивации к самостоятельным действиям. Ситуации, снизанные с игровой и продуктивной деятельностью, не побуждают их активность, а потому говорить о ее сдерживании и преодолении (т. е. о регуляции своего поведения) в данном случае нельзя. Поднять уровень творческой активности «заторможенных» детей, сделать их поведение более самостоятельным и осмысленным возможно только через психолого-педагогическую коррекционную индивидуальную работу направленную на перестройку мотивационной сферы каждого ребенка и на формировании мотивации самостоятельности в разных видах деятельности. Первой задачей взрослого в работе с такими детьми должно стать завоевание безусловного расположения и доверия ребенка. Для этого взрослый (педагог или психолог) в течение продолжительного времени должен участвовать в играх детей, разговаривать с ними, всячески пытаться установить контакт. Однако расположение к взрослому и доверие к нему еще не обеспечивает активности и самостоятельности детей. Речевое внеситуативное общение (как познавательное, так и личностное), как правило, недоступно для них. Они не могут? поддержать самый простой разговор (молчат, отворачиваются, формально и односложно отвечают). Для формирования интереса к окружающему и стремления к самостоятельным действиям нужно, чтобы у ребенка появился положительный опыт таких действий, чтобы и результатах своих усилий он увидел себя и узнал свои возможности. Следовательно, необходимо совместное действие, способное заинтересовать и увлечь ребенка. Выбор такого действия представляет определенные трудности. Оно должно быть предельно простым (чтобы ребенок мог легко достичь определенных успехов), осмысленным, понятным, иметь зримый конкретный результат. В качестве одного из возможных примеров такого действия можно привести работу с ножницами. Этот простой и полезный навык не требует особых способностей, вместе с тем он предполагает определенные усилия со стороны ребенка, требует внимания и сосредоточенности. Кроме того, результат таких действий наглядно представлен и может быть объективно оценен. Поэтому данное действие (вырезание ровных полосок из бумаги) вполне может быть использовано для коррекционной работы. Эти полоски можно раскрасить в разные цвета, а по- том использовать для аппликации, плетения ковриков и других поделок. Начать можно с самого простого — с разрезания листа бумаги по прямой линии на 4 части. Сам процесс деятельности разделяется на последовательные этапы. Сначала взрослый показывает, как можно разделить бумагу на 4 части без линейки и карандаша —сложив ее пополам, а потом еще раз пополам, совмещая каждый раз уголки. Потом показывает, как правильно держать ножницы, делать маленький надрез, правильно направлять концы ножниц по прямой линии и пр. Главная задача взрослого при этом состоит не в том, чтобы научить резать полоски из бумаги, а в том, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься этим делом, увлечь его. Для этого используются все имеющиеся в арсенале воспитателя средства: интонационная окраска голоса, взгляд, мимика, жесты и пр. Важно обыгрывать каждый этап этого занятии, заинтриговать ребенка, сделать простые действия загадочными и сюрпризными: радоваться, когда совпадают углы листа, удивляться, что листок стал в два раза меньше или распался на четыре части, восхищаться получившимися полосками слоном стремиться эмоционально увлечь детей, заражая их своим эмоциональным отношением. Взрослый должен выражать яркий интерес к действиям ребенка, поощрять его малейшие успехи, постепенно вовлекая его в деятельность. Субъективная значимость этой простой и даже примитивной деятельности создается не только эмоциональной включенностью взрослого, но и подробным объяснением значения каждой мелкой операции. Важно, чтобы ребенок смог представить всю деятельность в целом, предвидеть следующий ее шаг и оценить свои успехи сам. После каждою занятия нужно спрашивать ребенка, все ли у него получилось, ровные ли у него вышли полоски, были ли ошибки. Эти вопросы нужны для того, чтобы дети еще раз вернулись к споим действиям, мысленно представили их и осмыслили каждую операцию в контексте целого действия. На первых занятиях дети скорей всего будут формально выполнять предлагаемые действия, не проявляя при этом ника- ких эмоций. После каждой операции они будут считать свою задачу выполненной. На вопрос взрослого, все ли они сделали правильно, дети будут молчать или отвечать формально и односложно: «Да, все». Однако на этом нельзя останавливаться; важно вместе с ребенком рассмотреть полученный результат—оценить полоски, сравнивать их с образцом, отметить, на каком этапе были допущены ошибки и неточности. Все это должно делаться ровным, спокойным тоном, без спешки и без осуждения. Нужно стремиться вызвать самостоятельные суждения и высказывания ребенка, предоставляя ему для этого все возможности: попросить выбрать полоску, которая получилась лучше всего (самую ровную), обнаружить неровности в других, проведя пальчиком по краю или наложив на образец, сказать, почему здесь получилось неровно. Очевидно, что такого рода оценка не требует особых умственных усилий и доступна всем дошкольникам. В то же время она требует включенности ребенка в деятельность, его сосредоточенности, понимания смысла и осознанности своих действий. Со временем поведение детей меняется. Об этом может свидетельствовать характер их ответов: если, прежде чем ответить на вопросы взрослого о правильности своих действий, дети задумываются, рассматриваю! свои полоски и отвечают уже не так уверенно («чуть-чуть неправильно», «немножко криво», «вот здесь не так»), это означает, что они уже включаются в содержание деятельности и выполняют ее неформально. Правда, иногда они будут называть внешнюю причину своих ошибок: «бумага неровная», «ножницы плохие» и пр. Однако это опять же свидетельствует о том, что они отмечают нарушения в деятельности и стремятся их избежать. Главное, чтобы дети начали самостоятельно анализировать результаты своих действий и сами находили ошибки. Нацеленность на вопросы взрослого (а они должны задаваться регулярно после каждого занятия) при водит к тому, что дети, предвидя их, отмечают свои удачи и неудачи в процессе действия. Этому будет способствовать речевое сопровождение действий. Можно попросить ребенка комментировать свои действия, т. е. говорить, как и что они делают. Далеко не все, смогут сделать это содержательно, в основном это будут приговаривания типа: «Вот так надо, вот так...» В этом случае нужно помочь ребенку, давая развернутые комментарии его действиям. Например: «Вот сейчас мы складываем листок, смотрим, чтобы уголки встретились и края совпали, потом аккуратно проводим пальчиком по сгибу, чтобы получилась ровная линия...» Важно помогать ребенку анализировать свои действия, например: «Сначала ты резал хорошо, потом чуть-чуть криво, а потом опять хорошо», или «Первая полоска неровная, а остальные хорошие». Ребенок при этом должен не просто слушать взрослого и соглашаться с ним, но видеть и замечать результаты своих действий. Заметив свою ошибку, он, как правило, будет пытаться исправить ее или попросит дать еще листок бумаги. На первых занятиях дети скорее всего будут пассивно и равнодушно выполнять инструкции взросло! о. Первый всплеск их собственного интереса обычно совпадает с моментом, когда дети сами обнаружат свои успехи или промахи. Они как бы «открывают» результаты своих действий и самостоятельно, без помощи взрослого связывают их с тем, что и как они делали. Это сразу отражается в их мимике и поведении: в глазах появляется блеск, они начинают энергично накладывать полоски друг на друга, сравнивая их, прикладывать полоски к краю стола, обнаружив, что полоска ровная, улыбаются и гордо смотрят на взрослого, а найдя ошибку, стремятся ее исправить. В этот момент обычно появляются первые высказывания ребенка о своих желаниях: «Хочу еще вырезать», «Хочу снова заниматься». После этого интерес к данной деятельности быстро нарастает. Дети сами требуют чтобы с ними занимались. Продолжая занятия, важно поддерживать каждый успех ребенка, направлять его действия показом или подсказкой. Особенного поощрения заслуживают самостоятельные критические оценки собственных действий: «Ты уже не только все умеешь, но и все понимаешь, и можешь сам себя поправлять». После этого дети стараются тщательнее проверять свои полоски и поправлять ошибки. Опыт показывает, что примерно через две недели подобных занятий такое понятное и осмысленное «дело» может стать для ребенка любимым. По собственной инициативе (что особенно важно для пассивных детей) он начинает тренироваться дома, и все свободное время стремится резать полоски из бумаги, соревнуясь с другими в точности их вырезывания. Интересно, что овладев таким навыком, дети пытаются передать его сверстникам — учат других детей, как нужно вырезать полоски, развернуто объясняя смысл каждой операции. Помощь и поддержка взрослого в этих случаях уже не нужны. Естественно, вырезание полосок вовсе не единственное занятие, которым можно увлечь ребенка. Здесь существует множество других возможностей (кубики, конструкторы, лепка, рисование, поделки из природного материала и пр.) Однако во всех случаях интерес к любому действию и чувство своей самостоятельности и компетентности передается ребенку в общении с взрослым — через эмоциональную вовлеченность партнеров, осознание действия и оценку его результатов. Успешность в конкретной деятельности и ее осмысленность отражается на поведении и самочувствии детей за пределами занятий. Активность, которая возникла в результате занятий, яр-ко проявляется и на прогулках, и в общении со сверстниками, и на обязательных занятиях в детском саду. Дети становятся более активными, эмоциональными, раскованными. После проведения такой коррекционной работы и родители и воспитатели отмечают, что дети стали «веселее», «самостоятельнее», «активнее» и, как выразилась одна воспитательница, «какими-то наполненными». Вместе с тем, появившийся интерес к самостоятельным действиям и возросшая активность могут привести к тому, что дети становятся менее послушными и усидчивыми. В этих случаях нужно использовать те методы общения, которые были рекомендованы выше для импульсивных детей. Вопросы и задания 1. Как отличить общение от других форм взаимодействия? 2. Что такое «форма общения»? 3. Расскажите о характерных особенностях общения младенца с взрослым. 4. Назовите отличительные характеристики ситуативно-делового общения. 5. Чем отличается внеситуативное общение от ситуативного? 6. Каковы основные признаки внеситуативно-познавательного общения? 7. Что дает дошкольнику внеситуативно-личностное общение с взрослым? 8. Попробуйте осуществить диагностику формы общения детей 4—5 лет. 9. В чем заключается формирование личностных механизмов поведения? 10. Назовите основные группы трудностей в общении дошкольников с взрослым. Темы для курсовых 1. Условия формирования внеситуативно-почнивнтелыюго и внеситуативно-личностного общения дошкольников с взрослым. 2. Развитие произвольности и осознанности поведения дошкольников. 3. Особенности общения воспитателя с гипернктивными детьми. 4. Влияние ролевой игры на становление личности ребенка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.242 (0.013 с.) |